Эмпирическое исследование депрессивных состояний у подростков и их коррекция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 06:10, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявление оптимальных методов психологической коррекции и осуществление коррекции депрессивных состояний у подростков.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретическую и научно-практическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить специфику депрессивных состояний в подростковом возрасте.
3. Выявить подростков с депрессивными состояниями.
4. Разработать и реализовать программу коррекции депрессивных состояний в подростковом возрасте и проверить ее эффективность.

Содержание

Введение
3
Глава 1. Теоретические основы возникновения и коррекции депрессивных состояний у подростков
6
1.1 Депрессия как эмоциональное состояние личности
6
1.2. Характеристика депрессивных состояний в подростковом возрасте
12
1.2.1. Основные причины и факторы, влияющие на возникновение депрессивных расстройств у подростков
12
1.2.2. Особенности протекания депрессивных состояний у подростков
22
1.3. Психологические подходы к диагностике и коррекции депрессивных состояний у подростков.
32
Выводы к первой главе
38
Глава 2. Эмпирическое исследование депрессивных состояний у подростков и их коррекция
39
2.1. Диагностика депрессивных состояний
39
2.1.1. Применение «клинического опросника» для выявления и оценки невротических состояний
40
2.1.2. Применение опросника «шкала депрессии Бека» для изучения депрессивных состояний у подростков
45
2.1.3. Применение «методики дифференциальной диагностики депрессивных состояний Цунга» с целью подтверждения результатов
47
2.2. Реализация программы коррекционной работы с депрессивными подростками
50
2.3. Анализ коррекционной работы с депрессивными подростками
57
Заключение
61
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

Курсовая - копия.doc

— 696.00 Кб (Скачать документ)

  37. Вы обращали внимание на то, что руки или ноги у Вас находятся в беспокойном движении?

  38. Беспокоит ли Вас, что вы не можете освободиться от постоянно возвращающихся навязчивых мыслей (мелодия, стихотворение, сомнения)?

  39. Вы легко потеете при волнениях?

  40. Бывает ли у Вас страх оставаться в одиночестве в пустой квартире?

  41. Чувствуете ли Вы у себя нетерпеливость, непоседливость или суетливость?

  42. У Вас бывают головокружения или тошнота к концу рабочего дня?

  43. Вы плохо переносите транспорт (Вас «укачивает» и Вам становится дурно)?

  44. Даже в теплую погоду ноги и руки у вас холодные (зябнут)?

  45. Легко ли Вы обижаетесь?

  46. У Вас бывают навязчивые сомнения в правильности Ваших поступков или решений?

  47. Не считаете ли Вы, что Ваш труд на работе или дома недостаточно оценивается окружающими?

  48. Вам часто хочется побыть одному?

  49. Вы замечаете, что Ваши близкие относятся к Вам равнодушно или даже неприязненно?

  50. Вы чувствуете себя скованно или неуверенно в обществе?

  51. Бывают ли у Вас головные боли?

  52. Замечаете ли Вы, как стучит или пульсирует кровь в сосудах, особенно если вы волнуетесь?

  53. Совершаете ли Вы машинально ненужные действия (потираете руки, поправляете одежду, приглаживаете волосы и т.д.)?

  54. Вы легко краснеете или бледнеете?

  55. Покрывается ли Ваше лицо, шея или грудь красными пятнами при волнениях?

  56. Приходят ли Вам на работе мысли, что с Вами может неожиданно что-то случиться и Вам не успеют оказать помощь?

  57. Возникают ли у вас боли или неприятные ощущения в области желудка, когда Вы расстраиваетесь?

  58. Приходят ли Вам мысли, что Ваши подруги (друзья) или близкие более счастливы, чем Вы?

  59. Бывают ли у Вас запоры или поносы?

  60. Когда Вы расстраиваетесь у Вас бывает отрыжка или тошнота?

  61. Прежде чем принять решение Вы долго колеблетесь?

  62. Легко ли меняется Ваше настроение?

  63. При расстройствах у Вас появляется зуд кожи или сыпь?

  64. После сильного расстройства Вы теряли голос или у Вас отнимались руки или ноги?

  65. У Вас повышенное слюноотделение?

  66. Бывает ли, что Вы не можете один перейти улицу, открытую площадь?

  67. бывает ли, что Вы испытываете сильное чувство голода, а едва начав есть, быстро насыщаетесь?

  68. У Вас возникает чувство, что во многих неприятностях виноваты Вы сами?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2

Бланк опросника «Шкала депрессии Бека»:

  1.  

o 0 Я не чувствую себя расстроенным, печальным.

o 1 Я расстроен.

o 2 Я все время расстроен и не могу от этого отключиться.

o 3 Я настолько расстроен и несчастлив, что не могу это выдержать.

2.                   

o 0 Я не тревожусь о своем будущем.

o 1 Я чувствую, что озадачен будушим.

o 2 Я чувствую, что меня ничего не ждет в будущем.

o 3 Мое будущее безнадежно, и ничто не может измениться к лучшему.

3.                   

o 0 Я не чувствую себя неудачником.

o 1 Я чувствую, что терпел больше неудач, чем другие люди.

o 2 Когда я оглядываюсь на свою жизнь, я вижу в ней много неудач.

o 3 Я чувствую, что как личность я - полный неудачник.

4.                   

o 0 Я получаю столько же удовлетворения от жизни, как раньше.

o 1 Я не получаю столько же удовлетворения от жизни, как раньше.

o 2 Я больше не получаю удовлетворения ни от чего.

o 3 Я полностью не удовлетворен жизнью. и мне все надоело.

5.                   

o 0 Я не чувствую себя в чем-нибудь виноватым.

o 1 Достаточно часто я чувствую себя виноватым.

o 2 Большую часть времени я чувствую себя виноватым.

o 3 Я постоянно испытываю чувство вины.

6.                   

o 0 Я не чувствую, что могу быть наказанным за что-либо.

o 1 Я чувствую, что могу быть наказан.

o 2 Я ожидаю, что могу быть наказан.

o 3 Я чувствую себя уже наказанным.

7.                   

o 0 Я не разочаровался в себе.

o 1 Я разочаровался в себе.

o 2 Я себе противен.

o 3 Я себя ненавижу.

8.                   

o 0 Я знаю, что я не хуже других.

o 1 Я критикую себя за ошибки и слабости.

o 2 Я все время обвиняю себя за свои поступки.

o 3 Я виню себя во всем плохом, что происходит.

9.                   

o 0 Я никогда не думал покончить с собой.

o 1 Ко мне приходят мысли покончить с собой, но я не буду их осуществлять.

o 2 Я хотел бы покончить с собой.

o 3 Я бы убил себя, если бы представился случай.

10.              

o 0 Я плачу не больше, чем обычно.

o 1 Сейчас я плачу чаще, чем раньше.

o 2 Теперь я все время плачу.

o 3 Раньше я мог плакать, а сейчас не могу, даже если мне хочется.

11.              

o 0 Сейчас я раздражителен не более, чем обычно.

o 1 Я более легко раздражаюсь, чем раньше.

o 2 Теперь я постоянно чувствую, что раздражен.

o 3 Я стал равнодушен к вещам, которые меня раньше раздражали.

12.              

o 0 Я не утратил интереса к другим людям.

o 1 Я меньше интересуюсь другими людьми, чем раньше.

o 2 Я почти потерял интерес к другим людям.

o 3 Я полностью утратил интерес к другим людям.

13.              

o 0 Я откладываю принятие решения иногда, как и раньше.

o 1 Я чаще, чем раньше, откладываю принятие решения.

o 2 Мне труднее принимать решения, чем раньше.

o 3 Я больше не могу принимать решения.

14.              

o 0 Я не чувствую, что выгляжу хуже, чем обычно.

o 1 Меня тревожит, что я выгляжу старым и непривлекательным.

o 2 Я знаю, что в моей внешности произошли существенные изменения, делающие меня непривлекательным.

o 3 Я знаю, что выгляжу безобразно.

15.              

o 0 Я могу работать так же хорошо, как и раньше.

o 1 Мне необходимо сделать дополнительное усилие, чтобы начать делать что-нибудь.

o 2 Я с трудом заставляю себя делать что-либо.

o 3 Я совсем не могу выполнять никакую работу.

16.              

o 0 Я сплю так же хорошо, как и раньше.

o 1 Сейчас я сплю хуже, чем раньше.

o 2 Я просыпаюсь на 1-2 часа раньше, и мне трудно заснуть опять.

o 3 Я просыпаюсь на несколько часов раньше обычного и больше не могу заснуть.

17.              

o 0 Я устаю не больше, чем обычно.

o 1 Теперь я устаю быстрее, чем раньше.

o 2 Я устаю почти от всего, что я делаю.

o 3 Я не могу ничего делать из-за усталости.

18.              

o 0 Мой аппетит не хуже, чем обычно.

o 1 Мой аппетит стал хуже, чем раньше.

o 2 Мой аппетит теперь значительно хуже.

o 3 У меня вообще нет аппетита.

19.              

o 0 В последнее время я не похудел или потеря веса была незначительной.

o 1 За последнее время я потерял более 2 кг.

o 2 Я потерял более 5 кг.

o 3 Я потерял более 7 кr.

20.              

o 0 Я беспокоюсь о своем здоровье не больше, чем обычно.

o 1 Меня тревожат проблемы моего физического здоровья, такие, как боли, расстройство желудка, запоры и т.д.

o 2 Я очень обеспокоен своим физическим состоянием, и мне трудно думать о чем-либо другом.

o 3 Я настолько обеспокоен своим физическим состоянием, что больше ни о чем не могу думать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 3

Бланк методики дифференциальной диагностики депрессивных состояний Цунга:

Инструкция: "Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет".

 А – никогда или изредка

 В – иногда

 С – часто

 D – почти всегда или постоянно

Утверждения

А

В

С

D

1. Я чувствую подавленность

1

2

3

4

2. Утром я чувствую себя лучше всего

1

2

3

4

3. У меня бывают периоды плача или близости к слезам

1

2

3

4

4. У меня плохой ночной сон

1

2

3

4

5. Аппетит у меня не хуже обычного

1

2

3

4

6. Мне приятно смотреть на привлекательных женщин, разговаривать с ними, находиться рядом

1

2

3

4

7. Я замечаю, что теряю вес

1

2

3

4

8. Меня беспокоят запоры

1

2

3

4

9. Сердце бьется быстрее, чем обычно

1

2

3

4

10. Я устаю без всяких причин

1

2

3

4

11. Я мыслю так же ясно, как всегда

1

2

3

4

12. Мне легко делать то, что я умею

1

2

3

4

13. Чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте

1

2

3

4

14. У меня есть надежды на будущее

1

2

3

4

15. Я более раздражителен, чем обычно

1

2

3

4

16. Мне легко принимать решения

1

2

3

4

17. Я чувствую, что полезен и необходим

1

2

3

4

18. Я живу достаточно полной жизнью

1

2

3

4

19. Я чувствую, что другим людям станет лучше, если я умру

1

2

3

4

20. Меня до сих пор радует то, что радовало всегда

1

2

3

4

 

 

 

 

 

Приложение № 4

Описание упражнений. Упражнения разминки.

        «Баранья голова». Цель: в быстрой и непринужденной форме познакомиться, запомнить имена. 

Инструкция: « Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. В данной группе нам предоставляется шикарная возможность, обычно не доступная в реальной жизни, - выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, скажем, все зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались «Леночка» или «Ленуля». Есть люди, которые в детстве имели забавную кличку и были бы не против, чтобы и сейчас в неформальной обстановке к ним обращались именно так. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя. Все остальные члены группы и ведущий в течение всей совместной работы будут обращаться к вам только по этому имени.

А теперь представимся друг другу. Сделаем это так, чтобы сразу и прочно запомнить все игровые имена. Наше представление будет организовано так: первый участник называет свое имя, второй – имя предыдущего и свое, третий – имена двух предыдущих и свое и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена всех членов группы, сидящих перед ним. Записывать имена нельзя – только запоминать. Эта процедура называется «Баранья голова». Почему? Если вы, называя своих партнеров, забыли чье-то имя, то произносите «баранья голова», конечно, имея в виду себя, а не того, кого забыли. Дополнительное условие – называя имя человека, обязательно посмотреть ему в глаза.

«Рекламный ролик». Цель: развитие  навыка эмпатии, сплочение группы, развитие коммуникативных навыков.

Инструкция: - Всем нам хорошо известно, что такое реклама. Ежедневно мы множество раз видим рекламные ролики на экранах телевизоров и имеем представление, какими разными могут быть презентации того или иного товара. Поскольку мы все – потребители рекламируемых товаров, то не будет преувеличением считать нас специалистами по рекламе. Вот и представим себе, что здесь мы собрались для того, чтобы создать свой собственный ролик для какого-то товара.

Наша задача – представить этот товар публике так, чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, заинтересовать им. Все – как в обычной деятельности рекламной службы. Но один маленький нюанс – объектом нашей рекламы будут являться… конкретные люди, сидящие здесь, в этом кругу. Каждый из вас вытянет карточку, на которой написано имя одного из участников группы. Может оказаться, что вам достанется карточка с вашим собственным именем. Ничего страшного! Значит, вам придется рекламировать самого себя. В нашей рекламе будет действовать еще одно условие: вы не должны называть имя человека, которого рекламируете. Более того, вам предлагается представить человека в качестве какого-то товара или услуги.

Информация о работе Эмпирическое исследование депрессивных состояний у подростков и их коррекция