Аграрная культура и её характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 12:13, реферат

Описание

Шаг к аграрной культуре это один из этапов эволюции. Аграрная культура не имела единой исходной точки - ее истоками были многообразные и зачастую не связанные между собой навыки и знания. Собиратели и охотники жили среди растений и животных и кормились за их счет. Переход к аграрной культуре осуществлялся, по моему глубокому убеждению, медленно и постепенно. Это происходило, по - видимому, одновременно в различных регионах планеты. Единственным общим знаменателем этого процесса была нехватка дичи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1 АГРАРНАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКА 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17

Работа состоит из  1 файл

экология.docx

— 44.58 Кб (Скачать документ)

Энергопотребление населения  в античном мире ненамного превышало  уровень эпохи в целом. На первый взгляд такой небольшой прирост  энергопотребления не способствовал быстрому развитию общественного производства и не мог энергетически обеспечить рост численности населения. Вместе с тем античные наука и культура достигли в этот период человеческой истории небывалого расцвета. В. П. Алексеев объясняет это широким использованием особого малозатратного источника энергии - находящихся в рабстве людей.

Последним этапом в развитии аграрной культуры, начавшимся в V-VI вв. н.э., стала эпоха феодализма. Хронологически она почти совпадает с эпохой средневековья.

со II в. до н. э. до начала Х  в. н. э. не происходило существенного  прироста производства продовольствия прежде всего по причине нестабильности политической обстановки. Росту производства препятствовали войны, мародерство и грабежи. В то же время растущему городскому населению и регулярным армиям требовалось все больше продовольствия. В IX в. население Земли насчитывало примерно 250 млн человек. Это была эпоха застоя, разобщенности, не прекращавшихся войн, эпидемий, частых неурожаев. На этом фоне заметным был недостаток пищевых ресурсов, большая часть населения Земли хронически недоедала, велики были показатели смертности от голода.

Период с Х в. до середины XIII в. отмечен мощным прогрессом человечества, его численность увеличилась почти вдвое. Однако уже в конце XIII в. рост численности населения прекратился. В XIV в. во многих регионах настали трудные времена: население Китая за 100 лет сократилось более чем на 50 млн, в Индии и Европе число жителей также значительно уменьшилось. В результате в 1400 г. на Земле людей жило меньше, чем в 1200 г. В качестве основной причины такого резкого спада многие ученые считают тяжелую, затяжную пандемию чумы. Однако эта причина, по-видимому, не является единственной с точки зрения объяснения приостановки демографического роста. Б. Б. Прохоров отмечает, что в условиях аграрной культуры рост населения в каждый данный период неизбежно опережает рост продуктивности сельского хозяйства. Следствием этого было то, что до XV столетия люди, по существу, жили на грани голода и качество питания улучшалось очень медленно. Рост народонаселения неизбежно прекращался, как только численность населения доходила до критической, после которой вновь нарождающиеся люди не могли уже быть обеспечены средствами к существованию. Лишь начиная с XV в., в последние несколько столетий господства аграрной культуры, между 1400 и 1750 гг., за счет совершенствования технологии и техники земледелия человечество сумело увеличить производство продуктов питания и на этой основе добиться стабилизации роста численности народонаселения.

Для эпохи феодализма характерно широкое использование в производстве силы ветра и течения воды. В городах и сельской местности стали находить все большее применение водяные и ветряные двигатели (их использовали, в частности, при производстве хлебной муки). Огромное значение в жизни общества в качестве тягловой силы приобрела лошадь.

В эпоху средневековья  более интенсивно стали развиваться  города. Площадь городов обычно была невелика, но в них на сравнительно малой площади было сконцентрировано большое количество людей. Так, Б. Б. Прохоров приводит данные о плотности населения в старинных кварталах Алжира, которая достигала 200 тыс. человек на 1 км2, что выше плотности населения в старых районах современного Дели (150 тыс. человек на 1 км2).Средневековые города отличались крайне неблагоприятной для жизни и здоровья людей обстановкой. Несовершенство системы вывода отходов производства и нечистот (иногда ее полное отсутствие), недостаток чистой питьевой воды, высокая плотность заселения (особенно в бедных кварталах) - все это способствовало развитию массовых эпидемий холеры, брюшного тифа, чумы и пр.

С течением времени человечеству все чаще приходилось сталкиваться с негативными последствиями  своего влияния на природу. Прошло, однако, много веков, прежде чем люди сочли необходимым начать регулировать свои взаимоотношения с ней. В  эпоху средневековья стали появляться первые законодательные акты, направленные на охрану окружающей среды. Еще во времена Карла Великого (742-814) был принят ряд королевских указов и декретов, регламентирующих охоту и имевших определенное природоохранное значение. В XI в. в первом документе русского права - «Русской правде» - регламентировалась добыча бобра. Позднее некоторые правители европейских государств издавали специальные распоряжения, запрещавшие охоту на конкретные виды животных. В середине XVI в. во многих странах Европы была запрещена охота в лесах, принадлежавших монархам, крупным феодалам, монастырям. В них были организованы заповедники, представлявшие собой, правда, частные охотничьи хозяйства. Именно этим законам человечество обязано тому, что в лесах Европы до сих пор сохранились многие дикие животные.

В эпоху господства аграрной культуры, растянувшейся на многие тысячелетия, произошли существенные изменения в восприятии человеком природы, его отношении к ней, понимании своего места в мире. Для человека эпохи древнейших земледельческих цивилизаций (Шумер, Египет, Китай и др.) были характерны уход от анимизма (традиции одушевления всех природных объектов) и тотемизма (отношение родства с растениями и животными перерастает в отношение покровительства их над людьми), постепенный отказ от следования закону сопричастности. Люди все чаще рассматривают животных и растения как автономные, не связанные с ними объекты. В представлениях людей этой эпохи превалируют культы домашних животных и обеспечивающих обильный урожай природных сил (солнце, земля, дождь и др.), возникают мифы о вечном самовозобновлении природы, такие, например, как древнеегипетский миф об Осирисе.

Значительный прогресс в  развитии представлений об окружающей человека действительности произошел в эпоху античности (VI в. до н.э. - V в. н.э.). Человечество, расселяясь, расширяло свои познания об окружающем мире. Люди создали мощную цивилизацию и уверовали в свое могущество. Главными персонажами античной мифологии стали боги, чрезвычайно похожие на людей. В это время зарождались науки, поскольку дальнейшее развитие мореплавания и земледелия было невозможно без научной основы.

На всем протяжении эпохи  средневековья духовная жизнь Европы была под контролем христианства, церковная догматика определяла общественную деятельность и мораль. Отношения общества и природы объяснялись исключительно Библией, повествующей о том, что Бог отдал человеку всю землю и всех ее обитателей в полное и безраздельное владение. В это время религия сильно сковывала развитие осмысления отношений общества и природы, так как считалось, что любое объяснение есть в Библии и только там может быть единственно верное объяснение.

В эпоху Возрождения (XV-XVI вв.) на первый план выдвинулась человеческая личность. На смену теоцентризму пришли антропоцентризм и гуманизм, человек начал освобождаться от жестких оков религиозной догматики, культура стала приобретать светский характер. Началась эра Великих географических открытий, зародился протестантизм, сильно поколебавший доселе незыблемые устои католицизма. Открытия Галилея и Коперника перевернули представления людей о Вселенной. В эпоху Возрождения понимание человечеством своих отношений с природой вышло на качественно новый этап, в это время люди стали природу изучать, применяя для этого научные методы, сформулированные Ф. Бэконом.

С конца XVI в. в странах  Западной Европы наблюдается быстрый  подъем творческой мысли. Расширение географического кругозора человечества, последовавшее за великими географическими открытиями (Америки, Австралии, морских путей в Индию, Китай и др.), и накопление огромного багажа эмпирических знаний и фактов нуждались в теоретическом осмыслении. Этого требовали также запросы быстро развивавшихся сельского хозяйства и промышленности. Однако и в XVII-XVIII вв. естествознание все еще находилось под контролем религиозных догм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Переход к аграрной культуре, произошедший в позднепервобытном            обществе, революционный переворот в производстве, связанный, как правило, с переходом от присваивающего к производящему хозяйству и создавший предпосылки для формирования раннеклассового общества. Главное содержание неолитической революции — переход от присваивающего хозяйства (охота, собирательство, рыболовство) к производящему хозяйству. Появляются права собственности, закрепляющие исключительные права индивида, семьи, рода или племени на землю. Преодоление трагедии общей собственности позволило остановить падение предельного продукта труда, стабилизировало его. Прогресс развития общества в ходе неолитической революции проявляется в повышении плотности и численности населения. Переход от охоты и собирательства к земледелию позволил повысить плотность населения в сотни раз. Поскольку этот переход происходил далеко не во всех регионах планеты, то рост общей численности населения планеты происходил более медленно — не в сотни, а только в десятки раз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

1 АГРАРНАЯ  КУЛЬТУРА И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКА 4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Ситаров В.А. Социальная экология;
  2. Журнал власть 2009,август;
  3. http://robotlibrary.com/book/139-socialnaya-yekologiya/11-agrarnaya-kultura.html;
  4. http://xxx-fotok.net/mir_cheloveka/razvitie_agrarnoy_kulturyi.html.

 


Информация о работе Аграрная культура и её характеристика