Влияние компьютерных игр на коммуникабельность школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 05:51, курсовая работа

Описание

Цель: Выяснить особенности влияния современных компьютерных технологий на коммуникабельность учащихся.
Задачи: 1) На основе теоретического анализа выявить степень изученности проблемы влияния компьютерных технологий на коммуникабельность подростков;
2)Обосновать выбор методик для диагностики общительность среди школьников;
3)Исследовать и проанализировать влияние компьютерных технологий на общение подростков интенсивно и неинтенсивно использующими компьютер.

Содержание

Введение ……………………………………………………..……………….. 3
1. Коммуникабельность. Элементы и этапы коммуникационного процесса. Особенности общения школьников различных возрастных групп.
1.1 Коммуникабельность, ее сущность, цели и функции …………… ….…..5
1.2 Элементы и этапы коммуникационного процесса…………………....…12
1.3 Особенности общения школьника в начальной школе…………………18
1.4 Особенности общения старшеклассника ……………………………..... 21
2. Компьютерные игры как форма деятельности. Их специфика и психологические классификация. Феномен игровой деятельности в интернете.
2.1 Игра. Общее понятие, определение, особенности ………………..……26
2.2 Ролевые компьютерные игры. Психологическая классификация компьютерных игр. …………………………………………..………. ……..28
2.3 Наблюдаемые феномены игровой деятельности в Интернете (стили игровой деятельности, сохранение идентичности, Я-концепция и т.д.) ….34
3. Исследование влияния компьютерных игр на общение школьников………………. ……………… …………………………………..38
4. Заключение………………………………………………………………….47
5. Библиография (Список использованной литературы) ……….. ……….49
6. Приложения ……………………………………………………... ……….51

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ Влияние компьютерных игр на коммуникабельность школьников.docx

— 97.65 Кб (Скачать документ)

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Министерство  образования Московской области

Московский  государственный областной гуманитарный институт

Кафедра психологии 
 

Влияние компьютерных игр на коммуникабельность школьников 

Курсовая  работа по психологии 
 
 
 
 
 

                                                                       Студентки факультета

                                                                        иностранных языков и

                                                               переводоведения

                                                                        дневного отделения

                                                                                401-н группы

                                                                                                                                                                  

                                                                                                                                                                            Научный руководитель

                                                                       к.п.н. доц. Т.Н.Морозова

 
 

                                                                                                                                  

2011

ОГЛАВЛЕНИЕ  

                                                                                                                                                                                         стр.

 Введение  ……………………………………………………..……………….. 3 

1.   Коммуникабельность. Элементы и этапы коммуникационного процесса. Особенности общения школьников различных возрастных групп.

1.1 Коммуникабельность, ее сущность, цели и функции …………… ….…..5

1.2 Элементы и этапы коммуникационного процесса…………………....…12 

1.3 Особенности общения школьника в начальной школе…………………18

1.4 Особенности общения старшеклассника ……………………………..... 21

2.   Компьютерные игры как форма деятельности. Их специфика и психологические классификация. Феномен игровой деятельности в интернете.

2.1 Игра. Общее понятие, определение, особенности ………………..……26

2.2 Ролевые компьютерные игры. Психологическая классификация компьютерных игр. …………………………………………..………. ……..28

2.3 Наблюдаемые феномены игровой деятельности в Интернете (стили игровой деятельности, сохранение идентичности, Я-концепция и т.д.) ….34

3. Исследование влияния компьютерных игр на общение школьников………………. ……………… …………………………………..38

4. Заключение………………………………………………………………….47

5.   Библиография (Список использованной литературы) ……….. ……….49

6.   Приложения ……………………………………………………... ……….51

ВВЕДЕНИЕ

Научно-технический  прогресс, набравший к концу ХХ в. огромную скорость, послужил причиной появления такого чуда современности как компьютер и компьютерные технологии. Изобретение компьютеров стало переломным моментом в развитии многих отраслей промышленности, внесло множество прогрессивных изменений в работу средств массовой информации, систем связи, качественно изменило принцип работы банков и других учреждений.

Темпы компьютеризации превышают темпы развития всех других отраслей. Без компьютеров и компьютерных сетей не обходится сегодня ни одна значимая фирма, не говоря о крупных компаниях. Человек взаимодействует с компьютером с самого раннего возраста. Компьютеры уже стремительно внедрились в человеческую жизнь, и занимают свое место в нашем сознании, и мы зачастую не осознаем того, что начинаем во многом зависеть от работоспособности этих дорогостоящих кусков цветного металла.

Немаловажную роль компьютер играет в жизни школьника. Судя по количеству оборудования в школе, можно сказать, что немаловажную. Ученикам нужны рефераты, презентации, да и само обучение работы на компьютере начинается уже в начальной школе. Возникает вопрос: как компьютер влияет на жизнь школьника?

Проблема: Повышенная увлеченность компьютерными технологиями среди школьников и отдаление  от коллектива в «реальной» жизни. В данной работе собраны мнения об использовании компьютера учащимися средней школы и показано его влияние на взаимодействие подростков.

Актуальность: В 21 веке, когда интернет стал общедоступен, и практически в каждом доме есть компьютер (а то и не один), ученики  проводят много времени в социальных сетях – которых тоже множество, «развиваются» в ролевых он-лайн играх, общаются при помощи различных программ – «мессенджеров», смотрят фильмы, ищут различную информацию – в общем, занимаются всем тем, чем мы могли заниматься только в библиотеках, кинотеатрах, гуляя в парках и проводя время со своими друзьями. Поэтому в данной работе рассмотрена проблема влияния компьютера на общение среди учащихся.

Объект исследования: Реальное общение среди увлеченных компьютерами школьников.

Предмет исследования: особенности реального общения  среди современных школьников.

Цель: Выяснить особенности влияния современных  компьютерных технологий на коммуникабельность учащихся.

Задачи: 1) На основе теоретического анализа выявить  степень изученности проблемы влияния  компьютерных технологий на коммуникабельность подростков;

2)Обосновать  выбор методик для диагностики  общительность среди школьников;

3)Исследовать  и проанализировать влияние компьютерных  технологий на общение подростков  интенсивно и неинтенсивно использующими  компьютер. 
 
 
 

ГЛАВА 1. Коммуникабельность. Элементы и этапы коммуникационного процесса. Особенности общения школьников различных возрастных групп. 

1.1.Коммуникабельность, ее сущность, цели и функции. 

Человеческое  общение - есть единственная роскошь. 

Антуан де Сент-Экзюпери. 

Начиная с 16 века, человеческое общение находилось на достаточно высоком уровне. Культура общения постепенно развивалась, но увы, в наше время мы видим ее упадок.

Общение  между  людьми  –  важнейший  признак   именно   человеческого

существования. Без него невозможны  деятельность,  формирование  и  усвоение духовных ценностей, формирование и развитие личности.  Общение  сопровождает все эти процессы, способствует их осуществлению. Общение многогранно  прежде всего потому, что оно реализуется на разных уровнях: общаться  могут  страныи народы, партии коллективы и отдельные личности,  соответственно  этому и взаимодействие между сторонами в  этом  процессе  будет  различно  по  своей социальной значимости. Кроме того,  общение  может  проявляться  по-разному: быть непосредственным или опосредованным, различаться по видам  и,  наконец, в  процессе  него  люди  могут  обмениваться  мыслями,  чувствами,   опытом, трудовыми навыками и т.п.

Коммуникация - это сложный процесс, состоящий  из взаимозависимых шагов, каждый из этих шагов необходим для того, чтобы сделать наши мысли понятными  другому лицу. Каждый шаг - это пункт, в котором, если мы будем небрежны, и не будем думать о том, что делаем, - смысл может быть утрачен.

Слово “коммуникация” имеет латинское происхождение от слова “communis - общий. Посылающий старается установить общение с кем-либо. Он стремится вникнуть в информацию, отношения или идею.

Существует определение  коммуникации в общих выражениях как процесса передачи информации от одного человека (трансмиттера) к другому (приемнику) с целью сообщения определенного смысла.

Более точным определением для общения  является термин  «Коммуникация», а для общительности-«Коммуникабельность». Рассмотрим трактовки данных определений в различных словарях: 

Коммуникация  – «передача информации» от человека к человеку. Общение может осуществляться как в процессе любой деятельности, например производственной, так и при помощи специализированной формы — речевой деятельности или другой деятельности, использующей знаки. У животных имеются более простые — не знаковые, а сигнальные способы К., иногда неправильно называемые "языком животных". 

Коммуникабельность (от лат. communicatio — контакт, связь) — способность людей устанавливать деловые контакты, связи, отношения.

В психологии общения  коммуникабельность -  умение налаживать контакты, способность к конструктивному  и взаимообогащающему общению с другими людьми. Она является одним из определяющих навыков успешного социального взаимодействия, затрагивающим как профессиональные, так и личные отношения. Коммуникабельность – это общение ради достижения цели.

Процесс коммуникации состоит из самого акта общения, коммуникации,  в  котором  участвуют сами коммуниканты (общающиеся). Во-вторых, коммуниканты должны совершать само  действие, которое  мы   и   называем   общением, то есть говорить, жестикулировать, позволять "считывать" со своих лиц определенное  выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в  связи с  тем, что сообщается.  В-третьих,  сообщение  характеризуется  каким-то содержанием, какой-то  формой  и каким-то  смыслом. Это не одно и то  же. Многое зависит от выражения лица собеседника, от его действий и поступков, которые совершаются во время процесса общения.  Одну и ту же информацию можно донести с разной интонацией и артикуляцией. 

Так же необходимо определить  в каждом конкретном коммуникативном  акте    канал  связи.  При  разговоре  по телефону таким каналом являются органы речи и слуха; в таком случае  говорят об аудио-вербальном (слухословесном) канале,  проще -  о слуховом  канале.

Форма  и  содержание  письма  воспринимаются  по   зрительному   (визуально- вербальному) каналу. Рукопожатие - способ  передачи  дружеского  приветствия  по кинесико-тактильному (двигально-осязательному)  каналу. 

      В качестве важного компонента  коммуникативного акта  выступают   мотивы участников общения, т.е.  их  цели  и  намерения.  Например, учитель  хочет сообщить ученикам некоторую информацию,  чтобы они ее  усвоили. Бывает, что кое-кто из них не хочет в это же  время усваивать ее. Тогда говорят о "ножницах в интенциях" (намерениях). Общение в таких случаях либо затрудняется, либо приходит к нулевому результату.

      Наконец, всем хорошо известно, что человек во время акта   коммуникации может говорить  одно,  а  думать  другое,  т.е.  лжет  или  просто  о   чем-то умалчивает из каких-то (не обязательно  плохих)  побуждений.  В  целом  ряде случаев  (а с помощью научных методов  - всегда) можно обнаружить  диссоциацию  (т.е.  рассогласование)  формы   и   содержания   сообщения.  Мы сами часто употребляем выражения - "по  глазам  вижу,   что неправда", «спросишь - "все в порядке", а на деле..."»

      Следовательно, если мы хотим,  чтобы нас поняли правильно,  надо,  чтобы и  форма, и   содержание, гармонично сливались  бы друг  с  другом,  не  внося элементов диссоциации.  И каналы связи при   этом  должны  быть  свободны  от  другой информации.

Вне зависимости  от средств и каналов коммуникации, мы передаем сообщения для того, чтобы предупредить других людей - дорожные знаки или крик, информировать  других людей - телетекст или пресс-релиз, объяснить что-либо - учебник или  план эксперимента, развлечь - анекдот  или художественный фильм, описать  что-либо - документальный фильм или  устный рассказ, убедить кого-либо.

Это - цели коммуникации. Чаще всего их бывает несколько, (фильм  может и развлекать, и информировать, и описывать, и предупреждать, и объяснять). Исходной причиной, по которой люди нуждаются в коммуникации, служат потребности человека или группы людей. Цели коммуникации обслуживают те или иные потребности человека: выживание, сотрудничество с другими людьми, личные потребности, поддержание отношений с другими людьми, убеждение других действовать или думать каким-либо образом, осуществление власти над другими людьми объединение обществ и организаций в одно целое, получение и сообщение информации, осознание мира и нашего опыта в нем (во что мы верим, что думаем о себе, об отношениях с другими людьми, о том, что является истинным), проявление творческой натуры и воображения. Распределяют наши потребности по четырем группам: личные, социальные, экономические и творческие. Нас интересуют личные и социальные потребности человека.

Информация о работе Влияние компьютерных игр на коммуникабельность школьников