Взаимосвязь наркотической зависимости родителей и формирование интеллектуальных нарушений личности ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 17:09, курсовая работа

Описание

Цель: максимально доступно раскрыть тему(выявить и описать данную взаимосвязь).
Актуальность: исходит из того что, употребление наркотиков влияет на формирование личности ребёнка, этой проблемой занимаются не только медицинские и психологические науки, такие как психиатрия, клиника интеллектуальных нарушений, возрастная психология и т.д., но и такие науки как педагогика, анатомия, нейрофизиология и многие другие.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Глава1. Нарушения социального поведения и клиническое изменение в
интеллекте у детей из семей наркоманов………………………………….5
Наркотическая зависимость и созависимость личности в семье………...6
Причины нарушения социального поведения у детей в семье наркоманов……………………………………………………………………7
Факторы депривации у детей в семье с наркоманами……………………..9
Глава2. Наркомания как семейная проблема……………………………….10
Любовь и брак у наркоманов………………………………………………..12
Динамика семейных отношений при наркомании…………………………13
Характеристика родительских семей наркоманов………………………….14
Глава3. Медико-социальные аспекты влияния наркотиков на нарушения интеллектуального развития у детей………………………………………...17
Нарушение интеллектуального развития детей у наркоманов……………...18
Дети наркозависимых родителей……………………………………………..21
Глава4. Клиническая картина нарушений интеллектуального развития детей из семей с наркотической зависимостью……………………………………23
Формирование плода по триместрам………………………………………….26
Влияние наркотиков на плод……………………………………………………28
Психическое развитие детей раннего возраста, подвергшихся внутреутробному воздействию героина……………………………………………………………33
Негативное воздействие наркотиков на репродуктивную систему женщины и мужчины, развитие плода………………………………………………………36
ПОСЛЕРОДОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ…………………………………………..38
Заключение………………………………………………………………………..42

Работа состоит из  1 файл

курсовая Балод.doc

— 285.50 Кб (Скачать документ)

    Нервно-психические  или соматические расстройства, задержки и искажения развития, частые и  длительные заболевания; недостаточность  навыков гигиены и самообслуживания, неполное соответствие внешнего вида ребенка социокультурным нормам и требованиям гигиены; конфликты в семье и в социуме; девиантное поведение (агрессивное, делинквентное, аутоагрессивное, аддиктивное, ранняя половая жизнь); уклонение от учебы, социальная и педагогическая запущенность; побеги из дому, участие в групповых правонарушениях.

    • Значительные нарушения

    Нервно-психические  или соматические расстройства, задержки и искажения развития, частые и  длительные заболевания; серьезная  недостаточность навыков гигиены  и самообслуживания, несоответствие внешнего вида ребенка социокультурным нормам и требованиям гигиены; гиперсексуальность, ранняя половая жизнь, нарушения половой ориентации; конфликты в семье и в социуме (или потеря контакта); девиантное поведение (агрессивное, делинквентное, аутоагрессивное, аддиктивное); уклонение от учебы (вплоть до оставления учебного заведения); социальная и педагогическая запущенность; побеги из дому, бродяжничество, участие в групповых правонарушениях; вынужденная ответственность за поведение родителей и младших членов семьи, зарабатывание денег, ведение хозяйства.

    Частичное нарушение эмоциональной  функции

    • Недостаточное удовлетворение потребностей в эмоциональном комфорте: принятии, симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.
    • Периодическое эмоциональное насилие – словесные оскорбления ребенка, негативная оценка его поведения и личности в целом, угрозы, унижение его человеческого достоинства, обвинения, запугивание, открытая демонстрация отрицательных чувств, вызываемых поведением ребенка, или равнодушного отношения к нему (отстранение от его проблем; игнорирование просьб и вопросов ребенка).
    • Отказ в эмоциональном отклике – излишняя холодность, игнорирование предпринимаемых ребенком попыток общения.  
    • Отказ выполнять просьбы или удовлетворять потребности ребенка в форме, выражающей равнодушие или неприязнь. Ложь и невыполнение обещаний.

Значительное  нарушение эмоциональной  функции

  • Неудовлетворение потребностей в эмоциональном комфорте: принятии, симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.
  • Частое (или практически постоянное) эмоциональное насилие – словесные оскорбления ребенка, негативная оценка его поведения и личности в целом; угрозы, унижение его человеческого достоинства, обвинения, запугивание; открытая демонстрация нелюбви к ребенку или равнодушного отношения к нему (отстранение от его проблем; отказ выполнять просьбы или удовлетворять потребности в форме, выражающей сильную неприязнь). Ложь и невыполнение обещаний.

Вывод: Так, бессознательно родители подталкивают своих детей к отклоняющемуся поведению.

        

Факторы депривации у детей  в семье с    наркоманами. 

      Из  социальных факторов, причинно воздействующих на социализацию ребенка, следует выделить родительскую семью, которая является ключевым условием оптимального психосоциального развития ребенка и наиболее часто выступает источником  нарушений возрастного психического развития, безнадзорности, беспризорности и связанных с этими социально обусловленными явлениями различными психическими расстройствами у несовершеннолетнего члена семьи. Складывающаяся в стране последние годы социальная ситуация с одной стороны создавала серьезные трудности для семьи, особенно многодетной, а с другой -  сопровождалась несомненным ростом пограничных психических расстройств у несовершеннолетних, включая возрастание :

    • девиантных,
    • делинквентных
    • аддиктивных форм поведения.
 

      Семьи, в которых царит дисгармония, унижение, агрессия, недоверие, физическое насилие – это уже фактор риска.  Дети из таких семей переживают сильное одиночество, замкнутость, ненужность, злобу. 
Неустойчивость воспитания (нестабильность). Воспитание такого плана не предполагает постоянных воспитательных действий со стороны родителей. Это может быть :

    • не серьезность отношения к ребенку, разрозненность понятий – говорить одно, а делать другое, неадекватное поведение (в понимании ребенка),
    • переменчивость настроения (чаще матери). Ребенка могут долгое время не наказывать, а потом вдруг ни с того ни свсего взять и наказать. Могут начать с ним заниматься после школы, затем  перестать, дать обещание чего то купить, а в итоге не купить. При этом у ребенка нарушается личностный стержень, формируется поверхностное, двойственное отношение к окружающему. Появляются предпосылки для наркотической зависимости.
 

    Вывод: чем раньше и дольше после рождения ребенок находится в обстановке депривации, тем хуже для формирования его психики. 

Глава2. Наркомания как семейная проблема.

    Характер  семейных взаимоотношений можно  определить с помощью циркулярной  модели Д.Х.Олсона [29]. Модель включает в себя две оси: сплоченность, которая определяется как эмоциональное принятие членами семьи друг друга, а также гибкость, которая определяется как изменения в семейном руководстве, в семейных ролях и правилах, регулирующих взаимоотношения. Данные параметры задают тип семейной структуры.

    Д.Х.Олсон  выделяет четыре уровня сплоченности и четыре уровня гибкости:

    • очень низкий, низкий к умеренному,
    • умеренный к высокому
    • чрезмерно высокий уровень.

    Каждому уровню, как сплоченности, так и гибкости соответствуют определенные типы семейных структур.

    Постулируется, что центральные уровни сплоченности (раздельный, объединенный) и гибкости (структурированный, гибкий), которые  соответствуют низкому к умеренному и умеренному к высокому уровням, являются сбалансированными и обеспечивают оптимальное семейное функционирование. Члены семей сбалансированных типов способны сочетать собственную независимость с тесными связями внутри семьи:

    • разделенный тип взаимоотношений имеет некоторую эмоциональную отстраненность, но она не является крайней;
    • объединенный тип характеризуется эмоциональной близостью, лояльностью во взаимоотношениях;
    • структурированный тип предполагает некоторую демократичность во взаимоотношениях, а роли и внутрисемейные правила остаются стабильными;
    • гибкий тип характеризуется демократичным стилем руководства, роли разделяются между членами семьи и при необходимости изменяются.

    Крайние значения по шкалам сплоченности и  гибкости (разобщенный, запутанный, ригидный и хаотичный), которые соответствуют  либо очень низкому, либо очень высокому уровню, являются проблемными:

    • запутанная семья, в которой слишком много центростремительных сил и крайности в требовании эмоциональной близости и лояльности. Отдельные члены семьи не могут действовать независимо друг от друга;
 
    • разобщенная семья, в которой все ее члены  эмоционально разделены, имеют мало привязанности друг к другу и  демонстрируют несогласованное  поведение. Члены семьи безразличны  друг к другу, не замечают друг друга  и не претендуют на внимание, являются сожителями
 
    • ригидная, когда семья перестает отвечать на жизненные задачи, возникающие  перед семьей в её продвижении  по стадиям жизненного цикла. Это  рациональные семьи, в которых невмешательство  в личные дела, эмоциональное дистанцирование  возведено в принцип взаимного поведения, несмотря на наличие внутренних привязанностей и заботы о благополучии друг друга;
 
    • хаотическая семейная система, которая появляется в момент переживания кризиса, в  ней решения принимаются импульсивно, а роли не ясны и смещены. В семье не складываются более или менее устойчивая система правил, распределения обязанностей и труда.

    Во  всех случаях молодежной наркотизации (100% обследованных семей наркоманов, N=289) мы имеем дело с тем или  иным типом семейного неблагополучия. Все семьи наркоманов, в период, предшествующий наркотизации, являются проблемными. Анализ результатов обследования таких семей не позволяет выделить какой-либо статически значимый показатель нарушения семейного функционирования как достоверную причину наркотизации. Наши данные дают нам основание говорить о многофакторности семейной детерминации детской наркомании.  

    Необходимо  отметить, что родительское отношение - это особый опыт общения, который интегрирует образы родителя и ребенка и необходимо сочетает в себе такие черты как: непрерывность во времени, возрастная изменяемость, потребность заботиться, ответственность, ожидания, эмоциональная значимость.

    Родительско-детские  отношения - это система разнообразных чувств родителей по отношению к ребенку, а также ребенка по отношению к родителям, особенностей восприятия, понимания характера личности и поступков друг друга.

    Е.О. Смирнова [113], раскрывая специфику  родительско-детских отношений, считает, что, во-первых, они характеризуются  эмоциональной значимостью, как  для ребенка, так и для родителя. Во-вторых, имеет место амбивалентность в отношениях родителя и ребенка. В-третьих, особенности родительского отношения изменяется в зависимости от возраста ребенка.

    На  мой взгляд, динамичность родительско-детских отношений проявляется не только с точки зрения возрастных изменений ребенка, но и с точки зрения возрастных особенностей родителя. Возраст - это фактор, который опосредует все отношения личности, в том числе и отношения к детям.

    Вывод: исследования семей наркоманов показывают, что значительное преобладание одной тенденции над другой может быть рассмотрено как одна из причин девиантного поведения семейного порядка.

    В структуре родительско-детских отношений  необходимо выделить установку родителей. Родительская установка - это система или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним.

                            Любовь и брак у наркоманов. 

    Наркоманы остро нуждаются в дружбе и  любви, даже сильнее, чем большинство здоровых людей. И конечно, они способны испытывать эти чувства. Семейные пары наркоманов иногда отличаются завидной устойчивостью (против союзов наркоманов и здоровых). Да и дружба зачастую длится долго, вплоть до того, как один из друзей погибнет или попадет в тюрьму.

    Но  только среди наркоманов отношения  отличаются от общепринятых. Все из-за того, что для них главной ценностью  в жизни практически в любой  ситуации остаются наркотики. Поэтому, если нужно выбирать между продолжением дружбы или миром в семье с одной стороны, и возможностью получить вожделенную очередную дозу с другой, наркоман предпочитает дозу. Именно в этот момент момент поиска или дележки наркотиков у них происходит подавляющее большинство ссор. Это не значит, что они дерутся из-за шприца с раствором (хотя часто бывает и такое). Обычно используются взаимные упреки, оскорбления, припоминаются старые обиды лишь бы вытрясти из партнера наркотики или деньги на их приобретение. Часто вместо перебранки наркоманы просто воруют у своего ближайшего друга деньги, наркотики или вещи (для продажи) либо выманивают их обманным путем.

    ***

    Если  же наркотиков достаточно для всех, отношения среди наркоманов напоминают идиллию. Трогательная забота, искренняя  преданность, самоотверженность, готовность поделиться последним куском царят в компаниях и семьях наркоманов если над ними не висит угроза оказаться без любимого зелья. Тогда все обиды прощаются, а взаимные обманы и оскорбления кажутся житейскими пустяками.

    Бывает  и так, что наркоман, обворовавший своего друга, а потом уколовшийся, приходит к обворованному со словами дружбы и примирения. Пока он в эйфории, он даже не может понять, за что же на него так зол его товарищ мир прекрасен, их дружба вечна, а деньги пустяк. И он бывает очень удивлен, когда вместо приветствий слышит от друга ругательства.

    Вывод: Как правило, в семейной паре наркоманов отказ от наркотиков невозможен. Все время происходит "индукция" провоцирование одним партнером другого к употреблению наркотиков, причем роли внутри пары могут меняться: какоето время более активным наркоманом является один супруг, затем другой. Причем внешне (на словах) оба они могут горячо отказываться от наркотиков, но своим поведением не дают партнеру никакого шанса забыть о них. 

Информация о работе Взаимосвязь наркотической зависимости родителей и формирование интеллектуальных нарушений личности ребенка