Влияние стиля общения педагогов на развитие эмоциональной сферы детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 19:47, курсовая работа

Описание

Гуманизация системы образования, характеризующая современный этап ее развития, предъявляет высокие требования к общей и профессиональной подготовке педагогических кадров, к проявлению их творческой индивидуальности.
Индивидуальный стиль деятельности — одна из важных характеристик процесса индивидуализации профессионального труда. Наличие своего стиля у профессионала свидетельствует, с одной стороны, о его приспособлении к объективно заданной структуре профессиональной деятельности, а с другой — о максимально возможном раскрытии своей индивидуальности.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретическая часть……………………………………………………..6
Специфика педагогического общения……………………………………6
1.2 Модели педагогического общения……………………………………….….9
1.3 Стили педагогического общения …………………………………………..11
Влияние стиля общения учителя на эмоциональное развитие младших школьников……………………………………………………………………...19

Глава II. Практическая часть……………………………………………………27
2.1 Исследование влияния стиля общения на развитие эмоциональной сферы детей начальной школы…………………………………………………………27
2.2 Обсуждение результатов констатирующего эксперимента……………..32
Заключение………………………………………………………………………35
Список использованных источников…………………………………………38
Приложения …………………………………………………….……………

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИК ПСИХОЛоГИЯ влияние стиля общения педагогов на развитие эмоциональной сферы детей.doc

— 358.00 Кб (Скачать документ)

     5. Общение-дистанция

     Этот  стиль общения используют как  опытные педагоги, так и начинающие. Суть его заключается в том, что  в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Но и здесь нужно соблюдать меру. Гипертрофирование дистанции ведет к формализации всей системы социально – психологического взаимодействия учителя и учеников и не способствует созданию истинно творческой атмосферы. Дистанция должна существовать в системе взаимоотношений учителя и детей, она необходима. Но она должна вытекать из общей логики отношений ученика и педагога, а не диктоваться учителем как основа взаимоотношений. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете.

     Превращение «дистанционного показателя» в доминанту педагогического общения резко снижает общий творческий уровень совместной работы педагога и учащихся. Это ведет к утверждению авторитарного принципа в системе взаимоотношений педагога с детьми, который, в конечном счете, отрицательно сказывается на результатах деятельности. А.В.Петровский и В.В. Шпалинский отмечают, что «в классах, где преподают учителя с преобладанием авторитарных методов руководства, обычно бывает неплохая дисциплина и успеваемость, однако за внешним благополучием могут скрываться значительные изъяны работы учителя по нравственному формированию личности школьника» [24,c.32]. 

     В чем популярность этого стиля  общения? Дело в том, что начинающие учителя нередко считают, что  общение-дистанция помогает им сразу  же утвердить себя как педагога, и поэтому используют этот стиль  в известной мере как средство самоутверждения в ученической, да и в педагогической среде. Но в большинстве случаев использование этого стиля общения в чистом виде ведет к педагогическим неудачам.

     Авторитет должен завоевываться не через механическое установление дистанции, а через  взаимопонимание, в процессе совместной творческой деятельности. И здесь чрезвычайно важно найти как общий стиль общения, так и ситуативный подход к человеку.

     Общение-дистанция  в известной степени является переходным этапом к такой негативной форме общения, как общение-устрашение.

     6. Общение – устрашение

     Этот  стиль общения, к которому также  иногда обращаются начинающие учителя, связан в, основном с неумением организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Ведь такое  общение сформировать трудно, и молодой  учитель нередко идет по линии наименьшего сопротивления, избирая общение-устрашение или дистанцию в крайнем ее проявлении.

     В творческом отношении общение-устрашение вообще бесперспективно. В сущности своей оно не только не создает  коммуникативной атмосферы, обеспечивающей творческую деятельность, но, наоборот, регламентирует ее, так как ориентирует детей не на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя, лишает педагогическое общение дружественности, на которой зиждется взаимопонимание, так необходимое для совместной творческой деятельности.

     7. Заигрывание

     Опять-таки характерное, в основном, для молодых  учителей и связанное с неумением  организовать продуктивное педагогическое общение. По существу, этот тип общения  отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики. Появление этого стиля общения вызвано, с одной стороны, стремлением молодого учителя быстро установить контакт с детьми, желанием понравиться классу, а с другой стороны – отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения, опыта профессиональной коммуникативной деятельности.

     Общение-заигрывание, как показывают наблюдения, возникает  в результате:

     а) непонимания педагогом стоящих перед ним ответственных педагогических задач;

     б) отсутствия навыков общения;

     в) боязни общения с классом и  одновременно желания наладить контакт  с учениками [26].

     В чистом виде стили не существуют. Да и перечисленные варианты не исчерпывают все богатство самопроизвольно выработанных в длительной практике стилей общения. В его спектре возможны самые различные нюансы, дающие неожиданные эффекты, устанавливающие или разрушающие взаимодействие партнеров. Как правило, они находятся эмпирическим путем. При этом найденный и приемлемый стиль общения одного педагога оказывается совершенно непригодным для другого. В стиле общения ярко проявляется индивидуальность личности.

     Рассмотрим  иной подход к классификации стилей общения. Например, выделяются в качестве противопоставляемых друг другу регламентированный и импровизационный стили педагогического взаимодействия, которые могут также рассматриваться как стили педагогического общения [36,c.145]/

     Регламентированный  стиль предусматривает строгое подразделение и ограничение ролей участников педагогического процесса, а также следование определённым шаблонам и правилам. Его преимущество, как правило, в чёткой организации учебно-воспитательной работы. Однако для этого процесса характерно возникновение новых, неожиданных условий и обстоятельств, которые не предусмотрены изначальной регламентацией и не могут быть бесконфликтно под неё «подогнаны». Возможности коррекции педагогического взаимодействия в нестандартных условиях в рамках регламентированного стиля весьма низки.

     Импровизационный  стиль в этом плане обладает, значительным преимуществом, т.к. позволяет спонтанно находить решение каждой, вновь возникающей ситуации. Однако способности к продуктивной импровизации весьма индивидуальны, поэтому осуществление взаимодействия в таком стиле не всегда возможно. Достоинства того или иного стиля дискуссионные; оптимальным представляется гармоничное сочетание в педагогическом процессе элементов регламентации и импровизации, что позволяет одновременно соблюсти необходимые требования к процессу и результату обучения, а также при необходимости скорректировать механизмы взаимодействия. 

    1. Влияние стиля общения  учителя на эмоциональное  развитие младших  школьников
 

     Младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка. Когда ребенок приходит в школу, происходит перестройка всей системы его отношений с действительностью. У дошкольника имеется две сферы социальных отношений: «ребенок – взрослый» и «ребенок – дети». Эти системы связаны игровой деятельностью. Результаты игры не влияют на отношения ребенка с родителями, отношения внутри детского коллектива также не определяют взаимоотношения со взрослыми. Эти отношения существуют параллельно. В школе возникает новая структура этих отношений. Ребенок попадает в новую, для него, социальную ситуацию развития, которая требует от ребенка особой деятельности. Эта деятельность называется учебной. Начало учебной деятельности по-новому определяет отношения ребенка со взрослыми и сверстниками.

     Система «ребенок – взрослый» дифференцируется, и отношения «ребенок – учитель» начинает определять отношения ребенка к родителям и отношения ребенка к детям. Система «ребенок – учитель» становится центром жизни ребенка, пронизывает всю его жизнь, от нее зависит совокупность всех благоприятных для жизни условий. Учитель становится для ребенка главным человеком, в учителе воплощаются все нормативные требования с большей определенностью, чем в семье, - ведь в первичных условиях общения ребенку трудно выделить себя и достаточно точно оценить характер своего поведения.

     Учитель становится для ребенка фигурой, определяющей его психическое состояние  не только в классе, на уроке и  в общении с одноклассниками, его влияние простираются и на отношения в семье. Очень важно, что личность учителя, его состояние, включенность в обучение младшего школьника полностью отражаются на состоянии, поведении, личностных проявлениях детей не только в период обучения, но и в последующие годы.

     Педагог занимает одно из основных положений  в жизни и развитии  ребенка-школьника: известно, что, большую часть  времени ребенок проводит в школе, общаясь со сверстниками и педагогами. При самом поверхностном наблюдении становится ясным, что действия, установки и позиции  педагога при общении с детьми имеют огромное значение для определения пути, по которому пойдет развитие ребенка. Тип взаимодействия со взрослым является очень серьезным фактором, влияющим как на  развитие ребенка, так и на его эмоциональное благополучие.

     Воспитательное  значение общения заключается не только в том, что оно расширяет общий кругозор человека и способствует развитию психических образований, которые необходимы ему для успешного выполнения деятельности, носящей предметный характер. Воспитательное значение общения заключается еще и в том, что оно является обязательным условием формирования общего интеллекта человека и, прежде всего, многих его перцептивных, мнемических и мыслительных характеристик.

     Эмоция  – от латинского слова  «emoveo» — означает «возбуждаю, волную». Эмоции выражаются в форме переживаний и отражают личную значимость того, что волнует человека.

     Жизнь человека насыщена переживаниями: удовольствие и неудовольствие, любовь и ненависть, надежда и разочарование, веселость  и подавленность, гордость и стыд, тоска, ярость, ревность и т.д. Сначала  эмоции проявляются неосознанно как процессы и состояния, однако впоследствии, когда человек часто испытывает определенные эмоции, они могут переходить в свойства личности.

     В психологии эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к. чему-либо. Помимо этого узкого понимания понятие «эмоция» используется и в широком смысле, когда под ней имеют в виду целостную эмоциональную реакцию личности, включающую не только психический компонент — переживание, но и специфические физиологические изменения в организме, которые сопровождают эти переживания. В этом случае можно говорить об эмоциональном состоянии человека.

     Эмоции  имеются и у животных, но у человека они приобретают особую глубину, имеют множество оттенков и сочетаний. Немецкий философ И. Кант делил эмоции на стенические, повышающие жизнедеятельность организма, и астенические — ослабляющие ее. Эмоции делят также на положительные и отрицательные, то есть приятные и неприятные.

     Эмоции  различаются по интенсивности и длительности, а также по степени осознанности причины их появления. В связи с этим выделяют настроения, собственно эмоции и аффекты.

     Настроение — эмоциональное состояние, характеризующееся длительностью и устойчивостью, положительными или отрицательными переживаниями, выступающими фоном для всех остальных элементов психической деятельности (радость, тоска) [35,с.6].

     Собственно  эмоции — это более кратковременное, но достаточно сильно выраженное переживание человеком радости, горя, страха и т. п. Они возникают по поводу удовлетворения или неудовлетворения потребностей и имеют хорошо осознаваемую причину появления.

     Аффект — это эмоциональное состояние, стремительно развивающееся и непродолжительное, характеризующееся действиями и поступками, не поддающимися волевому контролю (ярость, отчаяние, оцепенение).

     Развитие  эмоциональной сферы младшего школьника  характеризуются тем, что прежде чем начинает действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и его оценку со стороны взрослых. Эмоционально предвосхищая последствия своего поведения, ребенок уже заранее знает, хорошо или дурно он собирается поступить. Если он предвидит результат, не отвечающий принятым нормам воспитания, возможное неодобрение или наказание, у него возникает тревожность — эмоциональное состояние, способное затормозить нежелательные для окружающих действия.

     Таким образом, в младшем школьном возрасте происходит смещение аффекта с конца к началу деятельности. Аффект (эмоциональный образ) становится первым звеном в структуре поведения. Механизм эмоционального предвосхищения деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребенка.

     Как одно из условий возникновения у  младшего школьника сложных эмоций и чувств обнаруживаются взаимосвязь и взаимозависимость эмоциональных и познавательных процессов — двух наиболее важных сфер его психического развития. Основную роль в развитии чувств ребенка играет его учебная деятельность.

     Общение с учителем начинает играть ориентировочную роль. Большую роль в этом играет эмоциональное предвосхищение отдаленных последствий своих поступков. В процессе такого воображения происходит своеобразное проигрывание данной ситуации.

     Ребенок, достигший относительно высокого уровня эмоционального воображения, пытается, прежде чем приступить к решению задачи, предварительно проиграть в воображаемом плане различные варианты действия и предугадать их последствия для окружающих людей, а, следовательно, и для него самого. Так, он стремится определить направление своего последующего поведения, избегая тех поступков, которые может совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний.

Информация о работе Влияние стиля общения педагогов на развитие эмоциональной сферы детей