Шпаргалка по "Методологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 12:28, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 42 вопроса по дисциплине "Методология".

Работа состоит из  1 файл

любка2.docx

— 103.80 Кб (Скачать документ)

наблюд и Неформализ-ые,беструктурные.Отсут-ет план наблюд,нечётко выражены единицы наблюд,не разраб-на карта наблюд. ")По положению наблюд:Просто или со стороны и Включёное или изнутри

3)По регулярности  наблюдаемого:Системная,длительная,непрерывно продол-ся или в цикличном режиме и Несис-ая,одноразовая,разведовательная.4)По условиям организации:

В естесвеных условиях (полевое) и В эксперемн-ых ситуации (лаболаторное наблюд). В)1)Фиксация данных. По мнению исслед-ей самый оптим-ый вариант фиксации-разработка

карты-наблюд.Основ цель-знать время фиксации данных. 2)Использование технических средств(камеры). 

15.Сравнительная  характеристика эмпирических  методов.

Эмпирические методы:1)Самонаблюдение и наблюдение (систематическое, включенное, выборочное и другие различные виды).2)Эксперимент (лабораторный,естественный)

3)Анализ процессов  и продуктов деятельности (детские  рисунки, школьный дневник, классный  журнал)4)Психодиагностические методы (тест, интервью, анкета, беседа, проективные методики)

5)Биографический  метод (изучается наследственность, отличительные моменты биографии)  Методы эмпирического исследования – наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, измерение.

Набл-ие – целенаправленное восприятие явлений объективной  действительности.Описание -  фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объекте.

Измерение – сравнение  объекта по каким-либо сходным свойствам  или сторонам.Эксперимент -  набл-ние в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет  восстановить ход явления

при повторении условий.Наблюдение характеризуется:целенаправленностью,планомерностью, активностью.Наблюдения могут быть: Непосредственное и опосредованное. Внешнее и внутренее,

Включенное и невключенное,Прямое и косвенное,Полевое и лабораторное,Систематическое  и несистематическое,Сплошное и выборочное.Принято выделять два основных вида эксперимента:

1) лабораторный экспер,обычно проводимый в специально оборудованных помещениях и на испытуемых,кот-е сознательно участвуют в экспер, хотя могут и не знать о его истинном назначении;

2) естественный экспер, участники которого не знают о том, что выступают в роли испытуемых. 

16.Методы  беседы и интервью.Их сущность.Достоинства и недостатки.

Беседа-метод получения  информации на основе словесной коммуникации.Беседа — специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках

коммуникация между  субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы.

Беседа включается как дополнительный метод в структуру  эксперимента на первом этапе, когда  исслед-ль собирает первичную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует ,

и на последнем этапе  — в форме постэкспериментального интервью. Исслед-ли различают клиническую  беседу, составную часть «клинического  метода», и целенаправленный опрос  «лицом к лицу» — интервью.

Клиническая беседа не обязательно проводится с пациентом  клиники. Этот термин закрепился за способом исследования целостной личности, при котором в ходе диалога с испытуемым исслед-ель стремится

получить максимально  полную информацию о его индив-но-личностных особенностях, жизненном пути, содержании его сознания и подсознания .Клиническая беседа чаще всего проводится в особо оборудованном

помещении.Нередко она включается психологическую консультации или психологический тренинга.Данные, полученные в ходе клинической беседы, фиксирует сам экспериментатор, а лучше — ассистент или

исслед-ель, который записывает информацию после беседы по памяти. И тому и другому способу фиксации информации присущи свои недостатки. Если запись ведется в ходе беседы, может нарушиться доверительный

 контакт с собеседником.В этих случаях помогает скрытая аудио- и видеозапись, но это порождает этические проблемы. Запись по памяти приводит к потере части и-формации из-за неполноты и ошибок запоминания,

 вызванных колебаниями  внимания,и др причинами.Часть информации теряется или искажается из-за того, что исследователь может оценить некоторые сообщения испытуемого как более значимые, а другими пренебречь.

Интервью-формализованная  беседа,метод получения информации на основе разработаной системе вопросов.Интервью определяется как «псевдобеседа»: интервьюер все время должен по-мнить, что он — исслед-ель,

не упускать из внимания план и вести разговор в нужном ему русле.Решающее значение при проведении интервью имеет доверительный контакт между интервьюером и опрашиваемым.

Но ни в коем случае нельзя допускать панибратства и  утраты психологической дистанции. Следует сохранять нейтральную  позицию в процессе интервью и  стараться не демонстрировать свое отношение ни к содержанию

 ответов и вопросов, ни к собеседнику. Различают  два вида интервью: свободные  (не регламентированные темой  и формой беседы) и стандартизованные  (по форме близкие к анкете  с закрытыми вопросами).

Границы между этими  видами интервью подвижны и зависят  от сложности проблемы, цели и этапа  исследования. Степень свободы участников интервью определяется наличием и формой вопросов; уровень получаемой

информации —  богатством и сложностью ответов.Для повышения надежности результатов беседы и снятия неизбежного оттенка субъективизма должны использоваться специальные меры. К ним относятся:

наличие четкого, продуманного с учетом особенностей личности учащегося  и неуклонно проводимого в  жизнь плана беседы; обсуждение интересующих исследователя вопросов в различных  ракурсах и связях шк-ой

жизни; варьирование вопросов, постановка их в удобной  для собеседника форме; умение использовать ситуацию, находчивость в вопросах и ответах.Основные трудности связаны  во1ых с теми требованиями,кот-ые

предъявляет метод  к коммуникативным способностя  чел-ка.Во 2ых,связанные с самой процедурой опросов.Преимущества метода:Во1ых,позволяет быстро

собрать информацию.Во2ых метод позволяет с помощьюобратной связи оценить искренность ответов испытуемого. 
 

17.Ошибки  исследоваля.

Возможные ошибки при  наблюдениях: Гала-эффект - обобщенное впечатление от объекта, игнорирование  деталей; Эффект снисходительности - тенденция давать положительную оценку том,

что наблюдается; Ошибка центральной тенденции - набл-ль стремится давать усредненную оценку поведения, за которой наблюдает; Ошибка корреляции - один признак поведения оценивается

на основе иного  признака(на-р, интеллект оценивается на основе темпа речи); Ошибка контраста - стремление набл-ля выделять у объектов набл-ия черты, противоположные собственным;

Ошибка первые впечатления - первое впечатление от объекта  набл-ния предопределяет дальнейшую оценку его поведения.Ошибки по вине интервьюера.1)Ошибка задавания вопроса.

Эта ошибка проявляется, когда интервьюер, задавая вопрос респонденту, использует формулировку, отличающуюся от записанной в анкете.На то, как интервьюер задает вопрос и расспрашивает о подробностях,

оказывают влияние  следующие факторы: собственное  мнение интервьюера относительно того, какой ответ является "правильным" и ожидание ответов,которые будут "соответствовать" респонденту.

Например, при беседе с человеком без высшего образования, интервьюер может самовольно заменить вопрос "Какое образование у  Ваших детей?" вопросом "Наверное, Ваши дети не учились в институте?".

 Это очевидная  ошибка задавания вопроса. 2)Ошибка  навязывания впечатления. В большинстве  случаев личное интервью является  для респондента совершенно новым  опытом,

в рез-те интервьюер становится для него основным источником подсказокотносительно того, как следует себя вести. Интервьюер должен производить впечатление человека,

кот-ый в состоянии  понять его точку зрения участника, и сделать это, не отвергая его  мнения. Соответственно, неспособность  интервьюера быть "на одной волне" с респондентом провоцирует ошибку

 навязывания впечатления. 3)Ошибка вмешательства, обмана  и подлога. Проблема подлога  и обмана со стороны интервьюеров  обусловлена неск причинами, в  числе которых скромные заработки, 

недостаточный контроль и низкий культурный и дисциплинарный уровень. Подлог может оказаться  очень серьезным, когда сфабрикованным окажется все интервью целиком, или касаться отдельных вопросов,

 ответы на которые не были получены в ходе беседы с респондентом.  

18.Анкетирование.Сущность метода.Организация и процедура проведения.

Анкетирование-метод  сбора информации на основе опосредованного  общения испытуемого и исследователя.Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации,

а социологические  и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Здесь  контакт психолога с респондентом сведён к минимуму. Анкетирование  позволяет наиболее жёстко следовать

намеченному плану  исследования, т.к. процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.Виды анкетирования:По числу респондентов:1)Индивидуальное анкетирование (один респондент)

2)Групповое анкетирование  (несколько респондентов),3)Аудиторное  анкетирование — методическая  и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении

анкет группой людей, собранных в одном помещении.4)Массовое анкетирование (от сотни до тысяч  респондентов).По полноте охвата:1)Сплошное (опрос всех представителей выборки)

2)Выборочное (опрос  части выборки).По типу контактов с респондентом:1)Очное (в присутствии исслед-ля)2)Заочное (анкетёр отсутствует) :Рассылка анкет по почте,Публикация анкет в прессе,

Публикация анкет  в Интернете.Сущ-ют общие рекомендации к проведению анкетирования :1)Постановка цели и задач исследования.2)Ориентация исследователя в основных понятиях,касающихся

 изучаемой проблемы3)Разработка  и прогнозирование ситуации установленного  контакта.Большоезначение в получении объектив данных имеет дружеская атмосфера.Для того чтобы утсановить

контакт необходимо:а)оформление своей внешности б)необходимо предстваиться в)необходимо сообщить цель исследования г)назвать закасчика исследования д)начало опроса должно стоиться

на нейтральных  темах е)В процессераз-равводить в свою речь обороты,подчёркивающие значимость ответов.  ж)предусмотреть вариант отказа от  опроса з)не спорить в процессе установления контакта,

уходить от споров. Контроль за результатами исследвания.Цель :выяснить на ск-ко вопросы позволяют получить необходимую информацию.1)Выдержены ли требования к языку  опрашиваемого.

2)Все ли вопросы  и варианты ответов понятны  испытуемому 3)Понятны ли респоденту  единицы измерения 4)Не слишком  ли многочислены варианты ответов  (не больше 7-8)

5)Нет ли опасности  вызвать недоверие или отриц эмоции у испытуемого. 6)Нет ли вопросов,кот-ые могут задеть самомнение испытуемого. 

19.Основные  принципы построения  анкеты.

Чтобы анкета могла  успешно выполнить своё предназначение необходимо соблюдать ряд правил и принципов её построения : 1)Чёткое соблюдение общих требований к опросным методам

2)требования к  формулированию вопросов:а)предъявляются более жёсткие требования к хар-ки вопроса в векторе понятие-непоняие б)воп-сы в анкете м.б. представленыв традиционной форме,

а м.б. в табличной  форме. в)список предложенных ответов не должен быть столь обширным,чтобы не утомить опрашиваемого. г)не желательно комбинировать неск идей в одном  и том же вопросе.

д)необходимо в вопросе предусмотреть варианты предпологающие  опрашиваемому уклониться от ответа(трудно сказаь,не могу ответить).3)Требования построения и оформления анкеты:а)оформление

анкеты требует:чёткого шрифта,места для ответов,для свобод записей.б)анкетадолжна начинаться с инструктивного указания: обращение,объяснение  к тому как заполнять анкеты,

Информация о работе Шпаргалка по "Методологии"