Взаимосвязь стилей семейного воспитания с формированием личности ребенка и подготовкой его к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:54, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования. Проблемы семьи и внутрисемейных отношений были актуальны всегда. Особый интерес к вопросам семейной жизни появился в последние годы в связи с кризисным состоянием современной семьи.
За последнее десятилетие ситуация области практической психологии существенно изменилась. В различных учреждениях возникают психологические службы. Почти в каждой школе работают психологи, которые стараются максимально содействовать развитию подрастающего поколения. Создано много интересных развивающих и коррекционных программ для детей, которые активно используются практическими психологами [24].

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……........3
1. РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА….........................6
1.1 Родительская семья как модель формирования жизненного стиля ребёнка…………………………....…………................6
1.2 Стили семейного воспитания и их взаимосвязь с формированием личности ребёнка...........................................................10
2. ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ..................................21
2.1 Физиологическая готовность ребенка к обучению в школе.....................................................................................21
2.2 Социально - личностная, готовность ребенка к обучению в школе.....................................................................24
2.3 Психологическая готовность к обучению ребенка в школе..............................................................................................................31
2.4 Взаимосвясь стилей семейного воспитания при подготовке ребенка к школьному обучению...................................................................................35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.........................................................................................56

Работа состоит из  1 файл

Курсовая №1.docx

— 92.17 Кб (Скачать документ)

Особое внимание при подготовке к школе обращают на режим дня  детей.

 Если он не установлен  или плохо выполняется, надо  обязательно добиваться его выполнения. Режим нужен не только для  укрепления здоровья дошкольников: твердый распорядок организует  деятельность детей, приучает  их к порядку, воспитывает необходимое  будущему школьнику чувство времени.

Важно так организовать жизнь детей  в семье, чтобы они были целесообразно  деятельными, не проводили время  в праздности, которая порождает  лень.

Школа предъявляет первокласснику большие требования. Ребенок включается в систематический учебный труд, у него появляются новые обязанности  и заботы, ему приходиться подолгу  находиться без движения.

 Организуя режим для ребенка,  родители могут успешно подготовить  его к обучению в школе.

Для детей правильно организованный режим – условие не только сохранения и укрепления здоровья, но и успешной учебы.

 Режим – это рациональное  и четкое чередование сна, еды,  отдыха, различных видов деятельности  в течение суток.

«Школа» – это слово у взрослых ассоциируется с трелью звонка, шумной неугомонностью перемены, строгим голосом  учителя, диктантами. Контрольными, домашними  заданиями. Кто-то улыбнется и чуть-чуть взгрустнет о своем беспечном, веселом  школьном детстве. А у кого-то, наоборот, радостное чувство возникает  только при мысли, что все это  позади и никогда уже не повторится. И, пожалуй, нет человека, у которого бы воспоминание о школе не вызвало  бы никаких эмоций. А если это  касается собственного ребенка тем  более.

 «В какую школу? Готов ли  он? Как ему там понравится?»  – тревожатся родители. Хочется,  чтобы в хорошую, к доброму,  ответственному, умному учителю.  Хочется, чтобы готов был не  хуже других. Вот тут-то впервые  серьезно встает вопрос: чему  детский сад и они сами, родители, научили ребенка? Спохватившись,  ощутив свою недостаточную внимательность  к интеллектуальному развитию ребенка, некоторые родители бросаются записывать его на занятия по подготовке к школе, сами иногда пытаются учить ребенка чтению, счету, письму. Сколько сетований при этом на неусидчивость, невнимательность малыша. «Как же трудно ему будет в школе!» – подчас восклицают расстроенные родители. Заботы о режиме, эмоциональном благополучии как бы отходят на второй план, а главное место занимают учебные навыки и знания. Ребенку трудно сразу приспособиться к резко возросшим требованиям и нагрузке. Если уже сейчас нужно так долго заниматься, когда хочется гулять, играть, то что же будет в школе? И упражнения мало или совсем не интересны, да и трудноваты… Вот тут-то и начинает создаваться негативная установка по отношению к будущему обучению в школе. А родители еще и укрепляют ее своими недовольными замечаниями:

 «Это я с тобой нянчусь,  а в школе с тобой никто  так носится не будет», «опять  отвлекаешься. Вот в школе поставят  тебе 2 по поведению, а с двоечниками  никто не дружит»… Стоит ли удивляться, если ребенок, еще ни разу не побывав в школе, твердо знает, что идти туда ему совсем не хочется.

 Очень важно психологически подготовить ребенка к школе.

 Под психологической готовностью  к школьному обучению понимается  необходимый и достаточный уровень  психического развития ребенка  для освоения школьной учебной  программы в условиях обучения  в коллективе сверстников. Психологическая  готовность ребенка к школьному  обучению - это один из важнейших  итогов психического развития  в период дошкольного детства.

 К концу дошкольного возраста  ребенок уже представляет собой  в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую  принадлежность, находит себе место  в пространстве и времени. Он  уже ориентируется в семейно  - родственных отношениях и умеет  строить отношения со взрослыми  и сверстниками: имеет навыки  самообладания, умеет подчинить  себя обстоятельствам, быть непреклонным  в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу». К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе.

И.Ю.Кулашна выделяет два аспекта  психологической готовности - личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.

 Психологическая готовность  к школьному обучению определяется  прежде всего для выявления  детей, не готовых к школьному  обучению, с целью проведения  с ними развивающей работы, направленной  на профилактику школьной неуспеваемости  и дезадаптации.

 Развивающую работу с нуждающимися  в ней детьми целесообразно  проводить в группах развития. В этих группах реализуется  развивающая психику ребят программа.  Не ставится специальной задачи  научить детей считать, писать, читать. Главная задача – довести  психологическое развитие ребенка  до уровня готовности к школе.  Основной акцент в группе развития  делается на мотивационное развитие  ребенка, а именно развитие  познавательного интереса и учебной  мотивации. Задача взрослого сначала  пробудить у ребенка желание  научится чему-то новому, а уже  затем начинать работу по развитию  высших психологических функций.

Важнейшей задачей системы дошкольного  воспитания является всестороннее развитие личности ребёнка и подготовка его  к школе. Высокие требования жизни  к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более  эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов  обучения в соответствие с требованиями жизни.

В этом контексте готовность детей-дошкольников к обучению в школе имеет особое значение. С ее решением связано  определение целей и принципов  организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

Готовность ребёнка к школе  определяется его общей, интеллектуальной и психолого-педагогической подготовкой. Психологическая готовность к школе  возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно и требует  верного педагогического руководства, то есть специально организованных занятий  с ребенком. Рассмотрение этой проблемы и является темой данной статьи по возрастной педагогике.

 Подготовка детей к школе  — многогранная задача, которая  охватывает все сферы жизни  ребёнка. Одним из самых главных  аспектов её является психологическая  готовность к школе. Внутри  этого аспекта выделяют три  основных подхода к этой проблеме.

К первому подходу могут быть отнесены все исследования, направленные на формирование у детей дошкольного  возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе. Установлено, что дети 5-6 лет имеют  значительно большие интеллектуальные, физические и психические возможности, что позволяет перенести часть  программы первого класса в подготовительную группу детского сада. Детей в этом возрасте можно успешно обучать  началам математики и грамоты, чем  значительно улучшить подготовку к  школьному обучению.

Второй подход заключается в  том, что у ребёнка, поступающего в школу, должен быть определенный уровень  познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Совокупность этих свойств и составляет психологическую  готовность к школьному обучению.

Суть третьего подхода состоит  в том, чтобы исследовать происхождение  отдельных компонентов учебной  деятельности и выявить пути их формирования на специально организованных учебных  занятиях. Исследования показали, что  у детей, проходивших экспериментальное  обучение (рисование, лепка, аппликация, конструирование и др.), сформировались различные элементы учебной деятельности, т. е. психологическая готовность к школьному обучению.

Про поступающего в школу мы не говорим, что он готовый ученик, мы говорим о его готовности или  неготовности к новой жизни в  школе. В чем же проявляется неподготовленность к школьному обучению?

1. Неподготовленный к школе ребёнок  не может сосредоточиться на  уроке, часто отвлекается, не  может включиться в общий режим  работы класса;

1. Неподготовленный к школе ребёнок  не может сосредоточиться на  уроке, часто отвлекается, не  может включиться в общий режим  работы класса;

2. Слабое развитие связной речи  и умственных способностей, неумение  задавать вопросы, сравнивать  предметы, выделять главное; 

3. Мало инициативы, тяготение к  шаблонным действиям и решениям, затруднения в общении со взрослыми  и сверстниками по поводу учебных  задач.

Причины неподготовленности к школьному  обучению можно условно разделить  на две группы: органические (отклонения в физическом и нервно-психическом  развитии ребёнка) и воспитательные, связанные с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям  в раннем дошкольном возрасте.

Психологическая подготовка детей  к школе в семье совершенно необходима. Выделяются следующие условия  полноценного психического развития ребёнка  и его подготовку к учебному труду:

Главное требование — это постоянное сотрудничество ребёнка с другими  членами семьи.

Следующим условием успешного воспитания и развития является выработка у  ребёнка умения преодолевать трудности. Важно приучить детей начатое  дело доводить до конца. Многие родители понимают, насколько важно у ребёнка  желание учиться, поэтому они  рассказывают ребёнку о школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых  в школе. Все это вызывает желание  учиться, создает положительное  отношение к школе. Далее нужно  подготовить дошкольника к неизбежным трудностям в учении. Сознание преодолимости  этих трудностей помогает ребёнку правильно отнестись к своим возможным неудачам.

Родители должны понимать, что основное значение в подготовке ребёнка к  школе имеет его собственная  деятельность. Поэтому их роль в  подготовке дошкольника к школьному  обучению не должна сводиться к словесным  указаниям; взрослые должны руководить, поощрять, организовывать занятия, игры, посильный труд ребёнка.

Еще одно необходимое условие подготовки к школе и всестороннего развития ребёнка (физического, умственного, нравственного) — переживание успеха. Взрослым нужно создать ребёнку такие  условия деятельности, в которых  он обязательно встретится с успехом. Но успех должен быть реальным, а  похвала — заслуженной.

Особое значение в психологическом  развитии школьника имеет обогащение эмоционально-волевой сферы, воспитание чувств, умение ориентироваться в  своем поведении на окружающих. Рост самосознания ярче всего проявляется  в самооценке, в том, как ребёнок  начинает оценивать свои достижения и неудачи, ориентируясь на то, как  оценивают его поведение другие. Это является одним из показателей  психологической готовности к школьному  обучению. На основе правильной самооценки вырабатывается адекватная реакция  на порицание и одобрение.

Формирование познавательных интересов, обогащение деятельности и эмоционально-волевой  сферы — предпосылки успешного  овладения дошкольниками определенными  знаниями, умениями, навыками. В свою очередь развитие восприятия, мышления, памяти зависит от того, как владеет  ребёнок способами получения  знаний и ориентации деятельности, от направленности его интересов, от произвольности поведения, т. е. волевых  усилий.

При подготовке к школе родители учат ребёнка сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого  дошкольник должен научится внимательно слушать книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложения.

Родители должны помнить, что потребность  ребёнка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял  ребёнок. Это приучает ребёнка анализировать  суть прочитанного, воспитывать ребёнка  нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в  словаре новые слова. Ведь чем  совершеннее речь ребёнка, тем успешнее будет его обучение в школе. Также  в формировании культуры речи детей  пример родителей имеет большое  значение. Таким образом, в результате усилий родителей, с их помощью ребёнок  учиться правильно говорить, а  значит, он готов к овладению чтением, письмом в школе.

У ребёнка, поступающего в школу, должен быть развит и на должном уровне эстетический вкус, и здесь первостепенная роль принадлежит семье. Эстетический вкус развивается и в процессе привлечения внимания дошкольника  к явлениям повседневной жизни, к  предметам, окружению быта.

От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления и  речи. В игре развивается процесс  замещения, с которым ребёнок  встретится в школе при изучении математики, языка. Ребёнок играя  учится планировать свои действия и  это умение поможет ему в будущем  перейти к планированию учебной  деятельности.

Нужно учить также рисовать, лепить, вырезать, наклеивать, конструировать. Делая это ребёнок переживает радость творчества, отражает свои впечатления, свое эмоциональное состояние. Рисование, конструирование, лепка  открывают перед нами научить  ребёнка видеть, анализировать окружающие предметы, правильно воспринимать их цвет, форму, величину, соотношение  частей, их пространственное соотношение. Одновременно это дает возможность  научить ребёнка действовать  последовательно., планировать свои действия, сравнивать результаты с  тем, что задано, задумано. И все  эти умения тоже окажутся чрезвычайно  важными в школе.

Информация о работе Взаимосвязь стилей семейного воспитания с формированием личности ребенка и подготовкой его к школе