Взаимосвязь детско-родительского отношения и психологической готовности детей к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 13:12, курсовая работа

Описание

Цель: изучит взаимосвязь детско-родительских отношений и уровня психологической готовности ребенка к школе.
Объект: детско-родительские отношения.
Предмет: взаимосвязь детско-родительских отношений и уровня психологической готовности ребенка к школе.
Гипотеза: существует взаимосвязь детско-родительских отношений и уровнем психологической готовности ребенка к школе.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3

ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения психологической готовности детей к школе и влияние стиля родительских отношений на личность дошкольника

1.1 Основные критерии психологической готовности к школе………………….5

1.2 Особенности психического развития детей 6-7 лет………………………….13

1.3 Стиль родительских отношений, и его влияние на развитие личности дошкольника…………………………………………………………………………..20

1.4 Выводы………………………………………………………………………….26

ГЛАВА II. Эмпирическое изучение взаимосвязи стиля родительских отношений и психологической готовностью детей к школе

2.1. Организация исследования……………………………………………………………..27

2. 2. Анализ результатов исследования…………………………………...30

2.3.Статистический анализ полученных данных.………………………………………………………………………………….35

2.4.Выводы………………………………………………………………………….38

Заключение…………………………………………………………………………39

Список литературы…………………………………………………………………40

Работа состоит из  1 файл

курсовик .doc

— 301.00 Кб (Скачать документ)

влиянию. Он постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действия, в частности, мотивам общественного характера. У него появляется уровень целенаправленности, типичный для дошкольника.

   Вместе  с тем, что хотя в дошкольном возрасте и появляются волевые действия, но сфера их применения и их место в поведении ребенка остаются крайне ограниченными. Исследования показывают, что только старший дошкольник способен к длительным волевым усилиям.

   Психологическая готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту. Успешность обучения ребенка в школе зависит от его психологической зрелости. Психологическая готовность к обучению – понятие многокомпактное. Она предусматривает не отдельные знания и умения, а определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы. 

  Следующим условием успешного воспитания и  развития является выработка у ребёнка  умения преодолевать трудности. Важно  приучить детей начатое дело доводить до конца. Многие родители понимают, насколько важно у ребёнка желание учиться, поэтому они рассказывают ребёнку о школе, об учителях и о

знаниях, приобретаемых  в школе. Все это вызывает желание  учиться, создает положительное отношение к школе. Далее нужно подготовить дошкольника к неизбежным трудностям в учении. Сознание преодолимости этих трудностей помогает ребёнку правильно отнестись к своим возможным неудачам.

  Родители  должны понимать, что основное значение в подготовке ребёнка к школе имеет его собственная деятельность. Поэтому их роль в подготовке дошкольника к школьному обучению не должна сводиться к словесным указании 

  ям; взрослые должны руководить, поощрять, организовывать занятия, игры, посильный труд ребёнка.

  Еще одно необходимое условие подготовки к школе и всестороннего развития ребёнка (физического, умственного, нравственного) — переживание успеха. Взрослым нужно создать ребёнку такие условия деятельности, в которых он обязательно встретится с успехом. Но успех должен быть реальным, а похвала — заслуженной.

  Особое  значение в психологическом развитии школьника имеет обогащение эмоционально-волевой  сферы, воспитание чувств, умение ориентироваться в своем поведении на окружающих. Рост самосознания ярче всего проявляется в самооценке, в том, как ребёнок начинает оценивать свои достижения и неудачи, ориентируясь на то, как оценивают его поведение другие. Это является одним из показателей психологической готовности к школьному обучению. На основе правильной самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение.

  Формирование  познавательных интересов, обогащение деятельности и эмоционально-волевой  сферы — предпосылки успешного  овладения дошкольниками определенными знаниями, умениями, навыками. В свою очередь развитие восприятия, мышления, памяти зависит от того, как владеет ребёнок способами получения знаний и ориентации деятельности, от направленности его интересов, от произвольности поведения, т. е. волевых усилий.

  При подготовке к школе родители учат ребёнка сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого дошкольник должен научится внимательно слушать книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложения.

  Родители  должны помнить, что потребность ребёнка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребёнок. Это приучает ребёнка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребёнка нравственно, а кроме  

  того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребёнка, тем успешнее будет его обучение в школе. Также в формировании культуры речи детей пример родителей имеет большое значение. Таким образом, в результате усилий родителей, с их помощью ребёнок учиться правильно говорить, а значит, он готов к овладению чтением, письмом в школе.

  У ребёнка, поступающего в школу, должен быть развит и на должном уровне эстетический вкус, и здесь первостепенная роль принадлежит семье. Эстетический вкус развивается и в процессе привлечения внимания дошкольника к явлениям повседневной жизни, к предметам, окружению быта.

  От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления и речи. В игре развивается процесс замещения, с которым ребёнок встретится в школе при изучении математики, языка. Ребёнок играя учится планировать свои действия и это умение поможет ему в будущем перейти к планированию учебной деятельности.

  Нужно учить  также рисовать, лепить, вырезать, наклеивать, конструировать. Делая это ребёнок переживает радость творчества, отражает свои впечатления, свое эмоциональное состояние. Рисование, конструирование, лепка открывают перед нами научить ребёнка видеть, анализировать окружающие предметы, правильно воспринимать их цвет, форму, величину, соотношение частей, их пространственное соотношение. Одновременно это дает возможность научить

действовать последовательно, планировать свои действия, сравнивать результаты с тем, что задано, задумано. И все эти умения тоже окажутся чрезвычайно важными в школе.

  Воспитывая  и обучая ребёнка, следует помнить  о том, что нельзя превращать занятия  в нечто скучное, нелюбимое, навязанное взрослыми и не нужное самому ребёнку. Общение с родителями, в том числе и совместные занятия должны доставлять ребёнку удовольствие и радость.  
 

1.3 Стиль родительских отношений и его влияние на развитие личности дошкольника 
 

    Формирование  качеств необходимых будущему школьнику  может обеспечить лишь система педагогических взаимодействий детского сада и семьи. Изучению особенностей влияния семьи на формирование школьной зрелости посвящены теоретические исследования данного параграфа. Семья первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок будущий школьник, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных ситуациях и условиях. Поэтому нельзя недооценивать роль семьи в подготовке детей к школьному обучению. Умственное воспитание ребенка во многом определяется влиянием, которое повседневно оказывают на него родители, сама атмосфера интеллектуальной жизни семьи, а также целенаправленная деятельность взрослых членов семьи по удовлетворению познавательных интересов детей, формированию новых, расширению их кругозора. Умственное развитие ребенка зависит от того, как удовлетворяются в семье его духовные потребности, как организуется его деятельность, какая речевая среда в семье и др. Все начинается с семьи. В повседневном общении с детьми сеются семена характера, которые потом дадут добрые или злые всходы. Именно об этом напоминает всем известная народная мудрость, о которой мы часто забываем в суете обыденности: “Посеешь поступок пожнешь привычку, посеешь привычку пожнешь характер, посеешь характер пожнешь судьбу”. А пренебрежение ею дорого стоит. Очень часто школьные неудачи наших детей, их трудное вхождение в  

    коллектив, неумение и нежелание учиться  результат родительских просчетов и ошибок, тех отношений, которые царят в семье, тех жизненных ориентаций, которые в ней усваиваются. Поэтому с самого начала жизни ребенка вокруг него не должно быть суеты и разнобоя в предъявляемых ему требованиях. Прежде всего не надо торопиться ни все запрещать, ни все разрешать. Определите самое главное, что нужно требовать от ребенка, точно решите, что он должен делать сам, а чего он делать не должен; что можно ему разрешить, а чего разрешить нельзя.

   Обучение  в школе может быть успешным в  том случае, когда семья с самых первых лет жизни ребенка заботится не только о его физическом развитии, но и о том, чтобы уметь воспитать в нем трудолюбие, дисциплинированность, организованность, самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу. Многие родители не жалеют времени и сил, чтобы научить родителей читать, считать, писать, полагая, что это и есть подготовка к школе. Однако, для полноценного воспитания этого вовсе недостаточно. Столь же ревностно мы должны печься о том, чем питаем ум, сердце и душу ребенка. Понятно, что ко времени поступления в школу ребенок должен обладать определенным уровнем развития. Вообще говоря, значение общего развития ребенка родители, как правило, хорошо понимают. Они усердно следят, как развивается их малыш и делают все возможное, чтобы способствовать этому.

   Для того, чтобы подготовить ребенка к  школе не требуется дополнительного  внимания обучение практическим навыкам легко вписывается в бытовые дела семьи, а занятия, организованные родителями дают прекрасные результаты, даже если им отводится совсем немного времени. Таким образом, мы видим, что важно не количество времени, уделяемого взрослыми для общения с детьми, а качество общения, смысловое содержание бесед между взрослыми членами семьи и детьми. Однако, без соответствующей работы необходимый уровень развития ребенка не будет достигнут. Часто родители, уделяя большое внимание приобретению малышом различных знаний, умений, навыков, пус 

   кают  на самотек формирование психологических  процессов, обуславливающих успешность его общего развития. В школе нередко в 1-м классе встречаются дети, которые свободно владеют речью, обладают необходимым запасом знаний об окружающем, умеют читать, считать, но, в то же время, являются неподготовленными к школьной жизни. Если проанализировать трудности, с которыми сталкивается младший школьник, то можно обнаружить за ними допущенные родителями просчеты в воспитании. У одного не выработана познавательная потребность, в результате интерес к учению быстро улетучивается. Другой не владеет способами приобретения знаний и, сталкиваясь с трудностями, не умеет их преодолевать. У третьего не сформированы общие основы деятельности, он не может организовывать свой труд, контролировать свои действия, концентрировать и распределять внимание при выполнении различных заданий. Четвертый не знает зачем он учится. Все эти дети нуждаются в постоянной опеке, т. к. привыкли получать от взрослых все в готовом виде.

   Изучение  практики воспитания показывает, что  во многих семьях родители не уделяют должного внимания подготовке ребенка к школе. Чаще всего это происходит в результате недостаточности педагогического уровня родителей. Такие родители заботятся о материальном обеспечении детей, но не готовят их к школе, к систематическим учебным занятиям. В таких семьях нет интереса к чтению книг, такие родители не развивают речь ребенка, не работают над произношением, не прививают интереса, не воспитывают у детей психологическую готовность к труду, трудолюбие. Ребенок из такой семьи начинает показывать более слабые результаты своей деятельности, чем его одноклассники. В результате у него появляется отрицательное отношение к учению. Единственный ребенок в семье это дополнительные трудности и заботы. Единственные дети растут среди взрослых и часто это приводит к ошибкам в воспитании. В одних случаях детей заласкивают, балуют, ограничивают самостоятельность. В других возлагают на ребенка честолюбивые надежды и переоценивая неокрепшие силы сына (дочери), родители загружают их занятиями (музыкой, языками,  

   чтением). У таких детей тенденция к “взрослению”, у них нет той детской непосредственности, игр, забав, свойственных другим. Так, наблюдения показывают там, где дети растут в общении с братом, сестрой, они более приспособлены к жизни: быстро налаживают контакт. Родителям, у которых растет один ребенок, следует помнить, что не следует воспитывать в нем сознание исключительности, так как это приводит к конфликтам с товарищами. Дети, не приученные к справедливой оценке своих поступков, долго не могут определить свое место в коллективе. Поэтому внимание к детям, заботу о них нужно проявлять в такой мере и формах, чтобы у них не возникала переоценка собственных сил и возможностей. У некоторых детей трудности вхождения в школьную жизнь связаны с неумением жить в коллективе, подчинять свои поступки и желания требованиям взрослых и интересам своих товарищей. По тому, какой ребенок среди других, можно многое узнать о его характере, привычках и о наших педагогических просчетах тоже. Родители и другие близкие люди первые, кто не только удовлетворяет его потребность в общении, но и дают эталон поведения. Поэтому взрослые должны заботится о должном эмоциональном уровне общения, о том, чтобы учить ребенка сопереживанию, взаимопониманию, справедливости, доброжелательности, щедрости. В общении с близкими ребенок впервые видит себя глазами других и на основе этого составляет представление о себе самом. Очень важно, чтобы оно соответствовало действительности, иначе, если это представление будет подвергнуто переоценке со стороны новых знакомых, это очень тяжело отразится на формировании личности ребенка и осложнит его вхождение в детский коллектив. В старшем дошкольном возрасте познавательная активность ребенка от мира вещей распространяется и на мир людей, рождается интерес к их поступкам, характерам, взаимоотношениям. Вот где важно родителям помочь своим детям найти важные ориентиры в жизни. Напомним родителям, что будущий школьник должен хорошо владеть навыками и привычками культурного поведения: уметь вести себя с незнакомыми людьми, не стесняясь отвечать на вопросы и самому задавать их взрос 

   лым и  товарищам. Ребенок должен владеть  также элементарными навыками самообслуживания и личной гигиены. Научится всему  этому помогают строгий режим дня и выполнение постоянных обязанностей по дому. В посильных домашних делах у детей тренируется способность вовремя переключаться с игры на необходимое занятие. Безусловно, всему этому дети не научатся сами, без участия взрослых. Так что родители старшего дошкольника должны заранее об этом позаботиться. Поэтому, осуществляя подготовку к школе, взрослые вносят определенную коррекцию в организацию детской деятельности и общения с тем, чтобы способствовать развитию наиболее важных с позиции предстоящего школьного обучения черт личности и поведения. Особенно необходимо всестороннее развитие познания, деятельности и личности в целом. Лишь на этом фундаменте могут развиваться специальные способности. Конечно, не каждый ребенок при поступлении в школу должен знать буквы и читать, но обстановка развития познавательных интересов, внимание к его умственной деятельности, настроя на школу, на серьезный учебный труд должна быть создана в каждой семье. Учебная работа требует от ребенка поиска новых решений познавательных задач, потребует волевых усилий, умственного напряжения, умения самостоятельно мыслить.

Информация о работе Взаимосвязь детско-родительского отношения и психологической готовности детей к школе