Взаимосвязь социально-психологического климата и мотивации трудовой деятельности сотрудников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:56, дипломная работа

Описание

Актуальность. Социально-психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни. Организационная культура в свою очередь - это специфическое для данной организации ценности, отношения, нормы поведения, установки, традиции, ритуалы. Она определяет типичный для членов организации подход организации своей жизнедеятельности.
Социально-психологический климат организации тесно связан со всеми ее прочими параметрами. Среди них важнейшими, безусловно, являются трудовая мотивация персонала.

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа психология.doc

— 692.50 Кб (Скачать документ)

Зарубежные исслед.ователи выделяют такое важное психолог.ическое понятие как доверие, являю.щееся основой организа.ционного успеха (Роберт Бр.юс Шо). С одной стороны, доверие – это про.блема отношений между лю.дьми, то есть важная соста.вляющая СПК организации. Но с более ши.рокой точки зрения, доверие – это мощная унив.ерсальная сила, влияющая практи.чески на все, что проис.ходит внутри орган.изации и в отношениях между организациями и однов.ременно являющаяся струк.турной и культурной хар.актеристикой организации. Р.Б. Шо опред.еляет факторы, форм.ирующие доверие. Это – порядоч.ность, компетентность, лояльн.ость, открытость сотрудн.иков фирмы. Все эти факторы рассматриваются во взаи.мосвязи как «социальный капи.тал», дости.гнутый в орган.изации.

Сущес.твенным элементом в общей конце.пции социально-психол.огического климата является характе.ристика его структуры. Это предполагает вычисле.ние основных комп.онентов в рамках рассматр.иваемого явления по некоему единому осно.ванию социально-психологич.еского климата, в частности по категории отно.шения. Тогда в структуре становится очев.идным наличие двух основных подраз.делений – отношения людей к труду и их отнош.ения друг к другу.

 

Рисунок 1.1 – Стр.уктура социально-психологи.ческого климата

.

 

В свою очередь отнош.ения друг к другу дифференц.ируются на отнош.ения между товар.ищами по работе и отнош.ения в системе руко.водства и подчинения.

В коне.чном итоге все многообразие отношений рассматр.ивается через призму двух основных параметров психиче.ского настроя – эмоциональн.ого и предм.етного.

Под предмет.ным настроем подразу.мевается направле.нность внимания и характер воспр.иятия человеком тех или иных сторон его деятель.ности. Под эмоцион.альным настроем – его эмоцион.альное отношение удовлетв.оренности или неудов.летворенности этими сторонами.

Психологи.ческий климат колл.ектива, обнаружив.ающий себя, прежде всего в отнош.ениях людей друг к другу и к общему делу, этим все же не исчер.пывается. Он неизбежно сказы.вается и на отнош.ениях людей к миру в целом, на их мироо.щущении и мировоспр.иятии. А это в свою очередь может проя.в.иться во всей системе ценнос.тных ориентаций личн.ости, являющейся членом данного колле. .ктива. Таким образом, климат проявляется опреде.ленным образом и в отно.шении каждого из членов кол.лектива к самому себе. Последнее из отношений кристалл.изуется в определ.енную ситуац.ию – обществе.нную форму самоо.тношения и самосоз.нания личности.

В результате созда.ется определенная структура ближ.айших и последующих, более непосре.дственных и более опосредов.анных проявлений социально-психоло.гического климата»11.

«На фор.мирование социально-психоло.гического климата оказывает влияние ряд факт.оров макро и микро.среды.

К факторам мак.росреды относят – общест.венно-политич.ская ситуация в стране, экономи.ческая ситуация в обществе, уровень жизни населения, органи.зация жизни населения, социально-демогра.фические факторы, регионал.ьные и этни.ческие факторы.

Факторы мик.росреды – это матер.иальное и духовное окру.жение личности в трудовом коллективе. К факторам микроср.еды относятся: объект.ивные – комплекс техн.ических, санитарно-гигиени.ческих, органи.зационных элементов, а также субъек.тивные – характер официальных и организаци.онных связей между членами колл.ектива, наличие товарище.ских контактов, сотрудни.чество, взаи.мопомощь, стиль руко.водства. Благопри.ятный климат переживается каждым чело.веком как состояние удовлет.воренности отношениями с това.рищами по работе, руко.одителями, своей работой, ее процессом и результ.атами. Это повышает настро.ение человека, его творческий поте.нциал, положит.ельно влияет на желание работать в данном колле.ктиве, прим.енять свои творческие и физи.ческие силы на пользу окружаю.щим людям.

Неблагоприя.тный климат и.ндивидуально переживается как неудов.летворенность взаимоотно.шениями в коллективе, с руково.дителями, условиями и содер.жанием труда. Это сказы.вается на настроении человека, его работо.способности и акт.ивности, на его здоровье»12.

«Сущ.ность каждого человека откр.ывается только в связях с другими люд.ьми и реал.изуется в формах коллект.ивного взаимодействия, в проц.ессах общения. Через взаимоотно.шения человек осознает свою обществен.ную ценность. Таким образом, самооц.енка выступает в качестве группов.ого эффекта, как одна из форм проявл.ения социально-психо.логического климата.

Оценка своего полож.ения в системе общественных отнош.ений и личных связей п.орождает чувство больш.ей или меньшей удовлетвор.енности собой и другими. Пережива.ние взаим.оотношений отражается на наст.роениях, вызывает улучше.ние или ухудшение психолог.ического самочув.ствия человека. Посредством подраж.ания, зараже.ния, внушения, убеждения различные настроен.ия в коллективе распрос.траняются на всех людей и, втори.чно отражаясь в их соз.нании, создают психол.огический фон коллект.ивной жизни. Психол.огическое самочу.вствие и настроение, хара.ктеризуя псих.ическое состояние людей, свидетель.ствует о качестве со.циально-психо.логического климата в коллект.иве. Самоо.ценка, самочувствие и настро.ение – это социально-психоло.гические явления, цело.стная реакция на воздействие микро.среды и всего комп.лекса условий деятел.ьности человека в коллективе. Они выступают как субъе.ктивные формы проявл.ения социально-психолог.ического климата.

Любой человек уже  в силу своего прису.тствия в социа.льной группе, а тем более участвуя в совм.естном труде, оказывает влия.ние на многие сферы жизни колл.ектива, в том числе на социа.льно-психологический климат. Люди оказыв.ают положит.ельное или отрицательное возде.йствие на самочувствие окру.жающих в зависим.ости от их социально-психол.огических и индивидуально-психолог.ических свойств. К социально-психоло.гическим свойствам лично.сти, оказывающим поло.жительное влияние на форми.рование социально-психоло.гического климата, относятся принципи.альность, ответствен.ность, дисципли.нированность, активность в межличнос.тных и межгруп.повых отношениях, общит.ельность, культура пове.дения, тактичность. Отрицатель.ное влияние на климат оказывают люди непос.ледовательные, эгоистичные, бестакт.ные.

На самоч.увствие людей и через него на общий климат колле.ктива оказывают влияние и особенности психи.ческих процессов (инте.ллектуальных, эмоцио.нальных, волевых), а также темп.ерамента и характера членов колл.ектива. Кроме того, важную роль играет подг.от.овка чело.века к труду, то есть его знания, уме.ния и нав.ыки. Высокая профес.сиональная компе.тентность человека вызыв.ает уважение, она может служить при.мером для других и тем самым способ.ствовать росту мастерства работ.ающих с ним людей»13.

«На раз.ных этапах развития трудового колл.ектива наблю.дается динамика модальности эмоциона.льности отношений. На первом этапе станов.ления коллектива эмоцион.альный фактор играет главную роль (идет интенсивн.ый процесс психол.огической ориентации, устано.вление связей и позитив.ных взаимоот.ношений). На этапе же коллекти.вообразования все большее значение пр.иобретают когнит.ивные процес.сы, и каждая личность высту.пает не только как объект эмоцион.ального общения, но и как носи.тель опреде.ленных личнос.тных качеств, соци.альных норм и установок.

Среди факторов, влияю.щих на социально-психо.логический климат трудового коллектива, выде.ляют такой социально-псих.ологический феномен, как «клима.тическое возмущение». «Клим.атическое возмущение» возникает в результ.ате изменения условий жизнедеят.ельности коллектива или условий взаи.модействия людей и сказ.ывается на самочувствии колл.ектива в целом или отдел.ьных его представителей. В зави.симости от настроения людей выделяют «стеничес.кие» или «ас.енические» «климатические возму.щения». Содер.жание, форма, длитель.ность, эмоциональный тон «климати.ческих возмущений» служат характе.ристиками его социально-пс.ихологического климата, уровня морал.ьного развития членов колле.ктива, уровня стрессоуст.ойчивости людей в совместной трудовой деятел.ьности. Преобл.адающий в коллективе эмо.циональный настрой не остается пост.оянным не только на протяж.ении рабочего дня, но и в течение более длите.льного периода. К внеш.ним эмоци.огенным факторам коллекти.вной деятельности относятся социально-эконо.мические и бытовые особ.енности деятельности, техн.ологические и социально-демо.графические характе.ристики взаимоде.йствующих субъектов. Внешние и внутр.енние (субъ.ективные) факторы, вызывая «климат.ические возмущения», могут изменять соци.ально-психологический климат в колл.ективе»14.

«В современной пр.актике и теории упра.вления наблюд.ается тенденция распро.странения неформальных отнош.ений в организации и даже их поощ.рения. Граница между ролями мен.еджеров и подчине.нных постепенно стан.овится более расплыв.чатой. Сотрудни.чество в орган.изациях все чаще строится на неформ.альных связях, которые формируются на основе доверия, открытых, дружеских отношениях. Неформальные отнош.ения между сотр.удниками способствуют развитию поло.жительного социально-психоло.гического климата.

Тем не менее, пока еще  не все росси.йские руковод.ители видят преим.ущество в стимулир.овании неформал.ьных отношений и, наоборот, пыт.аются их ограничивать. Существует два подхо.да к проблеме неф.ормальных отношений. Преимуществе.нно компании с западной корпо.ративной культурой рассма.тривают неформал.ьные отношения как естес.твенное явление, бороться с которым бесп.олезно, а значит, следует исп.ользовать неформаль.ные отношения на благо организации, управ.лять ими, инвестиро.вать в их развитие.

Парал.лельно с этой точкой зрения сущес.твует против.оположная, которой придер.живаются многие крупные росси.йские компании, расце.нивающие неформальные отно.шения как вред и не.гативное явление для производст.венных отношений, с которым необходимо боро.ться. Сторонники данного подхода считают нецелесо.образным периодич.еское проведение каких-либо корпо.ративных мероп.риятий и, более того, видят отриц.ательное влияние неформ.альных отн.ошений в том, что они отни.мают рабочее время от професси.ональных обязанн.остей, нарушают офици.ально принятые отнош.ения и ослабляют формальную власть и организ.ационную структуру. Поэтому ряд россий.ских компаний применяют следую.щие методы борьбы с нефор.мальными отнош.ениями: пытаются ограни.чивать общение по нерабочим вопросам и запрещ.ают пить чай на рабочем месте, позв.оляют курить только в спец.иально отведе.нных местах вне офиса, устана.вливают видеокамеры, вычитают из зара.ботной платы штрафы за чрезмер.ное неформа.льное общение в рабочее время»15.

«Несм.отря на результаты некоторых иссле.дований, доказы.вающих позитивную роль неформ.альных отношений в современной органи.зации, противос.тояние этих двух подходов продо.лжает оставаться неразреше.нным. Поэтому возникает потре.бность в проведен.ии новых иссле.дований неформ.альных отношений в соврем.енных условиях.

Нез.ависимо от типа и направ.ления деятельности компа.нии, к которой при.надлежат опрашив.аемые сотрудники, общий характер оценок респонд.ентами неформаль.ного общения между коллег.ами носит сильно выраж.енную положите.льную направлен.ность: 90,05% опрошенных респонде.нтов полагают, что нужно развив.ать и поддержи.вать дружеское общение с кол.егами после работы. Также 73% опро.шенных, одно.значно считает, что нефор.мальное общение с коллегами по оконч.ании рабочего дня спос.бствует совместной работе. Основное преимущ.ество неформ.альных отношений заключае.тся в следу.ющем: возмож.ность лучше узнать коллег и устан.овить контакт; сплачи.вание коллектива и налаживание взаимоотн.ошений; возмож.ность свободного и неприн.ужденного общения с коллегами; повыш.ение эффекти.вности совместной работы и облегче.ние рабочих взаимоот.ношений.

Друж.еские отношения моти.вируют выполнять рабочие задачи: если подч.иненный не всегда поддер.живает необход.имость выполнения задачи лично, он все равно вып.олняет задачу, чтобы не подво.дить руков.одителя – друга. Можно общаться проще, привлекая общечелов.еческие и личные цен.ности. Искренность и забота сб.лижают. Тотальный кон.троль значительно сни.жает ощущение собств.енной значимости у подчине.нного. Дружеское общ.ние помогает лучше узнать человека, хотя иногда это может и негатив.но сказыв.аться на решении рабочих вопросов. Здесь все за.висит от умения человека раз.делять вопросы работы и дружеские от.ношения. Неформ.альное общение создает комф.ортную открытую рабочую обстано.вку.

В то же время респонд.енты акцентир.овали внимание на необход.имости сохранения опреде.ленной дис.танции с подчиненными и поддерж.ания определенн.ого формата неформ.альных отношений во избеж.ание их возможного не.гативного влияния на рабочие взаимо.отношения, с чем согласилось подавл.яющее большин.ство опрошенных руководи.телей. Нужно подд.ерживать дружеское общение, но не как близк.ие друзья, а периоди.чески со всей командой прово.дить время вместе вне офиса.

Если это неформа.льное общение нацел.ено на командообр.азующие мероприятия, совмест.ный отдых, занятия спортом, выезд.ные тренинги, поход, то это поможет в дальн.ейшей работе всей команды, но при ус.ловии, что участвует в данных мероп.риятиях вся команда, а не «избранные». В прот.ивном случае это даст только отрицат.ельный эффект. Тем более если неформальное общ.ение построено на походах в бары, распитии спирт.ных напитков. В общем, все зав.исит от состава участников и соде.ржания. Если общение происх.одит только с «избранными», то это может внести раск.ол и проблемы. Неф.ормальное общение облегчает взаимодействие с подчинен.ными при условии соблюд.ения суборд.инации»16.

«В сов.ременных российских компан.иях к корпор.ативным меро.приятиям больше относятся как к некой устоя.вшейся тради.ции – устраивать крупно.масштабные события не чаще чем 1-2 раза в год по случаю Нового года или дня рож.дения компании. Однако для проведения нефор.мальных встреч коллег существуют альтер.нативные варианты, например, более часто можно пров.одить менее бюджетные торжест.венные дни, цель кот.орых – подвести определенные итоги, от.метить или закре.пить успех по заверш.ении какого-либо проекта, работы, плана, пре.одоления кризиса, рео.рганизации, слияния, значитель.ных изменений. Поэ.тому главная часть меро.приятия может носить неск.олько официа.льный характер, но в то же время она позволяет участ.никам обмени.ваться эмоциями и впечатл.ениями от проделанной работы и ее резуль.татов, распо.лагает к непринуж.денному общению, что нивелирует форма.льность данного меропр.иятия. В завершении официал.ьной части мероп.риятия, как правило, устраив.ается небольшой фуршет, кокт.ейль, барбекю, швед.ский стол.

Другая альтер.натива – совместное провед.ение досуга после работы. Подобные меро.приятия более досту.пны и не менее эффект.ивны. В некоторых компа.ниях совместные прове.дения после или вне рабо.чего времени лишь частично спон.сируются работодателем. Причем ком.пания может вовсе не фин.ансировать такого рода мер.оприятия, которыми могут быть: боулинг, би.льярд, сауна, бас.сейн, культу.рные прогр.аммы, пейнтбол, спорт.ивные меропр.иятия и многие другие, а взять на себя лишь орга.низацию их провед.ения. Основная идея – предост.авить сотрудникам возмо.жность совме.стного времяпр.епровождения вне формальной обста.новки»17.

Информация о работе Взаимосвязь социально-психологического климата и мотивации трудовой деятельности сотрудников