Эмоции и чувства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:32, реферат

Описание

Все с чем сталкивается человек в своей жизни, вызывает у него то или иное отношение. Определенное отношение человека проявляется даже к отдельным качествам и свойствам окружающих объектов. Сфера чувств включает в себя досаду и патриотизм, радость и страх, восторг и горе.

Работа состоит из  1 файл

психология.docx

— 49.54 Кб (Скачать документ)

 

6.  Педантичный тип.  Ведет себя как бюрократ, предъявляя  людям много чисто формальных  требований. Иногда изводит домашних  чрезмерными претензиями на аккуратность. Его привлекательные черты характера: добросовестность, аккуратность, надежность и ответственность в делах.

 

7.  Тревожный тип. Неуверенный в себе, робкий и малообщительный,  с преобладанием плохого настроения. Редко конфликтует с окружающими людьми, выступая в конфликтах в основном в пассивной роли. Положительные черты характера: дружелюбие, самокритичность,  добросовестность, ис­полнительность.

 

8.  Эмфтивный тип. Чрезмерно эмоционален, слезлив. Имеет достаточно узкий, ограниченный круг общения. Однако людей, с которыми близко общается, такой человек понимает с полуслова. Редко вступает в конфликту с окружающими, обиды носит в себе. Положительные черты характера: доброта, сострадание к людям, чувство долга, исполнительность.

 

9.  Демонстративный тип.  Самоуверенный, имеет завышенные  притязания, провоцирует конфликты,  но при этом сам активно  защищается, если на него нападают. Характеризуется стремлением к  лидерству, жаждой власти и  похвалы, эгоистичен, лицемерен, хвастлив, отлынивает от работы. Среди положитель­ных черт: обходительность, способность увлекать других людей, артистичность, неординарность поступков и мышления.

 

10.     Экзальтированный  тип.  Отличается  высокой  контактностью  и общительностью, словоохотливостью  и влюбчивостью. Привязан и внимателен к друзьям и близким. Часто вступает в споры с людьми, но не доводит дело до конфликта. Подвержен сиюминутным настроениям и панике. Другие положительные осо­бенности: имеет хороший вкус, проявляет сострадание к людям, обладает искренними чувствами.

 

11. Экстравертированный тип. Отличается высокой контактностью, имеет массу знакомых и друзей. Сло­воохотлив, проявляет интерес ко всему. Редко вступает в конфликты с окружающими людьми, играя в них обычно пассивную роль. Не претендует на лидерство, уступая его другим людям, предпочитает подчиняться другим и находиться в тени. Неприятные черты характера: легкомыслие, необдуманность поступков, подверженность влиянию других людей, страсть к развлечениям. Располагает такими положительными чертами характера, как внимание к людям, готовность выслушать, помочь, исполнительность.

 

12. Интровертированный   тип.   Отличается   замкнутостью, низкой контактностью, склонностью к фило­софствованию, оторванному от реальности. Любит одиночество, редко вступает в конфликты с окружающими людьми. Отрицательные черты характера: упрямство, негибкость мышления, упорное отстаивание своих, не всегда правильных,  идей.  Обладает также такими привлекательными чертами как сдержанность, наличие твердых убеждений, принципиальность.

 

В типологии характеров А. Личко представлены одиннадцать типов акцентуированных характеров подростков:

 

1. Гипертимный тип. Отличается общительностью, подвижностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события вносит много шума, любит шумные компании сверстников. Неусидчив, недостаточно дисциплинирован, учится неровно, при общих достаточно хороших способностях. Настроение всегда приподнятое. С взрослыми людьми, с родителями и учителями, нередко провоцирует конфликты.

 

2. Циклоидный тип. Отличается  повышенной, периодически наступающей  раздражительностью, склонностью к  апатии, которая также появляется  время от времени. Подростки  данного типа предпочитают оставаться  дома вместо того, чтобы находиться  в шумных компаниях среди сверстников,  на улице или вне дома. На  замечания в свой адрес реагируют  раздражительно, тяжело переживают  происходящие с ними неприятности.

 

3.  Лабильный тип. Крайне  изменчив и непредсказуем в  своем настроении, причем поводы  для смены настроения: могут оказаться  самыми незначительными. Вместе  с тем, подростки этого типа  хорошо понимают и чувствуют  отношение к себе со стороны  окружающих людей.

 

 

4.  Астеноневротический тип. Характеризуется повышенной капризностью и мнительностью, утомляемо­стью и раздражительностью, особенно в моменты выполнения сложной умственной работы.

 

5.  Сенситивный тип.  Этому типу людей свойственна  повышенная чувствительность к  людям. Они не любят больших,  шумных компании, азартных игр,  обычно бывают робкими и застенчивыми  и нередко производят впечатление  замкнутости. В действительности  же бывают вполне открытыми  и общительными, но только в  узком кругу знакомых людей.  У них довольно рано обнаруживается  выраженное чувство долга, высокие  моральные требования к себе  и к окружающим людям, повышенное  старание и усердие.

 

6.  Психастенический тип.  Подростки такого типа отличаются  ранним и ускоренным психологическим  раз­витием, нередко обгоняя в развитии своих сверстников. Они склонны к самоанализу. Самоуверенность у них нередко сочетается с нерешительностью, а безапелляционность суждений - с их непродуманностью  и склонностью к преждевременным действиям.

 

7.  Шизоидный тип. Отличается  повышенной замкнутостью, предпочитает  быть один. Нередко проявляет  безразличие к окружающим людям,  плохо понимает их состояние,  не погружается в фантазии  и грезы, оторванные от реальной  действительности.

 

8.  Эпилептоидный тип. Такие подростки часто плачут, изводят окружающих людей. Любят мучить живот­ных, дразнить младших по возрасту детей, издеваться над беспомощными. В компаниях сверстников ведут себя как диктаторы. Типичные черты: жестокость, властность, эгоизм.

 

9.   Истероидный тип. Обладает склонностью впадать в истерику. Отличается эгоизмом, стремлением привлекать к себе особое внимание. Нередко наблюдается позерство, театральность поведения. С трудом выносит, когда кому-либо уделяют больше внимания, чем ему. Отличается чрезмерными претензиями на исключительное положение среди сверстников.

 

10.  Неустойчивый тип.  Это - слабовольный человек, обнаруживающий  склонность подчиняться складыва­ющимся обстоятельствам. Стремится к развлечениям, причем без разбора, а также к праздности и безделью. Отсутствуют какие-либо серьезные интересы и увлечений, практически не думает о своем, в том числе профессиональном, будущем.

 

11.  Конформный тип. Демонстрирует  постоянную склонность и готовность  менять свои взгляды и поведение  по соображениям личной выгоды, в угоду тем людям, от которых  он зависит. Это - приспособленец, готовый ради собственных интересов  предать других людей, покинуть  их в трудную минуту, причем  почти всегда такой человек находит оправдание своим аморальным поступкам.

 

Интересно сопоставить между  собой эти две типологии характеров для того, чтобы установить, что  в них общее и что различное. Общее, по-видимому, говорит о том, что акцентуации характеров у  детей и у взрослых людей являются типичными и достаточно устойчивыми. Различное в этих двух типологиях позволяет определить, чем акцентуации характеров у подростков отличаются от акцентуаций характеров взрослых людей. На основе такого сравнения можно сделать вывод о том, какие из акцентуаций характера свойственны подросткам и не присущи взрослым людям.

 

Э.Фромм выделяет и описывает следующие социальные типы характеров людей:

 

1. Мазохист-садист.   Этот   тип   характера   отличается  склонностью человека видеть  причины своих неудач или в  самом себе (мазохист), или в окружающих  людях (садист). Соответственно, борясь  против неудач, такой человек  или изводит самого себя, проявляя  мазохистские склонности, или подавляет,  издевается над другими людьми, демонстрируя садистские склонности. Этот тип людей обладает тщательно  скрываемым от окружающих людей  чувством собственной неполноценности. Такие люди публично могут упиваться самокритикой, принимать на себя вину и тем самым привлекать к себе, вызывать сочувствие окружающих людей. Вместе с тем, получив в свои руки власть над людьми, они под­чиняют их себе, своим планам или идеям при помощи различного принуждения.

 

2. Разрушитель. Это тип  человека, который отличается ярко  выраженной агрессивностью, активным  стремлением к уничтожению того, что, по его мнению, представляет  для него серьезную угрозу, порождает  его неудачи и фрустрацию. Стремясь  как-то избавиться от гнетущего  чувства бессилия, люди такого  типа начинают все разрушать.  В периоды революций, социальных  потрясений, государственных переворотов  они выступают в качестве основной  социальной силы, разрушающей старое, в том числе и то, что не  стоило бы разрушать.

 

3. Конформист-автомат. Это  человек, который, столкнувшись  с трудностями, угрожающими ему  неудачей предпочитает не бороться  с этими трудностями, а обходить  их, приспосабливаясь к сложившейся  ситуации. Он бездумно и беспрекословно  подчиняется обстоятельствам, авторитетам,  любым требования и любым социальным  влияниям, даже если они противоречат  его собственным принципам и  взглядам, и делает это исключительно  из соображений конъюнктуры и  личной выгоды.

 

Типология социальных характеров людей, предложенная Э. Фроммом, достаточно правдиво отражает типы характеров значительной части людей, живущих в современном обществе, и поэтому, несмотря на то что она была разработана почти 50 лет назад, представляет интерес в наши дни в связи с тем, что наше общество в настоящее время проходит через исторический этап своего развития, похожий на тот, в который создавалась типология социальных характеров Э.Фромма.

 

3. Формирование характера.

 

 

Формирование характера  происходит в первой половине дошкольного  детства, и мы можем констатировать, что примерно к 2-3 годам ребенок  имеет свой характер. Однако первые проявления характера еще не являются убедительным доказательством того, что характер ребенка полностью  сформировался. Они, скорее, выступают  лишь как начало его формирования. Этот процесс продолжается еще как  минимум 10-15 лет после того, как  признаки первых черт характера стали  реально проявляться в поведении  ребенка.

 

Вместе с тем на сформулированный выше вопрос однозначно ответить нельзя. Дело в том, что сформированный характер человека представляет собой устойчивую, согласованную систему самых разнообразных черт характера, а они появляются и начинают развиваться в разное время жизни. К примеру первые признаки наличия у ребенка простейших волевых чёрт характера действительно относятся к указанному выше возрасту, то есть к 2-3 годам. Первые признаки деловых черт характера отчетливо обнаруживаются лишь 1-2 года спустя, когда ребенок включается в игры. Наконец, явные признаки наличия определенных коммуникативных черт характера чаще всего просматриваются в психологии и поведении ребенка только в начале того периода жизни, когда ребенок вступает в непосредственное деловое общение с разными людьми, то есть в период появления групповых игр. Данный период относится к возрасту 4-5 лет.

 

Определенно говорить о том, что все основные черты характера  появились и начали развиваться  у ребенка, мы можем лишь тогда, когда  в его психике и поведении  обнаружились и волевые, и деловые, и коммуникативные черты характера, то есть когда ребенок достиг 4-5 лет. Однако это будет неправильно, если иметь в виду только первые черты  характера, потому что они появляются у ребенка уже в 2-3 года. Правильное решение данной проблемы видится  в том, чтобы указать не точный возраст появления тех или  иных черт характера, а определенный возрастной диапазон, в пределах которого появляются и начинают развиваться  основные группы черт характера. Это  возраст от 2-3 до 5-6 лет.

 

В дошкольном возрасте только закладываются основы характера  человека, вернее, черты, которые мы обозначили как первичные или  базисные. Когда ребенок поступает  в школу, развитие его характера  продолжается, в его психологии начинают складываться и в реальном поведении  проявляться вторичные или ситуационные черты характера.

 

Однозначной связи или  зависимости между чертами характера, которые сложились и проявились раньше, и чертами характера, которые  складываются и оформляются позднее, нет. Например, на основе экстраверсии как первичной черты характера  у ребенка могут появиться  и развиться такие разные черты  характера, как общительность, контактность, внимание к людям, интерес к происходящему  вокруг, склонность к профессиям, связанным  с общением, и многие другие. На основе такой базисной черты характера, как интроверсия, в свою очередь, могут возникнуть замкнутость, неразговорчивость, нелюбовь к людям, интерес к профессиям, не предполагающим общение с людьми, и т.д.

 

То, в каком направлении  пойдет дальнейшее развитие характера  ребенка после того, как в его  психологии и поведении проявились первые черты характера, зависит  от многих обстоятельств жизни. Некоторые  из них будут рассмотрены далее. Сейчас же отметим, что если первичные  или базисные черты характера  оказались не вполне благоприятными, то это не означает, что дальнейшее развитие характера обязательно  пойдет по аномальному пути. Если первые черты характера ребенка оказались  положительными, то вовсе не обязательно, что и последующие черты характера, сформировавшиеся на этой основе, также  окажутся положительными.

 

Чаще бывает так, что на базе положительных первичных черт характера формируются положительными и вторичные черты характера, а на основе отрицательных базисных черт складываются другие отрицательные черты характера.

 

Вначале на формирующийся  характер ребенка оказывает влияние  то, как обращаются с ним взрослые. Если ухаживающие за ребенком люди часто общаются с ним, общение  это эмоционально положительное, а  основные потребности ребенка постоянно  и полностью удовлетворяются, то с раннего детства в нем  на­чинают формироваться положительные черты характера, такие, например, как открытость и доверие к людям.

 

Если взрослые люди, которые  ухаживают за младенцем, не уделяют  ему должного внимания, редко общаются с ним, не проявляют при этом положительных  эмоций, не полностью удовлетворяют  его основные потребности, то у ребенка  могут формироваться противоположные  черты характера, такие, как замкнутость  и недоверие к людям.

Информация о работе Эмоции и чувства