Эмпирическое исследование депрессивных состояний у подростков и их коррекция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 06:10, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявление оптимальных методов психологической коррекции и осуществление коррекции депрессивных состояний у подростков.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретическую и научно-практическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить специфику депрессивных состояний в подростковом возрасте.
3. Выявить подростков с депрессивными состояниями.
4. Разработать и реализовать программу коррекции депрессивных состояний в подростковом возрасте и проверить ее эффективность.

Содержание

Введение
3
Глава 1. Теоретические основы возникновения и коррекции депрессивных состояний у подростков
6
1.1 Депрессия как эмоциональное состояние личности
6
1.2. Характеристика депрессивных состояний в подростковом возрасте
12
1.2.1. Основные причины и факторы, влияющие на возникновение депрессивных расстройств у подростков
12
1.2.2. Особенности протекания депрессивных состояний у подростков
22
1.3. Психологические подходы к диагностике и коррекции депрессивных состояний у подростков.
32
Выводы к первой главе
38
Глава 2. Эмпирическое исследование депрессивных состояний у подростков и их коррекция
39
2.1. Диагностика депрессивных состояний
39
2.1.1. Применение «клинического опросника» для выявления и оценки невротических состояний
40
2.1.2. Применение опросника «шкала депрессии Бека» для изучения депрессивных состояний у подростков
45
2.1.3. Применение «методики дифференциальной диагностики депрессивных состояний Цунга» с целью подтверждения результатов
47
2.2. Реализация программы коррекционной работы с депрессивными подростками
50
2.3. Анализ коррекционной работы с депрессивными подростками
57
Заключение
61
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

Курсовая - копия.doc

— 696.00 Кб (Скачать документ)

Завершите занятие, повторив основы:  важная часть деятельности подростка - развитие собственной системы ценностей.

1.                  Самооценка тесно связана с соответствием личной системе
ценностей.             

2.                  Детские ценности в подростковом возрасте могут переставать быть ценными. По мере того как вы растете, мир для вас перестает делиться только на черное и белое.

3.                  Проверять и менять ваши ценности с возрастом — естественно и нормально, ценности всегда можно укрепить, удалить или изменить.

«Футболки». Цель: по-новому взглянуть на свое собственное поведение, определяя характеристики своей личности; усилить чувство принадлежности к группе при помощи самораскрытия; увеличить степень принятия себя, выслушивая реакции на свои слова, которые не являются осуждающими иными. Материалы: копия рабочих материалов «Футболки» для каждого участника, цветные маркеры. Участники индивидуально работают с «Футболками». Для хорошей работы необходимы твердые поверхности: столы, пол или книги. На лицевой стороне футболок участники изображают свою личность такой, какой ее видят окружающие; на тыльной стороне они изображают свою личность такой, какой она является для них самих. Каждому по очереди предстоит представить свою работу всей группе. Поощряется обратная связь и вопросы друг другу.

Вы обнаружите, что в вашей группе кто-то обязательно одет футболку. Обратите на нее внимание группы и заметьте, что надпись спереди, несомненно, предназначена для того, чтобы ее дочитали. Подчеркните, что одна сторона «футболок - это «лицо», а другая — «спина». Лицевая сторона пред­ает «социальное Я» участников — ту часть личности, которая выставляется на обозрение окружающих. Им предстоит нарисовать свои  «социальные Я» на лицевых сторонах их футболок. Рисунки могут представлять собой картинки, символы, слова или различные комбинации всего этого. Оборотная сторона «футболки» — это «тайное Я» участников, та часть их личности, которая скрыта от остальных людей. Каждый участник нари­сует свое «тайное Я» при помощи картинок, символов и слов. Спросите: «Какого цвета, по вашему мнению, может быть печаль? (некоторые люди думают, что печаль серая или черная, для некоторых она зеленая); «Какого цвета может быть гнев, ревность, счастье?» Предложите участникам в течение двадцати минут индивидуально поработать над своими «футболками». Позвольте можете предо­ставить группе одну-две лишних минуты для подготовки.) Когда время истечет; соберите всех участников и начните им во время выполнения работы сесть в такое место, где они смогут расположиться удобно. По прошествии двадцати минут громко объявите: «Время!», и соберите группу в общий круг для обсуж­дения их творений. Иногда участники не успевают справиться с работой в срок и могут попросить продлить время. Объясните им, что каждый должен успеть сказать несколько слов о своей «футболке», и поэтому1 временное ограничение необходимо; (впрочем, вы можете предо­ставить группе одну-две лишних минуты для подготовки.)

Когда время истечет; соберите всех участников и начните обсуждение по кругу. Вначале приветствуйте предоставление им во время выполнения работы сесть в такое место, где они смогут расположиться удобно. По прошествии двадцати минут громко объявите: «Время!», и соберите группу в общий круг для обсуж­дения их творений. Иногда участники не успевают справиться с работой в срок и могут попросить продлить время. Объясните им, что каждый должен успеть сказать несколько слов о своей «футболке», и поэтому1 временное ограничение необходимо; (впрочем, вы обсуждение по кругу. Вначале приветствуйте предоставление обратной связи тем участникам, которые только что объяснили свои работы. Такие высказывания ведущего, как «Я думаю, ты! Очень хорошо себя знаешь» или  «Я не мог себе представить, что в тебе столько гнева, неудивительно, что ты не давно подрался!» создают модель безоценочного принятия отс­ветов. Остальные участники будут продолжать в том же духе.

«Черный шар: идентификация проблемы». Цели: определить некоторые личные проблемы; выяснить разницу между теми проблемами, которые они могут контролировать, и теми, над которыми они не властны.

Материалы. По одному черному (не надутому) воздушному шарику для каждого участника группы. Таблички, предназначенные для написания имен, для каждо­го участника. Скотч. Маркеры. Булавки. Описание метода. Участники пишут на карточках свои имена и прикрепляют к ним скотчем булавки. Смысл в прикреплении булавки к карточке с именем (булавка в этом упражнении становится инструментом принятия решения) заключается в том, что таким образом под­черкивается принадлежность участникам принимаемых ими решений.

После этого ведущий читает небольшую лекцию, посвящен­ную идентификации проблем. Все участники говорят о пробле­мах, с которыми они сталкивались в своей жизни. Ведущий помогает им определить те проблемы, с которыми они: могут справиться, и те, которые им не подвластны. Всем членам группы нужно раздать по одному черному воз­душному шарику. Каждый участник надувает свой шар, дуя в него столько раз, сколько проблем он в себе видит. Затем все участники вешают шары себе на шеи и ведущий беседует с каждым из них о возможностях, которыми они обладают, что­бы противостоять своим проблемам. После этой беседы участник может, если захочет, проткнуть свой шарик булавкой с прикрепленной к ней табличкой с именем. Инструкция. Попросите участников сделать для себя таблички с имена­ми. Поощряйте креативность при их изготовлении — пусть табличка отражает особенности участников. Пусть они осторожно прикрепят булавку на лицевую часть своих табличек маленьким кусочком скотча. Раздайте воздушные шарики. Попросите участников задуматься над проблемами, присут­ствующими в их жизни. Намекните, что это могут быть проблемы с родителями или братьями и сестрами, пробле­мы со школьными учителями и наставниками, проблемы с друзьями, партнерами и, возможно, даже проблемы с законом. Поговорите о двух типах проблем: о тех, с которыми мы можем что-то сделать, и о тех, с которыми мы ничего поделать не можем. Например, подросток, отличающийся резкими эмоциональными вспышками, может научиться контроли­ровать свое поведение; но ребенок не в силах повлиять на решение родителей о разводе. Нужно научиться различать две эти категории проблем. "Попробуйте добиться примеров от группы, спросив их примерно следующее: «С какими,   проблемами из вашей жизни вы можете справиться, а с какими нет?» После этого пойдите по кругу, чтобы участни­ки, отвечая на этот вопрос, определили некоторые свои проблемы.

Если у них совершенно опускаются руки и им не удается выделить конкретную проблему из той огромной недифференцированной массы, с которой они сталкиваются каждый день.  Если вы обнаруживаете такого участника, имеет смысл поработать с ним над идентификацией проблем отдельно, вне группы. Черные шарики розданы каждому участнику. Предложите им надуть свои шарики так, чтобы каждый «выдох» в ша­рик представлял некую проблему. С каждым дыханием в шарик вдувается одна проблема. Если определены только одна или две проблемы, попросите участника вдуть их в шарик несколько раз, с запасом. Постепенно каждый дол­жен полностью надуть свой шарик, и тогда его нужно при­вязать на шею. Теперь у каждого есть собственный  черный шар проблем. Скажите участникам, что теперь у каждого из них есть выбор. Они могут начать работу над теми проблемами, с кото­рыми могут справиться, и постараться забыть об остальных,
а могут не делать ничего. Решение за ними. Если они захо­тят продолжать таскать у себя на шее черные шары, полные проблем, они могут сделать соответствующий выбор. Но если они решают начать действовать (принять на себя от­ветственность за проблемы или избавиться от них), они могут оторвать булавку от карточки со своим именем и взорвать баллон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 6.

Описание упражнений. Упражнения-завершения.

«Аплодисменты по кругу». Цель: завершить занятие.

Инструкция: мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

«Передача движения по кругу». Цель: совершенствование навыков координации и взаимодействия на психомоторном уровне, развитие воображения и эмпатии.

Все садятся в круг. Один из участников группы начинает действие с воображаемым предметом так, чтобы его можно было продолжить. Сосед повторяет действие и продолжает его. Таким образом, предмет обходит круг и возвращается к первому игроку. Тот называет переданный им предмет, и каждый из участников называет, в свою очередь, что передавал именно он. После обсуждения упражнение повторяется еще раз. Никто не в силах указать «наилучший способ» решения проблем, которыми сопровождается общение с иностранцами, однако обсуждение данной ролевой игры может помочь участникам увидеть широкие возможности для этого.

«Спасибо за приятное занятие». Цель: завершение занятия.

Инструкция: Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

 

 

 



Информация о работе Эмпирическое исследование депрессивных состояний у подростков и их коррекция