Взаимосвязь стилей семейного воспитания с формированием личности ребенка и подготовкой его к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:54, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования. Проблемы семьи и внутрисемейных отношений были актуальны всегда. Особый интерес к вопросам семейной жизни появился в последние годы в связи с кризисным состоянием современной семьи.
За последнее десятилетие ситуация области практической психологии существенно изменилась. В различных учреждениях возникают психологические службы. Почти в каждой школе работают психологи, которые стараются максимально содействовать развитию подрастающего поколения. Создано много интересных развивающих и коррекционных программ для детей, которые активно используются практическими психологами [24].

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……........3
1. РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА….........................6
1.1 Родительская семья как модель формирования жизненного стиля ребёнка…………………………....…………................6
1.2 Стили семейного воспитания и их взаимосвязь с формированием личности ребёнка...........................................................10
2. ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ..................................21
2.1 Физиологическая готовность ребенка к обучению в школе.....................................................................................21
2.2 Социально - личностная, готовность ребенка к обучению в школе.....................................................................24
2.3 Психологическая готовность к обучению ребенка в школе..............................................................................................................31
2.4 Взаимосвясь стилей семейного воспитания при подготовке ребенка к школьному обучению...................................................................................35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.........................................................................................56

Работа состоит из  1 файл

Курсовая №1.docx

— 92.17 Кб (Скачать документ)

Федеральное агенство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Кафедра психологии личности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО                    

  ВОСПИТАНИЯ    С  ФОРМИРОВАНИЕМ ЛИЧНОСТИ      

     РЕБЕНКА И  ПОДГОТОВКОЙ ЕГО К                             

   ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

 

Курсовая  работа

 

Специальность «050706 – Педагогика и психология»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Допущена к экспертизе                                                          Исполнитель:

«___»__________200  г.                                                          Л.В.Нуштаева – студент    гр.

                                                                                                   заочного отделения

Оценка «____________»

Научный руководитель:                                                        Научный руководитель:

_____________________                                                        Адушкина Ксения Валерьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2011

Содержание

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……........3

1. РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА….........................6

1.1 Родительская  семья как модель  формирования                        жизненного  стиля  ребёнка…………………………....…………................6

1.2 Стили  семейного  воспитания  и  их  взаимосвязь  с                         формированием   личности  ребёнка...........................................................10

  2.  ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ..................................21

2.1 Физиологическая  готовность  ребенка                                                               к обучению в  школе.....................................................................................21

2.2 Социально - личностная,  готовность                                                  ребенка к  обучению  в   школе.....................................................................24

2.3 Психологическая  готовность  к  обучению  ребенка   в   школе..............................................................................................................31

2.4 Взаимосвясь стилей семейного воспитания при подготовке ребенка к школьному обучению...................................................................................35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................53

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ.........................................................................................56

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Проблемы семьи и внутрисемейных  отношений были  актуальны всегда. Особый  интерес к вопросам   семейной  жизни появился  в последние   годы  в   связи с кризисным    состоянием  современной семьи.

  За  последнее  десятилетие  ситуация области практической  психологии  существенно изменилась.  В различных учреждениях возникают   психологические   службы.   Почти   в каждой   школе работают  психологи,   которые   стараются   максимально    содействовать    развитию подрастающего   поколения.  Создано   много   интересных   развивающих   и  коррекционных    программ   для   детей,    которые   активно   используются практическими  психологами [24]. 

Однако  специалисты  всё  чаще  указывают  на  то,  что   результаты   оказываются  ниже   ожидаемых. Чаще   всего   это связано  с  тем, что  проблемы  ребёнка  являются  лишь  следствием  проблем  взрослых  членов  семьи,  например,  супружеских  отношений  в  семье,  личностных  проблем  родителей  и  т.п.  В  частности  формирование  личности  ребёнка  зависит  от  стиля  отношения  родителей  к  ребёнку.  

«Cтиль  родительского  отношения  зависит  от  социокультурных  и  семейных  традиций,  от  психологических  особенностей  ребёнка,  от  особенностей  общения  взрослых  членов  семьи  между  собой  и  в том  числе  от  особенностей  личности  самого  родителя» [13, с. 123].

Положительное воздействие семьи  на личность ребенка состоит в  том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию у детей различных психологических проблем и комплексов.

 Многочисленные исследования  показывают, что дети часто становятся  жертвами собственных родителей,  что жестокое отношение к детям  со стороны родителей сегодня  превратилось в обычное явление, при этом до 10% детей – жертв насилия погибает, у остальных появляются отклонения в физическом, психическом развитии, в эмоциональной сфере. Это и другие негативные воздействия стилей семейного воспитания не только наносят непоправимый вред здоровью ребенка, травмируют его психику, тормозят развитие его личности, но и влекут за собой другие тяжелые социальные последствия [13].

 У истоков отечественных  научных исследований проблем  семейного воспитания стояли  И.М. Балинский, И.А. Сикорский  и П.Ф.Лесгафт. Так, "…один из  основоположников отечественной  психиатрии И.М. Балинский считал, что строгое, несправедливое отношение  к детям в семье является  немаловажной причиной развития  у них душевного болезненного  состояния; чрезмерно снисходительное отношений – причиной переходя- щей через край эмоциональности у детей; предъявление чрезмерных требований – причиной душевной слабости ребенка».

 «И.А. Сикорский в своих исследованиях пришел к выводам, что жестокое воспитание способствует возникновению у ребенка чувства страха; изнеживающее (расслабляющее) воспитание формирует субъективизм и непостоянство характера у детей; пренебрежение воспитанием ведет к трудностям в воспитательном отношении вообще» [20, с. 78].

 А Лесгафт П.Ф. полагал,  что «…полное развитие всех природных задатков способностей, формирование разумной, свободной человеческой личности возможно для каждого здорового человека, детство и юность которого проходят в нормальных человеческих условиях».

 Актуальность  темы  обусловлена  достаточно  высоким  социальным  запросом  в  сфере  изучения  зависимости  стиля  отношения  к  ребёнку  на  формирование  его  личности  и  подготовленности  к  школе.

Объект исследования:   стили   семейного воспитания личности ребенка.  

Предмет исследования:    взаимосвязь стилей   семейного   воспи- тания с  формированием готовности  ребёнка  к  школе. 

Цель   исследования:  изучить стили семейного воспитания  и   их  влияние на  развитие  личности  ребёнка и подготовкой его к школьному обучению.

Гипотеза исследования: степень выраженности личностных особенностей  ребенка определяется стилем семейного воспитания.

Задачи:

1.  Осуществить   теоретический   анализ  литературы   в   области                                         психологии   личности,  психологии   семьи.

2. Изучить  стили  семейного  воспитания.

3. Изучить   связь  стиля   родительского  воспитания  с  формированием  личности  ребёнка  и   подготовленностью  его  к  школе.

Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение

Практическая  значимость  исследования:   заключается   в том,   что   полученные  результаты   исследования   можно   использовать   в области   психологического   консультирования,   а также   для   разработки    индивидуальных   и   групповых   программ   для   родителей.   Эти   программы   могут   носить   как   профилактический,   так   и   коррекционный характер.  Подобные   формы работы   с родителями  расширяют   их   уровень самосознания  и повышают  степень принятия   ответственности на  себя.

 

 

 

 

 

  1. РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ И                       

ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА

 

    1.  Родительская  семья  как  модель  формирования                     жизненного  стиля ребёнка

 

«Семья для ребенка есть ближайший круг общения, в котором формируется его психика и отношения с внешним миром. Влияние родителей на детей, безусловно, и многопланово» [2, с. 160].

По этой причине семейное воспитание играет определяющую роль в формировании личности ребенка, а институт семьи  является важнейшим условием его  развития и становления. Общеизвестно, что все усилия любого образовательного учреждения по воспитанию детей будут  безрезультатны без поддержки семьи [Там же. С. 160].

Современные ученые рассматривают  семью как исторически конкретную сложную систему взаимоотношений  между супругами, между родителями и детьми, другими родственниками или близкими и необходимыми супругам людьми, давая ей следующие определения:  

  • семья – это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Социальная необходимость в семье обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
  • семья – это объединение лиц, основанное на браке, кровно-родственных отношениях, усыновлении и других формах принятия детей на воспитание, которые связаны материальной, моральной и духовной общностью, владеют личными и имущественными правами и обязанностями и выполняют функции рождения и воспитания детей.

Семья  для  ребёнка – это  место  рождения  и  основная  среда  обитания.  В  семье  у  него  близкие  люди,  которые  понимают  и  принимают  его  таким,  кокой  он  есть.  Именно  в  семье  ребёнок  получает   азы  знаний  об  окружающем  мире,  а  при  высоком  культурном  и  образовательном  потенциале  родителей – продолжает  получать  не  только  азы,  но  и  саму  культуру  всю  жизнь.

 «Семья – это  определённый  морально-психологический   климат,  для  ребёнка  это  первая  школа  отношений  с  людьми.  Именно   в  семье  складываются   представления  ребёнка   о  добре  и  зле,  о  порядочности,   об  уважительном  отношении  к  материальным  и  духовным  ценностям.   С  близкими  людьми  в  семье  он  переживает   чувства  любви,  дружбы,  долга,  ответственности,  справедливости.  По  природе  своей  семейное  воспитание  основано  на  чувстве» [2, с. 162].

  Семейное  воспитание  более   эмоционально  по  своему  характеру,  чем  любое  другое  воспитание,  т.к.  «проводником»  его   является  родительскя  любовь  к  детям,  вызывающая  ответные  чувства  детей  к  родителям.  Семейное  воспитание  имеет также широкий временной диапазон  воздействия:  оно продолжается  всю жизнь человека,  происходит  в любое время суток,  в любое время года.

    Влияние   семьи   особенно  значимо  в  начальный   период  жизни  ребёнка  и   намного  превышает  все   другие  воспитательные  воздействия.  По  данным  исследований,  семья   в  этом  опережает  и   школу,  и  средства  массовой  информации,  влияние  улицы,  друзей,  литературы и  искусства.  Это  позволило  вывести   зависимость:  успешность  формирования  личности  обуславливается  прежде  всего  семьёй. Чем  лучше   семья,  и  чем  лучше   она  влияет  на  воспитание,  тем  выше  результаты  физического,  нравственного,  трудового  воспитания  личности.  За  редким  исключением   постоянно  подтверждается  зависимость:  какая  семья,  такой  и   выросший  в  ней  человек.  Семья  и  ребёнок – зеркальное  отражение  друг  друга [Там же. С. 164].

   То,   что   дети   являются   «зеркальным»   отражением  своих  родителей,  подтверждают  и  многие  учёные.   Семья   стоит  у  колыбели   формирования   личности   в  самом  прямом   смысле   закладывает  основы  отношений  между  людьми,  формирует  ориентации  на  всю  оставшуюся   трудовую  и  социальную  жизнь  человека.

Традиционно выделяются следующие  функции:

1) Воспитательная функция семьи  состоит в удовлетворении индивидуальных  потребностей в отцовстве и  материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в  детях. По отношению к обществу  в ходе выполнения воспитательной  функции семья обеспечивает социализацию  подрастающего поколения, подготовку  новых членов общества;

2) Хозяйственно-бытовая функция  семьи заключается в удовлетворении  материальных потребностей членов  семьи (в пище, крове и т.  п.), содействует сохранению их  здоровья;

3) Эмоциональная функция семьи  – это удовлетворение ее членами  потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке,  психологической защите. Именно  эта функция обеспечивает эмоциональную  стабилизацию членов общества, активно  содействует сохранению их психического  здоровья;

4) Функция духовного (культурного)  общения удовлетворяет потребность  в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении;

Информация о работе Взаимосвязь стилей семейного воспитания с формированием личности ребенка и подготовкой его к школе