Шпаргалка по "Психодиагностика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:36, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психодиагностика".

Работа состоит из  1 файл

шпоры .doc

— 291.50 Кб (Скачать документ)

3. Принцип безоценочности: в процессе диагностики  психолог не дает оценки ни высказываниям, ни стилю работы, ни состоянию психических функций.

4. Принцип конфиденциальности: данный принцип  предполагает неразглашение  результатов диагностики  без персонального  согласия на это  диагностируемого.

  1. «Локатор большой пятерки» и тест NEO Р.МакКрае и П.Коста.

Пятифакторный личностный опросник, более известный  как «Большая пятерка» («Великолепная  пятерка») был разработан в 1983-1985 гг. американскими психологами Р. МакКрае  и П. Коста. В дальнейшем опросник был усовершенствован; усовершенствованная версия была опубликована в 1992 г. под названием «тест NEO PI» (от англ. «нейротизм, экстраверсия, открытость – личностный опросник»).Пять фундаментальных факторов, позволяющих охарактеризовать структуру личности человека, были определены в итоге научных исследований психологов разных стран (Г. Олпорт, Д. Гилфорд, Р. Кэттелл, Г. Айзенк, Р. МакКрэй, П. Коста и др.) на протяжении пяти десятилетий. К этим факторам относятся:“нейротизм” ,”экстраверсия” ,“открытость опыту” ,“согласие”  и“сознательность” .

Р. МакКрае  и П. Коста использовали для обозначения  пяти факторов следующие термины:  нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, сотрудничество,  добросовестность. «Большая пятерка» в настоящее время широко используется как зарубежными, так и отечественными психологами. Существуют две версии опросника на русском языке. Первая была адаптирована В.Е.Орлом, А.А.Рукавишниковым и И.Г.Сениным.Вторая является переводом и адаптацией японской версии «Большой пятерки» (5PFQ); адаптация была выполнена доцентом Курганского государственного университета А. Б. Хромовым .

Білет №9

  1. Основные подходы в рамках психодиагностического метода.

Развитие  психологической  диагностики приводит к появлению особого  исследовательского метода — диагностического. Общепринято деление исследовательского метода на неэкспериментальный (описательный) и экспериментальный. Неэкспериментальный метод образует разные виды (методики) наблюдений, беседы, изучения продуктов деятельности. Экспериментальный метод основывается на направленном создании условий, обеспечивающих выделение изучаемого фактора (переменной) и регистрацию изменений, связанных с его действием, а также допускает возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого.

Основной  особенностью психодиагностического метода является его измерительно-испытательная, оценочная направленность, за счет которой достигается количественная (и качественная) квалификация изучаемого явления. Это становится возможным путем следования определенным требованиям, характерным для психодиагностического метода.Одно из важнейших требований — стандартизация инструмента измерения, в основе которой лежит понятие нормы. Не менее важно и то, что любая диагностическая методика (тест) должна соответствовать требованиям надежности и валидности. Понятия нормы, валидности и надежности — те «три кита», на которых покоится разработка и применение диагностических методик. Жесткие требования предъявляются и к процедуре исследования (точное соблюдение инструкции, строго определенные способы представления стимульного материала, ограничения во времени и недопустимость вмешательства экспериментатора и т. д.). Анализ психодиагностического метода позволяет выделить специфические мотивы, определяющие активность субъекта, особую стратегию его поведения, особенности ситуации — как социальной (взаимодействие психолога и обследуемого), так и стимульной (например, с разной степенью структурированности).

Психодиагностический  метод конкретизируется в трех основных диагностических  подходах, которые  практически исчерпывают множество известных методик (тестов). Эти подходы могут быть условно обозначены как «объективный», «субъективный» и «проективный».

Объективный подход к диагностике  проявлений человеческой индивидуальности образует в основном два  типа методик, разделение которых стало традиционным. Это методики для диагностики собственно личностных особенностей и тесты интеллекта. Первые направлены на «измерение» неинтеллектуальных особенностей личности, вторые — на установление уровня ее интеллектуального развития.

Субъективный  подход представлен  многочисленными  опросниками. Эти  распространенные диагностические  инструменты в  самом общем виде могут быть подразделены на личностные опросники, опросники состояния  и настроения, а  также опросники  мнений и опросники-анкеты. Для методик, созданных в рамках проективного подхода, наиболее простым и достаточно удобным является их деление на: моторно-экспрессивные, перцептивно-структурные и апперцептивно-динамические .

Внутри  каждого из подходов могут быть выделены группы однородных, близких друг к другу методик. Конечно, предложенная классификация не единственно возможная и, как любая другая, имеет определенные недостатки.  

  1. Методика исследования самоотношения и личностный дифференциал.

Самоотношение обладает собственной структурой, в соответствии с представлениями о которой были разработаны два опросника — Опросник самоотношения (ОСО) и Методика исследования самоотношения (МИС) .

Опросник  самоотношения (ОСО), авторами которого являются В. В. Столин и С. Р. Пантилеев (1989), состоит из 57 утверждений, с которыми нужно согласиться или нет. Анализ результатов проводится по 5 обобщенным шкалам и 7 дополнительным. К обобщенным шкалам относятся следующие: шкала S, измеряющая интегральное чувство «за» или «против» собственного Я; шкала I, оценивающая самоуважение, представляющее собой оценочный аспект самоотношения; шкала II — аутосимпатия, отражающая те или иные чувства в собственный адрес; шкала III, отражающая ожидания положительного или негативного отношения к себе окружающих; шкала IV — самоинтерес, — отражающая меру близости к себе, степень интереса к собственным мыслям и чувствам.

Методика  исследования самоотношения (МИС), разработанная  С. Р. Пантилеевым, состоит из 110 утверждений, с которыми нужно согласиться или нет. Наряду с выделением двух из пяти рассмотренных выше общих факторов (аспектов) самоотношения — Самоуважения и Аутосимпатии — в ней представлен еще один фактор — Самоуничижение, отражающий самообвинения и внутреннюю конфликтность.

Семантический дифференциал разработан Ч. Осгудом и его сотрудниками сначала как средство исследования психологических аспектов осмысления понятий, эта методика очень быстро стала рассматриваться методикой оценки личности, пригодной в первую очередь для измерения личностных установок и отношений к определенному кругу объектов «Семантический дифференциал» применяется для решения разных практических проблем:в клинике;при консультировании;для выявления разнообразных социальных установок;для исследования отношения к разным изучаемым учебным предметам, отношения к разным товарам и торговым маркам и др.Разрабатываются и применяются невербальные варианты семантического дифференциала.

Білет №10

  1. Характеристика малоформализованных методов психодиагностики.

К малоформализованным методикам следует отнести такие приемы, как наблюдения, опросы, анализ продуктов деятельности. Эти способы дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические явления, которые плохо поддаются объективизации (например, субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми (динамика целей, состояний, настроений и т. д.). Малоформализованные методики очень трудоемки и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической интуиции самого психодиагноста. Только наличие высокого уровня культуры проведения психологических наблюдений, бесед помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования.  
В полноценном диагностическом обследовании необходимо гармоничное сочетание формализованных методик с малоформализованными. Так, сбору данных с помощью тестов должен предшествовать период ознакомления с обследуемыми по некоторым объективным и субъективным показателям . С этой целью могут быть использованы интервью, опросы, наблюдения.

- метод наблюдения - С его помощью можно получить обширную информацию о человеке. Научное наблюдение как психодиагностический метод характеризуется постановкой проблемы, выбором ситуаций для наблюдения, определением психологических качеств или особенностей поведения, которые должны стать объектом наблюдения, разработанной системой фиксации и записи результатов. Другими словами, наблюдение как метод включает в себя цель наблюдения и схему наблюдения.Способы и формы описания наблюдения зависят от того, каков его характер - поисковый или исследующий.

Беседа  как метод психодиагностики имеет  некоторые различия по форме и характеру организации.Одним из наиболее распространенных видов беседы является интервью. В зависимости от целевого назначения интервью разделяют на диагностические и клинические. Определенные трудности в применении метода беседы возникают у психолога при работе с детьми.  Психолог стремится к более естественным формам беседы (диагностическому интервью). В процессе беседы следует отмечать и такие моменты, как пауза, интонации, тон, темп речи и так далее.

В психодиагностике существует еще один способ получения информации о человеке - это количественно-качественный анализ документальных и материальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности. Под понятием «документальный источник» понимаются письма, автобиографии, дневники, фотографии, записи на кинопленке, творческие результаты в разных видах искусства, материалы средств массовой информации .В психологической диагностике контент - анализ наиболее часто используется в качестве вспомогательного метода или процедуры обработки данных, полученных при других исследованиях. С его помощью подвергаются анализу речевые сообщения испытуемого, сопровождающие практически любые диагностические обследования, особенно при индивидуальной процедуре. Конкретно контент - анализ может применяться при обработке методов (например, ТАТ, методика Роршаха, методика «Завершение предложения»); интервью, содержания бесед, другой речевой и письменной продукции испытуемого и тому подобное.

  1. Методика цветовых метафор.

Методика  цветовых метафор представляет собой экспресс-вариант психосемантической диагностики мотивации и отношений к различным занятиям, людям и событиям, основанный на обозначении ряда понятий с помощью стандартного набора цветовых стимулов. Наряду с другими психосемантическими методами методика цветовых метафор позволяет выявлять потребности и мотивы человека, содержание его представлений и переживаний, измерять как осознанные, так и неосознаваемые отношения, определять побуждения к конкретным видам деятельности, в частности, познавательных, социальных, материальных и других мотивов трудовой и учебной деятельности.

Спомощью  методики цветовых метафор автором  решались следующие задачи: оценка эффективности рекламных воздействий, изучение политического сознания различных  категорий населения, оценка содержания и динамики мотивации заключенных, оценка эффективности психологических тренингов, сравнение трудовой мотивации руководителей и специалистов государственных и коммерческих предприятий, исследование мотивации наркоманов, оценка восстановления мотивации к труду у безработных, профориентационное консультирование,. В настоящее время методика цветовых метафор используется психологами, психотерапевтами, врачами, педагогами, социологами, политологами, маркетологами, менеджерами.

Все понятия, которые используются в методике цветовых метафор, можно условно сгруппировать по нескольким категориям . Конкретный состав списка понятий определяется содержанием решаемой задачи, запросами клиента, интересами специалиста. Для взрослых такими понятиями являются: «Мое увлечение», «Интересное занятие», «Мое прошлое», «Мое настоящее», «Мое будущее», «Какой я на самом деле», «Каким мне хочется быть», «Радость», «Печаль», «Неприятности», «Раздражение», «Страх». Рекомендуется применять стандартные цвета, соответствующие тесту Люшера. Использование стандартных цветов обеспечивает сопоставимость результатов, полученных различными специалистами.

Основанием  для интерпретации результатов  методики цветовых метафор является следующее положение. Если понятия  обозначены одним цветом (попадают в одну группу), то это не случайно. Анализируя ответы, можно узнать, с какими потребностями связан интересующий нас вид деятельности, или какими эмоциональными переживаниями сопровождаются различные занятия, люди и события.

Білет №11

  1. Характеристика высокоформализованных методов психодиагностики.

Высокоформализованные методики - это тесты, анкеты, проективные  методики и психофизиологические методики.

Показатели  качества психодиагностических методик - надежность и валидность. Надежность показывает, насколько точно производится измерение и насколько можно доверять получаемым результатам, а валидность свидетельствует о том, пригодна ли методика для измерения определенных качеств и насколько она эффективна.

В психодиагностике тест - это кратковременное, стандартизированное задание, позволяющее измерить уровень развития определенного психологического качества личности.Тесты позволяют за короткое время получить индивидуально-психологические характеристики личности по определенным параметрам.

Информация о работе Шпаргалка по "Психодиагностика"