Возможности коррекции межличностных отношений в семьях детей с задержкой развития речи средствами игротерапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 19:02, дипломная работа

Описание

Предмет исследования – динамика межличностных отношений в семье ребёнка с задержкой в развитии речи
Гипотеза исследования – в процессе игротерапии происходит существенная гармонизация межличностных отношений в семье с задержкой в развитии речи
Исходя из цели и гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи:
1. Анализ зарубежной и отечественной научной литературы по проблеме исследования.
2. Изучение типов родительского отношения воспитывающего ребёнка с отклонениями в состоянии здоровья
3. Выявить особенности общего интеллектуального и речевого развития ребёнка в дошкольном возрасте

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...4
ГЛАВА I. Возможности коррекции межличностных отношений в семьях детей с задержкой развития речи средствами игротерапии.
1.1. Концептуальный аппарат психологии семейных отношений……...8
1.1.2. Функции семьи………………………………………………………...9
1.1.3. Границы семьи……………………………………………………… 11
1.1.4. Структура семьи………………………………………………………12
1.1.5. Динамика семьи……………………………………………………….13
1.1.6. Распределение ролей в семье………………………………………...14
1.1.7. Жизненный цикл семьи………………………………………………15
1.1.8. Понятие межличностных (межперсональных) отношений……......16
1.2. Типы родительского отношения воспитывающего
ребёнка с отклонениями в состоянии здоровья……………………………19
1.2.1. Три элемента родительских отношений по В.И.Гарбузову………..20
1.2.2. Формы и этапы адаптации семьи, воспитывающей
ребёнка с трудностями в речевом развитии………………………………..22
1.2.3. Психическое состояние матерей, воспитывающих
детей с отклонением в развитии…………………………………………….25
1.3 Особенности общего интеллектуального и речевого развития
ребёнка в дошкольном возрасте…………………………………………….27
1.3.1. Становление речи у нормально развивающегося ребёнка………....27
1.3.2. Понятие нарушений речевого развития…………………………......29
1.3.3. Классификация нарушений речевого развития…………………......31
1.3.4. Педагогическая характеристика групп детей с недостатками речи..32

1.3.5. Основные задачи обучения и воспитания детей
с нарушением речи………………………………………………………......33
Выводы……………………………………………………………………….36
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование межличностных взаимоотношений супругов и их влияние на удовлетворенность браком.
2.1. Задачи, методы и организация исследования…………………………38
2.2. Описание методов и методик исследования…..………………………40
2.3. Описание и анализ результатов исследования…………………….......43
2.4. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (Ш уровня) в возрасте 6-7 лет и их родителей средствами игротерапии…………………………..........................................51
2.5. Результаты программы………………………………………………….60
ВЫВОДЫ……..………………….……………………………………….......62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..…………………..………………………………………64
ЛИТЕРАТУРА…………..……………………………………………………67

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа Джуран М.В..doc

— 402.50 Кб (Скачать документ)

2) В Результате дисперсионного анализа было выявлено, что в логопедической группе ребёнок является центром семьи, вокруг которого объединяются родители и направляют  всё своё внимание, заботу и ласку на ребёнка, учитывая его  интересы, увлечения, мысли и его чувства. А в группе нормы во главе семейной системы стоит любовь родителей и сильное стремление взрослых не отпускать от себя ребёнка,  ощущать себя с ним единым целым, стремится удовлетворить любую его потребность, оградить от трудностей и неприятностей в жизни.

3) Опираясь на полученные  данные, была составлена программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (III уровня) в возрасте 6-7 лет и их родителей, средствами игротерапии, которая помогает успешно решать задачи, которые стоят в логопедических группах и помогает менять восприятие родителем своего ребёнка как отстающего, некоммуникабельного и неловкого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проведённое исследование было посвящено изучению межличностных отношений в семьях детей с задержкой развития речи.

Был изучен и учтён  накопленный в психологии и дефектологии теоретический и экспериментально-практический опыт исследования межличностных отношений и детей с задержкой речи. Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам межличностных отношений, семейного воспитания, типов родительского отношения определил важное значение семьи в формировании личности ребёнка, её первостепенную роль в дальнейшей её социализации. Проблема семейных отношений определяется как важнейшая в течение последних десятилетий. Однако до сих пор эта область изучена еще недостаточно. Поэтому особенно важным, сегодня становится вопрос всестороннего изучения этой области. Изучение семейных межличностных взаимоотношений осложнено многими факторами:

Во-первых, сложностью семьи  как социальной и психологической системы. Семья включает в себя большое число всевозможных отношений и взаимосвязей, для формирования которых имеют значение личностные особенности членов семьи, ее социального окружения, обычаи, традиции, социально-экономические условия и т.д.

Во-вторых, отсутствием единого подхода к проблемам семьи, единого понимания ее сущности и структуры. Пока не выработана общая теория, которая могла бы стать основой для изучения семьи, вместо нее имеется значительное количество школ, течений и направлений с различными, нередко трудно сопоставимыми подходами.

В-третьих, тем, что предметом  семейной психологии является та область  жизни, которая подвержена влиянию  социальных стереотипов, и представление  о которой испытывает значительное воздействие обыденного опыта. Каждый человек имеет свой собственный семейный опыт и зачастую исходит только из него, пытаясь понять, что такое семейные отношения вообще.

В-четвертых, изучение семьи  осложняется скрытностью (интимностью) многих происходящих в семье событий, а также их изменчивостью и отсутствием четких контуров.

Теоретический анализ литературы по проблеме межличностных отношений  в семьях с детьми с задержкой  речевого развития показал, что для  понимания ситуации необходимо с  одной стороны, восприятие семейных отношений ребёнком. С другой стороны, важно иметь представление о реакции родителей на дефект ребёнка, проанализировать их взгляды на возможность взаимодействия с ним, а так же выявить субъективное отношение родителей на личные отношения супругов друг с другом.

На основе результатов исследования были получены данные об особенностях детско-родительских и межличностных отношениях.

 В семьях нормально  развивающихся детей отношение  к ребёнку характеризуется активностью  и противоречивостью. Родитель  здорового ребёнка отвергает  его, воспринимает плохим и неудачливым, испытывает к ребенку досаду, раздражение, обиду, не доверяют и  не уважает его, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Но при этом взрослый проявляет интерес к тому, что интересует ребенка, поощряет его самостоятельность и инициативу, стараясь быть с ним на равных. В данных семьях наблюдаются эмоционально - тёплые отношения и симпатия в паре. Во главе семейной системы стоит любовь родителей и сильное стремление взрослого не отпускать от себя ребёнка,  ощущать себя с ним единым целым, стремится удовлетворить любую его потребность, оградить от трудностей и неприятностей в жизни. Помощь детям в их личностном становлении выражается в симбиотическо – авторитарном типе родительских отношений, направленного на совместную кооперацию.

В семьях детей с общим  недоразвитием речи отношение к  ребёнку, характеризуются принятием, симбиозом и инфантилизацией. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему, одобряет его интересы и планы, считает неудачи ребёнка разрешимыми и верит в его способности, при этом учитывая интересы, мысли, желания, чувства и поступки. Поэтому говорить о межличностных отношениях между супругами очень сложно, т.к. во главе семейной системы стоит ребёнок, вокруг которого объединяются родители и направляют  всё своё внимание, заботу и ласку на него.

На основе проведённого исследования была составлена программа  коррекционно-развивающей работы в  логопедической группе для детей  с ОНР (III уровня) в возрасте 6-7 лет и их родителей, средствами игротерапии. которая помогает успешно решать задачи, которые стоят в логопедических группах, и помогает менять восприятие родителем своего ребёнка.

В ходе проведённого экспериментального исследования была подтверждена гипотеза, о том, что в процессе игротерапии происходит существенная гармонизация межличностных отношений в семье с ребёнком, имеющим задержку развития речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Альберти Р.Е., Эммонс  М.Л.: Умейте постоять за себя. Ключ к самоутверждающему поведению. 32 с

2.Андреева Г.М. Социальная  психология.- М.: Аспект Пресс, 1996. 376 с

3.Арцишевская И.Л. работа  психолога с гиперактивными детьми  в детском саду. М.:Книголюб, 2008. 64 с

4.Багдасарьян И.С. Межличностные  отношения в семье, имеющего умственно отсталого ребёнка. [Электронный ресурс]: Дис. канд. псих. наук.-М.: РГБ, 2003. 178 с

5. Белякова Л.И. , Дьякова Е.А. Заикание//Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности Логопедия М.: В. Секачев, 1998. 304 с.

6.Борич А.А. Умственно  отсталый ребёнок в семье// Воспитание учащихся  специальных школ в процессе овладения основами наук: Сб. трудов: В 2 ч.Ч.1. М.: АПН. РСФСР, 1979. 176 с

7.Варга А.Я. Роль  родительского отношения в стабилизации  детской невротической реакции// Вестник МГУ. Психология, 1985. №4.

8.Варга А.Я. Структура  и типы родительского отношения.  Дис. канд. псих. наук. М.: 1986

9.Волкова Л.С., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В.Логопедия// Методическое наследие. В 5 книгах. Книга 5. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. Пособие для логопедов и вузов. М.: Владос, 2007. 479 с

10.Выготский Л.С. Полн.собр.соч.  В 6 т. Т.5. М.: 1983. 384 с

11.Выготский Л.С. Дефектология  и учение о развитии и воспитании  ненормального ребёнка. Собр. соч. М.: 1983. Т.5.

12.Вылегжанина Г.Г.  Взаимодействие родительских отношений  и преобладающих мотивов к  деятельности часто болеющего  ребёнка дошкольного возраста. Дис.  канд. псих. наук: РГБ. Красноярск, 2007.162 с

13.Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. логопедические занятия с детьми 6-7 лет. СПБ.: Каро, 2004. 176 с

14.Гарбузов В.И., Захаров  А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей  и их лечение. М.: Медицина, 1977. 272 с

15.Громова Г.Н., Соломатина  Г.Н. Лексические темы по развитию  речи//Методическое пособие. Сфера, 2008. 128 с

16.Дубровина И.В., Лисина  М.И. особенности психического  развития детей в семье и  в не семьи// В кн.: Возрастные  особенности психического развития  детей. М.: 1982

17.Забрамная С.Д. Ваш  ребёнок учится во вспомогательной  школе. Рабочая книга родителей. - 2-е. изд. М.: Педагогика-Пресс, 1993. 45 с

18.Захаров А.И. психологические  особенности восприятия детьми  роли родителей//Вопросы психологии,  1982. 82 с

19.Ипполитова М.В. Воспитание  детей с церебральным параличом  в семье.//Под. ред. М.В.Ипполитовой., Р.Д.Бабенковой., Е.М.Мастюковой. М.: Просвещение, 1993. 52 с

20.Клюева А.И. Исследование  особенностей речевого и общего  интеллектуального развития старших  дошкольников в условиях вариативного  образования. Канд. псих. наук. М.: РГБ. 2003. 152 с

21.Леви В.Л. Нестандартный ребенок. - 3-е изд. М.: Знание, 1989. 256 с.

22.Леонтьев А.А. Избранные  психологические произведения. В.2 т.М.:1983

23.Мастюкова Е.М. Московина  А.Г. нравственно-эстетические проблемы  семей имеющие детей с отклонениями в развитии//Дефектология, 1989. №3. 

24.Минухин С., Фишман Ч.   Техники семейной терапии/Пер. с англ. А.Д. Иорданского - М.: Независимая фирма "Класс", 1998. - 304с

25.Мишина Т.М. Психологическое  исследование супружеских отношений  при неврозах// Семейная психотерапия при неврозах и психических заболеваниях./ Под. ред. В.К.Мягер., Р.А.Зачепицкого, 1978.

26.Мясищев В.Н. Психология  отношений/ Под ред. А.А.Бодалева. М.: Институт практической психологии,1995.356 с

27.Нагорная А.Ф. Логопедические  проблемы детей дошкольного возраста// Как помочь ребёнку. М.: Речь, 2009. 160 с

28.Нищева Н.В. конспекты  подгрупповых логопедических занятий  в старшей группе детского  сада для детей с ОНР

29.Обозов Н.Н. Межличностные  отношения. ЛГУ, 1979. 151 с

30.Основы специальной  психологии. Под. ред. Л.В.Кузнецовой.-5-е изд., стер.- М.: Академия, 2008. 480 с

31.Петрова В.Г. Практическая  и умственная деятельность детей  олигофренов.М.:Просвещение, 1968. 158 с

32.Психология семейных отношений с основами семейного консультирования// Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под. Ред. Е. Г. Силяевой. – М.: Издательский центр Академия, 2002. 192с.

33.Спиваковская А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватности родительских позиций// Семья и формирование личности. – М., 1981.

34.Психологическое здоровье семьи: Учебно-методическое пособие//Психологический взгляд  под. ред. Торохтий В.С., Прохорова О.Г. Каро.2009.160 с

35.Розенгард-Пупко Д.Л. Формирование речи у ребенка раннего возраста. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.

36.Сатир В. Как строить себя и свою семью / Пер. с англ. - М.: Педагогика-пресс, 1992. - 190 с.

37.Саранская О.Н. психологический  тренинг для дошкольников. М.: Книголюб, 2008. 64 с

38.Смелзер Н. Сексуальные роли в Америке // Психология семьи. Самара.: Бахрах . М, 2002.

39.Специальная педагогика// Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др. Под ред. Н.М.Назаровой. М.: Издательский центр «Академия», 2004.

40.Ткачева В.В. Психологическая  помощь семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии. Дис. канд. псих. наук. М.1999

41.Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. Педагогика и психология/ Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. М.: Просвещение, 1989.223 с.

42.Фромм Э. Искусство  любить. М.:Азбука.2003. 224 с

43.Черников А.В. Системная  семейная терапия// Методы современной психотерапии: Учебное пособие. М.:НФ Класс, 2001

44. Черников А.В. Интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики// Тематическое приложение к журналу Семейная психология и семейная терапия. М, 1997

45.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис  В.В. Психология и психотерапия  семьи.- 3-е изд. СПб.: Питер, 2002. 656с.

46.Юнг К.Г. Аналитическая психология. // Психология личности. Хрестоматия. Т. 1. Самара, 1999.

 




Информация о работе Возможности коррекции межличностных отношений в семьях детей с задержкой развития речи средствами игротерапии