Шпаргалка по "Психодиагностика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:36, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психодиагностика".

Работа состоит из  1 файл

шпоры .doc

— 291.50 Кб (Скачать документ)
 

Білет №1

  1. Психодиагностика как наука: определение, основные отрасли, связь с другими психологическими дисциплинами.

Психологическая диагностика в переводе с греческого языка обозначает "распознание".  Психологическая диагностика предназначена  для того, чтобы улучшить содержание учебно-воспитательной работы с детьми, а также с родителями.Психодиагностика – это область психологической науки, которая разрабатывает методы выявления индивидуально-психологических особенностей личности.

Согласно  Б.Г.Ананьева, психодиагностика имеет целью "определение психофизиологических функций, процессов, состояний и свойств личности, установление структурных особенностей каждого из них и их констелляций, образующих сложные синдромы поведения, распознание состояний человека при действии различных стимуляторов, стрессоров, фрустаторов и сложных ситуаций, определение потенциала человеческого развития (работоспособности, одаренности, специальных спопобностей и т.д.)" Целью ее является сбор информации об особенностях человеческой психики.

Таким образом, в настоящее время содержание предмета психодиагностики направлено на разработку методов распознания  индивидуально-психологических особенностей безотносительно к тому, являются ли они  отклонением от нормы или  отсутствием их.

Отрасли психодиагностики:Образовательная, ,Судебная психолого-психиатрическая.

Психодиагностика  тесно связана с дифференциальной психологией , с общественными науками, биологическими науками, психологией, педагогикой, анатомией, физиологией.   Значение психологической диагностики состоит в следущем: без научно обоснованных диагностических методов нельзя определить уровень развития детей, следовательно, нельзя своевременно оказать помощь тем из них, кто в ней нуждается, нельзя следить за развивающим эффектом обучения, нельзя дать школьнику обоснованные рекомендации, связанные с определенным выбором профессии, нельзя установить уровень личностного, интеллектуального развития детей на различных возрастных этапах, получить данные об индивидуальных особенностях, невозможно спланировать коррекционную работу с детьми, сложно организовать соответствующее обучение, нет максимального и эффективного использования  индивидуальных возможностей ребенка, нельзя оказать психологическую помощь родителям в воспитании детей, супругам в ситуации семейного кризиса, детям, у которых нарушен ход нормального развития личности.

2. Интеллектуальные  тесты Д.Векслера.

Тест  основан на иерархической модели интеллекта Д.Векслера и диагностирует  общий интеллект и его составляющие - вербальный и невербальный интеллекты. Состоит из 11 отдельных субтестов, разделенных на 2 группы, - б вербальных и 5 невербальных. Каждый тест включает от 10 до 30 постепенно усложняющихся вопросов и заданий. К вербальным субтестам относятся задания, выявляющие общую осведомленность, общую понятливость, способности, нахождение сходства, воспроизведения цифровых рядов и т. д. К невербальным субтестам относятся следующие: шифровка, нахождение недостающих деталей в картине, определение последовательности картин, сложение фигур. Выполнение каждого субтеста оценивают в баллах с их последующим переводом в унифицированные шкальные оценки, позволяющие анализировать разброс.

        Используются 3 варианта теста Д.Векслера: тест WAIS , предназначенный для тестирования  взрослых (от 16 до 64 лет);  WISC  - для тестирования детей и подростков (от 6,5 до 16,5 лет);

 WPPSI для детей от 4 до 6,5 лет.

Тест  включает в себя 11 субтестов. В вербальную часть вошли следующие субтесты:

"Общая  осведомленность" , субтест "Арифметика" - включает 14 задач из курса арифметики начальной школы,"Запоминание цифр" , субтест "Словарный запас.

Невербальная  шкала:Субтест "Шифровка" , "Недостающие детали" , "Конструирование блоков" "Последовательные картинки, "Сборка объекта"- 4 задания. "Невербальная" шкала диагностирует не только знания, но и способность индивида к моторно - перцептивному взаимодействию с объектами окружающего мира, зависящую от опыта деятельности.

                В нашей стране тест Д.Векслера  неоднократно переводился и адаптировался.  
 

Білет №2 

  1. Психодиагностика  как сфера практической деятельности психолога: достоинства психодиагностических методов, области  использования.

Психодиагностика включает в себя принципы, процедуры и способы проверки научности различных методов психодиагностики. Она ориентирована на профессиональные знания и умения, связанные с практическим применением ее методов. Речь идет о способах оценки психологических процессов, свойств и состояний человека. Теоретическая психодиагностика научно обосновывает, как это лучше сделать, а практическая психодиагностика показывает, как это следует делать правильно и надежно.

В современной психологии применяется немало различных методов  психодиагностики, однако далеко не все из- них можно назвать  научно обоснованными. Кроме того, среди них есть исследовательские и собственно психодиагностические методы. В настоящее время созданы и практически используются методы психодиагностики, которые охватывают все известные науке психологические процессы, свойства и состояния человека. Cамая общая схема классификации:

- Методы психодиагностики  на основе наблюдения. - Опросные психодиагностические  методы.

- Объективные психодиагностические  методы, включая учет  и анализ поведенческих  реакций человека  и продуктов его  труда. - Экспериментальные  методы психодиагностики.

Вопросы, требующие применения психодиагностики, возникают  в следующих областях социальной практики:   - расстановка кадров, профотбор, профориентация; - оптимизация обучения и воспитания; - прогнозирование  социального поведения (психологическая экспертиза призывников и др.); - судебно-психологическая экспертиза;    - консультативная, психотерапевтическая помощь и др.

Достоинства метода тестов: относительно независимы от квалификации исполнителя;-  оперативностью и экономичностью ;количественным дифференцированным характером оценки ; оптимальной трудностью ;-надежностью; справедливостью;возможностью компьютеризации.

Недостатки  метода тестов:опасность  «слепых» (автоматических) ошибок ;опасность  профанации  Спокойное  осознание достоинств и недостатков метода тестирования освобождает всех (исполнителей, заказчиков, испытуемых) как от чрезмерных упований на метод тестов, так и от пренебрежения ним.

  1. Тест ОФДСИ Русалова.

Опросник  формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М.Русалова используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» (психомоторная и интеллектуальная сферы) и «коммуникативного» аспектов темперамента.

Шкалы: эргичность психомоторная, интеллектуальная, коммуникативная.Пластичность психомоторная, интеллектуальная, коммуникативная. Скорость психомоторная, интеллектуальная, коммуникативная. Эмоциональность психомоторная, интеллектуальная, коммуникативная. Контрольная шкала. 
 
 
 

Білет №3

  1. Номотетический и идиографический подходы в психодиагностике.

Эти термины придуманы Вильгельмом Виндельбандом для характеристики деятельности естественных наук, с одной стороны, и наук о культуре и человеке — с другой. Между этими двумя подходами существует непримиримое противоречие. Научные обобщения принято считать Н., или имеющими форму законов. Однако для того, чтобы эти законы имели прогностическое значение, они должны быть приложимы к конкретным случаям, а единичные случаи (И. анализ) могут не подчиняться общим законам.

И. наука  строится на тщательном анализе единичных фактов, формулируя интерпретативные утверждения, приложимые только к данному конкретному случаю или к классу феноменов, которые представлены этим случаем. Н. подход опирается на утверждение, что научные законы могут формулироваться только статистически, путем изучения и анализа большого числа случаев, отобранных методом рандомизации. Предполагается, что Н. обобщения не связаны ни с временем, ни с контекстом. Они также не зависят от специфики данного конкретного контекста или случая.

Н. психология стремится к выявлению научных, статистически достоверных и допускающих обобщение законов чел. поведения. Она  ищет причинные объяснения соц. Явлений, использует вариационно-аналитический язык, опирающийся на операционализацию переменных, и строгие причинно-следственные схемы вывода, стремится к количественной оценке психич. и поведенческих процессов, исходит из того, что каузальные утверждения, сформулированные на основе тщательного изучения случайно отобранных испытуемых, могут быть распространены на необследованные популяции.Н. теории являются дедуктивными, вероятностными, и предлагают фунционалистские объяснения явлений. И. психология и ее методы признаются полезными лишь в той мере, в какой они способствуют созданию научных теорий, соответствующих перечисленным выше критериям.

Психологи, стоящие на позициях И. подхода, изучают  частности, а не универсалии. Поскольку  признается, что каждый человек уникален, психолог должен пользоваться такой  теорией и такими методами, которые  сохраняют и выявляют индивидуальные различия.  В И. психологии отдается предпочтение натуралистическим исслед., проводимым в повседневных ситуациях .

  1. Диагностика акцентуаций характера.

Характер  – это сочетание  наиболее устойчивых особенностей, существенных свойств личности, проявляющихся в поведении человека и определённом отношении его к окружающей действительности и к самому себе.Гармоничные черты характера – это совокупность индивидуально-психологических стереотипов поведения, способных к гармонизации обыденных межличностных взаимоотношений и избежанию межличностных и внутриличностных конфликтов. Акцентуация характера – это заострение черт характера, не доходящих до патологической степени.

В диагностику акцентуаций  могут быть включены:  Характерологический  опросник Опросник К. Леонгарда – Г. Шмишека и Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО).

Характерологический опросник Опросник К. Леонгарда – Г. Шмишека предназначен для диагностики типа акцентуации личности испытуемых в возрасте от 14 лет и старше. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) — это личностный опросник, предназначенный для определения типов акцентуации характера и вариантов конституциональной психопатии, психопатических развитий и органических психопатий в подростковом и юношеском возрасте (14 – 18 лет). Методика была разработана А.Е. Личко и его сотрудниками в середине 70-х годов.  

Білет №4

  1. Ситуация клиента и ситуация экспертизы в психодиагностике.

Все случаи обращения  за помощью к психологу  можно отнести  к двум основным типам: - ситуация клиента – когда человек сам обращается к психологу за помощью, например, за консультацией (Телефон Доверия, Центры психологической консультации, частные обращения и др.); - ситуация экспертизы – когда к психологу обращается администрация (например, администрация больницы, школы, суда, предприятия) за помощью в диагностике, например, уровня психического развития человека, причин отклоняющегося поведения подростка, состояния преступника в момент совершения преступления, профессиональной пригодности и т.д.

Ситуацию клиента и ситуацию экспертизы различают по следующим признакам:

- мотивация клиента,  готовность к сотрудничеству. В ситуации СК  клиент сам обратился  за помощью, он  заинтересован в  разрешении своего  вопроса. В ситуации  СЭ человек как  бы насильственно  подвергается диагностике и воспринимает ее как экзамен.

- Характер обратной  связи с заказчиком (клиентом  и администрацией). В ситуации СК  ответ психолога  может быть в  виде консультации, психокоррекции. В  ситуации СЭ ответ  психолога чаще  всего в виде  психологического заключения для принятия администрацией решения .

  1. Батареи DAT и GATB: назначение и содержание.
 

Тесты часто используются в клинической, школьной и профессиональной психодиагностике. Наиболее часто используются на практике и в исследователь­ской работе тесты DAT и GATB.

Информация о работе Шпаргалка по "Психодиагностика"