Влияние групповой мотивации на сплоченность студенческой группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 15:18, курсовая работа

Описание

Решающую роль в человеческих взаимоотношениях играют группы. Они влияют на наше восприятие и установки, обеспечивают поддержкой при стрессовых ситуациях, воздействуют на наши поступки и принимаемые решения.
Самым первым и одним из важных шагов в воспитании студенчества является формирование сплоченной группы с выработанными общественно значимыми целями, органами самоуправления. Именно сформированная студенческая группа имеет силу и может стать источником преобразований современной действительности.

Содержание

Введение
3
Глава 1. Теоретическое изучение влияния групповой мотивации на сплоченность студенческой группы
5
1.1. Понятие «малая группа». Взгляды ученых на его содержание
5
1.2. Понятие и теории мотивации
8
1.3 Понятие групповой сплоченности, ее характеристики и компоненты
9
1.4 Сплоченность студенческой группы
13
Выводы по главе 1
16
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния групповой мотивации на сплоченность студенческой группы
18
2.1. Описание базы и методов исследования
18
2.2 Анализ полученных данных и интерпретация результатов
22
Выводы по главе 2
28
Заключение
29
Список литературы
31
Приложения

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 282.50 Кб (Скачать документ)


Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСТИТЕТ

Факультет права, социологии и СМИ

Кафедра психологии

 

 

 

 

                                                                                                                              

 

 

 

 

 

влияние групповой мотивации на сплоченность студенческой группы

курсовая работа по социальной психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 ­­­­­

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

3

Глава 1. Теоретическое изучение влияния групповой мотивации на сплоченность студенческой группы

5

1.1. Понятие «малая группа». Взгляды ученых на его содержание

5

1.2. Понятие и теории мотивации

8

1.3 Понятие групповой сплоченности, ее характеристики и компоненты

9

1.4 Сплоченность студенческой группы

13

Выводы по главе 1

16

Глава 2. Эмпирическое исследование влияния групповой мотивации на сплоченность студенческой группы

18

2.1. Описание базы и методов исследования

18

2.2  Анализ полученных данных и интерпретация результатов

22

Выводы по главе 2

28

Заключение

29

Список литературы

31

Приложения

33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

введение

 

Решающую роль в человеческих взаимоотношениях играют группы. Они влияют на наше восприятие и установки, обеспечивают поддержкой при стрессовых ситуациях, воздействуют на наши поступки и принимаемые решения.
Самым первым и одним из важных шагов в воспитании студенчества является формирование сплоченной группы с выработанными общественно значимыми целями, органами самоуправления. Именно сформированная студенческая группа имеет силу и может стать источником преобразований современной действительности. 

Существенными признаками, отличающими группу от простого скопления людей, являются: взаимодействие, некоторая продолжительность существования, наличие общей цели или целей, развитие хотя бы рудиментарной групповой структуры, осознание входящими в нее индивидами себя как «мы» или своего членства в группе.

Важную роль в организации и сотрудничестве в группе занимает групповая мотивация, которая является ядром ее деятельности и во многом обуславливает такой фактор, как сплоченность.

Целью данного исследования является изучение влияния групповой мотивации на сплоченность студенческой группы.

Объектом  исследования явилась сплоченность студенческой группы.

Предметом – групповая мотивация, как фактор, влияющий на сплоченность группы.

В ходе исследовательской работы нами была выдвинута следующая гипотеза: высокая групповая мотивация является фактором, обуславливающим высокую сплоченность студенческой группы.

Нами были поставлены следующие задачи:

1. совершить исторический экскурс в психологической литературе по данной проблеме. Ознакомится с взглядами ведущих ученых–психологов по данному вопросу

2. осуществить подборку методик, необходимых для подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы

3. провести методики, в качестве дополнительных средств использовать самостоятельно разработанную анкету

4. осуществить анализ и интерпретацию полученных данных

5. подтвердить или опровергнуть выдвинутую в начале исследования гипотезу

Методологическую основу данной работы составили труды таких авторов, как Андреевой Г. М., Руденского Е. В., Шпалинского В. В., Немова Р. С., Донцова А. И., Богданова В. А., Петровского А. В.

В работе были применены такие методы исследования, как  анкета, опросник, тесты.

Работа обладает высокой практической значимостью вследствие ее актуальности в студенческих малых группах.

Работа включает в себя 2 главы – теоретический анализ и эмпирическое исследование, 40 страниц ,  7 приложений, 4 таблицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

глава 1

Теоретическое изучение влияния групповой мотивации на сплоченность студенческой группы

 

1.1 Понятие «малая группа». Взгляды ученых на его содержание.

 

Интерес к малым группам, к их исследованию возник очень давно, по существу немедленно вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формирования [1].

Наиболее обобщенное из определений малых групп сводится к следующему: «под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов». Это достаточно универсальное определение, носящее скорее описательный характер, допускает самые различные толкования, в зависимости от того, какое содержание придать включенным в него понятиям [4].

Например, это определение в отечественной социальной психологии наполняется следующим содержанием: установление факта «общей социальной деятельности» сразу же задает группу как элемент социальной структуры общества, как ячейку в более широкой системе разделения труда. Наличие в малой группе общей социальной деятельности позволяет интерпретировать группу как субъекта этой деятельности и тем самым предлагает теоретическую схему для всего последующего исследования. Для того чтобы именно эта интерпретация приобрела достаточную определенность, можно в приведенном определении выделить самое существенное и значимое, а именно: «малая группа - это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов». В этом определении содержатся в сжатом виде основные признаки малой группы, выделяемые в других системах социально-психологического знания, и вместе с тем четко проведена основная идея понимания группы с точки зрения принципа деятельности [2].

При таком понимании малая группа - это группа, реально существующая не в вакууме, а в определенной системе общественных отношений, она выступает как субъект конкретного вида социальной деятельности, «как звено определенной общественной системы, как часть общественной структуры». Определение фиксирует и специфический признак малой группы, отличающий ее от больших групп: общественные отношения выступают здесь в форме непосредственных личных контактов. Распространенный в психологии термин «контактная группа» приобретает здесь конкретное содержание: малая группа - это не просто любые контакты между людьми (т.к. какие-нибудь контакты есть всегда и в произвольном случайном собрании людей), но контакты, в которых реализуются определенные общественные связи и которые опосредованы совместной деятельностью.

Теперь необходимо расшифровать количественные характеристики малой группы. В литературе довольно давно идет дискуссия о нижнем и верхнем пределах малой группы. В большинстве исследований число членов малой группы колебалось между 2 и 7 при модальном числе 2 (упомянуто в 71% случаев). Этот подсчет совпадает с представлением, имеющим широкое распространение, о том, что наименьшей малой группой является группа из двух человек - так называемая «диада» [3].

Однако, с ней соперничает другая точка зрения относительно нижнего предела малой группы, полагающая, что наименьшее число членов малой группы не два, а три человека. И тогда, следовательно, в основе всех разновидностей малых групп лежат так называемые триады. Спор о том, диада или триада есть наименьший вариант малой группы, может быть также бесконечным, если не привести в пользу какого-то из подходов веских аргументов [2].

Но при всем при этом все равно приходится считаться с тем фактом, что малая группа «начинается» либо с диады, либо с триады. В пользу диады высказывается до сих большое направление исследований, именуемое теорией «диадического взаимодействия».

Не менее остро стоит вопрос и о «верхнем» пределе малой группы. Были предложены различные решения этого вопроса. Достаточно стойкими оказались представления, сформированные на основе открытия Дж. Миллером «магического числа» 7±2 при исследованиях объема оперативной памяти (оно означает количество предметов, одновременно удерживаемых в памяти). Для социальной психологии оказалась заманчивой определенность, вносимая введением «магического числа», и долгое время исследователи принимали число 7±2 за верхний предел малой группы. Однако впоследствии появились исследования, которые показали, что если число 7±2 справедливо при характеристике объема оперативной памяти, то оно является абсолютно произвольным при определении верхнего предела малой группы. Хотя выдвигались известные аргументы в пользу такого определения (поскольку группа контактна, необходимо, чтобы индивид одновременно удерживал в поле своих контактов всех членов группы, а это, по аналогии с памятью, может быть обеспечено в случае присутствия в группе 7±2 членов), они оказались не подтвержденными экспериментально [5].

Если обратиться к практике исследований, то там можно найти самые произвольные числа, определяющие этот верхней предел: 10, 15, 20 человек. В некоторых исследованиях Морено, автора социометрической методики, рассчитанной именно на применение в малых группах, упоминаются группы и по 30-40 человек, когда речь идет о школьных классах.

Представляется, что можно предложить решение на основе принятого нами принципа анализа групп. Если изучаемая малая группа должна быть прежде всего реально существующей группой и если она рассматривается как субъект деятельности, то логично не устанавливать какой-то жесткий «верхний» предел ее, а принимать за таковой реально существующий, данный размер исследуемой группы, продиктованный потребностью совместной групповой деятельности. Иными словами, если группа задана в системе общественных отношений в каком-то конкретном размере и если он достаточен для выполнения конкретной деятельности, то именно этот предел и можно принять в исследовании как «верхний».

Это специфическое решение проблемы, но оно не только допустимо, но и наиболее обосновано. Малой группой тогда оказывается такая группа, которая представляет собой некоторую единицу совместной деятельности, ее размер определяется эмпирически: при исследовании семьи как малой группы, например, на равных будут исследоваться и семьи, состоящие из трех человек, и семьи, состоящие из двенадцати человек; при анализе рабочих бригад в качестве малой группы может приниматься и бригада из пяти человек и бригада из сорока человек, если при этом именно она выступает единицей предписанной ей деятельности [6].

 

Социально психологический подход к малым группам:

В изучении социальных групп существуют два основных подхода - социологический и социально-психологический. При социологическом основное внимание уделяется выявлению объективного критерия различения групп. Таким критерием считается определенное место, которое занимает группа в системе общественных отношений [7].

 

1.2 Понятие и теории мотивации.

 

Мотивация - это процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения целей организации [13].

 

Изучение потребностей человека привело к появлению двух глобальных теорий мотивации: содержательной и процессуальной.

Содержательные теории мотивации анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию. В значительной мере фокус этих теорий сконцентрирован на анализе потребностей и их влиянии на мотивацию. Эти теории описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека к деятельности. В данных теориях делается попытка дать ответ на вопрос о том, что внутри человека побуждает его к деятельности.

Наиболее известные теории в этой группе: теория иерархии потребностей Маслоу, теория ERG Альдерфера, теория приобретенных потребностей МакКлелланда, теория двух факторов Герцберга.

Процессуальные теории мотивации составляют группу теорий процесса мотивации. Очевидно, что поведение человека зависит от того, какие потребности заставляют его действовать, к чему он стремится, что хочет получить и какие у него для этого есть возможности [5].

Самая общая концепция мотивации сводится к следующим положениям: человек, осознав задачи и возможное вознаграждение за их решение, соотносит эту информацию со своими потребностями, мотивационной структурой и возможностями, настраивает себя на определенное поведение, вырабатывает определенное расположение и осуществляет действия, приводящие к конкретному результату, характеризующемуся определенными качественными и количественными характеристиками.

Информация о работе Влияние групповой мотивации на сплоченность студенческой группы