Возрастная психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 10:58, курсовая работа

Описание

Возрастная психология – это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики.

Объект изучения возрастной психологии – развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек.

Предмет возрастной психологии – возрастные периоды развития, причины, механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.

Содержание

. Возрастная психология и ее предмет. Современное состояние и задачи возрастной психологии.

2. Связь возрастной психологии с другими науками и отраслями психологии.

3. Методы возрастной психологии.

4. Биогенетический подход к развитию психики ребенка. Понятие рекапитуляции (С.Холл, Э.Клапаред).

5. Теория трех ступеней развития (К.Бюллер).

6. Нормативный подход к исследованию детского развития (А.Гезелл, Л.Термен).

7. Механистическое понимание процесса психического развития. Бихевиористический подход (Дж.Уотсон).

8. Социологический подход к развитию психики ребенка (Г.Тард, Ш.Блондель, Э.Дюркгейм, Болдуин, П.Жане).

9. Психоаналитическая теория детского развития З.Фрейда.

10. Женевская школа психологии о психическом развитии (Ж.Пиаже). Теория Ж.Пиаже о развитии детского интеллекта.

11. Диалектический подход к развитию психики ребенка в концепциях А.Валлона и Дж.Брунера.

12. Ортогенетическая концепция Х.Вернера.

13. Стадии развития моральных суждений по Л.Колбергу.

14. Развитие возрастной психологии в дореволюционной России и в 20-е годы ХХ века.

15. Вклад Л.С.Выготского в развитие возрастной психологии. Периодизация психического развития Л.С.Выготского.

16. Вопросы возрастной психологии в трудах С.Л.Рубинштейна и А.Н.Леонтьева.

17. Основные понятия и общие вопросы развития (возраст, социальная ситуация развития, движущие силы и факторы психического развития ребенка).

18. Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина.

19. Периодизация развития личности в онтогенезе по Петровскому А.В.

20. Полный жизненный цикл Э.Эриксона.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по возрастной психологии.doc

— 177.50 Кб (Скачать документ)

     (фаллическая  стадия)                                чувство вины

     Ранний  возраст                                          Автономия

                                                                          сомнение, стыд

     Младенчество                                            Доверие

     (оральная  стадия)                                       недоверие

      Задача  младенческого возраста – формирование базового доверия к миру, преодоление чувства разобщенности и отчуждения. Задача раннего возраста – борьба против чувства стыда и сильного сомнения в своих действиях за собственную независимость и самостоятельность. Задача игрового возраста – развитие активной инициативы и в то же время переживание чувства вины и моральной ответственности за свои желания. В период обучения в школе встает новая задача – формирование трудолюбия и умения обращаться с орудиями труда, чему противостоит осознание собственной неумелости и бесполезности. В подростковом и раннем юношеском возрасте появляется задача первого цельного осознания себя и своего места в мире; отрицательный полюс в решении этой задачи – неуверенность в понимании собственного «Я» («диффузия идентичности»). Задача конца юности и начала зрелости – поиск спутника жизни и установление близких дружеских связей, преодолевающих чувство одиночества. Задача зрелого периода – борьба творческих сил человека против косности и застоя. Период старости характеризуется становлением окончательного цельного представления о себе, своем жизненном пути в противовес возможному разочарованию в жизни и нарастающему отчаянию.

      Модель  психосоциального развития личности представляет значительный интерес для психологии личности и возрастной психологии. Несмотря на некоторую абстрактность  основных понятий и положений  теории, идеи Эриксона получили широкую  известность, дали толчок некоторым эмпирическим исследованиям, нашли практическое применение в области индивидуального и профессионального консультирования, в сфере образования и социальной работы. 

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 
 

1. Зимняя И.А.  Педагогическая психология. Ростов-н/Д.: Феникс, 1997. – 435 с. 

2. Мухина В.С.  Возрастная психология. М., 1997. –  318 с. 

3. Немов Р.С.  Психология кн.2. М.:Просвещение, 1995. – 458 с. 

4. Обухова Л.Ф.  Возрастная психология. М., 1996. –  285 с. 

5. Хрестоматия  по возрастной и педагогической  психологии /Под ред.Ильясова И.И., Ляудис В.Я. М., 1981. – 465 с.

Информация о работе Возрастная психология