Возможности коррекции межличностных отношений в семьях детей с задержкой развития речи средствами игротерапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 19:02, дипломная работа

Описание

Предмет исследования – динамика межличностных отношений в семье ребёнка с задержкой в развитии речи
Гипотеза исследования – в процессе игротерапии происходит существенная гармонизация межличностных отношений в семье с задержкой в развитии речи
Исходя из цели и гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи:
1. Анализ зарубежной и отечественной научной литературы по проблеме исследования.
2. Изучение типов родительского отношения воспитывающего ребёнка с отклонениями в состоянии здоровья
3. Выявить особенности общего интеллектуального и речевого развития ребёнка в дошкольном возрасте

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...4
ГЛАВА I. Возможности коррекции межличностных отношений в семьях детей с задержкой развития речи средствами игротерапии.
1.1. Концептуальный аппарат психологии семейных отношений……...8
1.1.2. Функции семьи………………………………………………………...9
1.1.3. Границы семьи……………………………………………………… 11
1.1.4. Структура семьи………………………………………………………12
1.1.5. Динамика семьи……………………………………………………….13
1.1.6. Распределение ролей в семье………………………………………...14
1.1.7. Жизненный цикл семьи………………………………………………15
1.1.8. Понятие межличностных (межперсональных) отношений……......16
1.2. Типы родительского отношения воспитывающего
ребёнка с отклонениями в состоянии здоровья……………………………19
1.2.1. Три элемента родительских отношений по В.И.Гарбузову………..20
1.2.2. Формы и этапы адаптации семьи, воспитывающей
ребёнка с трудностями в речевом развитии………………………………..22
1.2.3. Психическое состояние матерей, воспитывающих
детей с отклонением в развитии…………………………………………….25
1.3 Особенности общего интеллектуального и речевого развития
ребёнка в дошкольном возрасте…………………………………………….27
1.3.1. Становление речи у нормально развивающегося ребёнка………....27
1.3.2. Понятие нарушений речевого развития…………………………......29
1.3.3. Классификация нарушений речевого развития…………………......31
1.3.4. Педагогическая характеристика групп детей с недостатками речи..32

1.3.5. Основные задачи обучения и воспитания детей
с нарушением речи………………………………………………………......33
Выводы……………………………………………………………………….36
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование межличностных взаимоотношений супругов и их влияние на удовлетворенность браком.
2.1. Задачи, методы и организация исследования…………………………38
2.2. Описание методов и методик исследования…..………………………40
2.3. Описание и анализ результатов исследования…………………….......43
2.4. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (Ш уровня) в возрасте 6-7 лет и их родителей средствами игротерапии…………………………..........................................51
2.5. Результаты программы………………………………………………….60
ВЫВОДЫ……..………………….……………………………………….......62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..…………………..………………………………………64
ЛИТЕРАТУРА…………..……………………………………………………67

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа Джуран М.В..doc

— 402.50 Кб (Скачать документ)

Гистограмма 1 Анализ средней величины по тестам родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин, шкал любви и симпатии 3. Рубина и методики «кинетический рисунок семьи»

 

Данная таблица позволяет  выявить отношение родителей  к детям при помощи методики родительского  отношения А.Я.Варги и В.В. Столина, взгляд детей на внутрисемейные отношения, с помощью методики кинетического рисунка семьи, а так же определить уровень любви и симпатии между супругами, опираясь на тест З.Рубина.

Рассмотрим результаты:

для начала  возьмём  логопедическую группу. По первой шкале, принятие – отвержение, видно, что скорее ребёнка принимают и уважают его индивидуальность, чем отвергают. По второй   шкале, кооперация,  скорее родитель заинтересован в делах и планах ребёнка, чем нет. По третьей шкале, симбиоз, родитель скорее старается всегда быть ближе к ребёнку, удовлетворять его основные разумные потребности и оградить от неприятностей. По четвёртой шкале, авторитарная гиперсоциализация, контроль за действиями ребенка со стороны взрослого практически отсутствует. По пятой шкале, «маленький неудачник», неудачи ребёнка взрослый считает случайными и верит в его способности, при этом учитывая интересы, мысли, желания и поступки ребёнка. По  шкале любви и симпатии З.Рубина сильно выраженных преобладающих факторов нет.  И по кинетическому рисунку семьи ярко значимых результатов не наблюдается.

Теперь рассмотрим группу нормы. По первой шкале родительского  отношения к ребёнку, взрослый скорее испытывает отрицательное отношение, родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. По второй шкале взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает его способности, поощряет самостоятельность и инициативу, старается быть с ним на равных. По третьей шкале взрослый скорее ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей в жизни. По четвёртой шкале родитель скорее старается навязать ребенку во всем свою волю, редко не в состоянии встать на его точку зрения. По пятой шкале неудачи ребёнка взрослый считает разрешимыми и верит в его способности, при этом учитывая интересы, мысли, желания, чувства и поступки ребёнка. По  шкале любви и симпатии З.Рубина сильно выраженных преобладающих факторов нет.  И по кинетическому рисунку семьи ярко значимых результатов не наблюдается.

Теперь сравним логопедическую группу и группу нормы. Группа нормы  больше отвергает своего ребёнка, родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его, нежели логопедическая группа, в данной группе   родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему, стремится проводить много времени вместе, одобряет его интересы и планы. Но социально желательный образ родительского отношения больше преобладает у группы нормы, т.е. взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает его способности, поощряет самостоятельность и инициативу, старается быть с ним на равных. И авторитарная гиперсоциализация имеет большие значения, т.е. взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки,  навязывает ребенку почти во всем свою волю. Если говорить о симбиотических отношениях с ребёнком и восприятия его как «маленького неудачника» существенных различий не замечено, т.е. взрослый скорее ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни и неудачи ребёнка родитель считает случайными и верит в его способности, при этом учитывая интересы, мысли, желания и поступки. В группе нормы симпатии в супружеских отношениях больше, нежели в логопедической, а по шкале любви полученные значения особо не расходятся, так же как и по  кинетическому рисунку семьи.

Из вышесказанного можно  сделать выводы, что у группы нормы  отношение к ребёнку характеризуется  большей активностью и противоречивостью.

А у родителей «логопедической» группы отношения характеризуются  принятием, симбиозом и инфантилизацией, что может быть связано с чувством вины за больного ребёнка.

 

 

Перейдем к описанию результатов дисперсионного анализа, применявшегося с целью выявить  взаимосвязь детско-родительских отношений в семьях. Результаты дисперсионного анализа отражены на рисунках №1 и №2.

 


 

Рисунок 1. Структура связей детско-родительских отношений в логопедической группе.


 

На рисунке №1 отражена структура связей элементов детско-родительских отношений семей с ребёнком ОНР.

Из данного рисунка  видно, что «рисунок семьи», отражающий внутрисемейные отношения в восприятии ребенка, в логопедической группе, является доминирующем. Ярко выражены взаимные связи со шкалами «принятие – отвержение», «авторитарность» и «маленький неудачник». Так же можно наблюдать, что  рисунок семьи имеет связи со шкалой «Рубина – симпатия» и  влияние шкалы «кооперация» на рисунок. Таким образом, можно предположить, что ребёнок является главой, центром семьи, вокруг которого объединяются родители и направляют всё своё внимание, заботу и ласку на ребёнка.

 

 

Рисунок 2. Структура связей детско-родительских отношений в группе нормы.


 

Теперь рассмотрим рисунок  №2. Здесь  наблюдается два доминирующих центра. Первое - это «ОРО3-симбиоз» и второе, «Рубин-симпатия, Рубин-любовь». «Симбиоз» взаимно связан с «рисунком»,  шкалой «кооперация» и влияет на «Рубин-симпатия» и шкалу «авторитарность».  В свою очередь,  «Рубин – любовь» влияет на «симбиоз», а «Рубин-симпатия» на  шкалу «кооперация». Из вышесказанного можно предположить, что во главе семейной системы стоит любовь родителей и сильное стремление взрослых не отпускать от себя ребёнка,  ощущать себя с ним единым целым, стремится удовлетворить любую его потребность, оградить от трудностей и неприятностей в жизни.

Если сравнить группы, то  структура связей существенно различны. Т.к. доминирующим центром в логопедической группе является «рисунок», а в группе нормы шкалы «Рубин-симпатия, Рубин –любовь» и «Симбиоз», что говорит, о противоположно разной иерархии,  построении детско-родительских отношений и межличностных отношений в супружеской паре.

Далее перейдём к разработке в рамках данного диплома программы  оптимизации детско-родительских отношений  у детей с общим недоразвитием  речи:

Использование игры в  психологической практике получило название игротерапия. По определению М. И. Чистяковой игровая терапия – это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В его основе лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности.

Цель использования игровой терапии – не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Задачи  игровой терапии: коррекция поведенческих проблем, снятие повышенной тревожности, развитие позитивной Я-концепции, обретение веры в себя, овладение чувством контроля.

1.      Если в качестве критерия выдвинуть теоретический подход, то можно выделить виды:

·         игротерапию в психоанализе (игра в психоаналитической практике рассматривалась как символическая деятельность, в которой ребенок, будучи свободен от давления и запретов со стороны социального окружения с помощью игрушек, игровых действий с ними и ролей, выражает в особой символической форме бессознательные импульсы и влечения)

·игротерапию, центрированную на клиенте (главное, для игротерапии центрированной на клиенте не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой, создаются оптимальные условия для роста и развития. Терапевт концентрирует все свое внимание и профессиональное мастерство, слышит, чувствует и понимает любые эмоциональные состояния ребенка и отражает их)

·примитивную игротерапию (данная игротерапия рассчитана на помощь детям в их интеллектуальном, эмоциональном, физическом и социальном развитии, предоставив им соответствующие возможности обучения)

·игротерапию в отечественной психологической практике (основным принципом игровой коррекции терапии, по мнению отечественных психологов является воздействие на ребенка с учетом специфичности обстановки и контакта. Суть этого принципа заключается в следующем: чтобы включить в действие механизм перестройки поведения робких в общении детей, следует изменить условия, т.е. вывести их из той среды, в которой у них появились нежелательные формы поведения)

2.      По функциям взрослого в игре различают

· недирективную игротерапию (это целенаправленная терапевтическая система, центром которой является ребенок как самостоятельная личность, способная к саморазвитию)

· директивную игротерапию (это форма, в которой психолог выступает в роли организатора, руководителя психотерапевтического процесса с принятием на себя ответственности за достижение целей психотерапии)

. смешанную игротерапию  (это метод психотерапии, основанный на интеграции директивной и недирективной игротерапии)

3.      По форме организации деятельности различают:

·индивидуальную игротерапию (работа проходит с одним  ребёнком)

·групповую игротерапию (работа проходит с группой детей в возрасте 4-5 лет - 4 человека и  в возрасте 5-11 лет - 6 человек)

  4.      По структуре используемого в игротерапии материала:

·игротерапию с неструктурированным материалом (относятся двигательные игры и упражнения (прыганье, лазание), игры с водой, песком, глиной, группа игр, принадлежащих к фонду арт-терапии (рисование пальцами, кистью, пастелью, цветными карандашами).

·игротерапию со структурированным материалом (входят игры в семью (людей и животных), агрессивные, с марионетками (кукольный театр), строительные, выражающие конструктивные и деструктивные намерения.)

5.       по времени игротерапия может быть:

  .краткосрочной (от нескольких занятий до месяца)

  .долгосрочной ( от месяца до 1-1,5 лет)

В современной отечественной  науке технологии использования  элементов игротерапии представлены в исследованиях А. В. Захарова, М. И. Чистяковой, М. Э. Вайнер, Г. А. Широковой, Л. Костиной.

Итак, игротерапия является ведущим средством профилактики и коррекции неконструктивного поведения детей старшего дошкольного возраста благодаря тому,  что игра, в отличие от деятельности неигрового типа, активнее влияет на  процессы становления личности  ребенка дошкольного возраста, сильнее затрагивает его глубинные эмоциональные переживания. Успешность игрового коррекционного воздействия заложена в диалогическом общении взрослого и ребенка через принятие, отражение и вербализацию им свободно выражаемых в игре чувств.

 

2.4. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (III уровня ) в возрасте 6-7 лет и их родителей, средствами игротерапии.

 

Целью данной программы является коррекционное - развивающее воздействие, направленное на:

1)преодоление и предупреждение  вторичных нарушений развития, а так же на формирование определённого круга знаний  необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.

2)привлечение родителей,  с тем, чтобы повысить продуктивность  данной работы и снять их  тревожность.

Задачами программы являются:

  1. развитие моторики
  2. развитие речи
  3. развитие групповой сплочённости  и доверия друг к другу
  4. снятие  тревожности и напряжения
  5. развитие эмоциональной сферы
  6. развитие воображения

Форма работы: смешанная (родители и дети)

Техники коррекционной  работы:

. словесно-дидактические игры

. музыкальные игры

. сюжетно-ролевые игры

. игры-драматизации

. релаксационные упражнения

. телесно-ориентированные упражнения

Количество  детей: 10 человек

Количество  родителей: семья (мама и папа), мама.

Длительность коррекционных занятий и консультаций:

С детьми-25-30 минут, с родителями и детьми- 40-45 минут, консультация родителей - 60 минут

 

примерный план работы

Понедельник:

Материалы: игрушки небольших размеров, магнитофон с записью спокойной (расслабляющей) музыки, например (шум дождя, пение птиц, журчание ручейка), повязка на глаза.

Релаксационное упражнение: «Сосулька» -1 мин

Цель: мышечное расслабление

Описание:

Из положения сидя на корточках медленно подниматься  вверх, представив, что сосулька «растёт», поднять руки вверх и, привстав на носочки, стараться как можно сильнее вытянуться, напрягая всё тело, -сосулька «выросла». После команды психолога: «Солнышко пригрело и сосулька начала таять» медленно опускать руки; расслабляя всё тело, приседать, сесть на пол, а затем лечь, полностью расслабившись,- сосулька растаяла и превратилась в лужу.

Игра «моя черепаха» -2 мин

Цель: развитие речи, пальчиковой моторики и внимания.

Описание:

Психолог показывает движения, дети повторяют их - сначала  пальцами ведущей, затем –другой руки. «Вот моя черепаха (сожмите кулак). Она живёт в панцире и очень любит свой домик. Когда черепаха хочет гулять, она высовывает голову (оставьте большой палец), а когда хочет спать, прячет её обратно (спрячьте в кулак).

Игра «мышеловка» -7мин

Цель: согласовывание речи и ходьбы, снятие напряжения, скованности, развитие сплочённости детей и эмоциональной сферы.

Описание:

Дети, взявшись за руки, образуют круг. По считалочке выбираются 5-6 «мышей». Играющие дети - это «мышеловка», идут по кругу со словами:

Ах, как мыши надоели,

Развелось их просто страсть-

Всё погрызли, всё поели…

Ну, держитесь  же, плутовки,

Вот расставим  «мышеловки»-

Переловим мы всех вас.

 

Игра: «бабочка и ветерок» - 5-7 мин

Цель: снятие тревожности, развитие эмоциональной сферы, снятие телесных «зажимов»

Информация о работе Возможности коррекции межличностных отношений в семьях детей с задержкой развития речи средствами игротерапии