Эмпирическое исследование общения в группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:57, курсовая работа

Описание

Цель нашего исследования: сравнить личность детей, которые имеют благоприятный и неблагоприятный социометрический статус.
Задачи:
Изучить теоретические аспекты проблемы общение как деятельности.
Выявить детей, которые используют общение для достижения благоприятного социометрического статуса.
Сравнить психологические особенности детей с благоприятным статусом и неблагоприятным.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4
1.1Проблема психологии общения 4
1.2. Уровни общения и его особенности в разных условиях 6
1.3.Общение как обмен информацией 10
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕНИЯ В ГРУППЕ 13
2.1 Описание выборки 13
2.2 Описание методик 13
Процедура проведения методики 18
2.3 Анализ и обработка результатов 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 33

Работа состоит из  1 файл

ОБЩЕНИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.docx

— 101.97 Кб (Скачать документ)

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4

1.1Проблема психологии общения 4

1.2. Уровни общения и его особенности в разных условиях 6

1.3.Общение как обмен информацией 10

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕНИЯ В ГРУППЕ 13

2.1 Описание выборки 13

2.2 Описание методик 13

Процедура проведения методики 18

2.3 Анализ и обработка результатов 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 33

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Психология общения —  один из важных вопросов общественной психологии.

 Само сочетание слов " социальная психология " показывает  на специфическое место, которое  занимает эта дисциплина в  системе научного знания. Возникнув  на стыке наук — психологии  и социологии, социальная психология  до сих пор сохраняет собственный  особенный статус, который приводит  к тому, что любая из " родительских " дисциплин достаточно охотно  подключает ее в себя в качестве  смешанный части. Такая неоднозначность  расположения научной дисциплины  владеет немало разных обстоятельств.  Главной из них является беспристрастное  наличие такого класса фактов  публичной жизни, которые сами  по себе могут существовать  изучены только при поддержке  объединенных усилий двух наук: психологии и социологии. С одной  стороны, любое публичное явление  имеет собственный " психологический  " аспект, так как публичные  закономерности появляются не  иначе как чрез активность  людей, а люди действуют, будучи  наделенными сознанием и волей.  С другой стороны, в обстановках  общей деятельности людей появляются  совсем особенные типы связей  между ними, связей общения и  взаимодействия, и анализ их неосуществим  вне системы психологического  познания. [2]

При многочисленных изучениях  общения отмечено его немаловажное влияние на развитие личности и личностных характеристик. Ведь немало в жизни  и формировании личности имеет значение общение.

Цель нашего исследования: сравнить личность детей, которые имеют благоприятный и неблагоприятный социометрический статус.

Задачи:

  1. Изучить теоретические аспекты проблемы общение как деятельности.
  2. Выявить детей, которые используют общение для достижения благоприятного социометрического статуса.
  3. Сравнить психологические особенности детей с благоприятным статусом и неблагоприятным.

Предмет исследования: особенности общения детей 1 и 4 класса.

Объект исследования: дети 1 и 4 класса.

Гипотеза исследования: дети, которые используют общение со сверстниками в деятельности имеют благоприятный социометрический статус в группе и высокую самооценку, по сравнению с теми, кто мало общается со сверстниками и имеет меньше межличностных контактов.

 

ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1Проблема психологии общения

 

 Ничто во Вселенной  не может быть, так или иначе не принадлежа к какой-либо организованной системе. Атом, образуемый связанными между собой частицами, всего лишь один из частей, из которых построена молекула, а молекула в свою очередность, взаимодействуя с другими молекулами, участвует в организации клетку. Специфические клетки образуют ткани и органы, которые, координируя свою деятельность, разрешают живому организму занять свое пространство в растительной или животной системе, все время устремляющейся достичь равновесия. Сосуществование этих систем в свою очередность гарантирует равновесие планеты в Солнечной системе, передвигающейся наряду с сотнями миллиардов остальных звезд в нашей Галактике, а сама Галактика — только один из элементов, из которых организована Вселенная. Человек представляет собой звено этого континуума, и выживание его возможно лишь в группе, принадлежащей к человеческому социуму. [4]

 Жизнь человека в  группе и сообществе нереально  доставить без общения. Проблему  психологии общения разрабатывали  выдающиеся наши психологи Л.  С. Выготский, В. Н. Мясищев, Б. Г. Ананьев и остальные. Так, с точки зрения Выготского, одного из основателей русской психологии, в процессе личного развития первичны такие формы человечного общения, как взаимодействие двух индивидов, отношения диалога, спора и т. д. [5]

 Существуют различные  теории общения и среди них  — концепция общения Зигмунда  Фрейда, основанная на убеждении,  что в процессе взаимодействия  людей воспроизводится их детский  опыт. Согласно Фрейду, в разных  жизненных обстановках мы применяем  мнения, усвоенные в раннем детстве.  Мы склонны с почтением относится  к человеку, облеченному властью,  к примеру к начальнику — нам он напоминает кого-либо из родителей. Джордж Хоуманс считает, что люди общаются друг с другом на базе собственного опыта, обдумывая вероятные вознаграждения и затраты. Эта концепция размена проливает некоторый свет на то, отчего люди ведут себя с другими так или иначе, но этим не исчерпывается целый процесс межличностного общения. Другая концепция предложена Джорджем Гербертом Мидом. Он считал, что мы реагируем не лишь на поступки остальных людей, но и на их намерения. Когда известный подмигивает, интересует, что он предполагает: жаждет поухаживать, совместно посмеяться над шуткой, не исключено, что он элементарно мучается нервным тиком. Мы разгадываем намерения других людей, разбирая их поступки и делая упор на собственный прошлый эксперимент. Такой процесс сложен, но он проявляется практически во всех отношениях с другими людьми. Мы способны на это, потому что с юношества приучены придавать значение предметам, деяниям и событиям. Когда мы придаем смысл чему-то, оно делается символом. В сообществе перстень не элементарно сокровище, оно знак стремления двух молодых людей вступить в брак. Вытянутая рука может символизировать приветствие, мольбу о поддержке или нападение. Лишь придав жесту смысл, мы можем на него отвечать — пожать руку другому человеку, прочно схватить ее или удалиться. На нас воздействует не только действие, но и намерение.

 Гарольд Гарфинкель считает, что общение регулируется правилами взаимодействия между людьми. Эти критерии определяют, когда уместно кое-что сказать или промолчать, пошутить или уклониться от шутки, тонко прекратить разговор т. д. Определенные стереотипы действуют на людей самостоятельно от того, какое значение они им придают. Подчиненный и начальник могут договориться о правилах, регулирующих их взаимодействие; может быть, время от времени подчиненный может сориентировать начальнику, что следует делать. Но существует установленный предел: это тот момент, когда подчиненный жаждет поменяться местами со своим начальником. [8]

 Множество теорий обуславливаются  многообразием человеческого общения  и многообразием подходов к  дилемме психологии общения.

1.2. Уровни общения и его особенности в разных условиях

 

 Люди, как правило,  вступают в состав различных  социальных групп. Человек сразу  может заниматься определенной  работой, быть членом спортивного  клуба, выполнять публичные функции,  участвовать в политической жизни  и еще выполнять при этом  обязанности матери или отца  семейства. В каждой из групп, куда вступает человек, он занимает определенное социальное положение, соответственное той роли, которой, по расчетам остальных членов группы, он станет задерживаться и которая позволяет им ждать от него определенного поведения. Такие ожидания будут различны в зависимости от того, идет ли речь о докторе, студенте, футболисте, руководителя компании или правительственном чиновнике.

 В свое время видный  русский психолог Б. Г. Ананьев,  одним из первых указавший  на многоуровневую, иерархическую,  многомерную организацию общения,  распознавал макро-, мезо- и микроуровни общения: общество, в котором общающиеся люди живут, разные типы коллективов, членами которых они выступают, ближайшее окружение, с которым они чаще только вступают в контакт, а еще формирующиеся и реализующиеся в общении личные характеристики взаимодействующих людей как субъектов данной деятельности. [5]

 Микроуровень состоит из самых маленьких элементов межличностного общения. Макроуровень подключает такие крупные структуры, как управление и торговля. При всех социальных условиях люди взаимодействуют на всех уровнях.

 Обычно разглядывают  две формы межличностного общения:  монологическая, когда только одному  из партнеров отводится роль  функционального участника, а  другому — пассивного исполнителя,  и — диалоговая, выражающаяся в сотрудничестве участников. Слов, означающих процесс общения двух людей, не так уж много — разговор, беседа, диадическое общение (общение двоих). Людей, принимающих роль в этом процессе, именуют собеседниками, говорящим и слушающим или же партнерами по общению. Трудно представить большее многообразие житейских ситуаций, чем то, которое складывается, когда двое людей вступают в контакт друг с другом. Это и беседа руководителя с подчиненным, и встреча доктора с пациентом, и разговор воспитанника с учителем, и т. д. Каждая из них характеризуется своими особенными проявлениями. Для беседы руководителя с подвластным традиционно воплощение довольно большой пространственной дистанции( не менее 1, 5 м) и избегание длительных прямых взглядов.

 Совсем по-другому  складывается общение влюбленных. Увеличение пространственной дистанции  между ними произносит о том,  что они в ссоре, чаще только  они желают прикоснуться друг  к другу. Данные психологических  опытов свидетельствуют, что никто  так долго, как влюбленные, не  смотрит в глаза друг другу.  Их взоры служат доказательством  обоюдной любви, рвением к близости.

 Эти параметры( пространственная близость и направление взгляда) далеко не исчерпывают специфику схожих ситуаций. К ним добавляются множество других: интонации и пазы в речи, более часто употребляемые слова и т. д.

 В наиболее общем  облике средства общения делятся  на две огромные группы —  вербальные и невербальные. В  первую группу попадает все,  что соединено с речью, то  есть как и что люди говорят  друг другу. Во вторую группу  войдут мимика и жесты, позы, взгляды, организация места общения  и т. д.

 Главную роль в общении  играет речь. В процессе " говорения  " важно практически все: как  обращаются к собеседнику, что  говорится сначала, а что потом,  соответствуют ли слова тону  выражений и т. д. Еще античные  философы фиксировали, что ведение беседы — настоящее искусство. Удивительно, что люди, зная о собственном неумении публично ходить и всячески устремляясь научиться этому, фактически не задумываются, удается ли им успешно общаться с окружающими людьми — товарищами, сотрудниками, родственниками и т. д. Между тем часто в жизни случается, что мы хотим заявить одно, а, сами того не осознавая, произносим другое или вообще не находим слов для выражения какой-то принципиальной идеи или ощущения.

 Важнейшая невербальная элемент процесса общения — знание слушать. Когда человек пристально прослушивает другого человека, в нем буквально все — глаза, поза, выражение лица обращены к разговаривающему, что, в свою очередность, оказывает воздействие на собеседника, помогает ему сконструировать свои идеи, открыться, быть очень искренним. Рассеянность, безучастность, безразличие могут привести к обратному результату. Но на процесс беседы оказывает влияние и множество других " невербальных мелочей ", таких, как время и место, где она происходит, ее продолжительность и т. д.

В социальной психологии есть очень много типологий общения, использующих самые различные основания, — продолжительность, позиции участников, особенности их взаимодействия и  т. д. Оптимальным станет различение более часто встречающихся ежедневных обстановок: деловое общение, воспитательное действие, диагностическую разговор и интимно-личностное общение.

Деловое общение — это  ситуация, когда целью взаимодействия становится приобретение какого-нибудь четкого соглашения или договоренности. Чаще всего схожее взаимодействие появляется между людьми, не состоящими друг с  другом в близких межличностных отношениях (между сотрудниками, двумя предпринимателями, начальником и подвластным и т. д.), и статус всякого из партнеров по отношению к другому верно определен. В таких обстановках важен объект или повод, приведший к общению, без которого деловая разговор исполняться не может.

 Воспитательное общение  — это ситуации, в которых один  из участников преднамеренно  повлияет на другого, довольно  четко представлять себе желаемый  результат, то есть зная, в чем он хочет уверить собеседника, чему он хочет его обучить и т. д. Такие беседы возможны, когда обучающий владеет ситуационно или непрерывно авторитетом и познаниями.

Диагностическое общение, мишень которого — образовать определенное представление о собеседнике  или заполучить у него какую нибудь информацию( таково общение доктора с пациентом и т. п.). Партнеры находятся в разных позициях: один спрашивает, другой — дает ответ. Чтобы получить настоящий ответ, спрашивающий обязан правильно задавать вопросы, беря во внимание свой статус и статус отвечающего, его подготовленность давать ответы и т. д.

Интимно-личностное общение  во многом уникально и специфично. Оно может быть лишь когда партнеры внутри возникшей ситуации ощущают себя на равных, идиентично заинтересованы в установлении и поддержании доверительного и глубочайшего контакта. Чаще всего такое общение появляется между недалёкими людьми и в значимой ступени является итогом предшествующих взаимоотношений.

Общение играет важнейшую  роль в жизни человека. Диадическое  общение характеризуется вблизи очень специфичных особенностей. Прежде только для него типично такое  взаимодействие собеседников, когда  любой из них находится в поле зрения другого и неважно какая реакция — поза, взор, жест могут быть легко замечены и учтены собеседником. Это имеет свои положительные и негативные стороны. С одной стороны, пристальное наблюдение за партнером дает состоятельную информацию о нем, внедрение которой может содействовать наиболее легковесному и скорому установлению взаимопонимания. Но с другой стороны, при таком узком контакте себя разрешено случайно предоставить, выразить какое-то чувство или отношение, которое в реальности хотелось бы скрыть, и это может стать причиной напряженности общения. [1]

Часто выполняет функции  катализатора общения сигарета: закурив, разрешено скрыть свое смущение в  обществе неизвестных людей — " светская " беседа течет проще, когда  собеседники курят. Особый повод  для курения имеется у дам. Их манипуляции с сигаретой нередко  имеют сексуальное смысл, завлекают к ним интерес парней. Характерные женские жесты кокетства непременно подразумевают демонстрацию запястья и полураскрытые, как бы зовущие губки, а лучший метод представить все это — удерживать в руке изящную сигарету и делать легкие затяжки. [3]

Информация о работе Эмпирическое исследование общения в группе