Влияние экстра-интроверсии на выбор профессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 17:04, курсовая работа

Описание

теория+ практика

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3

Теоретическая глава………………………………………………………………7
Процесса профессионального самоопределения личности в психолого - педагогической литературе………………………………….……………….7
Профессиональное самоопределение………………………..………………9
Три подхода к проблеме профессионального самоопределения…………………………………………………………...9
Психологические особенности периода юность ………............11
Влияние экстра и интроверсии на профессиональное самоопределение…………………………………………………………….12
Базовые психологические функции по Юнгу……………………….……..15
Типы профессий по Е.А.Климову………………………………………….19
Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)……………..…….23

Выводы по теоретической главе………………………………………………..25

Экспериментальная глава…………………………………………………….…26

Выводы по экспериментальной главе…………………………………………35

Заключение…………………………………………………………………..…37

Работа состоит из  1 файл

курсовая кучина.docx

— 161.38 Кб (Скачать документ)

                                           МИНОБРНАУКИ России

                            Федеральное агентство по образованию РФ

                          Государственное образовательное  учреждение

                             высшего профессионального образования

                            "Тульский государственный университет"

                                              Кафедра психологии

 

 

                                 Курсовая работа на тему:

                       Влияние экстра/интроверсии личности  на выбор   

                                                          профессии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                            Выполнила: Студентка II курса

                                                                           Садыкова Эльвира

                                                                           Группа: 820591

                                                                           Проверила: Кучина Т.И.

 

 

 

                                                           Тула, 2011

 

                                           Оглавление:

Введение……………………………………………………………………...……3

Теоретическая глава………………………………………………………………7

  1. Процесса профессионального самоопределения личности в психолого - педагогической литературе………………………………….……………….7
  2. Профессиональное самоопределение………………………..………………9
  3. Три подхода к проблеме профессионального самоопределения…………………………………………………………...9
  4. Психологические особенности периода юность ………............11
  5. Влияние экстра и интроверсии на профессиональное самоопределение…………………………………………………………….12
  6. Базовые психологические функции по Юнгу……………………….……..15
  7. Типы профессий по Е.А.Климову………………………………………….19
  8. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)……………..…….23

Выводы по теоретической главе………………………………………………..25

Экспериментальная глава…………………………………………………….…26

Выводы по экспериментальной главе…………………………………………35

Заключение…………………………………………………………………..…37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Введение.

С 1 октября и по 22 декабря я  проходила научно-исследовательскую  практику на ООО «Авангард» в городе Плавске.

 

Актуальность исследования. Выбранная нами тема весьма актуальна, так как в большинстве случаев, когда студенты поступают в ВУЗ, то не учитывается тот самый комплекс психологических феноменов, который и является определяющим в формирование личностной профессиональной направленности студентов и успешность их обучения.  Необходимо полное использование всех имеющихся  возможностей  профориентации в учебно-педагогическом процессе, для  улучшения знаний студентов и для развития их профориентации. Так же обязателен индивидуальный подход.

Актуальность нашей проблемы увеличивается, если речь идет о психологической  адаптации студентов в новых  для них системах образования  и социально-экономических условиях, а кроме того  изучение процессов, которые связанны  с формированием  профориентации. К их числу относится  и изучение становления и развития профориентационной направленности студента на этапе, когда профессиональный выбор был уже сделан, то есть уже при непосредственном обучении студента.

Профориентация и, в дальнейшем, правильный выбор профессии важны  для человека с точки зрения развития его жизненных планов и целей, а кроме того для развития целого общества.

   

Объект- профессиональное самоопределение.

Предметом – влияние экстра-интроверсии человека на самоопределение.

 

Научной гипотезой выступает индивидуальная направленность личности, которая и влияет на профессиональное самоопределение. Формулировка гипотезы звучит следующим образом: профессию типа «Ч-Ч» чаще будут выбирать личности-экстраверты, а личности-интроверты-все остальные: «Ч-Т», «Ч-З», «Ч-П», «Ч-Хо».

 

Цель исследования: Доказать, что выбор профессии зависит от экстра-интровертированности личности.

Были сформулированы задачи для подтверждения нашей гипотезы и достижения поставленной цели:

 

Задача №1 – необходимо сделать анализ психологической и педагогической литературы, для того чтобы понять, какие личностные характеристики оказывают влияние на выбор профессии;

Задача №2 - экспериментально изучить экстра-интроверсию студентов, которая выступает как личностная характеристика, влияющая  на профессиональное самоопределение;

Задача №3 - анализировать влияние направленности личности на выбор профессии;

Задача №4 – Обработка, анализ и интерпретация результатов психодиагностического исследования.

 

Что же касается базы исследования, то в нашем исследовании были задействованы 20 студентов: 11 девушек и 9 юношей (17 -20 лет). 10 испытуемых получают образование на специальности «Психология» (2 курс), а еще 10 – на специальности «Экономика» (2 курс). В итоге мы должны сопоставить полученные результаты опрошенных по экстра-интровертированности с выбранной ими профессией (психология и экономика).

Чтобы получить  объективные данные по проведенному исследованию, нам пришлось воспользоваться таким методом как тестирование: использовались тест-опросник EPI Айзенка и ДДО Климова.

1)Дифференциально-диагностический опросник Климова. (ДДО)

Этот  опросник имеет шкалы(типы профессий) –«Ч-Хо»- профессия человек-художественный образ, «Ч-Ч»- профессия человек-человек, «Ч-З»- профессия человек-знаковая система,  «Ч-Т»- профессия человек-техника, «Ч-П»-профессия человек-природа. Эта методика используется для выявления склонностей людей к различным профессиям в сопоставлении с теми типами профессий, которые нам предлагает классификация Климова. Эту методику можно применять при определении профориентации, как подростков, так и людей в зрелом возрасте.  Испытуемому необходимо ответить на 20 вопросов, выбирая в каждой из 20 пар что-то одно, наиболее ему подходящее и отметить выбранный ответ знаком «+». По времени тест не имеет ограничений, однако над вопросами долго размышлять не следует. Приблизительно испытуемый справляется с тестом за 20–30   мин. ДДО Климова можно использовать индивидуально, а можно в группе испытуемых.

2)Методика Айзенка – EPI.

Этот  опросник используется  при изучении индивидуально-психологических черт личности, чтобы диагностировать степень выраженности свойств, которые являются выдвигаемых существенными компонентами личности для нашего эксперемента: экстра-интроверсия.

Опросник EPI включает 57 вопросов и содержит следующие шкалы:

-экстраверсия – интроверсия;

-нейротизм;

-шкала искренности.

По времени  тест ограничений не имеет, но и нет  смысла слишком затягивать с тестом.

 

 

 

 

 

 

Теоретическая значимость и необходимость этого эксперимента обусловлены тем, что в нынешней литературе  очень много описываются те личностные качества, которыми должны обладать  какие-либо  специалисты, но совсем не исследованы те, которые обеспечивают склонность к определенной профессии.

Практическое значение курсовой  работы заключается в выдаче рекомендаций психологической службе ТулГУ и деканату экономического факультета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Теоретическая глава.

1. Процесса профессионального самоопределения личности в психолого - педагогической литературе.

Выбор профессии – одно из главный  решений в жизни любого человека. Профориентацияявляется основой для утверждения людей в обществе.

Есть очень много  вариантов определения такого понятия как "выбор профессии". Но каждое понятие обязательно содержат смысл того, что профессиональное самоопределение - есть выбор, который осуществляется каждым человеком на основе анализа своих внутренних ресурсов и сопоставление их с требованиями, являющиеся необходимыми  той или иной профессии. Структура такого определения показывает две стороны явления выбора профессии: с одной, тот, субъект выбора - человек, выбирающий профессию, с другой - объект выбора- выбранная профессия. Обе стороны этого явления имеют огромный запас характеристик, что объясняет его неоднозначность.[1]

Выбор профессии - сложный процесс, который состоит  из нескольких этапов, чья продолжительность зависит  и от внешних условий, и от индивидуальных особенностей субъекта, выбирающего  профессию.[20]

Нет единого взгляда на становление  выбора профессии, и  какие факторы  в большей степени оказывают  на него влияние. Существует несколько  точек зрения, но каждая из них имеет  убедительные аргументы. Все это  обуславливает  сложность самого выбора профессии и его двусторонностью. [18]

Многие  исследователи  склоняются к той точки зрения, что выбор  профессии – это выбор деятельности. Здесь предметом  нашего эксперимента являются  личностные  характеристики человека (субъект деятельности) и основные виды деятельности. Профессиональное самоопределение рассматривается в данной ситуации  как развитие субъекта труда. Таким образом, профессия будет выбрана правильно только тогда, когда данные психофизиологии  личности и требования к профессии будут соответствовать друг другу. [2]

Если выбор профессии понимается как выбор деятельности, то основой  правильного выбора является профессиональная направленность (профессиональный интерес). Этот подход,  без сомнения,  продуктивнее, благодаря  активности самого субъекта (человека выбирающего профессию).[17]

Есть  другой подход к выбору профессии, где он выступает как событие, одно из важнейших жизненном определении  каждого человека. Этот выбор  основан  на  прошлом опыте личности. Само профессионального самоопределения  идет в будущее, формируя  образ "Я" и определяя, таким образом, место  в этой жизни. В таком подходе  нужно учитывать все факторы, которые оказывают  влияние на выбор профессии.  Помимо всего  прочего, он акцентирует внимание  на времени - на прошлом опыте личности и на  представлениях о будущем. Среди этих  факторов выбора профессии должны учитываться жизненные планы человека и  в других областях, например в таких, как личная жизнь [14]

Всем известно, что процесс самоопределения - это основное в структуре развития личности в юности (ранней юности), кроме того,  становление профессиональной направленности будет образовывать базовое содержание самоопределения. Очевидно, что одно из  первых и наиболее важных   условий формирования профессиональной направленности заключается в том, что многие люди по особым причинам положительно или отрицательно относятся к определенным профессиям или к отдельным их сторонам. Здесь имеется ввиду то, что появляется  субъективное отношение, которое оказывает большее влияние, чем объективные связи. Этот субъективный взгляд может иметь место между самим человеком и выбираемой им профессией. Формирование субъективного отношения, соответственно, формируется объективными отношениями, сложившимися ранее. Но последние могут быть не так значимы для личности и поэтому не вызвать особого отношения к различным сторонам и видам деятельности [12]Л.И.Божевич показала, что профессиональная направленность обусловлена сложившимися к определенному времени стремлениями, взглядами личности, а так же ее качествами.10

2. Профессиональное самоопределение.

Профессиональное  самоопределение – это определение человеком самого себя относительно тех выбранных критериев профессионализма, которые приняты в обществе.

Главным в  профессиональном самоопределении  является поиск  личностных смыслов  в той профессии, которую выбрали  и осваивают. Динамика профессионального  самоопределения заключается в  том, что изменятся отношение  к себе и  меняются   сами критерии   этого  отношения. 
Проф. самоопределения, как психологическое новообразование , появляется в    юношеском  возрасте. 

3. Три подхода к проблеме профессионального  самоопределения.

В психологии есть три основных теоретических  подхода к проблеме профессионального самоопределения. 
       Первый подход. В его основе лежит идея о стабильности, а так же  практической неизменности индивидуальных качеств, которые влияют на успех деятельности и способы его достижения. (Д. Сьюпер, Э. Гинзберг и Дж. Холланд). Человеку нужна такая работа, к которой он был бы максимально приспособлен в силу своих индивидуальных особенностей. Поэтому, с одной стороны, все люди могут относиться к какой-либо группе профессий в зависимости от их личностных качеств и выполняемой деятельности. Если рассматривать профессиональное самоопределение с этой точки рения, то это ряд последовательных жизненных решений, приводящих к выбору профессии.

Информация о работе Влияние экстра-интроверсии на выбор профессии