Эмпирическое исследование общения в группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:57, курсовая работа

Описание

Цель нашего исследования: сравнить личность детей, которые имеют благоприятный и неблагоприятный социометрический статус.
Задачи:
Изучить теоретические аспекты проблемы общение как деятельности.
Выявить детей, которые используют общение для достижения благоприятного социометрического статуса.
Сравнить психологические особенности детей с благоприятным статусом и неблагоприятным.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4
1.1Проблема психологии общения 4
1.2. Уровни общения и его особенности в разных условиях 6
1.3.Общение как обмен информацией 10
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕНИЯ В ГРУППЕ 13
2.1 Описание выборки 13
2.2 Описание методик 13
Процедура проведения методики 18
2.3 Анализ и обработка результатов 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 33

Работа состоит из  1 файл

ОБЩЕНИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.docx

— 101.97 Кб (Скачать документ)

Программа общения заблаговременно  вырабатывается каждым соучастником разговора, переговоров, делового совещания и  пр. Однако в ходе общения все  программы всех участников меняются.

Совместная программа  общения появляется как результат  разностороннего обсуждения точек  зрения, понятий, оценок и пр. Общая  программа, подключая согласованные  представления сторон, служит далее  основой сотрудничества, основанием выработки взаимовыгодных отношений.

Процесс общения распадается  на ряд действий, совершающихся попеременно.

 “Вопрос - ответ”, “реплика - возражение”, “утверждение - отрицание”  упорядочивают процесс общения,  задают интуитивно принимаемый  участниками общения ритм обмена  понятиями, очередность введения  в беседу.

Диалог - универсальная форма  общения, модель всего процесса общения. Он связывает все высказывания в  целое пространство соразмышления, формирует эмоциональное и интеллектуальное поле общения. При этом последние (радикальные), взаимоотрицающие суждения формируют полюсы напряжения, точки роста общей программы, взаимоприемлемых положений и тезисов.

Взаимосвязь высказываний - главное условие не только плодотворного  процесса общения, но и самого его  существования. Это, по сути, взаимосвязь  партнеров общения от высказываний друг друга вдохновляет в ходе разговора одномоментно реагировать на противоречие, корректировать ход личных мыслей, направлять собеседника относительно личных намерений( програмки общения), учитывать сиюминутное модифицирование общей программы и т. п.

Обратная ассоциация, т. е. эксплуатационный учет реакции собеседника  и корректировка в связи с  этим собственных действий, оптимизирует, непрерывно улучшает целый ход беседы.

Переход к действиям, ассоциация с практическими деяниями все  время чувствуется в подтексте общения (подготовленность к действиям как результат процесса общения).

Функции общения многообразны - в согласовании с широким кругом практических задач, решаемых в ходе деловых переговоров, беседы, диалога  и т. д. Обобщенная сортировка функций  допускает различение трех их разновидностей.

Коммуникативная функция  реализуется как передача и прием сообщений, познаний (от человека - к человеку, от поколения - к поколению, от культуры - к культуре и т. д.).

Регулятивная функция  “управляет” процессом общения  людей, в ходе которого уточняются (а порой и создаются!) цели, мотивы, ориентиры грядущей совместной или персональной деятельности. Эта функция непрерывно поддерживает обратную связь выражений собеседников. Взаимный контроль суждений, понятий, обговариваемых идей и программ, постоянное ожидание реплики-ответа собеседника( т. е. побуждение беседы) - в данных двух формах и реализуется обратная связь, регулирующая целый процесс общения.

Эмоционально-психическая  функция проявляется как создание комплекса чувств и психических  состояний всякого собеседника  в ходе общения. Эмоции способны подбавить  дополнительную значимость и вес  самым ежедневным словам. Каждый диалог, каждая беседа, воспринимаемые собеседниками как потребность “отвести душу”, выговориться и т. п., приводит в результате к особому эмоциональному взлету (катарсису), т. е. к удовлетворенности общением. И напротив: негативные эмоции, появляющиеся в ходе беседы, способны “досрочно” прекратить деловой контакт.

Единство функций, единовременность их проявления в процессе общения  инициирует все душевные (эмоциональные) и интеллектуальные силы собеседников, превращает общение в явление собственной( а может существовать, и не только собственной) жизни людей. Не случайно так плодотворны диалогические формы общения в журналистике, педагогике, научно-исследовательской деятельности (“мозговой штурм”, к примеру), в искусстве (театр), политике( дискуссия, дебаты).

Результаты общения не принадлежат лишь одному из собеседников - в них концентрируются взаимообусловленные  побуждения участников диалога:

 • сформировать сплошное  сознание, подключить его в индивидуальные  сознания каждого из партнеров  беседы;

 • изменить поведение  в согласовании с изменившимся  сознанием;

 • научиться заного реагировать на новые происшествия;

 • усвоить новую  информацию, новые познания и  на данной основе выработать  надлежащие свойства характера,  новые приемы общения, межличностных  отношений.

Межличностное общение протекает  в диалогической форме методом  последовательного высказывания суждений, сообщений, оценок и т. д. В неофициальной  обстановке эта выкройка общения  перемещает возбудимый характер, служит поддержанию дружественных отношений, выработке единичных взглядов и  укреплению взаимопонимания. В рамках служебных отношений межличностное  общение выступает средством  реализации управленческо-распорядительских отношений (начальник - подвластный, управляющий отдела - служащий, шеф - бюрократ, строевой командир - адъютант и т. д.). Этот тип межличностных отношений регулируется особыми правилами и нормативными актами (к примеру, именитая Табель о рангах, введенная Петром 1 в 1722 году).

В нашем исследовании мы доказали роль влияния общения на личность и её формирование. У детей, которые чаще общаются со сверстниками присутствует положительный социометрический статус, образ Я и в глазах окружающих они носят положительный характер.

Дети, которые не умеют  использовать общение, либо не предрасположены  к этому психологически, например, по типу темперамента и т.д., испытывают трудности в коллективе, имеют  неблагоприятный социометрический статус и низкую самооценку.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Алешина Ю.Б., Петровская Л.А.  Что такое межличностное общение? //Хрестоматия по социальной психологии - М.: Международная педагогическая академия, 2004.
  2. Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2006.
  3. Андреева Г.М.  Предмет социальной психологии и ее место в системе научного знания //Хрестоматия по социальной психологии - М.: Международная педагогическая академия, 1994.
  4. Арнольд А.  Особый повод, чтобы закурить сигарету //«Известия» 16.11.1994г.
  5. Афанасьева Т.А. Социально-психологический климат / ст. – М.: ИСИ МГУДТ, 2003.
  6. Волков И. П. Психология общения и коллектива // Психология / уч-к – М.: Феникс, 1987.
  7. Годфруа Ж.  Что такое психология. Т.2. - М.: Мир, 1992.
  8. Государев Н.А. Психодиагностика. Методология и методики исследования психологических типов / уч-к – М.: Ось, 2009.
  9. Гримак Л.П.  Общение с собой - М.: Изд-во полит. лит-ры, 1991.
  10. Журавлев А. Л. Психология совместной деятельности / переизд. – М.: Институт психологии РАН, 2005.
  11. Зебреева Е.Н. Коммуникативная толерантность во взаимоотношениях сотрудников как условие благоприятного социально-психологического климата служебного коллектива. – М.: Юридическая психология № 3, 2007.
  12. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Владос, 2007.
  13. Корсинин Р., Аэрбах А. Психологическая энциклопедия / 2-е изд. – СПб.: Питер, 2006.
  14. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы / уч. пос. – М.: Аспект Пресс, 2001.
  15. Кули Ч. Х. Человеческая природа и социальный порядок / перевод – М.: Идея-Пресс, 2000.
  16. Лютенс Ф. Организационное поведение. – М.: Инфа-М, 1999.
  17. Морено Я.Л. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе / переизд. – М.: Академический проект, 2000.
  18. Московичи С. (ред.) Социальная психология / перевод – СПб.: Питер, 2007.
  19. Ньюстром Д., Дэвис К. Организационное поведение. – СПб.: Питер, 2000.
  20. Обозов Н. Н. Психология малых групп / Социальная психология // переизд. – СПб.: Питер, 2003.
  21. Пиз А.  Общие понятия о языке жестов //Хрестоматия по социальной психологии - М.: Международная педагогическая академия, 1994.
  22. Поддубный С. Е. Индивидуально-психологические факторы совместимости личности и малой группы / канд. дисс. – М., 2001.
  23. Робер М., Тильман Ф.  Общие сведения о коммуникации //Хрестоматия по социальной психологии - М.: Международная педагогическая академия, 1994.
  24. Смелзер Н.  Социология - М.: Феникс, 1994.
  25. Фролов С.С. Социология организаций. – М.: Гардарики, 2001.

Информация о работе Эмпирическое исследование общения в группе