Взаимосвязь табачной аддикции и враждебности у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 17:38, курсовая работа

Описание

Рассматриваема проблема, наиболее актуальна среди отдельной социальной группы – в среде учащихся средней и старшей школы, подростков. Поскольку влияние сверстников в данном возрасте весьма велико, то причин для беспокойства достаточно много. Помимо влияния окружающих, есть личное стремление поспешного взросления, свойственное многим современным подросткам. Влияние может исходит и от родителей, а также от иных авторитетных взрослых.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……….3
Общая характеристика работы………………………………………………...…....4
1. Проблемы изучения враждебности и аддиктивного поведения в психологии…………...…………...7
1.1 Понятие враждебности в зарубежной и отечественной психологии........…...7
1.2 Табакокурение как вид аддиктивного поведения.……………………...........11
1.3 Психологические особенности подросткового возраста.................................18
Выводы ………………………………………………………….……….................24
2. Эмпирическое исследование враждебности и табачной аддикции у подростков ………25
2.1 Организация, методы и этапы проведения эмпирического исследования....25
2.2 Взаимосвязь враждебности и табачной аддикции у подростков.............…...28
Выводы…………………………………………………………………...................37
Заключение………………………………………………………………………….38
Список использованной литературы……………………………………………...40

Работа состоит из  1 файл

Взаимосвязи враждебности и табачной аддикции.doc

— 395.50 Кб (Скачать документ)

- изучение враждебности в рамках различных психических расстройств. За последние пятьдесят лет было опубликовано достаточно большое количество работ, демонстрирующих наличие связи между враждебностью и психическими расстройствами (в первую очередь эмоциональными нарушениями). Исследования психиатров выявили, что почти у половины больных шизофренией отмечается так называемая характерологическая враждебность, проявляющаяся в негативизме, раздражительности, вербальной и физической агрессивности. Однако, несмотря на большое число публикаций, данное направление исследований враждебности остается наименее разработанным.

- исследование  биологических коррелятов враждебности  – изучение наследственных факторов. Необходимо отметить, что публикаций, посвященных данному вопросу,  немного. Как правило, в них изучается наследование различных аспектов враждебности или же ее отдельных характеристик, таких как особенностей поведения, ее типа, раздражительности, подозрительности, гневливости, цинизма и т.п. Полученные в результате этих исследований данные, позволяют сделать вывод, о том, что враждебность в целом имеет сравнительно низкие показатели наследуемости [27].

Приведенные выше определения дают достаточно четкое представление о враждебности. Однако, несмотря на различия, термины «враждебность», «гнев» и «агрессия» по-прежнему нередко в научных публикациях подменяются одно другим. Результаты многочисленных исследований показали, что враждебность имеет значение в развитии и формировании особенностей течения психических и соматических заболеваний, представляя один из серьезных факторов, угрожающих здоровью человека.

Таким образом, в дальнейшем будет использовано следующее определение понятия  враждебности:

враждебность  – негативное, оппозиционное отношение  к окружающему миру (в первую очередь  к людям) преимущественно когнитивного характера, подразумевающее наличие негативных эмоций и поведенческих проявлений в виде агрессии, негативизма и т.д. Рассматривая враждебность, данная работа будет опираться на определение Дж. Берифута который выделял когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты враждебности.

 

 

1.2 Табакокурение  как вид аддиктивного поведения

Отклоняющееся поведение вызывает живой интерес у психологов, врачей, педагогов, работников правоохранительных органов, социологов, философов. Тема эта носит междисциплинарный и дискуссионный характер. Под отклонениями в поведении понимаются такие особенности и их проявления, которые не только обращают на себя внимание, но и настораживают общественность [20].

В большинстве  наук принято деление явлений на «нормальные» и «аномальные». По справедливому замечанию Ж. Годфруа, вопрос «Какое поведение можно считать нормальным» является центральным для объяснения человеческого поведения. В строгом смысле определение понятий «нормальное» и «аномальное» поведение затруднено, а границы между ними весьма размыты [19].

Внутри чрезвычайно сложной  и многообразной категории «отклоняющееся поведение» выделяется подгруппа так  называемого аддиктивного поведения. Аддиктивное поведение – зависимое  поведение. В переводе с английского addiction – склонность, пагубная привычка.

С давних времен различные формы зависимого поведения  называли вредными или пагубными  привычками, имея в виду пьянство, переедание, азартные игры и другие пристрастия. В современной медицинской литературе широко используется такой термин, как психологическая привычка. Понятие зависимость также заимствована из медицины, является относительно новым и популярным в настоящее время.

Зависимое (аддиктивное) поведение, как  вид девиантного поведения, в  свою очередь имеет множество подвидов, дифференцируемых преимущественно по объекту аддикции:

- химическая;

- пищевая;

- игровая;

- сексуальная;

- религиозная [12].

Наиболее распространенной химической аддикцией на сегодняшний день является табачная аддикция. Традиционно табакокурение рассматривалось как вредная привычка. Привычки как психологический феномен до сих пор не получили достаточного освещения в психологической литературе. Неясно даже к какому разделу психологии их отнести: к мотивации или поведению. С ролью привычки как мотивационного фактора согласен С.Л. Рубинштейн, который пишет, что образовавшаяся привычка означает возникновение не столько нового умения, сколько нового мотива. Формированию вредных привычек, т.е. привычек, содержанием которых являются не самим действия, а вызываемые ими состояния, сопутствует эмоционально положительный фон. К.К. Платонов утверждает, что решающее значение в формировании привычек приобретает вызываемое самим функционирование «действие, выполнение которого стало потребностью, это навык, формировавшийся на фоне положительной эмоции». В отличие от многих вредных привычек, акт табакокурения происходит неосознанно, а часто просто машинально: рука сама тянется к пачке, пальцы сами вытаскивают сигарету и подносят е ко рту и так далее до последней затяжки [17].

Формирование табачной аддикции осуществляется через механизм моделирования курительного поведения и регулируется тремя  основными компонентами: программированием, употреблением, установкой. Таким образом, процесс приобщения к курению происходит в раннем детстве, когда ребенок видит вокруг себя курящих взрослых. Будучи пассивным курильщиком он привыкает к запаху и виду сигарет. Со временем возникает желание попробовать самому. Как правило, эксперимент начинается в группе и происходит с одобрения сверстников. Боязнь быть отвергнутым ими только усиливает желание. Стремление к независимости от окружающих приводит к продолжению экспериментов. Появляется вера в то, что курение успокаивает нервы, улучшает настроение [26].

В отличие от наркотической и алкогольной зависимости курильщики не склонны к антиобщественному поведению. Поэтому основными социальными последствиями являются:

- преждевременная смерть;

- рождение слабого потомства;

- нарушение взаимоотношения между  людьми;

- увеличение риска заболевания внутренних органов.

В большинстве публикаций, касающихся курения точного определения  данного понятия нет. Его нет  даже в публикации Европейского регионального  бюро Всемирной организации здравоохранения  для Всемирного банка под названием  «Сдерживание эпидемии: правительства и экономическая подоплека борьбы против табака» (Вашингтон, 1999). Опираясь на вышесказанное, сделаем следующие выводы:

1) курение – эти вид химической  аддикции;

2) курение – это проявление  психического и поведенческого расстройства вследствие употребления табака.

Богдан Т. Воронович указывает, что о наличии табачной зависимости  могут свидетельствовать следующие  признаки: выкуривание более 20 сигарет в день, выкуривание первой сигареты в течение первых тридцати минут после пробуждения, частое и глубокое затягивание табачным дымом, курение во время болезни. Также существует и ряд других диагностических критериев, в числе которых непреодолимая тяга к курению, неспособность контролировать поступки, связанные с курением, физиологические симптомы синдрома отмены, развитие толерантности, отказ от других источников получения удовольствия в пользу курения, продолжение курения вопреки последствиям [16]. Главное, что следует отметить, - это то, что зависимость наступает у человека курящего.

Под табачной аддикцией следует  понимать психическое состояние, возникающее  в результате табакокурения, выступающего средством удовлетворения психических  и социогенных потребностей личности. Формирование табачной аддикции обусловлено  личностными характеристиками и средовыми факторами. Результатом табачной аддикции является сформированность психологической зависимости личности, т.е. аддиктивное поведение. Аддиктивная личность характеризуется наличием определенных дефицитов, таких как неадекватная самооценка, недостаточная сформированность коммуникативных способностей, недостаточная уверенность в себе, повышенная тревожность и другие. На основе этих дефицитов формируется определенные социогенные и личностные потребности, удовлетворение которых ведет к снижению дефицитарности. Это желание быть принятым референтной группой, повысить общительность, снять стресс, снизить тревожность [30].

Психолог Ф. Райс выделяет следующие  причины, по которым человек продолжает курить:

- снятие психологического напряжения;

- приобретение бессознательной  привычки;

- ассоциации или связи с приятной  обстановкой и удовольствием;

- привычка к соске;

- физическая зависимость от  никотина.

Важнейшими мотивами, движущими  курящими, по мнению Ф. Науманн:

- воздействие никотина, в особенности вызываемое им чередование стимуляции и успокоения;

- групповое переживание. Сначала  сигарета — демонстративный символ  взросления. Затем принадлежность  к определенной группе (курящих)  и напряженные отношения с  группой некурящих. Когда встречаются  друг с другом двое курящих людей, у них возникает чувство единения;

-часть самоидентификации. Курение  способно становиться важной  частью "Я". Мотив протеста против  авторитарности свойственен не  только подросткам;

-сигарета как маска. За манерой  курения человек может прятать от чужих глаз свои сомнения, нерешительность, неуверенность в себе;

- сигарета как символ и средство  общения. С просьбы "Не найдется  ли у вас закурить?" можно  начать разговор;

-сигарета как мерило времени;

- мгновенная свобода от повседневности [16].

Данные, полученные в ходе исследования российскими учеными, подтверждают известный факт: среди мужчин курение  более распространено, чем среди  женщин. При анализе распределения респондентов по текущему статусу по отношению к курению в зависимости от возраста выявлены следующие тенденции:

- наиболее высокие показатели  курения от случая к случаю  отмечаются в период от 15 до 29 лет;

- самый высокий показатель ежедневного  курения отмечается в возрастном  диапазоне от 25 до 39 лет;

- наибольшая распространенность курения (ежедневного и от случая к случаю) прослеживается от 20 до 29 лет;

- после 40 лет наблюдается снижение  показателей курения [2].

Некоторые авторы называют табакокурение  бытовой токсикоманией, причем одной  из наиболее упорных и трудно поддающихся лечению, определяемой возникшим болезненным пристрастием к никотину. А.Н. Бабурин [4] описывает физиологическую зависимость от табакокурения как состояние, при котором индивид продолжает курить потому, что отказ от курения вызывает чувство дискомфорта и при увеличении срока воздержания становится причиной развития абстинентного синдрома.

На пути к зависимому поведению  или никотиновой токсикомании индивид  проходит определенные стадии [29].

Первая стадия характеризуется  исчезновением при табакокурении неприятных ощущений в организме и появлением навязчивого труднопреодолимого желания курить. У курильщика появляется чувство якобы повышающейся при курении работоспособности, улучшения самочувствия. Продолжительность первой стадии различна и зависит от индивидуальных особенностей организма и центральной нервной системы курильщика.

Вторая стадия характеризуется  тем, что влечение к табакокурению  принимает навязчивый характер. Для  этой стадии никотиновой токсикомании характерно возникновение нервно-психологических нарушений, таких, как повышенная раздражительность, утомляемость, ухудшение внимания, неусидчивость, снижение аппетита, а также появление головных болей, потливости, неприятных нарушений в области сердца, возникающих при длительных перерывах в курении и исчезающих при введении очередной дозы никотина.

Третья стадия характеризуется  тем, что на этом этапе бросить  курить уже довольно трудно. Стиль  курения, принятый в курящей компании, начинает восприниматься как естественный и нормальный, окончательно формируя психологическую готовность к некритическому восприятию обычаев курильщиков. Курение становится все более частым.

Табачной зависимости присущ ряд  специфических черт, отличающих ее от других токсикомании. Д.Б. Анискин  утверждает, что при ней не развивается ярко выраженных психических нарушений и изменений личности, что, очевидно, и делает этот вид патологического пристрастия социально терпимым. Кроме того, при никотинизме роль психологических факторов в становлении пристрастия выше, чем при любой другой токсикомании. Хотя никотин и играет определенную роль в формировании табачной зависимости, она весьма мала по сравнению со значением психологических факторов [4].

В настоящее время курение –  наиболее распространенная вредная  привычка, которая является одной из тяжелейших проблем нашего времени и причиной множества заболеваний, а также преждевременной смертности. Курение ежегодно уносит сотни тысяч жизней. Риск, связанный с курением, огромен. Около 40 % смертей мужчин от ишемической болезни сердца связаны с курением. Табачный дым содержит психоактивные вещества – алкалоиды, никотин и гармин, которые в комбинации являются активным стимулятором ЦНС [2].

Из всего выше сказанного можно  сделать вывод о том, что химическая аддикция является специфическим видом  девиантного поведения и представляет собой злоупотребление одним или несколькими химическими веществами, протекающие на фоне измененного состояния сознания. Личность с подобными привычками идентифицируется как аддикт или аддиктивная личность. Наиболее распространенной аддикцией в современном мире считается табачная аддикиця. Под табачной аддикции следует понимать психическое состояние, возникающее в результате табакокурения, выступающего средством удовлетворения психических и социогенных потребностей личности.

 

 

1.3 Психологические особенности  подросткового возраста

Подростковый  возраст – это отрезок жизни  между детством и зрелостью. В  западной культуре он постоянно удлиняется, и полного согласия по поводу сроков его начала и завершения нет. Обычно подростковый период рассматривается как промежуточная ступень между детством и взрослой жизнью, причем проходит он для каждого по-разному и в разное время, но, в конце концов, большинство подростков обретают зрелость. В этом смысле подростковый возраст можно уподобить переброшенному между детством и зрелостью мосту, по которому каждый должен пройти, прежде стать ответственным и творческим взрослым человеком [1]. По общепринятой периодизации жизни человека Фридмана принято считать, что подростковый возраст приходится на 13-16 лет у мальчиков и на 12-15 лет у девочек.

Информация о работе Взаимосвязь табачной аддикции и враждебности у подростков