Взаимосвязь табачной аддикции и враждебности у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 17:38, курсовая работа

Описание

Рассматриваема проблема, наиболее актуальна среди отдельной социальной группы – в среде учащихся средней и старшей школы, подростков. Поскольку влияние сверстников в данном возрасте весьма велико, то причин для беспокойства достаточно много. Помимо влияния окружающих, есть личное стремление поспешного взросления, свойственное многим современным подросткам. Влияние может исходит и от родителей, а также от иных авторитетных взрослых.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……….3
Общая характеристика работы………………………………………………...…....4
1. Проблемы изучения враждебности и аддиктивного поведения в психологии…………...…………...7
1.1 Понятие враждебности в зарубежной и отечественной психологии........…...7
1.2 Табакокурение как вид аддиктивного поведения.……………………...........11
1.3 Психологические особенности подросткового возраста.................................18
Выводы ………………………………………………………….……….................24
2. Эмпирическое исследование враждебности и табачной аддикции у подростков ………25
2.1 Организация, методы и этапы проведения эмпирического исследования....25
2.2 Взаимосвязь враждебности и табачной аддикции у подростков.............…...28
Выводы…………………………………………………………………...................37
Заключение………………………………………………………………………….38
Список использованной литературы……………………………………………...40

Работа состоит из  1 файл

Взаимосвязи враждебности и табачной аддикции.doc

— 395.50 Кб (Скачать документ)

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

филиал РГСУ в г. Минске

 

 

 

 

Специальность «Психология»

Заочное отделение

4 курс

 

 

 

ФИО

 

 

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ ВРАДЕБНОСТИ  И ТАБАЧНОЙ АДДИКЦИИ У ПОДРОСТКОВ

Курсовая работа

 

 

 

 

Научный руководитель:

ст. преподаватель

Хацкевич И.Ю.

 

 

 

Минск, 2011 
ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………..……….3

Общая характеристика работы………………………………………………...…....4

1. Проблемы изучения враждебности и аддиктивного поведения в психологии…………...…………...…………...…………...…………...…………....7

1.1 Понятие враждебности в зарубежной и отечественной психологии........…...7

1.2 Табакокурение как вид аддиктивного поведения.……………………...........11

1.3 Психологические особенности подросткового возраста.................................18

Выводы ………………………………………………………….……….................24

2. Эмпирическое исследование враждебности и табачной аддикции у подростков …………………………………………………………………….........25

2.1 Организация, методы и этапы проведения эмпирического исследования....25

2.2 Взаимосвязь враждебности и табачной аддикции у подростков.............…...28

Выводы…………………………………………………………………...................37

Заключение………………………………………………………………………….38

Список использованной литературы……………………………………………...40

Приложения

 

ВВЕДЕНИЕ

Курение является острой социальной проблемой, как для курящей, так и для некурящей части современного общества. Для первых проблемой является привыкание, для второй – сохранение своего здоровья от внешнего воздействия продуктов курения.

Рассматриваема  проблема, наиболее актуальна среди  отдельной социальной группы – в среде учащихся средней и старшей школы, подростков. Поскольку влияние сверстников в данном возрасте весьма велико, то причин для беспокойства достаточно много. Помимо влияния окружающих, есть личное стремление поспешного взросления, свойственное многим современным подросткам. Влияние может исходит и от родителей, а также от иных авторитетных взрослых.

Подростковый  возраст, как известно, является наиболее кризисным, что обуславливает частое развитие раздражительности, нервозности, а так же враждебности. Неосознаваемые гнев и враждебность выступают важными этиологическими факторами депрессивных и тревожных расстройств.

В мировой психологической (а также медицинской) литературе термин "враждебность" до настоящего времени не получил фиксированного определения и трактуется различными авторами по-разному. В работах, посвященных обсуждаемой тематике, его, как правило, употребляют наряду с двумя другими, по значению тесно связанными с ним: агрессия и гнев. В этой связи наиболее удобно первоначально вводить понятие враждебности через его соотношение и дифференциацию с гневом и агрессией. Враждебность определяется как негативное отношение в широком смысле (отрицательная эмоциональная оценка, приписывание объекту нежелательных характеристик и т. п.). В рамках такого понимания враждебность предполагает объект, определенную качественную специфику, различные уровни генерализации и осознанности, степень субъективной значимости.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы связана с ростом количества развития табачной аддикции в подростковом возрасте и ее тяжелыми последствиями. Здоровье подростков – это важнейший показатель, определяющий потенциал страны (экономический, интеллектуальный культурный), а также один из критериев национальной безопасности.

Борьба с  курением в подростковом возрасте –  составляющая часть борьбы за здоровый образ жизни, поскольку курение  является серьезным фактором риска многих хронических заболеваний в зрелом возрасте, которые в свою очередь часто не позволяют взрослому человеку достичь успеха в личностном и профессиональном развитии [18]. Молодежь, как правило, не обладает исчерпывающими знаниями обо всех опасностях, связанных с курением табака, а начинающие курильщики чаще всего недооценивают риск возникновения табачной зависимости.

Цель  исследования – выявление взаимосвязи между враждебностью и табачной аддикцией в подростковом возрасте.

Задачи  исследования:

1. Рассмотреть  понятие враждебности в зарубежной и отечественной психологии;

2. Выявить специфику табачной аддикции и механизмы ее формирования;

3. Освятить психологические особенности подросткового возраста;

4. Провести эмпирическое  исследование взаимосвязи враждебности  и табачной аддикции у подростков;

5. Сформулировать  выводы по исследованию.

Объект  исследования – табачная аддикция.

Предмет исследования – взаимосвязь враждебности и табачной аддикции у подростков.

Гипотеза: существует взаимосвязь между враждебностью и табачной аддикцией в подростковом возрасте.

 

Методологическая  основа исследования:

теория Дж. Берифута, рассматривающего враждебность как оппозиционное отношение к людям, включающее когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты;

современные подходы  и концепции в области девиантологии  – Е.В. Змановская, Ю.П. Платонов.

Основу исследования составляет принцип системности — методологический подход к анализу психических явлений, когда соответственное явление рассматривается как система, не сводимая к сумме своих элементов, обладающая структурой, а свойства элемента определяются его местом в структуре.

Методы исследования:

1. Общенаучные  методы. Теоретический анализ и  обобщение психологической литературы  по проблеме исследования.

2. Научные методы. Метод тестов – опросник враждебности Кука-Медли, тест на выявление степени выраженности табачной аддикции П. Барабаш.

3. Качественный  и количественный анализ результатов  с применением методов математической  статистики (ранговая корреляция Спирмена).

Практическая  значимость полученных результатов состоит в возможности их применения в деятельности практического психолога в контексте оказания психологической помощи. Данное исследование расширяет и дополняет новыми эмпирическими и теоретическими данными представления о психическом состоянии табачных аддиктов в подростковом возрасте, а также представленные в исследовании эмпирические данные можно использовать при подготовке курса «Социальная психология девиантного поведения».

Эмпирическая  база исследования: эмпирическое исследование проводилось на базе филиала РГСУ в г. Минске. В исследовании приняли участие подростки в возрасте 17-18 лет. Всего 30 человек, из них 15 мальчиков (что составляет 50 % от общей выборки), и 15 девочек (что составляет 50 % от общей выборки).

Структура и объем работы: Данная работа состоит из введения, общей характеристики работы, двух глав, заключения, списка использованных источников в количестве 30, и приложения. Объем работы составляет 42 страницы, а также содержит 8 таблиц, 7 рисунков и 5 приложений.

 

1. ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ  ВРАЖДЕБНОСТИ И АДДИКТИВНОГО  ПОВЕДЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

1.1 Понятие  враждебности в зарубежной и отечественной психологии

Работы, посвященные  изучению враждебности, ее связи с  эмоциональными реакциями, поведением, особенностями межличностного общения  и т.д., составляют относительно новое  направление исследований в мировой  психологии. Новизна данной тематики обуславливает целый ряд вопросов, как теоретического, так и прикладного характера. И в первую очередь возникает проблема четкого определения самого термина «враждебность» [10].

В мировой психологической  литературе термин враждебности не получил фиксированного определения и до настоящего времени трактуется различными авторами по-разному. В работах, посвященных обсуждаемой проблеме, его, как правило, употребляют на ряду с двумя другими, по значению тесно связанными с ним: агрессией и гневом. Довольно продолжительное время враждебность не отделялась от агрессивного поведения, в связи, с чем ее самостоятельное изучение не представлялось возможным. В настоящее время актуальность проблемы враждебности обуславливает необходимость выработки четкого определения данного понятия [7].

По мнению Н.Д. Левитова, чувство враждебности проявляется  в агрессивном настроении, агрессивном  состоянии, т.е. в эмоциях гнева, отвращения и презрения с присущими им переживаниями и экспрессией, которые  могут приводить к агрессивному поведению [14, с.316].

В этой связи  наиболее удобно первоначально вводить  понятие враждебности через его  соотношение и дифференциацию с  гневом и агрессией. Анализ работ, в  которых встречается термин враждебности, показал, что он едва ли не в большинстве случаев выступает в качестве синонима понятий «гнев», «агрессия», «агрессивность».

Первым, кто  пытался внести ясность в определения  гнева, враждебности и агрессии был  А. Басс. Он предлагает различать данные понятия следующим образом: враждебность – длительное, устойчивое негативное отношение или система оценок, применяемая к окружающим людям, предметам и явлениям; агрессия – инструментальная поведенческая реакция, носящая характер наказания; гнев – эмоциональное состояние, имеющее побудительную силу [11].

По мнению Басса, враждебность и агрессивное поведение сочетаются хотя и часто, но отнюдь не всегда. Он понимает враждебность как узкое по направлению состояние, имеющее определенный объект. Люди могут находиться во враждебных отношениях, но никакой агрессии не проявлять хотя бы потому, что заранее известны ее отрицательные последствия для агрессора. Бывает и агрессия без враждебности, когда, например, грабят человека, не испытывая к нему никаких враждебных чувств [14]. Кэррол Э. Изорд также подчеркивает, что агрессивные действия не входят во враждебность. Агрессивное поведение может исходить из чувства враждебности, мотивироваться им, но само этим чувством не является. Изард дает определение враждебности как «комплексной аффективно-когнитивной черты или ориентации личности. Враждебность складывается из различных эмоций, драйвов и аффективно-когнитивных структур, взаимодействующих друг с другом» [13, c. 426].

Триада враждебность – гнев – агрессия сложилась  не случайно. Эти понятия отражают различные аспекты распространенного целостного психологического феномена: очень часто агрессия связана с гневом, а гнев подразумевает враждебность. Поэтому даже четкое разделение между ними не всегда позволяет дифференцировать их в реальной психической деятельности: возникает проблема операциональных определений. Эта проблема, по мнению ряда авторов, является центральной в исследованиях враждебности.

Наиболее корректным является подход Barefoot J.C., рассматривающий враждебность как оппозиционное отношение к людям, включающее когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты. Аффективный компонент – это целый ряд взаимосвязанных эмоций, включающий гнев, раздражение, обиду, презрение, негодование, отвращение и т.д. Когнитивный компонент представлен негативными убеждениями в отношении человечской природы в целом и убеждениями в недоброжелательности других людей по отношению к самому субъекту. Наконец, поведенческий компонент включает разнообразные формы проявления враждебности в поведении, часто замаскированные, - агрессию, негативизм, нежелание сотрудничать, избегание общения и т.д. [27].

Barefoot вышел за пределы триады враждебность – гнев – агрессия и описал достаточно широкий спектр поведенческих и эмоциональных коррелятов враждебности.

Во многих работах враждебность рассматривается как личностная черта или черта характера. J. Chaplin определяет враждебность как тенденцию испытывать желание причинения вреда другим людям или тенденцию переживать аффект гнева по отношению к другим людям. Враждебность, таким образом, понимается как личностная черта [7].

T. Смит предлагает определять враждебность как комплекс негативных отношений (вражда, неприязнь, недоброжелательность), убеждений и оценок применительно к другим людям, т.е. восприятие других людей как вероятный источник фрустрации, обмана и провокации.

Сходное с предыдущим определением дает А. Элизур. В его  понимании враждебность – это  чувство неприязни, негодования, обиды, которые часто подавляются, однако неминуемо проявляются в искаженном отношении субъекта к людям и в поведении [11].

В современных  психологических и клинических  исследованиях враждебность рассматривается  как совокупность негативных отношений  к актуально воспринимаемым объектам и характеризуется следующими особенностями: степенью выраженности, степенью осознанности и генерализации, устойчивостью, степенью субъективной значимости, а также структурой [15].

Наиболее активно  враждебность стали исследовать  в 80-е годы, когда была обнаружена ее связь с физическим здоровьем. В настоящее время существует четыре основных направления исследования враждебности:

- изучение поведенческих  проявлений враждебности, в частности,  прогнозирование агрессии. Данное  направление подразумевает наличие  негативных эмоций и поведенческих  проявлений в виде агрессии, негативизма и т.д.

- изучение влияния  враждебности на физическое здоровье (психологические факторы бронхиальной  астмы, сердечно – сосудистой  патологии и др.). Так, например, в последние годы получила  широкое признание психосоматическая  гипотеза, согласно которой враждебность играет существенную роль в этиологии различных тяжелых соматических заболеваний. Смит выделял враждебность как факто, коррелирующий со смертностью при тяжелых соматических заболеваниях. К аналогичным выводам пришли П. Грейвс и С. Томас, которые установили связь между враждебностью и общей ранней смертностью, а также с тяжестью протекания болезни. Наибольший исследовательский интерес в рассматриваемой области всегда вызывали болезни сердечно - сосудистой системы [11].

Информация о работе Взаимосвязь табачной аддикции и враждебности у подростков