Взаимосвязь детско-родительского отношения и психологической готовности детей к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 13:12, курсовая работа

Описание

Цель: изучит взаимосвязь детско-родительских отношений и уровня психологической готовности ребенка к школе.
Объект: детско-родительские отношения.
Предмет: взаимосвязь детско-родительских отношений и уровня психологической готовности ребенка к школе.
Гипотеза: существует взаимосвязь детско-родительских отношений и уровнем психологической готовности ребенка к школе.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3

ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения психологической готовности детей к школе и влияние стиля родительских отношений на личность дошкольника

1.1 Основные критерии психологической готовности к школе………………….5

1.2 Особенности психического развития детей 6-7 лет………………………….13

1.3 Стиль родительских отношений, и его влияние на развитие личности дошкольника…………………………………………………………………………..20

1.4 Выводы………………………………………………………………………….26

ГЛАВА II. Эмпирическое изучение взаимосвязи стиля родительских отношений и психологической готовностью детей к школе

2.1. Организация исследования……………………………………………………………..27

2. 2. Анализ результатов исследования…………………………………...30

2.3.Статистический анализ полученных данных.………………………………………………………………………………….35

2.4.Выводы………………………………………………………………………….38

Заключение…………………………………………………………………………39

Список литературы…………………………………………………………………40

Работа состоит из  1 файл

курсовик .doc

— 301.00 Кб (Скачать документ)

   Готовность  ребенка к школе определяется его общей, интеллектуальной и психолого-педагогической подготовкой. Психологическая готовность к школе не возникает у детей  спонтанно, т. е. сама по себе. Она образуется постепенно и, самое главное, требует верного педагогического руководства, специально организованных занятий с ребенком в семье.

   Для дошкольника, который посещает детский сад, регулярные “домашние уроки” не будут новостью сами по себе, но характер их будет совсем иной. Ведь в детском саду воспитатель одновременно обучает коллектив ребят, дома же с ребенком занимаются индивидуально. Это позволяет лучше учесть его возможности, способности, характер. Кроме того, общение между ним и взрослым, даже если занятия происходят 1-2 раза в неделю, сближают ребенка с мА 

   терью или отцом, способствуют их деловому или эмоциональному взаимопониманию, позволяют добиться больших успехов в развитии. Такие занятия особенно необходимы для детей, которые в детский сад не ходят. Они не только дают новые знания, приобщают к разным видам деятельности, постепенно и планомерно совершенствуют восприятие и мышление, но и облегчают переход к роли школьника, планомерному и обязательному обучению. У дошкольника вырабатывается привычка заниматься в определенное время, содержать в порядке рабочее место, выполнять требования взрослых.

   Все это  поможет ему правильно организовать и свою учебную деятельность. Таким  образом, мы видим, что занятия с  ребенком в семье несут не только обучающий и развивающий смысл, но имеют также важное воспитательное значение. Психологическая подготовка детей к школе в семье совершенно необходима.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.4 Выводы 

    Под психологической готовностью к  школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

    Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде всего для выявления  детей, не готовых к школьному  обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.

    Развивающую работу с нуждающимися в ней детьми целесообразно проводить в группах развития. В этих группах реализуется развивающая психику ребят программа. Не ставится специальной задачи научить детей считать, писать, читать. Главная задача – довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Основной акцент в группе развития делятся на мотивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Задача взрослого сначала пробудить у ребенка желание научится чему то новому а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЯ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТЬЮ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ 

    2.1. Организация исследования 

    Цель  нашего исследования заключалась в  том, чтобы выявить особенности взаимосвязи стиля родительских отношений и психологической готовности детей к школе.

    Исследования  проводились в детском саду №87. Дошкольное учреждение малокомплектное, типовое. В исследовании принимали участие дети подготовительной к школе группы в количестве 20 человек, из них 15 мальчиков и 5 девочек. Средний возраст детей составил 6-7 лет. И их родители в количестве 20 человек, 100% женщины, средний возраст 30-35 лет.

    Статистический  анализ результатов проводился  с применением программы Биостат, с помощью критерия ранговой корреляции Спирмена.

   Для выявления  уровня психологической готовности детей к школе. Было проведено тестирование «Ориентировочный тест школьной зрелости» Керна – Йерасика. Тест был использован при изучении вопроса диагностики детей к подготовке обучения в школе. На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. Предлагаемая методика помогает понять и выявить ориентировочную оценку уровня развития деятельности, необходимой для успешного обучения (уровень психического развития ребенка, глазомер, способность к подражанию, выраженность тонких двигательных координаций).

   К методике приложена инструкция: испытуемым предлагается три задания. 1) рисование мужской фигуры по представлению; 2) подражание письменным буквам; 3) срисовывание группы точек.  

   Обработка результатов: определяется бал каждому  заданию, который характеризует  ребенка со стороны общего психического развития, развития моторики, умения выполнять заданные образцы, т.е. характеризуют произвольность психической деятельности. По результатам тестирования можно набрать от 3 до 15 баллов.

   Школьная  зрелость – 3 – 5 баллов

   Средняя зрелость – 6 – 9 баллов

   Незрелость  – 10 баллов и более

   Рекомендовано углубленное обследование – 15 баллов

    Также была проведена методика «Тест родительского отношения». Данная методика помогает определить доминирующий стиль родительских отношений. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение – это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника, составляющего основу данной методики.

   Инструкция: испытуемым дан бланк вопросов, отвечая на которые они должны выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «да» или «нет». Для каждого из видов родительских отношений, выясняемых при помощи данного опросника, ниже указаны номера суждений, связанные с данным видом.

Принятие  – отвержение ребенка: 3, 5, 6, 8, 10,12, 14,15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39,40, 42, 43, 44,45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60. Маленький неудачник: 9,11,13,17, 22, 54, 61. Симбиоз: 1,4, 7, 28, 32,41, 58.

   За  каждый ответ типа «да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ  типа «нет» – 0 баллов. Высокие баллы  свидетельствуют о значительной развитости указанных выше видов родительских отношений, а низкие баллы – о том, что они сравнительно слабо развиты. 

   Обработка результатов: проводится с помощью  специального ключа, приложенного к методике.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. 2.  Анализ результатов  исследования 

   Для выявления  уровня школьной зрелости детей была использована методика Керна – Йерасика «Тест школьной зрелости». При выполнении 1 задания «Рисование мужской фигуры по представлению» мы выявили, что у детей особое затруднение вызывает соблюдение пропорций фигуры человека. Не всегда дети прорисовывают конечности, брови, ресницы, волосы, признаки мужской одежды (задание нарисовать какого-нибудь дядю).

   Основной  причиной невыполнения этого задания, мы предполагаем низкий уровень технического навыка рисования (низкий кругозор детей).

   Изобразительная деятельность детей в настоящее  время, изучена достаточно широко. Исследования М.Д. Баретто, П.Лайта, К.Маховер, И.И.Будницкой, Т.Н. Головиной, В.С. Мухиной и других, показывают, что особенности графических изображений в определенной мере коррелируют с уровнем умственного развития детей.

   Из  данных исследований следует, что выше у ребенка уровень детализации  рисунка (фигуры мужчины), тем выше общий  уровень психического развития.

   По  результатам 1 субтеста, следует отметить, что 9 человек (45%) показали низкий уровень рисования фигуры мужчины.

   При выполнении задания 2 «Имитация заданного текста», у детей вызвало затруднение  неумение сгруппироваться, сосредоточиться. С низким уровнем 9 человек (45%), со средним 7 человек (35%), с высоким 4 человека (20%) Графически эти данные представлены на рисунке №1. 
 
 
 
 
 
 

    Рис. 1.Распределение детей по уровням выполнения задания №2. 
 

     
 
 
 
 

    Преобладание  низкого уровня в данном субтесте связано с недостаточной

   1 – высокий уровень

   2 – средний уровень

   3 – низкий уровень 

   скоординированностью  движений и навыков мелкой моторики рук.

   При проведении задания 3 «Срисовывание группы точек» были собраны бланки и проведена  первичная группировка по результатам тестирования. При выполнении этого задания, дети совершенно точно подражали образцу, допуская небольшие отклонения при срисовывании.

   Низкий  уровень составил 2 человека (10%), средний уровень 3 человека (15%), высокий уровень 15 человек (75%). Графически эти данные представлены на рисунке №2.

   Рис. 2. Распределение детей по уровням  выполнения задания №3.  
 
 
 
 
 

     
 
 
 
 
 
 
 
 

   1 – высокий уровень

   2 – средний уровень

   3 – низкий уровень 

   Дети  были отобраны с очень слабым, слабым, среднем и сильным уровнем готовности к школьному обучению.

   Были  получены следующие данные, которые можно проследить на рисунке 3. Результат диагностики психологической готовности детей к школе.

   Рис. 3. Распределение детей по уровням школьной зрелости

     
 
 
 
 
 
 
 

1 – высокий уровень школьной зрелости

2 – средний  уровень школьной зрелости 

    На  рисунке 3 показано, что с высоким уровнем школьной зрелости процент детей составил 35%, со средним уровнем 65%.

    Полученные  результаты также характеризуют  ребенка со стороны общего психического развития, развития моторики, умение выполнять заданные образцы, т.е. характеризуют произвольность психической деятельности. У детей чаще всего возникают затруднение в неумении выполнить заданные образцы и недостаточное развитие мелкой моторики.

    При проведении авторской методики родительского  отношения Варга и Столина, были отобраны 3 шкалы: Принятие-отвержение, симбиоз, «Маленький неудачник».

    При обработке данных, диагностика показала, что у родителей преобладает  шкала «Принятие ребенка» и составляет 35%. Родителям нравится ребенок и они его принимают таким, каков он есть, уделяют особое внимание, проводят достаточное количество времени, проявляют интерес к способностям, заинтересованности ребенка к разнообразным видам деятельности.

    Родитель  становится другом, союзником ребенку. Соответственно данное отношение положительным образом сказывается на готовности ребенка к школьному обучению, делают ребенка успешным, целеустремленным. Высокий уровень самопринятия родителей  - 35% можно охарактеризовать следующим образом. Они оценивают себя достаточно адекватно, в меру критично. Положительно относятся к себе, как к личности, уважают себя и других. У родителей с высоким уровнем самопринятия большее количество качеств из графы «Идеал» совпадают с представлениями о самом себе реальном. Совпадения составляют 80%.

    Родители  с низким уровнем самопринятия выделяют в «Идеале» положительные качества. Что свидетельствует о том, что они недооценивают себя и свои возможности. Этот уровень составили родители со средним уровнем самопринятия имеют средний уровень принятие ребенка.

    Средний уровень принятия ребенка – 15% 

    Низкий  уровень принятия ребенка – 10%. Графически эти данные представлены на рисунке 4.

     Рис.4. Распределение  родителей по уровням принятия ребенка 

      
 
 
 
 
 
 

    1 – средний уровень

    2 – низкий уровень 

   Таким родителям присущ тип родительского  отношения – симбиоз. Родители требуют от ребенка послушания и дисциплины. Стараются навязать свою точку зрения, не в состоянии встать на его точку зрения.

   У родителей с низким уровнем самопринятия имеют средний уровень принятия ребенка: 5% и низкий уровень 5%. Этих родителей можно отнести к типу – «Маленький неудачник».

   Такие родители пристально следят за своим  ребенком, за его успехами. Стараются навязать свою волю, стремятся инфантилизировать ребенка, приписать ему личную социальную несостоятельность.

Информация о работе Взаимосвязь детско-родительского отношения и психологической готовности детей к школе