Взаимосвязь социально-психологического климата и мотивации трудовой деятельности сотрудников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:56, дипломная работа

Описание

Актуальность. Социально-психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни. Организационная культура в свою очередь - это специфическое для данной организации ценности, отношения, нормы поведения, установки, традиции, ритуалы. Она определяет типичный для членов организации подход организации своей жизнедеятельности.
Социально-психологический климат организации тесно связан со всеми ее прочими параметрами. Среди них важнейшими, безусловно, являются трудовая мотивация персонала.

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа психология.doc

— 692.50 Кб (Скачать документ)

 

Описание используемых методов и методик

В рамках метода тестирования были применены две методики:

1. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса.(Приложение 1)

В своем подходе к  изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент не только на разрешение конфликтов, а на управление ими. В соответствии с этим, К. Томас считает нужным сконцентрировать внимание на том, какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными, каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение.

Для описания типов поведения  людей в конфликтных ситуациях  К. Томас применяет двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими  измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы урегулирования конфликтов: конкуренции (соревнования), приспособления, компромисс, избегание, сотрудничество.

В своем опроснике  по выявлению типичных форм поведения  К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов  двенадцатью суждениями о поведении  индивида в конфликтной ситуации. В различных ситуациях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

2. Методика диа.гностики самооценки моти.вации одобрения (шкала лживости) Д. Марлоу и Д. Крауна .(Приложение 2)

Методика диагностики  самооценки мотивации одобрения  используется для оценки правдивости  высказываний испытуемых. Чем выше итоговый показатель «мотивация одобрения» по шкале получают респонденты, тем  выше у них готовность представить себя перед другими как полностью соответствующего социальным нормам. Низкие показатели могут свидетельствовать как о непринятии традиционных норм, так и об излишней требовательности к себе.

Анализ психологических  аспектов трудовой деятельности

Учительская профессия - особая профессия, прежде всего в  том, что ее объектом и продуктом  педагогической деятельности является человек, духовность растущего человека, его внутренний мир.

Педагогический труд характеризуется как специфическое  общественное явление:

1) педагогический труд состоит в формировании подрастающего поколения, его человеческих качеств;

2) педагогический труд - это процесс взаимодействия между учителем и учащимися;

3) в педагогическом труде различают объект труда и субъект труда, но учащийся выступает здесь не только объектом, но и субъектом, т.к. он является не пассивным созерцателем педагогического процесса, а активным его участником.

Процесс обучения и воспитания преобразует не только учащихся, но и самого педагога, воздействуя на него как личность. Важнейшая особенность педагогического труда в том, что это процесс взаимодействия людей.

В нем предмет - человек, орудие труда - человек, продукт труда - человек. В педагогическом труде  цели, задачи и методы обучения и  воспитания осуществляются в форме личностных отношений.

Деятельность педагога всегда высоко ценилась в обществе, в настоящее время важность педагогической профессии все более повышается.

Виды педагогической деятельности:

1.     воспитательная работа (направлена на организацию воспитательной среды и управление деятельностью учащихся с целью решения задач гармонии развития);

2. преподавание - вид воспитательной деятельности, направленный на управление познавательной деятельностью учащихся.

Это 2 стороны одного процесса - педагогического (таблица).

Учитель - не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке.

Учителя нового типа должно характеризовать:

высокая гражданская  ответственность и социальная активность;

любовь к детям;

подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;

Рекомендации  по оптимизации социально-психологического климата коллектива и мотивации  трудовой деятельности сотрудников.

1. Собрания и планерки

 

Немаловажным фактором, обеспечивающим психологический комфорт  внутри подразделения, являются встречи  членов коллектива и их контакты между  собой. Одной из форм таких контактов  являются собрания и планерки, посвященные  решению текущих вопросов. Задачей  руководства в этом случае является обеспечение как можно более тесного взаимодействия сотрудников подразделений, которое одновременно способствует и сближению сотрудников, и оперативному решению возникающих проблем.

Кроме того, эффективно проведенное  деловое совещание создает у работников определенный позитивный настрой, который нацеливает их на достижение высоких результатов. Четко обозначенные задания на текущий день, разъясненные со всеми нюансами способы их выполнения сами по себе, без всяких дополнительных призывов и подстегиваний обеспечивают в коллективе бодрое деловое настроение.

 

2. Корпоративные мероприятия

 

Трудно переоценить  значение корпоративных мероприятий  для формирования позитивного психологического климата. Традиция совместно отмечать праздники как нельзя лучше сближает сотрудников и способствует возникновению между ними дружеских доверительных отношений. Хорошо, если предприятие имеет свои фирменные знаменательные даты (день основания, открытие нового производства, филиала и т.д.), которые позволяют его работникам осознавать свою причастность к действительно серьезному и важному делу.

Общение сотрудников  организации благоприятно сказывается  на ее психологическом климате и  мотивации трудовой деятельности.

 

3. Информационный обмен

 

Для улучшения внутреннего климата в организации большое значение имеют беспрепятственный обмен информацией и доступность руководства. Эффективно налаженные коммуникации помогают устранить множество потенциальных проблем, связанных с непониманием или различиями в трактовке тех или иных информационных сообщений. Они предупреждают распространение слухов и сплетен, которые негативно влияют на психологический настрой работников и общую обстановку внутри организации.

Открытость руководства  и его готовность к контактам  поддерживает у сотрудников уверенность в том, что в критической ситуации они не останутся один на один со своими проблемами. Кроме того, внимание к предложениям подчиненных зачастую оказывается полезным и для самого руководства, поскольку такие предложения могут указать более эффективные способы достижения целей или новые направления развития.

 

4. Поощрять работу сотрудников.

 

Психологический портрет  сотрудника учреждения

 

Оперативность, подвижность  мышления, высокий уровень общей  культуры, умение оперировать абстракциями, развитая аналитичность, развитые интеллектуальные интересы, стремление к новым знаниям, склонность к свободомыслию, радикализму, высокая эрудированность, широта взглядов.

Умение переводить абстрактные  понятия в практическое воплощение (качество, необходимое руководителю).

Склонность к самостоятельным  оригинальным решениям. Гармоничность  развития интеллекта.

Генетическая эмоциональная  стабильность, высоко развитый контроль эмоций и поведения, выраженный волевой  компонент и саморегуляция обеспечивают уравновешенность поведения. Однако внутренняя неудовлетворенность собой, мнительность и некоторая тревожность порождают фрустрированность и низкую стрессоустойчивость.

Запрограммированная эмоциональная  чувствительность, утонченность, богатство  эмоциональных переживаний, широкая эмоциональная палитра, развитое воображение, склонность к мечтательности, рефлексии, неудовлетворенность собой, повышенные тревожность и интуитивность. Диагностируется направленность на свой внутренний мир, художественный тип личности и тревожность как свойство личности.

Независимость характера, открытость, дипломатичность по отношению  к людям, принятие общепринятых правил и норм, развитое чувство долга  и ответственности. Подчинение требованиям  и мнению группы, способность к  принятию самостоятельных и оригинальных решений как в интеллектуальных, так и в житейских ситуациях.

Сдержанность в межличностных  контактах, трудности в непосредственном и социальном общении, склонность к  индивидуальной работе, замкнутость, направленность на свой внутренний мир. Интроверсия.

3.3. Анализ и интерпретация  данных

Было проведено экспериментальное  исследование, включавшее наблюдение за поведением членов трудового коллектива, диагностику стратегий поведения  в конфликтной ситуации членов трудового  коллектива по методике К. Томаса, измерение мотивации к одобрению членов коллектива с помощью методики Д. Марлоу и Д. Крауна. Наблюдение обнаружило напряженность и преобладание негативных эмоций в отношениях в коллективе. Тестирование выявило, что преобладающей стратегией поведения в конфликтной ситуации в коллективе является избегание и что большинству членов коллектива свойствен высокий уровень потребности в одобрении.

В результате проведенного корреляционного анализа была обнаружена взаимосвязь между выбором стратегии избегания и мотивацией к социально одобряемому поведению. Высокая мотивация на социальное одобрение вызывает выбор в качестве ведущей стратегии поведения в конфликте избегание, не позволяющей конструктивно разрешать конфликты. Это, в итоге, ведет к накоплению и росту напряженности и негативных эмоций в отношениях, формированию неблагоприятного социально-психологического климата и мотивации трудовой деятельности сотрудников учреждения.

 

Выводы

Исследование показывает, что коллектив это сложная  функционирующая система взаимоотношений, в которых каждый сотрудник играет важную роль. И личностные характеристики каждого человека в данном случае очень важны.

Степень развитости коллектива напрямую зависит от личностных качеств  его сотрудников. Проанализировав проявляющиеся акцентуации характера, было выявлено, что в большинстве своем сотрудники очень целеустремленные, энергичные, аккуратные и организованные, но при этом ответственность в данном коллективе развита меньше всего. Зато сам коллектив очень сплоченный и открыт для контакта. Также в результате корреляционного анализа было выявлено, что уровень агрессивности сотрудников влияет, не только на их статусное положение в группе и взаимоотношения с коллективом, но и на определенные виды отношений, например, такие как ответственность и коллективизм. То есть чем выше уровень агрессии, тем ниже уровень коллективизма и ответственности.

Акцентуации характера  являются формирующим фактором статусного положения человека в коллективе. Чем благоприятнее и более  гармонично развит психотип личности, тем более популярен он в группе. Например, в данном коллективе 6 «звезд», у которых отсутствует ярко выраженная акцентуация характера, что говорит о том, что они гармонично развитые личности.

Практическое значение результатов состоит в том, что на их основе представляется возможным психологическое сопровождение практическими советами с целью коррекции негативных проявлений взаимоотношений людей, в частности отрицательных черт типов акцентуаций характера. Дальнейшая перспектива данного исследования заключается в разработке коррекционной программы и психотехнических упражнений, которые помогут человеку в значительной степени смягчить проявления отрицательных черт психотипа.

 

 

 

 

Заключение

Исследование показывает, что коллектив это сложная функционирующая система взаимоотношений, в которых каждый сотрудник играет важную роль. И личностные характеристики каждого человека в данном случае очень важны.

Степень развитости коллектива напрямую зависит от личностных качеств  его сотрудников. Проанализировав проявляющиеся акцентуации характера, было выявлено, что в большинстве своем сотрудники очень целеустремленные, энергичные, аккуратные и организованные, но при этом ответственность в данном коллективе развита меньше всего. Зато сам коллектив очень сплоченный и открыт для контакта. Также в результате корреляционного анализа было выявлено, что уровень агрессивности сотрудников влияет, не только на их статусное положение в группе и взаимоотношения с коллективом, но и на определенные виды отношений, например, такие как ответственность и коллективизм. То есть чем выше уровень агрессии, тем ниже уровень коллективизма и ответственности.

Акцентуации характера  являются формирующим фактором статусного положения человека в коллективе. Чем благоприятнее и более гармонично развит психотип личности, тем более популярен он в группе. Например, в данном коллективе 6 «звезд», у которых отсутствует ярко выраженная акцентуация характера, что говорит о том, что они гармонично развитые личности.

Практическое значение результатов состоит в том, что на их основе представляется возможным психологическое сопровождение практическими советами с целью коррекции негативных проявлений взаимоотношений людей, в частности отрицательных черт типов акцентуаций характера. Дальнейшая перспектива данного исследования заключается в разработке коррекционной программы и психотехнических упражнений, которые помогут человеку в значительной степени смягчить проявления отрицательных черт психотипа.

 

Список используемой литературы:

 

  1. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов. -Изд. 6-е, перераб. и доп. М.: Академический проект, 2011. - 480 с.
  2. Аверин В.А. Психологическая структура личности // Психология личности: учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. 89 с. URL: http://www.vopps.ru/issues/1988/884/884175Jitm (дата обращения: 18.06.2012).
  3. Анненков В. И. Государственная служба. Организация управленческой деятельности Автор: В. И. Анненков, Н. Н. Барчан, А. В. Моисеев, Б. И. Киселев, Москва: КноРус ISBN 978-5-406-00181-3; 2010 г. -256 стр.
  4. Антонова Н. В. Психология управления / Автор: Н. В. Антонова, Москва: Высшая Школа Экономики (Государственный Университет) ISBN 978-57598-0772-8; 2010 г. -272 стр.
  5. Анцупов А.Я., Ковалев В.В. Конфликтология: Рабочая тетрадь / Под общ. ред. A.A. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2008. - 112 с.
  6. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом: учеб. пособие / Т.Ю. Базаров. -М.: «ЮНИТИ», 2011. С. 124 - 129.
  7. Батарпгев A.B. Многофакторный личностный опросник Р.Кэттелла: Практическое руководство. Таллин, 2011. - 88 с.
  8. Безрукова Е.Ю., Бухтиярова И.В., Синягин Ю.В. Психологические технологии в формировании управленческой команды: Учебно-методическое пособие. М.: Изд.-во РАГС, 2011. - 131 с.
  9. Белинская Е.П., Тихомандрицкая O.A. Социальная психология личности. -М.: Аспект Пресс, 2011. 300с.
  10. Буренков, М.П. Система профессиональных (корпоративных) ценностей сотрудников российских силовых структур Текст. / М.П. Буренков // Юридическая психология. 2008. — №1. - С. 32-38
  11. Гордеева Т.П. Формирование мотивационной сферы учебной деятельности государственных служащих: Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 2011. - 36 с.
  12. Гуревич П.С. Психология личности. М.: Юнити-Дана, 2009. - 560с.
  13. Данилова И. А. Социология и психология управления. /Пособие. Краткий курс Автор: И. А. Данилова, Р. Н. Нуриева, М.. 2010 г. -112 стр.
  14. Денисов О.И. Развитие конфликтологической компетентности руководителей: Автореф. дисканд. психол. наук. М., 2011.25 с.
  15. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала, М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2009.752 с.
  16. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Психологические факторы эффективности профессиональной деятельности кадров госслужбы // Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы. М.: Изд-воРАГС, 2010. С.20-38.
  17. Журавлева Л.Л., Соснин В.А., Красников М.А. Социальная психология. // Высшее образование. М.: Форум-Инфра, 2008.416 с.
  18. Иванова С.В. Искусство подбора персонала: методическое руководство для кадровых служб. 2-е изд. М.: Апьпина Букс, 2008.160 с.
  19. Игельник М.С. Психологическая компетентность руководителя в условиях антикризисного управления: Автореф. дис. . канд. психол. наук. М., 2012. 26 с.
  20. Игнацкая М. А. Психология управления и организационное поведение / Автор: М. А. Игнацкая, М; 2011 г. -400 стр.
  21. Ильин Г. JI. Социология и психология управления / Автор: Г. Л. Ильин, Москва: Академия Серия: Высшее профессиональное образование ISBN 978-5-7695-6177-1; 2010 г. -192 стр.
  22. Керимов Д.А. Методология права. Предмет, функции, проблемы философии права. М.: Речь, 2008.176 с.
  23. Козлов B.B. Психология управления / Автор: B.B. Козлов, Г. М. Мануйлов, Н. П. Фетискин, М.; 2011 г. -224 стр.
  24. Козлова А. В. Психология управления коллективом и психология профессионального развития руководителя Автор: А. В. Козлова, М.; 2009 г.-160 с..
  25. Комаров, Е.И. Стимулирование и мотивация в современном управлении персоналом Текст. / Е.И. Комаров // Управление персоналом. — 2009 . -№1. С. 38-41
  26. Лазутина, А.Л. Проблема мотивации труда в условиях формирования рыночных отношений. Монография Текст. / А.Л. Лазутина. -Н.Новгород: ВГИПУ, 2011. 184 с.
  27. Маркин В.Н. Личностно-профессиональный потенциал управленца и его оценка / под общ. ред. А.А. Деркача; Рос. акад. гос. службы при Президенте Российской Федерации. М.: РАГС, 2011.264 с.
  28. Наприс А. В. Психология управления / Автор: А. В. Наприс, М; 2009 г. Дополнительные характеристики-288 стр.
  29. Наследов, А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных : учеб. пособие / А.Д. Наследов. СПб.: Речь, 2008. - 392 с.

Информация о работе Взаимосвязь социально-психологического климата и мотивации трудовой деятельности сотрудников