Возрастная психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:19, реферат

Описание

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости. В. п. оформилась в качестве самостоятельной области знания к концу XIX в. Возникнув как детская психология, В. п. долго ограничивалась изучением закономерностей психического развития ребенка, однако запросы современного общества и логика развития науки сделали очевидной необходимость целостного анализа онтогенетических процессов и междисциплинарных исследований.

Содержание

Введение………………………………………………………… 2
1.Рефлекторная регуляция функций в организме………….. 3
1.1Рефлекс-как элементарный акт нервной деятельности…. 3
1.2Рефлекторная дуга и рефлекторное кольцо как основа регуляторных процессов……………………………………….. 7
2.Типологические особенности ВИД человека……………….. 11
2.1Учение И.П. Павлова о сигнальных системах действитель-
ности…………………………………………………………. .11
2.3Формирование второй сигнальной системы в онтогенезе... 12
Заключение………………………………………………………. 15
Список литературы……………………………………………… 17

Работа состоит из  1 файл

реф.по воз.псих..docx

— 52.39 Кб (Скачать документ)

В человеке прибавляется…  другая система сигнализации, сигнализация первой системы — речью, её базисом или базальным компонентом — кинестетическими раздражениями речевых органов. Этим вводится новый принцип нервной деятельности — отвлечение и вместе обобщение бесчисленных сигналов предшествующей системы, в свою очередь опять же с анализированием и синтезированием этих первых обобщенных сигналов — принцип, обусловливающий безграничную ориентировку в окружающем мире и создающий высшее приспособление человека — науку, как в виде общечеловеческого эмпиризма, так и в её специализированной форме.[2]

— Павлов И.П. "Рефлекс  свободы"

В изучении В. с. с. вначале преобладало накопление фактов, характеризующих значение обобщающей функции словесных сигналов, а затем — вскрытие нервных механизмов действия слова. Установлено, что процесс обобщения словом развивается как результат выработки системы условных связей (см. Условные рефлексы); при этом имеет значение не только количество связей, но и их характер: связи, выработанные во время деятельности ребёнка, облегчают процесс обобщения. При воздействии словесных сигналов наблюдаются стойкие изменения возбудимости, большая сила, частота и длительность электрических разрядов в нервных клетках определённых пунктов коры мозга. Развитие В. с. с. — результат деятельности всей коры больших полушарий; связать этот процесс с функцией какого-то ограниченного отдела мозга невозможно.

Существенным резервом для  дальнейших исследований остаются проблемы типологии колоссальных индивидуальных различий во взаимосвязях общего и  специального типов ВНД, неокортекса и эмоционально-волевой и непроизвольной регуляции деятельности и общения, пока что слабо представленных как в физиологии ВНД, так и в психолингвистических исследованиях и в антропологической лингвистике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Заключение.

Особенностью высшей нервной деятельности человека является параллельное существование  двух сигнальных систем: «У человека в  отличие от животных существуют две  системы сигнальных раздражителей: первая сигнальная система, состоящая  из непосредственных воздействий внутренней и внешней среды на сенсорные  входы, и вторая сигнальная система, состоящая преимущественно из слов, обозначающих эти воздействия».  Замещение вызывающего реакцию ощущения словом возникает у человека в процессе его общественно-трудовой деятельности, причём слово является также средством познания окружающей действительности, обобщенного и опосредованного отражения существенных ее свойств. В словах, в языке выражается уже не конкретное, а отвлечённое мышление, в языке оно формируется, без него не может существовать.                                                                                                        Благодаря второй сигнальной системе (слову) у человека более быстро, чем у животных, образуются временные связи, т.к. слово несет в себе общественно выработанное значение предмета. Временные нервные связи человека более устойчивы и сохраняются без подкрепления в течение многих лет.             Первая и вторая сигнальные системы взаимосвязаны. Вторая функционирует благодаря информации, которая поступает от первой сигнальной системы, трансформируя ее в специфические понятия. Действие слова в качестве условного раздражителя может иметь такую же силу, как непосредственный первосигнальный раздражитель, причём сигнальное значение слова определяется его смысловым восприятием. Таким образом, под влиянием слова находятся не только психические, но и физиологические процессы. Это лежит в основе внушения и самовнушения.                                                            У всех людей вторая сигнальная система преобладает над первой, причём степень этого преобладания неодинакова, что даёт основание разделить людей на три типа:

1) мыслительный;   2) художественный;   3) средний (смешанный).

К мыслительному типу относятся лица со значительным преобладанием второй сигнальной системы над первой. У  них более развито абстрактное  мышление (математики, философы); непосредственное отражение действительности происходит у них в недостаточно ярких  образах. К художественному типу относятся люди с меньшим преобладанием  второй сигнальной системы над первой. Им присущи живость, яркость конкретных образов (художники, писатели, артисты, конструкторы, изобретатели и др.). Средний, или смешанный, тип людей занимает промежуточное положение между  двумя первыми. У людей с чрезмерным развитием первой сигнальной системы, как правило, слабо развита склонность к абстрагированию, теоретизации. Однако чрезмерное преобладание второй сигнальной системы, граничащее с отрывом ее от первой сигнальной системы, также является нежелательным качеством человека.

Особенностью  ВНД человека является также осознанность многих внутренних процессов его  жизни. Сознание - основная функция  человеческого мозга; само мышление неразрывно связано с этой следующей, второй ступенью в развитии высшей нервной деятельности, свойственной только человеку. Отражая действительность в логических формах мышления, т. е. восходя от ощущений, впечатлений  и конкретно-чувственных представлений  к абстрактным общим понятиям, человек выделяет существенное в  предметах и явлениях. С помощью  трёх присущих ему особенностей - сознания, мышления и речи - он полнее и глубже раскрывает действительную сущность объективного и субъективного мира.

Таким образом, хотя в основе высшей нервной  деятельности и животных, и человека лежат общие механизмы, именно указанные  выше особенности сделали Homo sapiens сегодняшним венцом эволюции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Список использованной литературы:

1. Данилова, H.H. Физиология высшей нервной  деятельности / H.H. Данилова, А.Л. Крылова. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. -- 478 с.

2. Ждан, А.Н. История психологии: Учебник / А.Н. Ждан. - М.: Изд-во МГУ,1990. - 367с.

3. Кемп, П. Введение в биологию / П. Кемп, К. Армс; [пер. с англ.]. - М.: Мир, 1988. - 671с.

4. Лейман, Д. Биология без тайн / Д. Лейман; [пер. с англ. и ред.  А.Е. Доброчаева]. - М.: Эксмо,2008. - 416с.

5. Немов, Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: в 3кн. / Р.С. Немов. - 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - Кн.1. Общие основы психологии. - 688с.

 


Информация о работе Возрастная психология