Влияние психологического состояния женщин во время беременности на ребёнка в период его внутриутробного развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 15:46, курсовая работа

Описание

Целью исследования явилось выявление психологических особенностей беременных женщин.
В соответствии с поставленной целью исследования были поставлены следующие задачи:
Проанализировать теоретические положения и подходы к проблеме беременности в психологии.
Рассмотреть теоретический аспект содержания понятия «интеллект», моделей интеллекта, а также особенностей эмоциональной сферы.
Обработать и проанализировать полученные данные проведенного исследования структуры интеллекта и особенностей эмоциональной сферы у беременных и небеременных женщин.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1 Самовосприятие беременности
1.1. Проблема материнства…………………………………………………...5
1.2. Период ощущения, возникающие до начала шевеления………………12
1.3. Четвертый период (7 и 8 месяц беременности)………………………...15
1.4. Пятый период. (Предродовой. 9 месяц)………………………………….18
Глава 2 Влияние положительных и отрицательных эмоций на
протекание беременности
2.2. Эмоциональная связь……………………………………………………..24
2.2. Роль эмоций в процессе взаимодействия матери с ребенком………….28
Заключение……………………………………………………………………..32
Библиографический список……………………………………………………34

Работа состоит из  1 файл

Влияние психологического состояния женщин во время беременности на ребёнка в период его внутриутробного развития.doc

— 343.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

__________________________________________________________________

 

ФАКУЛЬТЕТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

                                       Курсовая работа

 

Влияние психологического состояния женщин во время беременности на ребёнка в период его внутриутробного  развития

 

 

 

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛА: студентка  группы

П-21, Сайганова Э.О.

Научный руководитель: кандидат психологических наук, старший преподаватель

Михайлова И. В.


 

 

 

                                                        Ульяновск  - 2011

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1 Самовосприятие беременности

1.1. Проблема  материнства…………………………………………………...5

1.2. Период ощущения, возникающие до начала шевеления………………12

1.3. Четвертый   период (7 и 8 месяц беременности)………………………...15

1.4. Пятый период. (Предродовой. 9 месяц)………………………………….18

Глава 2 Влияние  положительных и отрицательных эмоций на

 протекание  беременности

2.2. Эмоциональная  связь……………………………………………………..24

2.2. Роль эмоций  в процессе взаимодействия матери  с ребенком………….28

Заключение……………………………………………………………………..32

Библиографический список……………………………………………………34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Необходимость совершенствования  знаний о проблеме материнства диктуется  значительными изменениями, происходящими  в обществе, а также возрастающей ролью рассмотрения материнства  как стадии половозрастной идентификации, девиантного материнства и онтогенетических аспектов материнства.

Изучение материнства  в настоящее время приобретает  всю большую популярность, как  в  теоретическом, так и прикладном аспекте. Проблемы материнства вызывают интерес у социологов, медиков, педагогов, психологов и многих других специальностей. Но актуальность данных исследований в настоящее время дополнительных обоснований не требует. Исходя из мнений известных авторов, таких как Г.Г. Филиппова, можно сказать о том, что актуальным в данной области исследований в настоящий момент является систематизация уже имеющихся направлений и аспектов изучения материнства.

Актуальность нашей работы заключается в вопросе о проблеме материнства встает резко потому, что страна озадачена решением вопроса о демографической ситуации, которая в данный момент оставляет желать лучшего. Психология материнства является сравнительно молодой областью современной науки. Ею стали активно интересоваться только в последние два десятилетия. А также отсутствием сформулированных методических и методологических подходов, средств и форм психологического воздействия на психику женщины в период беременности. В связи с этим возникла необходимость специального изучения особенностей психического состояния, влияющего на особенности эмоциональной сферы женщин в период беременности, а также потребность в разработке методов психологического воздействия на психическое состояние беременных  женщин.

Целью исследования явилось выявление психологических особенностей беременных женщин.

В соответствии с поставленной целью исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать  теоретические  положения и подходы к проблеме беременности в психологии.
  2. Рассмотреть теоретический аспект содержания понятия «интеллект», моделей интеллекта, а также особенностей эмоциональной сферы.
  3. Определить  методы и  процедуру  исследования, направленных на изучение структуры интеллекта и особенностей эмоциональной сферы женщин в период беременности.
  4. Провести исследование структуры интеллекта и особенностей эмоциональной сферы у беременных и небеременных женщин.
  5. Обработать и проанализировать полученные данные проведенного исследования структуры интеллекта и особенностей эмоциональной сферы у беременных и небеременных женщин.

          Объектом исследования в представленной работе являются эмоциональная и интеллектуальная сфера индивида.

Предметом исследования являются эмоциональная и интеллектуальная сфера беременных женщин.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют  особенности эмоциональной сферы беременных женщин.

Теоретическую базу исследования составили труды Филипповой Г.Г., Брутмана , В.И., Мещерякова, C.Ю., А.С. Батуева, М. С. Радионова, С. Ю. Шмурака,  Чарлз Спирмена, Д. Векслера, Коваленко, Н. П. и т.д.

Практическая  значимость состоит в том, что результаты работы могут быть применены в психологических службах при женских консультациях, других психологических центрах при работе с беременными женщинами.

Глава I. Теоретический анализ эмоциональной сферы и интеллекта у беременных женщин»

1.1. Особенности эмоциональной сферы у беременных женщин

Беременная женщина  на протяжении всего периода протекания беременности  проходит через множество  разнообразных состояний, например, таких как радость и счастье. Но эти два состояния, которые  испытывает женщина, не являются основными и единственными в этот период. Нередко встречается и то, что часто будущая мама оказывается раздражительной, обидчивой, боязливой и т.д [2, 3, 4, 7, 14,20].

Психологи активно советуют женщине научиться контролировать себя для того чтобы уметь успокоиться и привести нервы в порядок. Для этого необходимо, чтобы беременная женщина смогла отнестись к своему состоянию с пониманием, и могла четко представлять себе, почему именно у нее происходят всплески эмоций  и с какими эмоциональными всплесками еще предстоит ей встретиться и противостоять им [23, 31, 32].

Женщина, став беременной, переживает очень мощную гормональную перестройку внутри себя, меняется ее физическое тело, меняется эмоциональная  и психическая сфера. Здесь очень  важно то, что переживает женщина, какие эмоции проходят через всю беременность, что окружает ее, есть ли поддержка партнера, одинока ли женщина или нет, в ситуации любви и взаимопонимания находится или нет [24, 31].

В большинстве случаев, время ожидания малыша для женщины  является радостным периодом. Оно несет в себе радость материнства, дает надежды и мечты о будущем.  Но, не смотря на это, данный период способен вселять в женщину не только положительные эмоции, но и отрицательные, такие как тревога, страх и сомнения. Это происходит потому, что резкая смена настроения - часто встречаемое явление у беременных [23, 31, 32, 33,34].

       Кроме  того, бурная реакция на различные  мелочи обусловлена адаптацией  женской психики к ее новому  статусу. Условно психические  изменения можно разделить на три этапа. Ниже мы попробуем в них подробно разобраться. Женщина во время своего «интересного положения» постоянно испытывает различные чувства [31].

Казалось бы, ожидание на свет ребенка должно вызывать только эмоции радости, но это не совсем так. Многим беременным женщинам свойственно такое состояние, когда появляются неожиданно на глазах слезы, или наоборот, они могут засмеяться в самый не подходящий для этого момент. Во время беременности женщины являются гиперчувствительными и достаточно ранимыми, беспричинно плаксивыми и очень обидчивыми. Их характеризует резкая смена настроения, излишняя эмоциональность, плаксивость и раздражительность. И не редко, чтобы справиться совсем этим, будущие родители спешат за помощью к психологу [16, 17, 32, 34, 38].

Смотря по статистике, примерно 20% среди беременных, подвергаются различной  формы депрессии. Это можно объяснить  тем, что изменяется их гормональный фон, возлагается на нее двойная  ответственность - за себя и за будущего ребенка [16, 17, 24].

Время ожидания ребенка также принято считать критическим периодом жизни женщины, как стадия идентификации, особенная ситуация для адаптации. Но какова бы ни была причина возникшей депрессии у беременных , нужно от нее избавиться. Депрессивное состояние - это психоэмоциональные переживания, которые могут проявляться различными негативными или отрицательными эмоциями [16, 17, 32, 34].

При продолжительности депрессии у беременной женщины более двух недель, необходимо обратиться к своему лечащему врачу, который назначит соответствующие обследования [31, 32, 33, 34, 36, 38].

И от всего этого вытекает вывод  о том, что матери таким образом  расплатились за незнания того, что  собственные чувства и мысли  выступают в качестве питательной  среды для развития, а потребности  в любви возникают еще далеко до рождения.

Все возникающие эмоции и окружающее пространство, в котором  живет человек находятся во взаимосвязи  друг с другом, и соответственно оказывают друг на друга и на самого человека прямое влияние. Следует помнить  о том, что такие эмоции, как эмоции страха, ревности и злобы способствуют появлению плохого самочувствия и закрепощению. А эндорфины, гормоны радости, у беременной женщины вызывает чувство душевного покоя и комфорта, что оказывает положительное влияние на малыша [23,32]. И обрести такое состояние души для беременной помогает ее приобщение к культурной и духовной среде, будь то музыка, поэзия и искусство, приятный отдых или уединение с природой [18, 19, 31, 41].

Из выше описанного следует, что беременность в психологии - это этап развития материнской cферы женщины, готовящая к последующему выполнению материнских обязанностей. Протекание беременности сопровождается как положительными, так и отрицательными  эмоциональными переживаниями. Но не смотря на все это, женщине в своем «интересном положении» нужно как можно больше получать положительных эмоций и приятных впечатлений. Ведь беременность, которая окрашена положительными эмоциями является залогом здоровья и хорошего характера ребенка в будущем.

1.2. Подходы  к определению понятия «интеллект»

 Проблема интеллекта  является одной из самых сложных  в психологической науке. Дискуссии  по поводу сути, структуры, факторов  развития интеллекта не прекращаются  до настоящего времени. Перечень  только основных подходов к  пониманию интеллекта насчитывает десятки названий [6, 29].

В 1921 г. 17 ведущими американскими  психологам задали три следующих  вопроса:

1. Что такое интеллект?

2. Насколько хорошо  он может быть измерен групповыми  тестами?

3. Каким должен быть  следующий шаг в изучении?

В итоге не было получено даже двух сходных ответов. Нельзя сказать, что эта ситуация повторится и сегодня, однако можно быть уверенными в том, что если задать эти же самые вопросы современным психологам, мы вряд ли получим много совпадающих ответов [29].

Таким образом, и сегодня, в попытке определения интеллекта  можно выделить следующие основные подходы.

    • Интеллект- это то, что измеряется тестами интеллекта.
    • Интеллект – это обобщенная способность к обучению.
    • Интеллект- это способность к отвлечённому, aбстрактному мышлению.
    • Интеллект- это то, что обеспечивает эффективность адаптации, поведения в сложной среде [6, 29].

Проанализировав большую  часть практических и учебных  пособий, можно придти к одному мнению в понимании интеллекта (в широком  смысле понимании этого слова): интеллект - это относительно устойчивая, структурированная система познавательных способностей индивида. И соответственно, нужно сказать и об составе интеллекта. Данное понятие  включает все познавательные возможности: мышление, перцепция, память, за исключением воображения. Так как включение в состав интеллекта - воображения, представляется спорным многим исследователям .

Соглашаясь с мнением, что интеллект - это интегральная характеристика личности, которая проявляется  в активизации всех психических функций, процессов (мышление, память, воображение), которые обеспечивают познание окружающего мира - большинство исследований сохраняют несмотря на неоднозначность и воображение как интеллектуальную возможность. «Интеллекте проявления индивидуальности, которые имеют отношение к познавательным свойствам и особенностям» [29].

Вероятно, первым определение  интеллекта как того, что измеряют тесты, предложил Эдвин Боринг. Его  точка зрения свидетельствовала  об отсутствии единой позиции в понимании  интеллекта. Наверное, определяя интеллект таким образом, он стремился выразить то, что речь идет не об интеллекте в обыденном значении этого слова, а интеллекте, определенном  на успешности  решения разного рода задач, приближенных к тем, которые человек решает в повседневной жизни.

 Важно отметить, что  среди психологов до последнего  времени ведутся дискуссии по  поводу определения интеллекта, данного Э. Борингом: интеллект  есть то, что измеряется тестами  интеллекта. Имеются различные точки  зрения на оценку данного высказывания. По мнению Б.Ф. Анурина, оно достаточно тавтологично, тривиально и прямо напрашивается на критику. Другие исследователи считают такое определение рекурсивным, что является чрезвычайно распространенным в математике, информатике, компьютерном программировании, искусственном интеллекте. Г. Айзенк не согласен с определением Э. Боринга: тесты интеллекта, утверждает он, составляются не случайным образом и опираются в своей разработке на хорошо известные, выявленные и проверенные природные закономерности, такие как принцип «позитивного многообразия»  [6, 9, 10].

Информация о работе Влияние психологического состояния женщин во время беременности на ребёнка в период его внутриутробного развития