Возможности коррекции межличностных отношений в семьях детей с задержкой развития речи средствами игротерапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 19:02, дипломная работа

Описание

Предмет исследования – динамика межличностных отношений в семье ребёнка с задержкой в развитии речи
Гипотеза исследования – в процессе игротерапии происходит существенная гармонизация межличностных отношений в семье с задержкой в развитии речи
Исходя из цели и гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи:
1. Анализ зарубежной и отечественной научной литературы по проблеме исследования.
2. Изучение типов родительского отношения воспитывающего ребёнка с отклонениями в состоянии здоровья
3. Выявить особенности общего интеллектуального и речевого развития ребёнка в дошкольном возрасте

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...4
ГЛАВА I. Возможности коррекции межличностных отношений в семьях детей с задержкой развития речи средствами игротерапии.
1.1. Концептуальный аппарат психологии семейных отношений……...8
1.1.2. Функции семьи………………………………………………………...9
1.1.3. Границы семьи……………………………………………………… 11
1.1.4. Структура семьи………………………………………………………12
1.1.5. Динамика семьи……………………………………………………….13
1.1.6. Распределение ролей в семье………………………………………...14
1.1.7. Жизненный цикл семьи………………………………………………15
1.1.8. Понятие межличностных (межперсональных) отношений……......16
1.2. Типы родительского отношения воспитывающего
ребёнка с отклонениями в состоянии здоровья……………………………19
1.2.1. Три элемента родительских отношений по В.И.Гарбузову………..20
1.2.2. Формы и этапы адаптации семьи, воспитывающей
ребёнка с трудностями в речевом развитии………………………………..22
1.2.3. Психическое состояние матерей, воспитывающих
детей с отклонением в развитии…………………………………………….25
1.3 Особенности общего интеллектуального и речевого развития
ребёнка в дошкольном возрасте…………………………………………….27
1.3.1. Становление речи у нормально развивающегося ребёнка………....27
1.3.2. Понятие нарушений речевого развития…………………………......29
1.3.3. Классификация нарушений речевого развития…………………......31
1.3.4. Педагогическая характеристика групп детей с недостатками речи..32

1.3.5. Основные задачи обучения и воспитания детей
с нарушением речи………………………………………………………......33
Выводы……………………………………………………………………….36
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование межличностных взаимоотношений супругов и их влияние на удовлетворенность браком.
2.1. Задачи, методы и организация исследования…………………………38
2.2. Описание методов и методик исследования…..………………………40
2.3. Описание и анализ результатов исследования…………………….......43
2.4. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (Ш уровня) в возрасте 6-7 лет и их родителей средствами игротерапии…………………………..........................................51
2.5. Результаты программы………………………………………………….60
ВЫВОДЫ……..………………….……………………………………….......62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..…………………..………………………………………64
ЛИТЕРАТУРА…………..……………………………………………………67

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа Джуран М.В..doc

— 402.50 Кб (Скачать документ)

Благополучные семьи. Их проблемы, как правило, вызваны чрезмерным стремлением защитить друг друга, помочь другим членам семьи, а так же неадекватностью соотнесения собственных представлений о семье и тех социальных требований, которые предъявляются к ней на данном этапе социального развития

Неблагополучные семьи. Психологические проблемы возникают из-за неудовлетворения потребностей одного или нескольких членов семьи под воздействием сверхсильных внутрисемейных и общесоциальных жизненных факторов. Главной проблемой, как правило, является положение ребенка в семье и отношение к нему родителей. В неблагополучных семьях у родителей зачастую проявляются различные психогенные отклонения: проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, жестокость и эмоциональное отвержение, неразвитость родительских чувств и т.д.

Неблагополучные семьи  разделяют на конфликтные, кризисные и проблемные.

-конфликтные семьи. Во взаимоотношениях супругов и детей есть сферы, в которых интересы, потребности, намерения и желания членов семьи приходят в столкновение, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния.

-кризисные семьи. Противостояние интересов и потребностей членов семьи носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семейного союза. Члены семьи занимают непримиримые и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки или компромиссные решения.

-проблемные семьи. Для них характерно появление особо трудных ситуаций, способных привести к распаду брака. Например, отсутствие жилья, тяжелая и продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие средств на содержание семьи, осуждение за уголовное преступление на длительный срок и целый ряд других чрезвычайных жизненных обстоятельств.

В современной России это наиболее распространенная категория  семей, для определенной части которых  вероятны перспективы обострения семейных взаимоотношений или появление тяжелых психических расстройств у членов семьи. [34].

Таким образом, семья является одним из самых древних социальных институтов. Необходимость изучения семьи связана с тем, что она является социальным институтом, от функционирования которого зависит благополучие всего общества. Сложность ее изучения вызвана тем, что семья, как малая группа, является закрытой системой, не терпящей постороннего вмешательства в ее дела. Семья как малая группа создаёт своим членам такие условия для эмоциональных проявлений и удовлетворения эмоциональной потребности, которые дают возможность человеку ощущать свою принадлежность к обществу. Семья отличается от других малых групп многообразием, глубиной и длительностью связей, объединяющих её членов.

1.2 Типы родительского  отношения воспитывающего ребёнка  с        отклонениями в состоянии здоровья

Проблемы семьи, воспитывающей  ребёнка с отклонениями в состоянии  здоровья, нашли свое отражение в  работах многих отечественных психологов, педагогов, психиатров [17; с 45-56]

Взаимоотношения в родительской семье, отношения к ребенку со стороны родителей могут формировать  позитивный взгляд на мир и самого себя, и те же самые факторы, но с  другим психологическим содержанием  могут приводить к низкому самоуважению, недоверию к окружающим. Процесс формирования личности ребенка напрямую зависит от типа родительского отношения к нему.

 

1.2.1. Три элемента  родительского отношения по В.И.Гарбузову

Большинство исследований, посвященных типам родительского отношения, выполнялись в двух направлениях - клиническом и аналитическом. В рамках обоих направлений выделяются три элемента родительского отношения: эмоциональный, когнитивный и поведенческий. Каждый из трех компонентов имеет свою структуру:

-эмоциональный компонент содержит в себе такие характеристики как: симпатия-антипатия, уважение-презрение, близость-отдаленность.

В.И. Гарбузов, говоря об эмоциональном аспекте родительского  отношения, имел ввиду непринятие ребенка в связи с его нежелательностью или полное принятие его как единственного и долгожданного.

-поведенческому компоненту  свойственно доминирование, кооперация, потакание     и     автономия.     Поведенческий     компонент    выражен     в

требовательности жесткой  регламентации или же в полном отсутствии контроля при непринятии.

В непринятии, вызванном недооценкой психофизических качеств ребенка, в приписывании ему социальной неуспешности ярко проявляется когнитивный компонент родительского отношения, который включает три типа неадекватного видения:

инфантилизацию (навязывание ребенку роли маленького), инвалидизацию (приписывание ребенку различного рода болезней, личной несостоятельности) и социальную инвалидизацию (приписывание ребенку неодобряемых родителями черт характера, дурных наклонностей) [4; с 28 -30]

В. Suran, J. Rizzo выделяют три типа родительского отношения, неблагоприятных для эмоционального развития ребенка.

  1. Эмоциональное отвержение - безразличное отношение к ребенку, нежелание удовлетворять его физические и психические потребности, стремление проводить больше времени без него. Сюда же относится жестокое обращение, когда наряду с безразличием, родители наносят ребенку физические травмы. В качестве причин выступают финансовые затруднения, супружеские конфликты и психический инфантилизм ребенка.
  2. Гиперопека - часто данный стиль обращения с ребенком прикрывает неосознаваемое отвержение его. Чувство вины, в связи с этим отвержением, нередко возникает у родителей, чей ребенок много и тяжело болеет.
  3. Обращение с ребенком по типу двойной связи. Ребенок полностью, и эмоционально зависим от родителей.[4; с 31]

Безусловно, рождение ребенка  с отклонениями в развитии является испытанием для всех членов семьи. Ведь родители   связывают свое будущее, реализацию неисполненных мечтаний со своими детьми.  Ребенок с проблемами в психическом развитии в силу своих природных особенностей, естественно, лишает родителей возможности подняться на более высокую ступень своего личностного развития через принятие их на себя обязанностей воспитателей людей следующего поколения. Это состояние усугубляется в случае, если больной ребенок является единственно возможным, когда его дефект оценивается родителями как крах всех жизненных надежд на самореализацию.

В исследовании В. Гольдберга представлены сведения о различном восприятии ребенка с отклонениями в развитии родителями. Автор выделяет четыре группы семей:

  1. Семьи, которые реагируют на появление ребенка с отклонениями возникновением специфических проблем.
  2. Семьи, где присутствие такого ребенка сопровождается частыми семейными конфликтами.
  3. Семьи, где интрапсихический конфликт, обусловленный рождением ребенка с отклонением, происходит на невротическом, или на психопатическом уровне.
  4. Семьи, которые почти полностью разобщены, изолированы от общества.[4; с 44]

1.2.2. Формы и этапы адаптации семьи, воспитывающей ребёнка с трудностями в речевом развитии

Заслуживают внимания работы, раскрывающие формы и этапы адаптации  к стрессу семьи, воспитывающей  ребенка с трудностями в психическом  развитии. Эта проблема обсуждается  в зарубежной и отечественной литературе.

Ross А. О. и Shuchardt E.  полагают, что семья, имеющая ребенка с проблемами в развитии, переживает две основные фазы кризиса: первая фаза - непринятие факта нарушения развития, которое проявляется в виде шока или отрицания существования проблемы, а затем вторая фаза - приспособление к пониманию происшедшего и его принятие.

По данным исследований Miller L. И Richmond J, рождение особенного ребенка неизбежно ведет за собой родительский кризис, динамика которого представлена тремя основными стадиями: первая стадия - эмоциональной дезорганизации, здесь у родителей больных детей наблюдаются аффективно-шоковые реакции; вторая стадия - реинтеграции, в период которой возможна более реалистичная оценка стрессовой ситуации родителями; для третьей стадии характерна зрелая адаптация, т. е. и мать, и отец адекватно оценивают ситуацию.[4; с 42]

В отечественной  литературе по данной проблеме Р.Ф.Майрамян и О.К.Агавелян  выделяют  четыре фазы, которую проходят родители с  трудноразвивающимися детьми в процессе своей жизни .

Первая фаза характеризуется состоянием растерянности. Родители не в состоянии принять случившееся. Возникшее чувство вины и собственной неполноценности, шоковое состояние трансформируется в негативизм и отрицание поставленного диагноза.Во второй фазе отрицание дефекта выполняет защитную функцию, направленную на сохранение определенного уровня надежды и ощущения стабильности перед лицом факта, который способен разрушить существующий ранее жизненный сценарий. Это неосознаваемое стремление избавиться от эмоциональной подавленности и тревоги. Крайним проявлением этой фазы является отказ родителями от обследования ребенка и проведения каких-либо коррекционных мероприятий. Данная фаза «негативизм - отрицание» недолговременна по продолжительности, и по мере того как начинается принятие диагноза и осознание его смысла, родители входят в третью фазу, характеризующуюся депрессионными состояниями, связанными с пониманием истины, а четвертая фаза обозначает начало социально-психологической адаптации всех членов семьи, когда родители в 
состоянии оценить      правильную      ситуацию,      готовы      начать

руководствоваться интересами самого ребенка, устанавливать адекватные эмоциональные контакты со специалистами. [4; с 43]

Показателями адаптации  являются следующие признаки: уменьшение переживания печали; усиление интереса к окружающему миру; появление  готовности активного решения проблемы с ориентацией на будущее.

Детальное рассмотрение кризисных состояний и переживаний родителей, процесс адаптации к новой жизненной ситуации приводится в работе Е. Shuchardt . Автор выделяет следующие кризисные состояния [4; с 44-45]

1)Неизвестность, неопределенность. Состояние панического ужаса перед неизвестным, переживание шока, ощущение того, что рушится привычная «нормальная» жизнь.

2)Известность, определенность. Противоречие между пониманием проблемы на рациональном уровне и ее отрицание на уровне эмоций и чувств.

3)Агрессия. Проявление негативных чувств в виде эмоциональных вспышек, в результате чего возникает агрессия, направленная на окружающий мир.

4)Активная хаотичная деятельность. Попытка овладеть безвыходной ситуацией с помощью имеющихся средств. Это либо поиск медицинского «светила», либо чудесное исцеление через Бога.

5)Депрессия. Возникновение состояния безысходности, в связи с неуспешностью на предыдущем этапе.

6)Принятие факта нарушения развития. Обретение нового смысла жизни.

7)Активизация. Активное построение и осуществление жизненных планов.

8)Солидарность. Объединение в группы с другими родителями, имеющими аналогичные трудности.

В отечественной психологии, также как и в зарубежной, рассмотрен ряд проблем, касающихся семьи, воспитывающего ребенка с проблемами в развитии. А.С. Спиваковская указывала на то, что в тех семьях, где имеется ребенок с нарушением в развитии, особенно четко проявляются неадекватность, ригидность и сиюминутность внутрисемейных отношений. В семье с нормально развивающимися     детьми,     напротив,     наблюдаются     адекватность, прогностичность в оценках происходящего, направленность на завтрашний день, на будущее ребенка [33; с 38-48].

Отечественные исследователи Э. Г.   Эйдемиллер, В. П. Юстицкий, Т. М. Мишина считают, что с ростом и развитием ребенка в семье возникают новые стрессовые ситуации и трудности, к решению которых родители не готовы. Рождение ребенка с отклонением является сильным потрясением для родителей и трудно оценить степень его воздействия на них. Психическая травма, шоковое состояние, депрессия могут изменить взаимоотношения родителей друг с другом и с близкими членами семьи. Данная психологическая ситуация часто ставит вопрос о трансформации семейных отношений. [45]

По мнению А. А. Борич, появление в семье ребенка с проблемами в развитии, отрицательно сказывается на ее жизни и деятельности, динамике супружеских отношений, что приводит к дезорганизации и реорганизации роли родителей.[6; с 86-92]

Другие отечественные  авторы, Р. Ф. Майрамян, М. М. Семаго, указывают на высокую вероятность распада семей, не сумевших преодолеть кризис, вызванный рождением ребенка с тяжелым нарушением развития. [4; с 49]

1.2.3. Психические состояния матерей, воспитывающие детей с отклонением в развитии.

F. Ferber провел клиническое исследование психического состояния матерей, имеющих детей с отклонениями. Было выделено две основные группы.

Матери первой группы отличались подвижностью, активностью, истероидными особенностями поведения. Известие о болезни ребенка у них вызвало выраженные депрессивные реакции длительностью от нескольких недель до нескольких месяцев. Вину за случившееся они брали на себя. Иногда их посещали мысли о суициде. Наблюдалось нарушение сна, усиление депрессии. У женщин этой группы значительно усиливалась раздражительность, по незначительному поводу возникали вспышки гнева, а затем приступы раскаяния. Отмечались астенические явления: головные боли, тяжесть и сжимающие боли в груди, колебания артериального давления. При длительности психотравмирующей ситуации в семье, личностные особенности матерей претерпевали некоторые изменения. Женщины теряли интерес к окружающему и т. д. Они становились несколько спокойнее, но и безразличнее.

Информация о работе Возможности коррекции межличностных отношений в семьях детей с задержкой развития речи средствами игротерапии