Шпаргалка по "Методологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 12:28, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 42 вопроса по дисциплине "Методология".

Работа состоит из  1 файл

любка2.docx

— 103.80 Кб (Скачать документ)

1.Проблема  предмета псих-ии  как методологич.  проблема.

Одной из гл-х проблем  метод-ии псих-ии явл-ся проблема познаваемости  психич-го. Ответ на этот вопрос зависит от понимания предмета псих-ии.

1.Интроспективн.псих-ия: предмет-мысли,чувства,переживания ч-ка,т.е. то,что пренадлежит ему и о чем знает только он. Поэтому единств.метод позн-ия психич-го – интроспекция. Т.о.,интроспекционисты признавали познават-ть психич-го  с помощью соерцания и размышлений. В философии-это метафизика или научный реализм.

2.Бихев-зм. Бих-ты  в кач-ве предета псих-ии рассматривали  S и R,а психику считали непозноваемой. Ими были предложены методы изучения S и R- набл-ие и эксперимент. В философии-агностицизм-невозможность изучения психики.

3. Психоанализ(Фрейд).Предметом изуч-ия псих-ии должны быть бессозн.процессы в ч-ке,а методом его изуч-ия явл-ся психоаналитич.беседа, анализ ошибок, оговорок, сновидений, ассоциатив.эксперимент.

4.материалистич.подход  в псих-ии. Психика трактуеся как св-во особым образом организованной материи-мозга. Осн.функц психики- отражение мира с целью адекватного взаимодействия с ним. Осн.метод изуч-ия психики-эксперимент,набл.,опрос,т.е. факты проявл-ия психики (психич.процессы,св-ва,состояния прояв-ся в поведении,общении,деят-ти) В философии этот метод наз-я деалектич.метод-связь между явл-ми.

Трудностей в изуч-ии псих-ии оч много. Ломов Б.Ф. осн.трудности:1.психика-субъективн. Образ объктивн.мира. 2.разнообразие проявл-ий сущности психич-го. 3.исключит-ая изменчивость, вариативность психич-го. Изучая одни и те же процессы в одинак-х условиях,мы получаем разные результаты. 4.множесственн-ть тех отношений,условий, в к-ых психика реально формир-ся, прояв-ся и разив-ся.

Единицей анализа  психич-го явл-ся поведения чка, к-ое зависит от особенностей личности и ситуации. 

2. Проблема классиф-ии  методов психологич-го  исслед-ия.

Метод-способ изуч-ия предмета науки. В метод-ии опис-ся осн.хар-ки науч.метода: 1.ясность 2.направленность методики-соответствие строго опред-ым познават.м задачам. 3.результативность-способн-ть методики давать намечен.рез-ты 4.результ.ть связана с такими хар-ми как над-ть и валидн-ть 5.экономность 6.плодотворность-возможность методики давать значимые побочные результаты.

В наст.время в псих-ии сущ-ет неск.классиф.методов психол-го исслед-ия:

1.классиф.Рубинштейна.в кач-ве главных психол-х методов он выделил набл. и эксперимент. Кроме того выделил приемы,к к-ым он отнес: изуч-ие продуктов деят-ти, беседу, анкетиров-ие

2.подход Ананьева. Выделяет 4группы методов:1.организацион.методы исслед-ия: -лонгитюдинальные-исслед.на протяж.длит-го времени; -сравнительн.метод-метод поперечных срезов; -комплексные-и сравн. и лонгит.  2.эмпирич.методы(опыт,факт): -опсервацион.методы(набл.и самонабл); -эксперимент(лабор-ый,естеств и др); - психодиагностич.метод(текстовые методы); -анализ продуктов деят-ти (рисуночный,психографолоич); -моделиров-ие.    3.методы матемтич.обработки данных; 4.методы интерпретации получ-х данных.Ананьев выделяет 2метода интерпр-ии:генетич(данные интерпр-ся в категориях онтогенетичюразвития) + структурный(в категориях классиф-ий)= системный метод.

3. подход Дружинина.  В кач-ве исходной модели классиф-ии  использует след.обоснование: 1.субъект-объективн.отношения(беседа-макс-но выраж.общение между иссл.-ем и испыт; анкетир-ие; самонабл-ие-взаимод-ий отсутствует)  2.использ-ие внешних средств (использ-ие-зксперим.набл-ие,экспримент-объективн.методы; исслед, к-ом отсутствует взаим-ие исслед-ля  и инструмента.можно предположить,чт такого иссле-ия не сущ-ет.однако Дружинин имеет виду не внешнее взаимод-ие с инструментом,а внутр.средство интерпретации поведения.В этом случае имеет место пристрастность спмого исслед-ля, влияние личн.опыта на руз-ты анализа данных)    3.взаимод-ие испытуемого с инструментом(макс-ое взаим-ие(лабораторн.эксперимент), взаимод-ие отсутствует(при беседе самонадл-ии) 

3.Организация  психологич. исслед-ия.Краткая хар-ка этапов иссслед-ия.

В  организации  псих.исслед-ия выделяют 4этапа: 1.подготовительный 2.этап исполнения 3.этап количествен.обработки данных 4.интерпретация получ-х данных и формулировка вывода.

1.подгот.этап.а) формулировка осн-х категорий псих.исслед-ия:проблема исслед-ия, цель исслед,задачи,определение объекта и предмета исслед-ия,формулир-ка гипотезы исслед-ия б) выбор методик исслед-ия в) подбор эксперим-х групп г)прогноз условий,влияющих на рез-т полученных данных. Проблема понимается как противоречие между например: теор.разработанностью и ее слабой практич.реализацией,необходимостью практич.решения проблемы и ее слабой теор.разработанностью. проблема оформ-ся в цели исслед-ия( «именно поэтому целью нашего исслед-ия явл-ся…). Цель достиг-ся в процессе решения след.задач: -анализ теор.вопросов проблемы(от общего к частному (1.познават.процессы 2.память 3.логич.память 4.логич.память в подрост.возр-те)); -эксперимент.изучение цели исслед-ия.

Под предметом поним-ся часть объекта,к-ую мы исследуем. Напр:1)объект-память предмет-логич.память подростков 2) объект-самосознание предмет-особ-ти самосооценки младшего шк-ка.

Гипотеза исслед-ия-научн.предположение о результ-ах  исслед-ия.

Все это составляет содержание введения.

Подбор методик.для того,чтобы подобрать методики изучения проблемы,необходимо описать показатели. Пример:изучение самооценки детей мл. шк-го возраста. Показателями изучения могут выступать адекватность самооценки,ее устойчивость.

Подбор испытуемых-минимум 25чел-к.

2.этап исполнения.

Проведение эксперимента яв-ся наиболее ответственной частью исслед-ия, требующей от ч-ка не только знаний и навыков, но и способностей к экспериментированию. Любой самый лучший замысел можно испортить небрежным проведением эксперимента. В ходе эксперимента исслед-ль организует процесс взаимод-ия с испытуемым, зачитывает инструкцию, проводит, если это необходимо, обучающую серию. Он варьирует независимую переменную (задачи, внешние условия и др.), проводит сам или с помощью ассистента регистрацию поведения испытуемого. Наконец, экспериментатор опрашивает испытуемого по окончании эксперимента.

3.этап колич-ой  обработки данных.

4. Выводы и интерпр-ия результатов завершают исследовательский цикл. Итогом эксперимент-го исслед-ия яв-ся подтверждение или опровержение гипотезы.

Исслед-ль сопоставляет свои выводы с выводами др авторов, высказывает гипотезы о причинах сходства или различия между данными, полученными им самим, и результатами предшественников. И наконец, он интерпретирует свои выводы в терминах теор гипотезы.  
 

4. Содержание подготовит-го  этапа исслед-ия  ( определение объекта, предмета, гипотезы, цели, задачи исслед-ия)

подгот.этап.а) формулировка осн-х категорий псих.исслед-ия:проблема исслед-ия, цель исслед,задачи,определение объекта и предмета исслед-ия,формулир-ка гипотезы исслед-ия б) выбор методик исслед-ия в) подбор эксперим-х групп г)прогноз условий,влияющих на рез-т полученных данных. Проблема понимается как противоречие между например: теор.разработанностью и ее слабой практич.реализацией,необходимостью практич.решения проблемы и ее слабой теор.разработанностью. проблема оформ-ся в цели исслед-ия( «именно поэтому целью нашего исслед-ия явл-ся…). Цель достиг-ся в процессе решения след.задач: -анализ теор.вопросов проблемы(от общего к частному (1.познават.процессы 2.память 3.логич.память 4.логич.память в подрост.возр-те)); -эксперимент.изучение цели исслед-ия.

Под предметом поним-ся часть объекта,к-ую мы исследуем. Напр:1)объект-память предмет-логич.память подростков 2) объект-самосознание предмет-особ-ти самосооценки младшего шк-ка.

Гипотеза исслед-ия-научн.предположение о результ-ах  исслед-ия.

Все это составляет содержание введения.

Подбор методик.для того,чтобы подобрать методики изучения проблемы,необходимо описать показатели. Пример:изучение самооценки детей мл. шк-го возраста. Показателями изучения могут выступать адекватность самооценки,ее устойчивость.

Подбор испытуемых-минимум 25чел-к. 

5. Условия, влияющие  на результаты  исслед-ия(объективные и субъективные)

Эксперимент-ый рез-т в псих-ии д.б. неизменен по отношению не только ко всем объектам дан типа, к пространственно-временным условиям проведения эксперимента, но и к особенностям взаимод-ия эксперимен-ра и испыт-го, а также к содержанию деят-ти испыт-го.

В психологич экспер-те важны не столько пространствен-врем факторы, сколько условия деят-ти испыт-го, а тем более — особенности заданий. В какой мере влияют на результат вариации инструкции, материала заданий, действий испытуемого, предусмотренных в ней, вид мотивации, присутствие или отсутствие «обратной связи»? На все эти вопросы нельзя ответить, ограничившись проведением одного эксперимента. Исслед-ль должен варьировать в последующих эксперимент-х сериях дополнительные переменные, относящиеся к ха-ам эксперимент-го задания, чтобы установить, явл-ся ли рез-ты инвариантными по отношению к задаче испыт-го.

Экспериментатор. Псих-ия не может полностью исключить влияние личностных черт, мотивации, компетентности исслед-ля в ходе эксперимента.

Инвариантность рез-ов по отношению к л-ти эксперим-ра особенно часто нарушается в псих-х исслед-ях.

факторы общения, которые могут искажать результаты эксперимента:

1. Ошибки «отношения  к наблюдаемому». Они связаны с пониманием испытуемым критерия принятия решения при выборе реакции.

2. Ошибки, связанные  с мотивацией испыт-го. Испыт-ый  мб мотивирован любопытством, гордостью, тщеславием и действовать не в соответствии с целями эксперимен-ра, а в соответствии со своим пониманием целей и смысла эксперимента.

3. Ошибки личн-го  влияния, связанные с восприятием  испытуемым л-ти эксперимент-ра. 

6. выбор методик  исслед-ия. Валид-ть,над-ть,объективность.

Правильно выбрать  метод исследования – один из наиболее сложных этапов.

Психологу оч важно владеть широким, разнообразным арсеналом методик и гибко их использ-ть. Абсолютизация процедуры и рез-ов применения тестов приводит к односторонней оценке л-ти, т.к. при этом не учитыв-ся многие др ее св-ва, не выявляющиеся с помощью дан. теста, но существенные для выяснения основного, решающего фактора психич-го развития дан-го ребенка.

Однако хороший тест аккумулирует в себе богатый опыт, накопленный в псих-ии и смежных дисциплинах, и дает четкий инструментарий в руки психолога.

Ананьев подчеркивал, что в диагностич методы должны переходить наиболее эффективные и пригодные к скоростному массовому применению модификации экспериментальные методы.

 Личко подчеркивает, что при адаптации зарубежн методов исслед-ия л-ти нельзя огранич-ся только их переводом с др языка или заменой и исключением части текста, отражающей явно иные соц-но-культурн особен-ти популяции, для к-ой был разработан оригинальный тест. Необходима новая всесторонняя проверка теста на над-ть и вал-ть на той популяции, для к-ой он адаптир-ся.

Еще один существен  недостаток использов-ия любых стандартных методик закл-ся в кажущейся легкости постановки точного и надежного диагноза на основе рез-ов тестир-ия. Неопытный психолог может думать, что сопоставление полученных им данных с «ключом» той или иной стандартизированной методики само по себе дает диагноз. Это неверно.

Психолог должен владеть самыми разнообразными методами – как высокоформализованными (техники типа теста Векслера, опросника Кэттелла, теста Амтхауэра и др.), так и низкоформализованными (набл-ие, беседа, проективные методы и пр.).

Чтобы более глубоко  и тонко определить причины того или иного психологич. явл-ия, психологу нужно уметь соответствующим образом сочетать данные набл-ия с заключ-ми, полученными в рез-те применения тестов и др объективных методик. Психолог обязан быть чрезвычайно наблюдательным,должен постоянно выискивать связь между научно диагностируемым признаком состояния и наблюдаемым в поведении, мимике, жестикуляции, голосе, взгляде, в вегетативных реакциях.

Применяя различные  методич средства, психолог получает все более и более точную картину индивид-ых особенностей ч-ка в той мере, в какой это необходимо для выявления и психологич оценки решающего фактора. В ряде случаев психолог должен получить очень быструю и оперативную информацию о ребенке. Отсюда острая потребность в методиках, не связанных с громоздкой процедурой обработки.

 Для того чтобы тесты соответств-ли своему назначению, адекватно выявляли и точно измеряли опред кач-ва, были применимы к различ людям и группам, они должны отвечать таким критериям, как объективн-ь, вал-ть, над-ть.

Объективность означает, что рез-ты д.б. субъективны, т.е. независимы от того, кто проводит тест. Если дан тест проводят др люди, то они должны получить такие же рез-ты.

Информация о работе Шпаргалка по "Методологии"