Взаимосвязь детско-родительского отношения и психологической готовности детей к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 13:12, курсовая работа

Описание

Цель: изучит взаимосвязь детско-родительских отношений и уровня психологической готовности ребенка к школе.
Объект: детско-родительские отношения.
Предмет: взаимосвязь детско-родительских отношений и уровня психологической готовности ребенка к школе.
Гипотеза: существует взаимосвязь детско-родительских отношений и уровнем психологической готовности ребенка к школе.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3

ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения психологической готовности детей к школе и влияние стиля родительских отношений на личность дошкольника

1.1 Основные критерии психологической готовности к школе………………….5

1.2 Особенности психического развития детей 6-7 лет………………………….13

1.3 Стиль родительских отношений, и его влияние на развитие личности дошкольника…………………………………………………………………………..20

1.4 Выводы………………………………………………………………………….26

ГЛАВА II. Эмпирическое изучение взаимосвязи стиля родительских отношений и психологической готовностью детей к школе

2.1. Организация исследования……………………………………………………………..27

2. 2. Анализ результатов исследования…………………………………...30

2.3.Статистический анализ полученных данных.………………………………………………………………………………….35

2.4.Выводы………………………………………………………………………….38

Заключение…………………………………………………………………………39

Список литературы…………………………………………………………………40

Работа состоит из  1 файл

курсовик .doc

— 301.00 Кб (Скачать документ)

    В итоге можно констатировать следующее, что у родителей с высоким  уровнем самопринятия прослеживается доверительное отношение к своему ребенку, что соответствует высокому и среднему  уровню принятия.  
 
 

    Для родителей с низким и средним  уровнем самопринятия характерно, что  они не относятся к своему ребенку  адекватно, видят в нем больше недостатков, чем положительных  качеств или совсем не знают особенностей своего ребенка.

    Полученные  результаты показывают нам необходимость  изменения позиции родителя к себе и к ребенку.

    Как указывает К.Роджерс, А.С Спиваковская и другие, принимая ребенка, родитель признает его право на индивидуальность, непохожесть не только на других детей, но и на своих родителей. Ребенок принимается со всеми, присущими ему положительными и отрицательными качествами. В ребенке принимается, прежде всего, личность и обособленный от других, индивид.

    Личное  непринятие во взаимоотношении с  детьми родителей, непроизвольно компенсирует многие из своих неотреагированных чувств и переживаний, то есть их отношение носит реактивный характер.

    Одна  из особенностей родительского отношения  – это неосознанная проекция личностных проблем на детей, когда родители приписывают и обвиняют детей в том, что практически присуще им самим. Но не осознается должным и, главное своевременным способом. Можно сказать и так, что родители не видят недостатки у себя, но видят их у ребенка. Или требуют того, в чем сами не являются примером.

    Чем больше степень характерологическим  изменений у родителей, чем чаще они склонны приписывать детям, «вредный» характер. Оказывающийся на поверку своеобразным способом их защитного реагирования и в ответ на непосильные и несправедливые требования взрослых. Чем больше степень невроти

ческих нарушений  у родителей, тем чаще они в  последствии испытывают чувство вины.

    Если  родитель не состоялся как личность или вообще не представляет себя в  ответственной роли родителя – процесс  принятия ребенка претерпевает некоторые негативные аспекты и приводит к невозможности формирования полноценной личности. 

    Для ребенка очень важно, если самые  близкие заинтересованные люди –  родители – станут его понимать, принимать таким, каков он есть, считать его личностью, давать возможность для проявления индивидуальности.

    Родительская  любовь должна строиться на принятии личности ребенка, таким образом самопринятие – эффективные компонент общей самооценки.  Определяется отношением к себе или к отдельным своим качествам.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Статистический анализ полученных данных

   Для подтверждения  гипотезы был проведен статистический анализ с применением критерия ранговой корреляции Спирмена.

Таблица 2. Показатели диганостики

Критерий К Р
Принятие  и отвержение 0,000 5.416
Симбиоз 0,005 1,023
Маленький неудачник 0, 106 1,215
 
 

     
 
 
 
 

   Статистические  данные по критерию принятие и отвержение родителей по отношению к детям отражают взаимосвязь (p = 0, 000). Статистические данные по критерию симбиоз показали так же достоверную взаимосвязь, и критерий маленький неудачник подтвердили существующие взаимосвязь.

    Это говорит о том, что если родитель не воспринимает себя как личность, он не может воспитывать полноценного ребенка. Родители не укрепляют его веры в свои возможности и не вызывают желания у ребенка стать лучшим.

   Родителю  необходимо не допускать отрицательных  оценок в восприятии характера, доверять и учитывать возрастные особенности, не допускать деспотизма и тогда из ребенка вырастет полноценная личность, человек, который будет легко приспосабливаться к меняющимся жизненным обстоятельствам, и, в свою очередь, вырастит нормальных детей.

   Вопрос влияния семьи на формирование готовности ребенка к школьному обучению, а также зависимость развития ребенка от характера внутрисемейных отношений и от понимания родителями важности правильного воспитания в семье. Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длитель 
 

   ное время  и в самых различных ситуациях  и условиях. Поэтому нельзя недооценивать роль семьи в подготовке детей к школьному обучению.

    Умственное  воспитание ребенка во многом определяется влиянием, которое повседневно оказывают  на него родители, сама атмосфера интеллектуальной жизни семьи, а также целенаправленная деятельность взрослых членов семьи по удовлетворению познавательных интересов детей, формированию новых, расширению их кругозора. Умственное развитие ребенка зависит от того, как удовлетворяются в семье его духовные потребности, как организуется его деятельность, какая речевая среда в семье и др. Все начинается с семьи.

    Для того, чтобы подготовить ребенка  к школе не требуется дополнительного внимания обучение практическим навыкам легко вписывается в бытовые дела семьи, а занятия, организованные родителями дают прекрасные результаты, даже если им отводится совсем немного времени. Таким образом, мы видим, что важно не количество времени, уделяемого взрослыми для общения с детьми, а качество общения, смысловое содержание бесед между взрослыми членами семьи и детьми.

    Однако, без соответствующей работы необходимый уровень развития ребенка не будет достигнут. Часто родители, уделяя большое внимание приобретению малышом различных знаний, умений, навыков, пускают на самотек формирование психологических процессов, обуславливающих успешность его общего развития. В школе нередко в 1-м классе встречаются дети, которые свободно владеют речью, обладают необходимым запасом знаний об окружающем, умеют читать, считать, но, в то же время, являются неподготовленными к школьной жизни. Если проанализировать трудности, с которыми сталкивается младший школьник, то можно обнаружить за ними допущенные родителями просчеты в воспитании.

    Необходимо  отметить, часто школьные учителя, психологи  обеспокоены трудностями адаптации  ребенка к школе. И говорят  о психогенной школьной дезадаптации. Это может выражаться в школьный страхах, неврозах у ребенка. 

    Школьная  готовность предполагает и готовность к большей чем раньше самостоятельности  ребенка, к сотрудничеству с чужим  взрослым и сверстниками, без непосредственной поддержки родителей.

    Цель  подготовки к школе является формирование личностных качеств, необходимых для  овладения учебной деятельностью: любознательностью, инициативностью, произвольности. Задача родителей: помочь ребенку.

    Соответственно, на сколько родителей принимает своего ребенка, таким каким он есть, зависит безболезненная адаптация ребенка к школьному обучению, а соответственно желание и мотивация ребенка к школьному обучению.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.4 Выводы 
 

    Основные  черты развития личности ребенка  закладываются в дошкольном детстве. От того, как воспитывается ребенок в семье, какое отношение существует между ребенком и родителем, во многом зависит последующее формирование всестороннее развитие личности, успешность ребенка в социуме, адаптации ребенка к школьному обучению. Так как с приходом в школу, изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, складываются новые формы деятельности.

    Для подготовки к новому образу жизни, к  осуществлению новых форм деятельности, к успешному выполнению школьных обязанностей, необходимо так простроить отношения ребенка со взрослым, чтобы к концу дошкольного возраста дети достигли определенного уровня физического и психического развития.

    Существенное  значение для подготовки детей к  школьному обучению имеет взаимосвязь отношения родителя к самому себе, отношение родителя к ребенку.

    Из  полученных результатов, мы видим, что  более успешные или легко адаптируемые дети тех родителей, которые принимают ребенка таким, какой он есть, без лишних обязательств и требований, которые ребенок не может выполнить в силу физиологических, психологических и индивидуальных особенностей, присущие данному возрасту. 
 
 
 
 
 
 

Заключение 
 

    Таким образом, изучив трудности и успехи ребенка при переходе на ступеньку начального обучения и проследив их взаимосвязь со стилем воспитания в семье, мы пришли к выводу, что готовить ребенка к школе в семье нужно с самых первых лет. Роль родителей в подготовке детей к школе огромна, ее значение трудно переоценить. Взрослые члены семьи выполняют функции и родителей, и воспитателей, и учителей. Однако, не все родители в оторванности от дошкольного учреждения, детского сада, могут обеспечить полную, всестороннею подготовку своего ребенка к школьному обучению, усвоению школьной программы. Как правило, дети, не посещавшие детский сад, показывают уровень готовности к школе ниже, чем дети, которые ходили в детский сад, т. к. родители “домашних” детей не всегда имеют возможность посоветоваться со специалистом и строят учебно-воспитательный процесс по своему усмотрению. В отношении от родителей, чьи дети посещают дошкольные учреждения, готовятся к школе на занятиях в детском саду. Но если будет на практике осуществляться принцип единства воздействия на ребенка детского сада и семьи, то результат значительно улучшится. 
 
 

        
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Взаимосвязь детско-родительского отношения и психологической готовности детей к школе