Влияние стиля общения педагогов на развитие эмоциональной сферы детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 19:47, курсовая работа

Описание

Гуманизация системы образования, характеризующая современный этап ее развития, предъявляет высокие требования к общей и профессиональной подготовке педагогических кадров, к проявлению их творческой индивидуальности.
Индивидуальный стиль деятельности — одна из важных характеристик процесса индивидуализации профессионального труда. Наличие своего стиля у профессионала свидетельствует, с одной стороны, о его приспособлении к объективно заданной структуре профессиональной деятельности, а с другой — о максимально возможном раскрытии своей индивидуальности.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретическая часть……………………………………………………..6
Специфика педагогического общения……………………………………6
1.2 Модели педагогического общения……………………………………….….9
1.3 Стили педагогического общения …………………………………………..11
Влияние стиля общения учителя на эмоциональное развитие младших школьников……………………………………………………………………...19

Глава II. Практическая часть……………………………………………………27
2.1 Исследование влияния стиля общения на развитие эмоциональной сферы детей начальной школы…………………………………………………………27
2.2 Обсуждение результатов констатирующего эксперимента……………..32
Заключение………………………………………………………………………35
Список использованных источников…………………………………………38
Приложения …………………………………………………….……………

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИК ПСИХОЛоГИЯ влияние стиля общения педагогов на развитие эмоциональной сферы детей.doc

— 358.00 Кб (Скачать документ)

     При авторитарном стиле общения педагога эмоциональное развитие ребенка затруднено тем, что учитель не доверяет ученикам, чем сковывает проявление эмоций и их развитие. При этом любая инициатива рассматривается авторитарным преподавателем как проявление нежелательного самоволия.

     Попустительский стиль общения педагога для младших школьников является формальным. Дети неуверенно чувствуют себя в школе, во всем доверяют учителю, поэтому такой стиль, во-первых, недопустим, а во-вторых, он развивает в детях тревожность.

       Демократический стиль общения в начальной школе развивает в детях инициативу, общительность, доверительность в личных взаимоотношениях. Как у учителя, так и у учеников обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, но сближаются между собой в личностном отношении. При демократическом стиле руководства учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. В организации деятельности коллектива учитель старается занять позицию «первого среди равных». Эмоциональное развитие младших школьников происходит гармонично.

     Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью учителя в начальной школе, эмоциональный настрой, должна иметь меру, не превращаясь в панибратство. Ученики, привыкшие к такому стилю общения учителя, порой испытывают трудности в приложении усилий в учебе. На фоне этого эмоциональная сфера ребенка не развивается, так как в ней присутствуют нарочито созданные положительные эмоции, яркие краски.

     Общение-дистанция. Превращение «дистанционного показателя» в доминанту педагогического общения резко снижает общий творческий уровень совместной работы педагога и учащихся, развивает в детях неуверенность, эмоциональную заторможенность.

     Общение – устрашение может вызвать в учениках начальной школы страх, неуверенность, нежелание посещения школы, психические расстройства.

     Педагогическое  общение – заигрывание так же бесперспективно для развития эмоциональной сферы детей, так как в конечном результате оно приводит учителя к противоположному общению – запугиванию или авторитарному стилю общения.

     В психолого-педагогической литературе все чаще сегодня рассматривается  такое явление как дидактогения.

     Дидактогения - негативное психическое состояние  учащегося, вызванное нарушением педагогического  такта со стороны воспитателя (учителя, тренера). Выражается во фрустрации, страхах, подавленном настроении и т.п. Отрицательно сказывается на деятельности учащегося, затрудняет межличностные отношения. В основе возникновения дидактогении лежит психическая травма, полученная учеником по вине педагога. Этим объясняется близость симптоматики дидактогении и неврозов у детей, причем дидактогения нередко перерастает в невроз и в этом случае может потребовать специального лечения, в частности методами психотерапии [4,c.44].

     Некоторые педагоги считают допустимым с целью  наказания ученика либо для снижения его завышенной самооценки публично высмеять его, подчеркнуть (нередко с преувеличением) его недостатки, провести невыгодное сравнение с достижениями сверстников. С точки зрения школьной психогигиены такая форма педагогического общения крайне вредна, поскольку дает внешний эффект снижения нежелательной активности ученика, но не может ориентировать на положительные достижения в учебной деятельности и т.п. Таким образом, разрушается авторитет педагога, вера в его доброжелательность и справедливость, ослабляется чувство его психологической защищенности, необходимое для эмоционального равновесия ребенка. Чтобы предотвратить возникновение дидактогении у учащихся, каждый педагог должен стремиться к максимальной тактичности в общении, осуществлять воспитание учащихся с учетом их возрастных и индивидуально-психологических (главным образом личностных) особенностей [11].  

     Выводы  по первой главе 

     Общение - это сложный, многоплановый процесс  установления и развития контактов  между людьми, порождаемый потребностями  в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Общение является предметом изучения многих наук. Н.П. Ерастов выделяет в качестве самостоятельных логико-гносеологический, функционально-лингвистический, комплексно-сочетательные и общепсихологический подходы к общению.

     Общение - это процесс развития и становления  отношений между субъектами, которые  активно участвуют в диалоге. Если рассматривать общение как  сквозной процесс в обучении, то необходимо выделить две основные модели общения: учебно-дисциплинарную; личностно-ориентированную.

     Педагогическое  общение - специфическое межличностное  взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе. Основные функции педагогического общения: информационная; контактная; побудительная; амотивная.

     Педагог занимает одно из основных положений  в жизни и развитии  ребенка-школьника: известно, что, большую часть  времени  ребенок проводит в школе, общаясь со сверстниками и педагогами. При самом поверхностном наблюдении становится ясным, что действия, установки и позиции педагога при общении с детьми имеют огромное значение для определения пути, по которому пойдет развитие ребенка. Тип взаимодействия со взрослым является очень серьезным фактором, влияющим как на развитие ребенка, так и на его эмоциональное благополучие.

     Эффективность педагогического общения в немалой  степени определяется личностными  качествами учителя и стилем педагогического общения.

     К наиболее продуктивным педагогическим стилям общения для развития эмоциональной  сферы детей младшего школьного  возраста относятся демократический  стиль и общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.

 

Глава II. Практическая часть

2.1 Исследование влияния  стиля общения  на развитие эмоциональной  сферы детей начальной  школы 

     Организация экспериментального исследования была направлена на выявление влияния  стиля общения учителя на развитие эмоциональной сферы детей начальной школы. Исследование проводилось на базе МОУ №11, г. Прокопьевска в ноябре 2009 года.

     В эксперименте принимали участие  младшие школьники 2 Б и 2 Г классов. Общее количество детей, участвующих в эксперименте – 44 человека. Данные о классах занесены в таблицу (см. приложение 1).

     Выбор классов из параллели вторых классов  школы осуществлялся на основе изучения профессиональной позиции учителя в педагогическом общении. Таким образом, мы смогли выявить учителей с авторитарным и демократическим стилем общения и оценить влияние стиля общения на развития эмоциональной сферы детей.

     Цель  констатирующего эксперимента является: выявить влияние стиля общения учителя на развитие эмоциональной сферы детей начальной школы.

     Задачи:

  1. Изучение профессиональной позиции учителя в педагогическом общении
  2. Оценка уровня развитие эмоциональной сферы детей начальной школы.

     Таким образом, констатирующее экспериментальное  исследование было разбито нами на 2 серий, каждая из которых предполагала использование конкретного метода.

     Для первой серии был выбран «Тест для изучения  профессиональной позиции учителя в педагогическом общении».

     Для второй серии использовалась Методика «Оценка эмоционального состояния». Стимульным материалом послужил рассказ «Подарок». В каждом классе был прочитан рассказ и предложено детям письменно оценить поступок мальчика. Текст рассказа в приложении (см. приложение 2).

Методика  № 1: «Тест для изучения  профессиональной позиции учителя в педагогическом общении»

     Инструкция.

     Внимательно прочтите вопросы, проанализируйте свои мнения, выберите наиболее подходящие варианты ответов. На бланке (таблица 1) под номером вопроса поставьте крестик в соответствующей клеточке.

     1. Считаете ли вы, что ребёнок  должен:

     а) делиться с вами всеми своими мыслями, чувствами и т.д.

     б) говорить вам только то, что он сам захочет;

     в) оставлять свои мысли и переживания  при себе?

     2. Если ребёнок взял у другого  ребёнка без разрешения игрушку  или карандаш, то вы:

     а) доверительно с ним поговорите и  предоставите самому принять нужное решение;

     б) предоставите самим детям разбираться в своих проблемах;

     в) известите об этом всех детей и  заставите вернуть  взятое с извинениями.

     3. Подвижный, суетливый, иногда  недисциплинированный ребёнок сегодня  на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил  задание. Как вы поступите?

     а) похвалите его и всем детям  покажете его работу;

     б) проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня;

     в) скажете ему: «Вот всегда бы так занимался!»

     4. Ребёнок, входя в комнату, не  поздоровался с вами. Как вы поступите?

     а) заставите его громко, при всех поздороваться с вами;

       б) не обратите на это внимания;

       в) сразу же начнёте общаться  с ребёнком, не упоминая о его  промахе.

     5. Дети спокойно занимаются. У вас есть свободная минута. Что предпочтёте делать?

     а) спокойно, не вмешиваясь, понаблюдаете, как они общаются;

     б) кому-то поможете, подскажете, сделаете замечание;

     в) займётесь своими делами.

     6. Какая точка зрения вам кажется  более правильной:

     а) чувства, переживания ребёнка ещё  поверхностны, быстро преходящи, и на них не стоит обращать особого внимания.

     б) эмоции ребёнка, его переживания  – это важные факторы, с помощью  которых его можно эффективно обучать и воспитывать;

     в) чувства ребёнка удивительны, переживания  значимы, к ним нужно относиться бережно, с большим тактом?

     7. Ваша исходная позиция в работе  с детьми:

     а) ребёнок слаб, не разумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить его и воспитать его;

     б) у ребёнка много возможностей для саморазвития, а сотрудничество взрослого на максимальное повышение активности самого ребёнка;

     в) ребёнок развивается почти неуправляемо под влиянием наследственности и  семьи, и поэтому главная задача, чтобы он был здоров и не нарушал  дисциплину.

     8. Как вы относитесь к активности  самого ребёнка?

     а) положительно – без неё невозможно полноценное развитие;

     б) отрицательно – она часто мешает целенаправленно и планомерно вести  обучение и воспитание;

     в) положительно, но только тогда, когда  она согласована с педагогом.

     9. Ребёнок не захотел выполнять  задание под предлогом, что он уже делал это дома. Ваши действия:

     а) сказали бы: «Ну и не надо»;

     б) заставили бы выполнить работу;

     в) предложили бы другое задание.

     10. Какая позиция, по вашему мнению, более правильная?

     а) ребёнок должен быть благодарен взрослым за заботу о нём;

     б) если он не осознаёт заботу о нём, не ценит её, то это его дело, когда-нибудь пожалеет.

     в) педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь.

     Таблица 1

     Бланк ответов

Варианты  ответа Вопросы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
А                    
Б                    
В                    

Информация о работе Влияние стиля общения педагогов на развитие эмоциональной сферы детей