Шпаргалка по "Методологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 12:28, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 42 вопроса по дисциплине "Методология".

Работа состоит из  1 файл

любка2.docx

— 103.80 Кб (Скачать документ)

Ее средствами достигается  эффективное использование имеющегося научно-методического потенциала, поддерживается контроль за четким и своевременным выполнением исследования.

Основные  требования к организации  исследования: 
следование общим принципам психологии; 
- планомерность хода исследования; 
- соответствие уровня квалификации исполнителей видам работ; 
- обеспечение заинтересованности всех участников в надежных, достоверных, конструктивных результатах; 
- эффективность применения методов психологического исследования, систематичность контроля за качеством и сроками выполнения работ.

Типичные  ошибки и трудности  организации психологического исследования:

1) программа составлена  без предварительного знакомства  с объектом; 
2) на подготовительном этапе не составлен рабочий план выполнения работ; 
3) план научно-исследовательских работ не согласован с заказчиком; 
4) стремясь быстрее развернуть работы по сбору массовой первичной информации, группа исследователей, не располагая программой, приступила к разработке инструментария; 
5) подготовленный инструментарий не согласован с программой последующей обработки и анализа данных; 
6) психологи не стали проводить пилотаж инструментария, мотивируя свое решение тем, что он уже был использован в другом исследовании; 
7) перед началом научно-исследовательской работы не была проведена подготовка исполнителей. Руководители сочли, что методика проста и для ее использования не нужна специальная подготовка; 
8) до начала сбора психологических данных не была проведена разъяснительная работа среди обследуемых; 
9) психологам были резко ограничены сроки проведения исследования.

10) в плане научно-исследовательских  работ не был специально выделен  этап подготовки итогового отчета. 

38. Эксперимент. Сущ-сть  эксперимента. Достоинства  и недостатки. 

Экспериментум с  лат. «опыт,право». Эспер-т отличается от наблюдения активным вмешатель-вом в ситуацию со стороны исслед-теля, осущ-щего планомерное манипклир-ние одной или неск.переменными.

Специфика психол.экспер-та сост.в том, что в нем целенаправленно создается искусств.ситуация, в кот-й изучаемые св-ва проявляются лучше всего и его можно точнее/легче оценить (активн.вмешат-во)

 Хар-рной особ-стью  экпер-та явл-ся: 1)его тесная связь  с теорией –иначе экпер-тор не сможет создать экспер.ситуацию. 2) проведение экспер-та требует исслед-ских умений и навыков. 

Достоин-ва: 1) Экперим.ситуацию создает сам исслед-ль ( в нужное для него время и пр) 2) С помощью экпер-ти можно получить большой статистич.мат-л,который м/б подвержен математич.обработке. 3)исслед-ль в эспер-те им.возмож-сть варьировать и качеств.сторону действующ.фактора, и коллич-ную.

Недостатки: 1) Искусственость эксперим.ситуации 2) аналитичность связана с тем,что в экспер-те изучаются отдельные стороны психич.деят-сти субьекта в отрыве от др.сторон. 3)сумма 1 и 2х пунктов. Как след-вие этой суммы – абстрактность полученных рез-тов. 

39. Сравнительная хар-ка  методов психологич.исследования 

Беседа-метод получения  инф-ции на основе словесной коммуникации или свободного диалога.

Беседа ведется  без записи ответов собеседника, целесообразно использовать магнитофон (диктофон). Для беседы важно создать  атмосферу непринужденности и взаимного  доверия, поэтому благоприятной  обстановкой является привычная  среда: спортзал стадион, бассейн, место  прогулки и т.п.

Таким образом, эффективность  беседы во многом зависит от опыта  исследователя, степени его педагогической и, особенно, психологической подготовленности, уровня теоретических знаний, от мастерства ведения беседы и даже отличной привлекательности.

Интервью- 1)формализованная  беседа 2) метод получения инф-ции  на основе жестко разработанной сис-мы вопросов.

В отличие от беседы, в которой респонденты и исследователь  выступают активными собеседниками, вопросы, построенные в определенной последовательности, задает только исследователь, а респондент отвечает на них. Интервьюер может наблюдать за поведением опрашиваемого, что значительно облегчает интерпретацию полученных данных.

Анкетир-ние-метод  сбора инф-ции на основе опосредованного  общения испытуемого и исслед-ля.

Для проведения анкетирования  не обязателен личный контакт исследователя  с респондентом, так как анкеты можно рассылать по почте или  раздавать с помощью других лиц. Преимущество анкетирования перед  вышеперечисленными методами опроса в том, что этот метод очень удобен для быстрого выяснения мнений большой группы опрашиваемых. Он может применяться на соревнованиях, совещаниях, собраниях, занятиях и т.д. Кроме того, результаты анкетирования удобно подвергать анализу методами математической статистики.

Тесты. Проективные  методики ( Нарисуй несуществующее животное , А что, если ), тест-задание, тест-опросник. Последний основывается на тщательно подобранных вопросах, чтобы максимально снизить недостоверность ответов. При выполнении теста-задания, испытуемый должен совершить определенные действия (нарисовать, вычислить, отметить, подчеркнуть), которые выявляют степень сформированности изучаемого качества. Проективные тесты в основном используются для изучения особенностей людей. С помощью этой методики психолог вводит испытуемого в ситуацию, подлежащую произвольной интерпретации.  

40. Виды эксперимента 

1.По целям экперим.исслед-ния: А) Ориентирующий (пилотажный) эксперимент – без гипотезы: поскольку экпер-т носил ориентирующий х-р, гипотеза не была выдвинута. Б) критический экпер-т – экпер-т по проверке гипотезы.

2. по условиям  проведения: лабораторный и естественный

3. по хар-ру эксперим.инструментария: «бумага-карандаш» и аппаратурный

4. по этапам проведения  эксперимента: констатирующий, формирующий и контрольный.

Эгр. R O1 Ф О3 О3 – О1 = А

Кгр. R О2  -  О4 О2 – О4 = Б

4. По области приложения: 1.психолого-педагогич.экпер-т 2.соц-психол. 3. Патопсихологич-кий 4. Психоизиологич-кий и пр. 

41. Логические схемы  (планы) эксперимента 

План  экперим.исслед-ния состоит из 3х составляющих:

1.Эксперим.планы. Сюда входят: планы одной независ.переменной; планы одной незав.переменной и неск-ких групп; планы для одного испытуемого.

2.Неэкмперим.планы: доэксперимент.планы и квазиэксперимент.планы.

3.корреляционные  планы

Особ-сти экперим.планов: 1. Обязат.наличие экперимент.и контрольных групп. 2. Завершение экспер-та связано со сравнением рез-тов тестир-я в контрол.и эксперимент. группах.

Эгр. R Ф О1      t кр. Стьюдента

Кгр. R  - О2 > F – критерий,

Ф – фактор (продуктив-сть  логичюзнания), О –оценка, Эгр.-эксперим.группа, Кгр.-контрольная группа, кр.-критерий, R-рондомизация (уравнивание)

Эгр. R O1 Ф О3 О3 – О1 = А

Кгр. R О2  -  О4 О4 – О2 = Б  -> А>Б – гипотеза доказана, а если А<Б, А=Б – не доказана.

Неэксперимент.план – план,кот-й не учитывает требований, предъявляемых к плану классич-кого экспер-та (так же определяются  доэксперим.планы)

Квазиэксперим.планы-планы, кот-ые явл-ся компромиссом м/д строгостью классич.экспер-та и реальностью.

(схема как предыдущая, только нет фактора R) 

42. Общие требования  к проведению опросных  методов 

1.Постановка цели  и задач исслед-ния;

2.Ориентация исслед-ля  в осн.понятиях,касающихся изучаемой проблемы.

3.Разработка и  прогнозир-ние ситуации установления  первоо контакта.

Больш.значение в получении обьектив-х данных имеет дружеская атмосфера. Чтоб установить контакт,необходимо:

1.оформление своей  внешности. 2. Надо назвать свое  имя (ФИО-по ситуации). 3. Необх.сообщить цели исслед-я (завуалир-ть,чтоб не активир-ть защитный мех-зм). 4.назвать заказчика исслед-я. 5. Начало опроса стоить на нейтральных темах (погода, телепередача) 6.в процессе этого разговора вводите в свою речь обороты, подчеркивающие значимость ответов опрашиваемого ( не так ли, а верно ли) Разговор не должен длиться более 2-3 мин. 7.предусмотреть вар-ты отказа от опроса.8. не спорить об установлении первого контакта ( уходить от спора). 9. Непосредственно опрос, кот-му предшествует формулировка вопроса 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Шпаргалка по "Методологии"