Эмпирическое исследование общения в группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:57, курсовая работа

Описание

Цель нашего исследования: сравнить личность детей, которые имеют благоприятный и неблагоприятный социометрический статус.
Задачи:
Изучить теоретические аспекты проблемы общение как деятельности.
Выявить детей, которые используют общение для достижения благоприятного социометрического статуса.
Сравнить психологические особенности детей с благоприятным статусом и неблагоприятным.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4
1.1Проблема психологии общения 4
1.2. Уровни общения и его особенности в разных условиях 6
1.3.Общение как обмен информацией 10
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕНИЯ В ГРУППЕ 13
2.1 Описание выборки 13
2.2 Описание методик 13
Процедура проведения методики 18
2.3 Анализ и обработка результатов 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 33

Работа состоит из  1 файл

ОБЩЕНИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.docx

— 101.97 Кб (Скачать документ)

В ситуации групповой споры  и в общественном выступлении  успешность взаимодействия не настолько  существенно зависит от того, как  обе стороны готовы и настроены  на взаимодействие друг с другом, как  в случае двух людей. В большой  аудитории постоянно имеется  вероятность, что какая-то группа людей  станет готова выслушать не чрезвычайно  увлекательную или уде знакомую информацию, когда же перед тобой  лишь один человек, приходится как разрешено  точнее учитывать его взгляды  и вкусы, иначе общение может  не получиться. Именно потому в обстановках  диадического общения в особенности  важны проявления обоюдного энтузиазма, дружелюбия и доверия. Специфика  диадического общения определяется формальными ролями, в которых  находятся собеседники. [1]

1.3.Общение как обмен информацией

 

 Коммуникация — это  процесс передачи информации  от отправителя к получателю. Отправитель, мишень которого  содержится в том, чтобы проявить  на получателя определенное воздействие,  передает то или иное известие  с поддержкой определенного кода. Получатель, чтоб понять это известие, обязан его дешифрировать. В некоторых случаях в роли отправителя выступает один человек, в роли получателя — несколько( преподаватель и воспитанники), случается наоборот, и так, что и отправитель и получатель являются или индивидами, или группами. Цели отправителя могут существовать самыми различными:

 • сообщить информацию;

 • объяснить;

 • дать приказ или  указание;

 • отчитать получателя, сделать ему внушение;

 • поделиться собственным  настроением;

 • высказать свою  точку зрения на тот или  другой вопрос.

 Не одинаковы мишень коммуникации и ее побудительная фактор. Цель — это светлое и точное, намеренное и часто разумное намерение, побудительная причина представляет собой потаенное, настоящее и социальное неодобряемое желание. Очень часто в беседе мы укрываем свою настоящую мишень, побудительную фактор, зная, что она не одобряется социумом. [7]

 Информация передается  с помощью устной и письменной  речи, а также жеста. Передается  еще с поддержкой всеобщего  отношения, мимики — красноречивые  улыбки и поступки время от  времени стоят длинных речей.  Большинство исследователей соглашаются,  что с помощью слов передается  в основном информация, а с  помощью жестов — разное отношение  к данной информации, а иногда  жесты могут подменять и слова.  Когда дама бросает " смертельный  " взор на мужчину, все становится  ясно, хотя при этом она не  раскрывает рта. Вне зависимости  от степени культуры слова  и жесты так сильно зависят  друг от друга, что хорошо  приготовленный человек может  сказать, какой конкретно жест  или какое конкретно движение  делает другой человек, не видя  его, а лишь слыша его слова.  Человек редко думает над тем,  какие движения он делает во  время беседы, и может оказаться так, что он произносит одно, а его жесты очевидно демонстрируют, что он имеет в виду совершенно другое. [6]

 Получаем же мы информацию  с поддержкой чувств. В нашу  эру аудиовизуальных средств слух и зрение — ключевые органы восприятия.

 В организации общения  не последнюю роль играют материальные условия коммуникаци(размещение стола и стульев). Столы и стулья имеют все шансы размещаться по-разному в зависимости от цели собрания.

 Отправитель стоит  личиком к получателям, какие  записывают известия. Это размещение  дозволяет расположить огромное  число людей, но огромное количество  участников затрудняет коммуникацию  получателей с отправителем. " Обратная ассоциация " осуществляется  с трудом. Это термин, взятый из радиотехники означает, что после передачи известия одному или нескольким получателям один их них обращается к отправителю для получения уточнений.

 Круглый стол позволяет  " соединить " людей и избежать  тем самым создание подгрупп. Такое размещение облегчает коммуникацию  между участниками и в некой  степени нейтрализует роль руководителя.

 Лицом к лицу участники  противостоят друг другу в  споры, отстаивая противоположные  интересы. Такая структура не  достаточно способствует коммуникации, побуждая стороны быстрее к  конфронтации, чем к обмену понятиями.  К ней прибегают чаще только  при двусторонних переговорах,  когда руководители размещаются  в центре всякой делегации.

 В треугольнике участники  наблюдают друг друга и могут  просто знаться между собой.  Положение управляющего в предоставленном  случае соответствует расположению " лидера ". Такое размещение  позволяет составить более соучастников, чем " выпуклый стол ", и в  то же время увеличить состояние  руководителя. [7]

Из всего этого следует, что для социальной психологии, как, может быть, ни для какой-никакой  другой науки, актуальна выработка  практических советов, приобретенных  в ходе прикладных исследований. 

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕНИЯ  В ГРУППЕ

2.1 Описание выборки

 

Исследование проводилось  в государственном образовательном  учреждении классах в период с  17 ноября по 22 декабря 2011 года.

В исследовании принимало  участие 5 детей, учащихся 1 «А» класса и 5 детей, учащихся 4 «В» класса. Возраст  испытуемых 7-11 лет, из них 5 девочек  и 5 мальчиков.

Эмпирическое  исследование проводилось в 3 этапа.

На 1 этапе  определили социометрический статус  и выделили детей младшего школьного возраста  с благоприятным  (звёзды; предпочитаемые) и неблагоприятным (избираемые; отвергаемые) социометрическим статусом;

На  2 этапе проведение методик направленных на сравнение  особенностей развития личности и общения  у детей с благоприятным и  неблагоприятным социометрическим статусом.

На  3 этапе количественная и качественная  обработка данных, описание и анализ полученных результатов.

2.2 Описание методик

 

Для  эмпирического исследования использовали следующие методики:

1.Метод «Социометрия».  Для определения социометрического  статуса использовалась методика  вербального выбора «День рождение».

Социометрическая техника  применяется для диагностики  межличностных и межгрупповых отношений  в целях их изменения, улучшения  и совершенствования.

Метод социометрии относится  к главным инструментам социально-психологического изучения небольших групп и коллективов. Кроме того, он выступает еще и  способом исследования личности как  элемента группы. Ценность социометрии увеличивается при ее комплексировании с другими способами изучения личности и группы.

Термин " социометрия " означает измерение межличностных  взаимоотношений в группе. Основоположник социометрии узнаваемый американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено.

1) Наиболее общей задачей  социометрии является исследование  неофициального структурного аспекта  общественной группы и царящей  в ней психологической атмосферы.

Цель изучения: определить статус ребенка в классе.

Материалы и оснащение: листы  протоколов, ручка.

Инструкция. Представь, что  у тебя скоро день рождения и мама тебе говорит: «Пригласи трех ребят  из своего класса  на день рождения! Кого ты пригласишь?»

Проведение методики.

Экспериментатор фиксирует  в социометрической таблице выборы детей.

Таким образом, заполняются  все данные в таблице, после чего осуществляется подсчет выборов, полученных каждым ребенком (по вертикальным столбцам), и записывается в соответствующую  графу матрицы. Далее следует  переходить к выявлению взаимных выборов. Если среди тех, кто его  выбрал, есть дети, выбранные им самим, то это означает взаимность выбора. Эти взаимные выборы обводятся кружком, затем подсчитываются и записываются.

Обработка результатов:

Определение социометрического  статуса каждого ребенка.

Для определения статуса  ребенка использовалась обработка  результатов социометрического  исследования, предложенная Я.Л. Коломинским. Остановимся на кратком описании. Статус ребенка определяется подсчетом полученных им выборов. В соответствии с результатом детей можно отнести к одной из четырех статусных категорий: 1 – «звезды» (5 или более выборов); 2 – «предпочитаемые» (3-4 выбора); 3 – «избираемые» (1-2 выбора); 4 – «отвергаемые» (0 выборов). 1-ая и 2-ая статусные категории являются благоприятными, 3-ья и 4-ая – неблагоприятными.

  1. Коэффициент удовлетворенности каждого ребенка своими отношениями.
  2. КУ определяется как процентное отношение числа сверстников, с которыми у него взаимные выборы, к числу детей которых он сам выбрал.
  3. 75-100% - высокий уровень удовлетворенности
  4. 30-75% - средний уровень удовлетворенности
  5. Менее 30% - низкий уровень

 

2) Методика «Кто Я». Автор  методики: М. Кун, Т. МакПартленд. Модификация, критерий анализа: Т.В. Костяк. Для изучения содержательных характеристик идентичности личности.

Цель: Определить содержательные характеристики идентичности личности.

Материал и оборудование: бланк ответов теста «Кто я»

Процедура проведения обследования.

Инструкция: «Ответьте, пожалуйста, в любой удобной для вас  форме на вопрос «Кто я?»  Постарайтесь дать как можно больше ответов. Они могут быть любыми - слова, словосочетания, прилагательные, существительные, образные выражения и т.д. и т.п.»

Методика  проводиться  в индивидуальной  форме. Для интерпретации  полученных ответов используются различные  варианты классификации ответов.

Анализ полученных данных опирался на компоненты идентичности выделенные  Румянцевой Т.В. Семь компонентов  идентичности, которые включают в  себя  более конкретные показатели, чаще всего  встречающиеся в самоописаниях.

Компоненты идентичности по Румянцевой Т.В.:

  1. Социальное Я (прямое обозначение пола, учебно-профессиональная ролевая позиция, семейная принадлежность, указание на родственные отношения, этническая  идентичность и т.п.)
  2. Коммуникативное Я (восприятие себя членом группы друзей, особенности и оценка взаимодействия с людьми)
  3. Материальное Я (описание своей собственности, оценка своей обеспеченности, отношение к материальным благам, отношение к внешней среде)
  4. Физическое Я (субъективное описание своих физических данных, внешности, фактическое описание своих физических данных, включая описание внешности, болезненных проявлений и местоположения, пристрастия в еде, вредные привычки)
  5. Деятельное Я (занятия, деятельность, интересы, увлечения, опыт, самооценка способности к деятельности, самооценка навыков, умений, знаний, компетенции, достижений.
  6. Перспективное Я (профессиональная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные  с учебно-профессиональной сферой; семейная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с семейным статусом; групповая перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с групповой принадлежностью;  коммуникативная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с друзьями, общением; материальная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с материальной сферой; физическая перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с психофизическими данными; деятельностная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с интересами, увлечениями, конкретными занятиями и достижением определённых результатов;

персональная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные  с персональными особенностями: личностными качествами, поведением и т.п.; оценка стремлений.)

  1. Рефлексивное Я (персональная идентичность: личностные качества, особенности характера, описание индивидуального стиля поведения, персональные характеристики, эмоциональное отношение к себе; глобальное, экзистенциональное «Я»: утверждения, которые глобальны и которые недостаточно проявляют различия одного человека от другого (человек разумный, моя сущность)

Подсчитывается количество самоописаний по всем 7 компонентам.

Определяется отсутствием, наличием и преобладанием данных качеств в самоописании.

 

3.)Для определения особенностей  образа - Я глазами сверстников  использовали методику  "Я глазами  других"( модификация и критерии анализа Т.В. Костяк.)

Цель: Определить особенности  образа-Я глазами сверстников.

Материал и оборудование: бланк  для ответов, лист бумаги, цветные  карандаши.

Процедура исследования: время 5-10 минут

Инструкция: Для рисуночного варианта методики: «Нарисуй на листе бумаги себя таким, каким тебя видят твои одноклассники». Затем проводится беседа, по содержанию «Какой ты глазами одноклассников».

Обработка результатов:

В результате анализу подвергались:

А) рисунок (образный компонент  образа-Я); Б) беседа (вербальный компонент образа-Я)

А) Образный компонент образа-Я: смотрим на содержание рисунка, его цветовую гамму, штриховку, нажим, стирание, размер, сюжет.

Положительный образ-Я (например: преобладание светлых оттенков, желтого, зелёного, голубого, нет стираний, штриховка слабая, нажим лёгкий)

Негативный образ-Я (например: сильный нажим, штриховка, стирание, преобладание тёмных оттенков)

Б) Вербальный  компонент  образа-Я: смотрим на определения (положительные или негативные) по методике «Кто я»

Положительный образ-Я (например: хорошая, добрая, красивая, девочка, ученица, умная, и т.д.)

Негативный образ-Я (например: страшная, непутёвая, со мной не дружат, глупая, некрасивая и т.д. и т.п.)

Сравниваем образный и  вербальный компоненты «образа-Я» и на основе анализа смотрим особенности образа-Я глазами сверстника.

Положительный образ-Я глазами сверстника: если и образный и вербальный  компонент образа я  благоприятный.

Амбивалентный образ-Я глазами сверстника: если один из  компонентов (вербальный или образный) благоприятный.

Информация о работе Эмпирическое исследование общения в группе