Влияние стиля общения педагогов на развитие эмоциональной сферы детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 19:47, курсовая работа

Описание

Гуманизация системы образования, характеризующая современный этап ее развития, предъявляет высокие требования к общей и профессиональной подготовке педагогических кадров, к проявлению их творческой индивидуальности.
Индивидуальный стиль деятельности — одна из важных характеристик процесса индивидуализации профессионального труда. Наличие своего стиля у профессионала свидетельствует, с одной стороны, о его приспособлении к объективно заданной структуре профессиональной деятельности, а с другой — о максимально возможном раскрытии своей индивидуальности.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретическая часть……………………………………………………..6
Специфика педагогического общения……………………………………6
1.2 Модели педагогического общения……………………………………….….9
1.3 Стили педагогического общения …………………………………………..11
Влияние стиля общения учителя на эмоциональное развитие младших школьников……………………………………………………………………...19

Глава II. Практическая часть……………………………………………………27
2.1 Исследование влияния стиля общения на развитие эмоциональной сферы детей начальной школы…………………………………………………………27
2.2 Обсуждение результатов констатирующего эксперимента……………..32
Заключение………………………………………………………………………35
Список использованных источников…………………………………………38
Приложения …………………………………………………….……………

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИК ПСИХОЛоГИЯ влияние стиля общения педагогов на развитие эмоциональной сферы детей.doc

— 358.00 Кб (Скачать документ)

     Можно сделать выводы, что демократический  стиль общения учителя располагает  к развитию эмоциональной сферы  младших школьников, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.

     Список  использованных источников 

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: Учебник / Г.М. Андреева. - М, 2005. – 324с.
  2. Анцупов, А.Я., Шипилов, А.И. Конфликтология [Текст]: теория, история, библиография / А.Я. Анцупова, А.И. Шипилова. - М., 1996. – 264с.
  3. Бадмаев, Б.Ц. Психология в работе учителя [Текст] / Б.Ц. Бадмаева//  Вопросы психологии. – 2000. - №5.- С.23-25.
  4. Белухин, Д.А. Учитель: от любви до ненависти… [Текст]: Техника профессионального поведения. Кн. для учителя./ Д.А. Белухин. - М., 1994. – 144с.
  5. Берк, Л.Е. Развитие ребенка [Текст]/ Л.Е. Берк – 6-е изд., - СПб.: Питер, 2006. – 1056с.
  6. Бодалев, А.А. Личность и общение [Текст] / А.А. Бодалев. - М., 1995. – 244с.
  7. Дубровина, И.В., Данилова, Е.Е., Прихожан, А.Н. Психология [Текст] / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.Н. Прихожан. – М., 1999. – 344с.
  8. Ежкова, Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности/ Н. Ежкова// Дошкольное воспитание, 2003. - №1. – с.20-27.
  9. Ерастов, Н.П. Психология общения [Текст]. Пособие для студентов-психологов / Н.П. Ерастов. - Ярославль, 1979. – 324с.
  10. Ершов, П.М. и др. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя [Текст] / П.М. Ершов и др. - М., 1998. – 180с.
  11. Журавлев, В.И. Основы педагогической конфликтологии [Электронный ресурс] / В.И. Журавлев. - М., 1995 // см. Лабораторию научных основ детской практической психологии // http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l_det_p.html
  12. Захаров, А.И. Предупреждение отклонений поведения ребенка [Текст] / А.И. Захаров. – СПб, 1997. – 224с.
  13. Зимняя, И.А. Иерархическо-компонентная структура воспитательной деятельности [Текст] / И.А. Зимняя // Сб. Воспитательная деятельность как объект анализа и оценивания/Под общ. ред. И.А. Зимней. – М., 2003. – 342с.
  14. Климов, Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях [Текст] / Е.А. Климов. - М., 1995. – 240с.
  15. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология [Текст]: Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Р. Колючкий. – М.: ТЦ Сфера, 2004.- 346с.
  16. Курганов, С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге [Текст]: Кн. для учителя / С.Ю. Курганов. - М., 1989. – 224с.
  17. Куницына, В.Н. Стиль общения и его формирования [Текст] / В.Н. Куницына. - Л.: Знания, 1985. - 20с.
  18. Леонтьев, А.А. Педагогическое общение [Электронный ресурс] / А.А. Леонтьев / Под ред. М.К. Кабардова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.; Нальчик, 1996. // http://www.avpu.ru/proect/sbornik2004/161.htm.
  19. Леонтьев, А.Н. Педагогическое общение [Текст] / А.Н. Леонтьев // Педагогика и психология. 1979. № 1. – С.3-6.
  20. Митина, Л.М. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя [Текст]: Учеб. пособие / Л.М. Митина. - Кемерово, 1996. – 184с.
  21. Немов, Р.С. Психология образования [Текст] / Р.С. Немов. - М., 1995. – 433с.
  22. Павлова, Л.Г. Спор, дискуссия, полемика [Электронный ресурс]: Кн. для учащихся ст. классов сред. шк. /Л.Г.Павлова-М.,1991. // http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1995/952/952031.htm;
  23. Петровская, Л. А. Компетентность в общении [Текст]: социально-психологический тренинг / Л.А. Петровская. - М., 1989.- 200с.
  24. Петровская, Л.А. Компетентность в общении [Текст]: Социально-психологический тренинг / Л.А. Петровская, В.В. Шпалинский.- М.: МГУ, 1989. – 136с.
  25. Психология. Словарь [Текст] / Под общ. Ред. А.В. Петровского , М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. – 494с.
  26. Психология [Текст]. Учебник. - М.: «Проспект» - 1998. - 584с.
  27. Радугина, А.А. Психология и педагогика [Текст] / А.А. Радугина. - М., 2000. – 324с.
  28. Развитие эмоционального мира детей [Текст]/ Н.Л. Кряжева. – Ярославль, 1997. – 213с.
  29. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология [Текст]/ А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. – 574с.
  30. Российская педагогическая энциклопедия [текст]: В 2 т. - М., 1993-1999. – 664с.
  31. Рубинштейн, Л.С. Основы психологии [Текст] / Л.С. Рубинштейн. – М., 1998. – 340с.
  32. Синагина, Н.Ю., Чирковская, Е.Г. Личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности [Текст] (метод. пособие) / Н.Ю. Синагина, Е.Г. Чирковская. - М., 2001.- 220с.
  33. Станкин, М.И. Психология общения [Текст] / М.И. Станкин. – М.: ВЛАДОС. – 2000. – 230с.
  34. Чалдини, Р. Психология влияния [Текст] / Р. Чалдина. - СПб., 2001. – 321с.
  35. Шадриков, В.Д. Введение в психологию [Текст]: эмоции и чувства / В.Д. Шадрикова – М.: Логос, 2002. – 332с.
  36. Шелихова, Н.И. Техника педагогического общения [Текст] / Н.И. Шелихова. - М.; Воронеж, 1998. – 124с.
  37. Якиманская, И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения [Электронный ресурс] / И.С. Якиманская. // http://www.psy.msu.ru/about/lab/semantec.html.

    Приложение 1 

    Список  детей, участвующих  в эксперименте

    МОУ № 11, г. Прокопьевск

    2 Б  класс 2 Г класс
    1.Агутенков  Илья 1.Бондаренко  Ира
    2.Арусланова  Юля 2.Булгак Саша
    3.Базарова  Полина 3.Васильев Саша
    4.Балицкая  Наташа 4.Верещагина  Юля
    5.Виноградова  Настя 5.Галимова Лера
    6.Гартман  Данил 6.Деменев Паша
    7.Глубокая  Ангелина 7.Долгова Юля
    8.Еремин  Саша 8.Елёскина Нина
    9.Жиганов  Никита 9.Ефремов Игорь
    10.Жихарева  Ира 10.Казак Яна
    11.Жутяйкина  Валерия 11.Криковцова  Юля
    12.Карпюк  Костя 12.Маняпов Саша
    13.Луговенко  Саша 13.Михайлов Игорь 
    14.Лузин  Илья 14.Павличенко  Женя
    15.Макеев  Сергей 15.Сайгашова Настя
    16.Охотникова  Алина 16.Сидорова Люда
    17.Петренко  Настя 17.Степанова  Алёна
    18.Седых  Алёна 18.Терехов Саша
    19.Семыкин  Саша 19.Ухватова Настя
    20.Суслопаров  Петя 20.Чернышёв Сережа
    21.Тимофеева  Валерия 21.Шевченко Паша
    22.Чугунов  Филипп 22.Яковенко Яша
 
 
 

    Приложение 2

     Подарок  

     Был Серёжа именинник, и много ему  разных подарили подарков: и волчки, и кони, и картинки. Но дороже всех подарков подарил дядя Серёже сетку, чтобы птиц ловить. Сетка сделана  так, что на рамке приделана дощечка, и сетка откинута. Насыпать семя на дощечку и выставить на двор. Прилетит птичка, сядет на дощечку, дощечка подвернётся, и сетка сама захлопнется. Обрадовался Серёжа, прибежал к матери показать сетку. Мать говорит:

     - Не хороша игрушка. На что  тебе птички? Зачем ты их мучить будешь?

     - Я их в клетки посажу. Они  будут петь, и я их буду кормить!  

     Достал  Серёжа семя, насыпал на дощечку  и выставил сетку в сад. И всё  стоял, ждал, что птички прилетят. Но птицы его боялись и не летели на сетку. Пошёл Серёжа обедать и  сетку оставил. Поглядел после обеда, сетка захлопнулась, и под сеткой бьётся птичка. Серёжа обрадовался, поймал птичку и понёс домой.

     - Мама! Посмотрите, я птичку поймал, это, верно, соловей! И как  у него сердце бьётся.

     Мать  сказала:

     - Это чиж. Смотри же, не мучай его, а лучше пусти.

     - Нет, я его кормить и поить  буду. Посадил Серёжа чижа в  клетку, и два дня сыпал ему  семя, и ставил воду, и чистил  клетку. На третий день он забыл  про чижа и не переменил  ему воды. Мать ему и говорит:

     - Вот видишь, ты забыл про свою птичку, лучше пусти её.

     - Нет, я не забуду, я сейчас  поставлю воды и вычищу клетку.

     Засунул Серёжа руку в клетку, стал чистить, а чижик, испугался, бьётся об клетку. Серёжа вычистил клетку и пошёл за водой.

     Мать  увидала, что он забыл закрыть  клетку, и кричит ему:

     - Серёжа, закрой клетку, а то вылетит  и убьётся твоя птичка!

     Не  успела она сказать, чижик нашёл  дверцу, обрадовался, распустил крылышки и полетел через горницу к  окошку, да не видал стекла, ударился о стекло и упал на подоконник.

     Прибежал  Серёжа, взял птичку, понёс её в клетку. Чижик был ещё жив, но лежал на груди, распустивши крылышки, и тяжело дышал. Серёжа смотрел, смотрел и начал плакать:

     - Мама! Что мне теперь делать?

     - Теперь ничего не сделаешь.  

     Серёжа  целый день не отходил от клетки и всё смотрел на чижика, а чижик всё так же лежал на грудке и тяжело и скоро дышал. Когда Серёжа пошёл спать, чижик ещё был жив. Серёжа долго не мог заснуть; всякий раз, как он закрывал глаза, ему представлялся чижик, как он лежит и дышит. Утром, когда Серёжа подошёл к клетке, он увидел, что чиж уже лежит на спинке, поджал лапки и закостенел. С тех пор Серёжа никогда не ловил птиц.

 

      Приложение 3

     Протокол  № 1

     Класс: 2 Б

     Ф.И.О. педагога: Ирина Петровна Л.

     Метод: Тестирование

     Цель: Обследования профессиональной позиции учителя в педагогическом общении.

     Таблица 3

     Бланк ответов

Варианты  ответа Вопросы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
А   X X   X     X    
Б X           X      
В       X   X     X X
 

     Результаты:  

     S = 3+2+3+3+3+3+3+3+3+3=29 

     29 баллов соответствуют открытой профессиональной позиции, предпочтение демократического стиля общения. 

 

      Продолжение приложение 3 

     Протокол  № 2

     Класс: 2 Г

     Ф.И.О. педагога: Вера Дмитриевна И.

     Метод: Тестирование

     Цель: Обследования профессиональной позиции учителя в педагогическом общении.

     Таблица 4

     Бланк ответов

Варианты  ответа Вопросы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
А X X X       X      
Б       X            
В         X X   X X X
 

     Результаты:  

     S = 2+3+2+1+1+3+2+2+3+3=24 

     24 балла соответствуют авторитарной  педагогической позиции, предпочтение  авторитарного стиля общения.

 

    Приложение 5

     Протокол  № 3

Класс: 2 Г.

Количество  детей: 22 ученика.

Цель: выявление  уровня эмоционального развития

Метод: рассказ.

Ф.И. ребенка Эмоциональное проявление Баллы
1.Бондаренко  Ира нейтральное эмоциональное  состояние, спокойствие, уверенность 3
2.Булгак Саша нейтральное эмоциональное  состояние, спокойствие, уверенность 3
3.Васильев  Саша нейтральное эмоциональное  состояние, спокойствие, уверенность 3
4.Верещагина  Юля нейтральное эмоциональное  состояние, спокойствие, уверенность 3
5.Галимова  Лера сильное отрицательное: сильное неудовольствие 1
6.Деменев  Паша нейтральное эмоциональное  состояние, спокойствие, уверенность 3
7.Долгова  Юля нейтральное эмоциональное  состояние, спокойствие, уверенность 3
8.Елёскина  Нина нейтральное эмоциональное  состояние, спокойствие, уверенность 3
9.Ефремов  Игорь слабое отрицательное: слабое огорчение, тревога 2
10.Казак  Яна эмоциональное развитие имеет широкий размах: от положительных эмоций так и отрицательные  эмоции 4
11.Криковцова  Юля слабое отрицательное: слабое огорчение, тревога 2
12.Маняпов  Саша нейтральное эмоциональное  состояние, спокойствие, уверенность 3
13.Михайлов  Игорь  нейтральное эмоциональное  состояние, спокойствие, уверенность 3
14.Павличенко  Женя нейтральное эмоциональное  состояние, спокойствие, уверенность 3
15.Сайгашова  Настя  нейтральное эмоциональное  состояние, спокойствие, уверенность 3
16.Сидорова  Люда нейтральное эмоциональное  состояние, спокойствие, уверенность 3
17.Степанова  Алёна слабое отрицательное: слабое огорчение, тревога 2
18.Терехов Саша нейтральное эмоциональное  состояние, спокойствие, уверенность 3
19.Ухватова  Настя нейтральное эмоциональное  состояние, спокойствие, уверенность 3
20.Чернышёв  Сережа Слабое отрицательное  эмоциональное состояние – слабое неудовольствие, огорчение. 2
21.Шевченко  Паша Сильное отрицательное  эмоциональное состояние  1
22.Яковенко  Яша нейтральное эмоциональное  состояние, спокойствие, уверенность 3

Информация о работе Влияние стиля общения педагогов на развитие эмоциональной сферы детей