Взаимосвязь стилей семейного воспитания с формированием личности ребенка и подготовкой его к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:54, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования. Проблемы семьи и внутрисемейных отношений были актуальны всегда. Особый интерес к вопросам семейной жизни появился в последние годы в связи с кризисным состоянием современной семьи.
За последнее десятилетие ситуация области практической психологии существенно изменилась. В различных учреждениях возникают психологические службы. Почти в каждой школе работают психологи, которые стараются максимально содействовать развитию подрастающего поколения. Создано много интересных развивающих и коррекционных программ для детей, которые активно используются практическими психологами [24].

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……........3
1. РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА….........................6
1.1 Родительская семья как модель формирования жизненного стиля ребёнка…………………………....…………................6
1.2 Стили семейного воспитания и их взаимосвязь с формированием личности ребёнка...........................................................10
2. ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ..................................21
2.1 Физиологическая готовность ребенка к обучению в школе.....................................................................................21
2.2 Социально - личностная, готовность ребенка к обучению в школе.....................................................................24
2.3 Психологическая готовность к обучению ребенка в школе..............................................................................................................31
2.4 Взаимосвясь стилей семейного воспитания при подготовке ребенка к школьному обучению...................................................................................35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.........................................................................................56

Работа состоит из  1 файл

Курсовая №1.docx

— 92.17 Кб (Скачать документ)

«Нужно  помнить о  том,  что  все  дети  развиваются  по-разному,  фактический  возраст  ребёнка  не  всегда  соответствует  биологическому:  один  ребёнок  в  6  лет  по  своему  физическому  развитию  готов  к  систематическому  обучению,  а  другому  и  в 7 лет обычная  школьная  нагрузка  будет  не  по  силам» [22, с. 121].

Результаты  исследования  морфофункционального  и  психофизиологического  развития  детей  6-10 лет  показали,  что  в шестилетнем  возрасте  почти  половина  мальчиков  и  треть  девочек  не  достигают  необходимого  для  школьного  обучения  уровня  развития.  К  семи  годам  значительно  увеличивается  количество  физиологически  «зрелых»  и  уменьшается  число  «незрелых»  детей,  особенно  среди  девочек.

Все  дети,  поступающие  в  первый  класс, обязательно проходят  медицинское обследование,  на  основании которого  делается  заключение  о функциональной  готовности  к обучению  в школе.  Ребёнок считается готовым к школьному обучению,  если  по  физиологическому  и биологическому  развитию  он  соответствует формальному возрасту  или опережает его и не  имеет медицинских противопоказаний [10].

Таким образом, физиологическая готовность ребенка к                                                             обучению конкретно влияет на школьную успеваемость и является основой для формирования психологической и социальной готовности к школе.

 

2.2 Социально - личностная,  готовность                                                  ребенка к обучению  в  школе

 

«Социальная готовность к обучению в школе представляет  собой  готовность  ребёнка  к  новым  формам  общения,  новому  отношению  к  окружающему  миру  и  самому  себе,  обусловленным  ситуацией  школьного  обучения» [10, с. 69].

В отечественной психологии в первый раз вопрос о существовании критических  и стабильных периодов был поставлен  П. П. Блонским в 20-е годы. Позднее исследованию кризисов развития были посвящены работы узнаваемых российских психологов: Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович и др.

Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой  школьной жизни, к “серьезным” занятиям, “ответственным” поручениям. На появление  такого желания влияет отношение  близких взрослых к учению, как  к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение  других детей, сама возможность подняться  на новую возрастную ступень в  глазах младших и сравняться в  положении со старшими [8].

 Стремление ребенка занять  новое социальное положение ведет  к образованию его внутренней  позиции. Л. И. Божович характеризует  это как центральное личностное  новообразование, характеризующее  личность ребенка в целом. Именно  оно и определяет поведение  и деятельность ребенка, и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школьника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как адекватный для него путь к взрослости – он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву “стать взрослым и реально осуществлять его функции” (Д. Б. Эльконин).

 Общее эмоциональное отношение  к школе специально изучалось  М. Р. Гинзбургом при помощи  разработанной им оригинальной  методики. Им были отобраны 11 пар  прилагательных, положительно и  отрицательно характеризующих человека (“хороший-плохой”, “чистый-грязный”, “быстрый-медленный” и т. п.), каждое из которых напечатано  на отдельной карточке. Перед  ребенком ставились две коробочки  с наклеенными на них картинками: на одной — дети в школьной форме с портфелями, на другой — ребята, сидящие в игрушечном автомобиле. Затем следовала устная инструкция: “Вот это — школьники, они идут в школу; а это — дошкольники, они играют. Сейчас я буду давать тебе разные слова, а ты подумай, кому они больше подходят: школьнику или дошкольнику. Кому больше подходят, в ту коробочку и положишь”. Далее экспериментатор зачитывал прилагательное и передавал карточку ребенку, который помещал ее в одну из коробочек. Прилагательные предлагались в случайном порядке.

 По этой методике были  обследованы 62 ребенка 6-ти лет  — воспитанники подготовительной  группы детского сада (24 чел.) и  двух нулевых классов школы  (38 чел.). Эксперимент проводился  в конце учебного года. Анализ  результатов показал, что 6-ти  летние дети, как посещающие д/сад,  так и обучающиеся в школе,  относятся к школе положительно. И те и другие характеризовали  школьников положительными прилагательными,  а дошкольников — отрицательными. Исключение составили всего трое детей (один – из д/с, двое – из школы). С того момента, как в сознании ребенка представление о школе приобрело черты искомого образа жизни, можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новое содержание – стала внутренней позицией школьника. И это значит, что ребенок психологически перешел в новый возрастной период своего развития – младший школьный возраст. Внутренняя позиция школьника в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, т. е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность (“Хочу в школу!”).

 «Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок решительно отказывается от дошкольно-игрового, индивидуально-непосредственного способа существования и проявляет ярко положительное отношение к школьно-учебной деятельности в целом и, особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением» [24, с. 267].

Такая положительная направленность ребенка на школу как на собственно учебное заведение – важнейшая предпосылка благополучного вхождения его в школьно-учебную действительность, т. е. принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс. Кроме отношения к учебному процессу в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. К концу дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка с взрослыми, как внеситуативно-личностное общение (по М. И. Лисиной).

«Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Облегчается общение в ситуации урока, когда исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя поговорить на посторонние темы, поделиться своими переживаниями, а можно только отвечать на поставленные вопросы и самому задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку» [14, с. 156].

Дети, готовые в этом плане к  школьному обучению, понимают условность учебного общения и адекватно, подчиняясь школьным правилам, ведут себя на занятиях. Классно-урочная система обучения предполагает не только особое отношение  ребенка с учителем, но и специфические  отношения с другими детьми. Новая  форма общения со сверстниками складывается в самом начале школьного обучения.

 Личностная готовность к  школе включает также определенное  отношение к себе. Продуктивная  учебная деятельность предполагает  адекватное отношение ребенка  к своим способностям, результатам  работы, поведению, т. е. определенный  уровень развития самосознания. О личностной готовности ребенка  к школе обычно судят по  его поведению на групповых  занятиях и во время беседы  с психологом. Существуют и специально  разработанные планы беседы, выявляющей  позицию школьника (методика Н.  И. Гуткиной), и особые экспериментальные  приемы [14].

Например, преобладание у ребенка  познавательного или игрового мотива определяется по выбору деятельности — прослушивания сказки или игры с игрушками. После того как ребенок  рассмотрел в течение минуты игрушки, находящиеся в комнате, ему начинают читать сказку, но на самом интересном месте прерывают чтение. Психолог спрашивает, что ему сейчас больше хочется – дослушать сказку или поиграть с игрушками.

«Очевидно, что при личностной готовности к школе доминирует познавательный интерес и ребенок предпочитает узнать, что произойдет в конце сказки. Детей, мотивационно не готовых к обучению, со слабой познавательной потребностью, больше привлекает игра» [6, с. 218].

 Определяя личностную готовность  ребенка к школе необходимо  выявить и специфику развития  сферы производительности. Производительность  поведения ребенка проявляется  при выполнении требований, конкретных  правил, задаваемых учителем, при  работе по образцу. Поэтому  особенности произвольного поведения  прослеживаются не только при  наблюдении за ребенком на  индивидуальных и групповых занятиях, но и с помощью специальных  методик. Достаточно широко известный  ориентационный тест школьной  зрелости Керна-Йирасека включает, кроме рисования по памяти  мужской фигуры, два задания —  срисовывания письменных букв  и срисовывания группы точек,  т. е. работу по образцу. Аналогична  этим заданиям методика Н. И.  Гуткиной “Домик”: дети срисовывают  картинку, изображающую домик, составленный  из элементов прописных букв. Также существуют более простые  методические приемы. Задания А.  Л. Венгера “Дорисуй мышкам  хвосты” и “Нарисуй ручки  для зонтиков”. И мышиные хвосты  и ручки также представляют  собой элементы букв. Нельзя не  упомянуть еще две методики  Д. Б. Эльконина – А. Л. Венгера: графический диктант и “образец и правило”.

 Выполняя первое задание,  ребенок на листке в клеточку  от поставленных предварительно  точек вычерчивает орнамент, следуя  указаниям психолога. Психолог  диктует группе детей, в какую  сторону и на сколько клеточек  нужно проводить линии, а затем предлагает дорисовывать получившийся под диктовку “узор” до конца страницы.

«Графический диктант позволяет определить, насколько точно ребенок может выполнять требования взрослого, данные в устной форме, а также возможность самостоятельно выполнять задания зрительного воспринимаемому образцу» [4, с. 62].

Более сложная методика “Образец и правило” предполагает одновременное  следование в своей работе образцу (дается задание нарисовать по точкам точно такой же рисунок, как данная геометрическая фигура) и правилу (оговаривается  условие: нельзя проводить линию  между одинаковыми точками, т. е. соединять кружок с кружком, крестик  с крестиком и треугольник  с треугольником) [9].

Ребенок, стараясь выполнить задание, может рисовать фигуру, похожую на заданную, пренебрегая правилом, и, наоборот, ориентироваться только на правило, соединяя разные точки и  не сверяясь с образцом. Таким образом, методика выявляет уровень ориентировки ребенка на сложную систему требований.

Социально-личностную готовность измерить гораздо сложнее, хотя ее важность и значимость вряд ли кто-либо станет отрицать. По данным разных исследователей от 15 до 40% учащихся начальных классов находятся в состоянии дезадаптации.

Одной из причин такого состояния  называют личностную неподготовленность ребенка к школе, где обучение подразумевает коллективный характер деятельности. Следовательно, будущий  школьник должен обладать рядом навыков, таких как общение с взрослыми  и ровесниками, нахождение своего места  в группе детей; знанием определенных норм и правил поведения и общения; умением, верно, оценить свои реальные и потенциальные возможности (способность к самооценке) [3].

Наибольшие сложности, как правило, испытывают дети, не посещавшие детский  сад, круг общения которых ограничен  близкими взрослыми, а опыт совместной деятельности и общения со сверстниками незначительный. Разработка и испытание конкретных психодиа- гностических методик, позволяющих исследовать личностную готовность ребенка к школе, а также цикла развивающих занятий следующий этап работы.

В структуре социально-личностного компонента готовности можно выделить следующие подструктуры:

  • коммуникативную компетентность,
  • социальную компетентность,
  • языковую компетентность.

Использование понятия компетентности связано с тем, что оно не так  часто употребляется в детской  психологии. Следовательно, таким образом  можно избежать различий в его  интерпретации. Само слово компетентность обозначает осведомленность в чем-либо. Исходя из этого, социальная компетентность – это знание норм и правил поведения, принятых в определенной социально-культурной среде, отношение к ним; реализация этих знаний на практике.

«Позиция  школьника  обязывает  ребёнка  занять  иное,  по  сравнению  с  дошкольником,  положение  в  обществе,  с  новыми  для  него  правилами.  Эта  личностная  готовность  выражается  в  определённом  отношении  ребёнка  к  школе,  к  учителю  и  учебной  деятельности,  к  сверстникам,  родным  и  близким,  к  самому  себе,  в  самооценке» [5, с. 66].

 Начинающий  школьник  должен  соблюдать  правила  школьного   режима,  своевременно  приходить   на  занятия,  выполнять  учебные   задания  в  школе  и   дома. Ребёнок  обязан  правильно  воспринимать  ситуации  урока,  верно,  истолковывать  истинный смысл  действий  учителя,  его  профессиональную  роль.

 В  ситуации  урока  исключены   непосредственные  эмоциональные   контакты,  нельзя  говорить  на  посторонние  темы,  обсуждать   вопросы,  не  относящиеся  к   учебной  деятельности.  На  уроке  надо  задавать  вопросы   по  делу,  предварительно  подняв  руку.  Дети,  готовые  в  этом  плане  к  школьному  обучению,  адекватно  ведут  себя  на  занятиях [4].

Информация о работе Взаимосвязь стилей семейного воспитания с формированием личности ребенка и подготовкой его к школе