Влияние групповой мотивации на сплоченность студенческой группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 15:18, курсовая работа

Описание

Решающую роль в человеческих взаимоотношениях играют группы. Они влияют на наше восприятие и установки, обеспечивают поддержкой при стрессовых ситуациях, воздействуют на наши поступки и принимаемые решения.
Самым первым и одним из важных шагов в воспитании студенчества является формирование сплоченной группы с выработанными общественно значимыми целями, органами самоуправления. Именно сформированная студенческая группа имеет силу и может стать источником преобразований современной действительности.

Содержание

Введение
3
Глава 1. Теоретическое изучение влияния групповой мотивации на сплоченность студенческой группы
5
1.1. Понятие «малая группа». Взгляды ученых на его содержание
5
1.2. Понятие и теории мотивации
8
1.3 Понятие групповой сплоченности, ее характеристики и компоненты
9
1.4 Сплоченность студенческой группы
13
Выводы по главе 1
16
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния групповой мотивации на сплоченность студенческой группы
18
2.1. Описание базы и методов исследования
18
2.2 Анализ полученных данных и интерпретация результатов
22
Выводы по главе 2
28
Заключение
29
Список литературы
31
Приложения

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 282.50 Кб (Скачать документ)

В современной управленческой мысли и практике существует ряд теорий, которые достаточно подробно и на операционном уровне описывают процесс мотивации. Это теория ожидания, теория равенства (справедливости) Адамса, теория Л. Портера - Э. Лоулера, теория постановки целей Э. Лока, концепция партисипативного управления [11].

 

 

1.3 Понятие групповой сплоченности, ее характеристики и компоненты

 

Начало систематического изучения групповой сплоченности относится к концу 40-х гг., когда под руководством Л. Фестингера были выполнены первые специальные исследования. Л. Фестингеру принадлежит наиболее распространенное и употребляемое определение групповой сплоченности как «результирующий всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы удержать их  в ней» [6].

Западные авторы механизмом образования группы считают те силы, которые обеспечивают постоянство удовлетворения человека от пребывания в группе. Само же удовлетворение возможно при условии, если субъективная ценность получаемых человеком выигрышей превосходит субъективную значимость затрачиваемых усилий. Значит, группа удовлетворяет индивида только в том случае, если она обеспечивает превосходство выигрышей над проигрышами, причем больше, чем какая-либо другая. Силы сплочения группы имеют две образующих: во-первых, степень привлекательности собственной группы, во-вторых, сила притяжения других доступных групп. Группу можно определить как совокупность индивидов, связанных так, что каждый расценивает преимущества от объединения как большее, чем можно получить во вне. Из этого необходимо заключить, что любая группа изначально сплочена [3]. 

              Психологическое единство в группе возникает на основании общности человеческих ценностей, близости представлений членов коллектива о том, какое трудовое поведение приемлемо, а какое порицается, каковы должны быть отношения в группе, стиль и методы работы и о других важных сторонах ее жизнедеятельности. 
        Эта согласованность касается не только взаимных мнений людей, но и их отношений, на значимые для коллектива и его членов события делового или личного характера. То, что у одних вызывает бурную реакцию не должно другим восприниматься равнодушно, иначе это неизбежно вызовет взаимное непонимание [7].

              Другим необходимым компонентом сплоченности является согласованность взаимных действий людей, их поведения, но уже не в рамках конкретного труда и трудовых действий, а на фоне разнообразного взаимодействия. Особенно ярко эта сторона сплоченности коллектива проявляется в его организованности - способности к самоорганизации, слаженности, согласованному преодолению возникающих сложных ситуаций, присущих моментов во взаимодействии, иначе говоря, к совместной эффективной деятельности и к совместному решению проблем. 
         При определенной настроенности членов коллектива на восприятие друг друга, нельзя обойти вопрос, как она поддерживается во времени и от чего зависит ее постоянство. В попытках решить его, исследователи поставили цель, - найти средства измерить наличный уровень групповой сплоченности и определить, каким способом его можно повысить. 
Сплоченность коллектива, как считает ряд авторов при описании его психологических характеристик, называют ведущей коллективистской направленностью. 
         Сплоченность коллектива определяется А.А. Гусалиновой как идейное, нравственное, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство его членов, развивающееся на основе такой объективной характеристики, как организационное единство [12].

              В.А. Богданов и В.Е. Семенов рассматривают сплоченность, как существенный и характерологический признак первичного коллектива, при этом экспериментальные способы обнаружения феномена сплоченности связывают с анализом системы коммуникаций и взаимодействий в коллективе. 

              В.В. Шпалинский считает, что при использовании традиционных методических процедур представления о сплоченности как коммуникативном объединении людей более или менее адекватно отражает реальный феномен диффузных групп, но оказывается совершенно непродуктивным, когда они превращаются в методологическую основу исследования коллектива, объединенного в первую очередь целями, задачами и принципами совместной общественно-полезной деятельности [6]. Авторам ставится задача поиска более информативных параметров групповой сплоченности, которые включали бы в себя не только эмоционально-психологические, но, прежде всего содержательные социально-психологические характеристики. 

              В качестве характеристик сплоченности А.В. Петровский, исходя из концепции деятельностного опосредования групповой активности, предложил выделить ценностно-ориентационное единство, коллективистскую идентификацию и самоопределение. 
Была выдвинута гипотеза, что в общностях, объединяющих людей на основе совместной, общественно значимой деятельности, взаимоотношения опосредствуются ее содержанием и ценностями. Эта особенность межличностных отношений обнаруживает себя в том, что член коллектива избирательно относится к любым влияниям, принимая одни и отвергая другие, в зависимости от опосредствующих факторов - убеждений, принципов, идеалов, целей совместной деятельности. При этом, как подчеркивает А.В. Петровский, феномены ценностно-ориентационного единства, коллективистского самоопределения и идентификации детерминируют важнейшие социально-психологические характеристики живого социального организма коллектива [17]. 

              Теория деятельностного опосредования межличностных отношений в коллективе, предложенная А.В. Петровским, и вытекающий из нее стратометрический принцип иерархизации подсистем межличностных отношений в коллективе позволили по новому подойти к характеристике сущности социально-психологических явления в коллективе и их экспериментальному изучению. 

              Взаимоотношения в коллективе, согласно этой теории, образуют три качественно своеобразных уровня или страты. Первую, основную страту коллектива составляют отношения к содержанию совместной деятельности, прежде всего отношения мотивационного плана. Они образуют ядро социальной психологии коллектива, складываются в процессе совместной деятельности и выступают в качестве предпосылки для формирования отношений 2-х других страт, второй и третьей. Вторая психологическая страта коллектива включает межличностные связи, опосредованные содержанием деятельности. Среди них выделены и изучены коллективистическое самоопределение, сплоченность, понимаемая как ценностно-ориентационное единство, действенная групповая эмоциональная идентификация, референтность и ряд других феноменов. В отличие от первого, предметно-мотивационного слоя, они составляют собственно межличностные связи, причем связи особого рода. Их специфика состоит в генетической и функциональной опосредованности содержанием групповой деятельности. Межличностные связи второго слоя возникают и развиваются как и отношения первого слоя, на базе совместной деятельности и вне ее сформироваться не смогут. В развитом коллективе отношения второго слоя доминируют над межличностными связями третьего, поверхностного слоя. Непосредственные межличностные связи составляют третий слой интрагрупповой активности. Они складываются вне и независимо от совместной деятельности участников коллектива на основе известных механизмов межличностного восприятия: «эффекта мола», «имплицитной теории личности» и т.п. Образующие поверхностный, неспецифический слой коллектива, эти отношения позволяют видеть в нем признаки происхождения от случайной, диффузной группы. Отношения этого слоя в отличие от феноменов второго слоя могут быть экспериментально выявлены практически в любой группе, и даже в случайной [12].


1.4 Сплоченность студенческой группы
 

Сплоченность группы во многом определяется психологическим уровнем группового развития. 

А.В. Петровский выделяет три основных психологических уровня группового развития: низший, на котором легкость или затрудненность межличностных контактов, совместимость или несовместимость в совместной деятельности между отдельными членами групп, слаженность или разобщенность их действий обусловлены непосредственными симпатиями или антипатиями членов группы, степенью их эмоциональной привлекательности или непривлекательности друг для друга. Если отношения в студенческой группе останутся на данном уровне, то они будут сводиться к образованию микрогруппировок по симпатиям и ни о каком развитии коллектива не может идти и речи. Средний уровень развития характеризуется системой межличностных и личных отношений, опосредованных содержанием коллективной деятельности и основными групповыми ценностями. Эти ценности у членов группы сходны, поэтому личные симпатии и антипатии отходят на второй план. Высший уровень группового развития характеризуется тем, что ядро межличностных и личных отношений опосредованно связями и отношениями к предмету коллективной деятельности, ее смыслу. На этом уровне сплоченность группы оказывается наиболее высокоразвитой и устойчивой. Для этого уровня характерна общность единств жизненных целей и жизненных планов членов группы, взаимопонимание и взаимоподдержка [8]. 

          Становление коллектива студенческой группы и ее сплоченность зависит от: 
• характера организации учебно-познавательной деятельности студентов, контроля над ней и ее оценки; 
• степени ясности функций, задач и программы деятельности группы, от групповых норм и особенностей преломления в них общих социальных норм; 
• частоты контактов и особенностей общения между членами группы и от особенностей педагогического общения в системе «педагог-студент»; 
• особенностей микрогрупп в группе (способствует ли она сплочению группы или противопоставляют себя группе); 
• характера привлечения каждого члена группы к выполнению групповых заданий, от качества кооперации сил при выполнении общественно значимых задач, стоящих перед группой; 
• размера группы и времени ее существования; 
• качеств руководителей-наставников, межличностных отношений в системе «педагог-студент» и «студент-студент» [6].

            В научной психологической и педагогической литературе можно встретить множество разнообразнейших характеристик критериев уровня развития студенческих учебных групп, начиная от единства мировоззренческой направленности и ценностных ориентации в них до таких признаков как «совпадение формальной и неформальной структуры», «высокая успеваемость» и даже отсутствие в группах конфликтов. Из этого множества критериев можно выделить группы наиболее значимых: 
1. уровень социальной значимости предметной деятельности студенческой группы, выполнение основной студенческой функции, влияние на гармоническое развитие личности члена коллектива; 
2. уровень сплоченности как ценностно-ориентационного единства группы; 
3. уровень организационного единства группа; 
4. уровень удовлетворенности членов группы положением дел и взаимоотношениями в группе; 
5. уровень ее эмоциональной культуры; 
6. уровень всех видов групповой общественной активности; 
7. уровень группового самосознания и потребность в его развитии [19].

Первым, главным и наиболее общим критерием оценки группы должна быть оценка ее предметной деятельности: оценка выполнения группой основной общественной функции, овладение глубокими знаниями, подготовка к будущему высококвалифицированному труду, оценка возможности группы способствовать, полноценному всестороннему гармоническому развитию личности каждого члена группы, его активному включению в различные виды деятельности. 
Иногда оценку исполнения коллективом основной общественной функции сводят к анализу успеваемости в периоды межсессионного и сессионного контроля знаний. Поэтому некоторые вузовские сотрудники основным критерием благополучного психологического климата студенческой группы и успешной учебно-воспитательной работы на курсе, во всем вузе считают процент успеваемости и количество хороших и отличных оценок на экзаменах. На самом деле процент успеваемости не только не может быть сам по себе главным критерием благополучия психологического климата в группе или на курсе, он даже не может достоверно свидетельствовать о глубине и прочности студенческих знаний. Уровень абсолютной и качественной успеваемости студентов может быть лишь одним из показателей оценки предметной деятельности студенческой группы. Вторым критерием социальной зрелости студенческой группы, непосредственно связанным с первым, является его сплоченность как ценностно-ориентационное единство, которое проявляется: 
• в частоте совпадения оценок, мнений и суждений по отношению к существенно значимым для группы в целом объектов; 
• в стремлении как можно чаще коллективно действовать или решать различные вопросы, оказывая друг другу помощь; 
• в росте принципиальной доброжелательной требовательности друг к другу по отношению к учебной и трудовой деятельности, развитии нравственно-волевых качеств и культуры поведения, ответственности не только за свое поведение, но и за поведение товарищей [16].

Одним из значимых критериев высокого развития группы является ее организационное единство. О его наличии судят обычно по тому, существует ли в группе авторитетный и полномочный центр-актив, пользуется ли он уважением, симпатиям преобладающего большинства группы, обладает ли необходимыми деловыми качествами [20].

Важным критерием социальной зрелости студенческой группы является удовлетворенность членов группы положением дел и взаимоотношениями в ней, стержнем которых является уровень эмоциональной культуры. 
        Одним из важных критериев благополучного психологического климата студенческого коллектива и уровня его социальной зрелости является степень групповой общественной активности, понимание смысла участия в различных видах общественной деятельности [15].


Выводы по главе 1

Проанализировав литературные источники на предмет понятий групповой мотивации, малой группы, групповой сплоченности и сплоченности студенческой группы необходимо указать на следующие основные моменты:

Интерес к малым группам, к их исследованию возник очень давно, по существу немедленно вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формирования.

Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.  Малая группа - это группа, реально существующая не в вакууме, а в определенной системе общественных отношений, она выступает как субъект конкретного вида социальной деятельности, «как звено определенной общественной системы, как часть общественной структуры.

Мотивация - это процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения целей организации. Изучение потребностей человека привело к появлению двух глобальных теорий мотивации: содержательной теории и процессуальной.

              Сплоченность коллектива определяется как идейное, нравственное, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство его членов, развивающееся на основе такой объективной характеристики, как организационное единство. 

Сплоченность группы во многом определяется психологическим уровнем группового развития. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.

Эмпирическое исследование влияния групповой мотивации на сплоченность студенческой группы

 

2.1. Описание базы и методов исследования

 

Исследование на тему «Влияние групповой мотивации на сплоченность студенческой группы» проводилось на базе Иркутского Государственного Технического Университета. В исследовании приняли участие студенты двух групп 3 курса факультета права социологии и СМИ, кафедры психологии, специальности психология – ПС-07-1 и ПС-07-2.

              Выборка составила 10 человек в каждой группе:  9 девушек и 1 юноша в возрасте от 19 до 21 года.

Общая выборка – 20 человек.

              Исследование проводилось в сроки с 3.05.2010 по 26.05.2010 г. и содержало в себе 3 этапа:

Информация о работе Влияние групповой мотивации на сплоченность студенческой группы