Эмоции и чувства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 10:51, контрольная работа

Описание

Когда человек воспринимает предметы и явления окружающего мира, он всегда как-то относится к ним, причем это не холодное, рассудочное отношение, а своеобразное переживание. Одни события вызывают у него радость, другие — негодование, одни вещи ему нравятся, другие вызывают у него неудовольствие, одних людей он любит, к другим равнодушен, третьих ненавидит; что-то его сердит, кое-чего он боится; некоторыми своими поступками он гордится, других стыдится.

Содержание

1. Введение.
2. Понятие об эмоциях.
3. Основные функции эмоций.
4. Отличия эмоций от ощущений и чувств.
5. Классификация и виды эмоций.
6. Психологические теории эмоций.
7. Эмоции и личность.
8. Связь эмоций и потребностей человека.
9. Индивидуальное своеобразие эмоций и чувств.
10. Развитие эмоционально- личностной сферы у человека.
11. Заключение.
12. Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа.doc

— 192.50 Кб (Скачать документ)


Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Дальневосточный государственный университет путей сообщения

 

 

 

 

Кафедра «Психология»

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Психология и педагогика»

Тема: «Эмоции и чувства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Ким Ю.Т.

Шифр: К08-ПГС-241     

Поверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск

2012

Содержание

1.      Введение.

2.      Понятие об эмоциях.

3.      Основные функции эмоций.

4.      Отличия эмоций от ощущений и чувств.

5.      Классификация и виды эмоций.

6.      Психологические теории эмоций.

7.      Эмоции и личность.

8.      Связь эмоций и потребностей человека.

9.      Индивидуальное своеобразие эмоций и чувств.

10. Развитие эмоционально- личностной сферы у человека.

11. Заключение.

12. Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Когда человек воспринимает предметы и явления окружающего мира, он всегда как-то относится к ним, причем это не холодное, рассудочное отношение, а своеобразное переживание. Одни события вызывают у него радость, другие — негодование, одни вещи ему нравятся, другие вызывают у него неудовольствие, одних людей он любит, к другим равнодушен, третьих ненавидит; что-то его сердит, кое-чего он боится; некоторыми своими поступками он гордится, других стыдится. Удовольствие, радость, горе, страх, гнев, любовь — все это формы переживания человеком своего отношения к различным объектам; они называются чувствами или эмоциями.

Чувствами или эмоциями называют переживание человеком своего отношения к тому, что он познает или делает, к другим людям и самому себе. В обыденной речи часто слово «чувства» употребляют в смысле «ощущения». Говорят об органах чувств, хотя, если подходить строго, их надо называть органами ощущений, так как ни наш глаз, ни наше ухо или кожа не являются органами радости или горя, удовольствия или страха. Хотя и говорят: «Я ощущаю радость, чувствуя аромат цветка», но правильнее сказать наоборот: «Я чувствую радость, ощущая аромат цветка». Об этом надо помнить, потому что на этой основе возникает путаница между ощущениями и чувствами.

Выше мы употребили слова «чувства» и «эмоции» в качестве синонимов. Но в сущности эти два понятия отличаются друг от друга. Эмоции — более простое, непосредственное переживание в данный момент. Чувства выражаются в эмоциях (например, чувство советского патриотизма может выражаться в эмоции радости в связи с успехами советских космонавтов, эмоции гнева в связи с клеветой кучки недоброжелателей в адрес нашего общественного строя), но не беспрерывно и в данный момент могут не выражаться в каком-либо конкретном переживании.

В дальнейшем изложении мы будем различать понятия эмоции и чувства.

             

Понятие об эмоциях.

 

Эмоциями называются такие психические процессы, в которых человек переживает свое отношение к тем или иным явлениям окружающей действительности; в эмоциях получают свое отражение также различные состояния организма человека, его отношение к собственному поведению и к своей деятельности.

Эмоции не могут возникнуть сами собой, без причины. Источник эмоций — объективная действительность в ее соотнесении с потребностями человека. То, что связано с прямым или косвенным удовлетворением потребностей человека — как простейших, органических, так и потребностей, обусловленных его общественным бытием,— вызывает у него положительные эмоции (удовольствие, радость, любовь). То, что препятствует удовлетворению этих потребностей, вызывает отрицательные эмоции (неудовольствие, горе, печаль, ненависть).

 

Значение эмоций в жизни человека.

             

Значение эмоций и чувств в жизни и деятельности человека чрезвычайно велико. Они побуждают человека к деятельности, помогают преодолевать трудности в учении, работе, творчестве. Эмоции и чувства часто определяют поведение человека, постановку им тех или иных жизненных целей. Равнодушный, безразличный ко всему человек не способен ставить и решать большие жизненно значимые задачи, добиваться настоящих успехов и достижений. В. И. Ленин указывал, что «без «человеческих эмоций» никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины».

Велико значение эмоций и чувств в учебной деятельности. Эмоционально взволнованный рассказ учителя или эмоционально насыщенный материал вызывает эмоциональный подъем и у школьников, а в этом состоянии их восприятие обострено. Скучный урок вызывает апатичное состояние, ученики на таких уроках плохо воспринимают материал.

Эмоции влияют и на сферу восприятия: память, мышление, воображение. Негативные эмоции  порождают чувство печали, скорби, уныния, зависти, злобы, более того, часто повторяясь, они могут вызвать психогенные  кожные заболевания: экзему, нейродермиты, секреторные и трофические изменения кожи - выпадение или  поседение волос.

Острое эмоциональное  напряжение может  проявляться самыми различными болезненными  ощущениями - чрезмерной потливостью, тошнотой, потерей аппетита у одних или чувством  неутолимого голода, жажды у других.

Такие функциональные изменения  самочувствия и деятельности внутренних  органов обусловлены отклонениями в вегетативной  нервной системе.

Эмоции и мышление взаимосвязаны и потому существует  связь между  характером мыслей, приходящих в голову, и настроением. Так, благотворно  влияет на общее самочувствие приятная мысль, способствующая решению любой сложной задачи.

Эмоциональные межличностные отношения имеют свою определенную динамику. Они могут достигать величайшей напряженности и постепенно угасать или критически  разрушаться или разрешаться. Само время стирает в памяти трагическое, забываются пережитые страдания, становятся менее  значимыми прошлые обиды и огорчения.

Эмоции выполняют функцию оценки, являясь своеобразной системой сигналов, посредством которых субъект узнает о значимости происходящего. На это указывал и Грот (1879-1880) в своих работах, а также и ряд современников.

Умение человека  сдерживать свои чувства, откладывая их проявление до более  подходящего момента, зависит от эффективности работы мозга. Одни люди рациональны, другие- импульсивны. Разумно развивать в себе терпеливость, учиться сдерживать свой язык, чтобы не обострять взаимоотношений с близкими и друзьями. Хорошо устроенный мозг стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.

От доброго человека всегда исходит душевная теплота, он более эмоционален, чем рассудочный, душевно холодный человек. Душевно холодные люди не могут ни сочувствовать чужому горю, ни радоваться успеху, удаче близкого человека. Типичную холодность представил И.С. Тургенев в образе Базарова в романе « Отцы и дети».

Чувство удовольствия, приятные ощущения человек всегда стремится  не только усилить, но и повторить. При этом он  действует неосознанно, импульсивно, т.е. его  психологическое состояние недифференцированно. Для того, чтобы удовольствие продлить и сделать приятным, необходимо его сократить. « Всякое удовольствие усиливается от той страсти, которая может нас  лишить его,- писал Сенека.- Наслаждаться всегда, значит, не наслаждаться вовсе. Владей страстями, иначе страсти овладеют тобой».

При некоторых формах  невроза  больной  может испытывать и «чувство потери чувства», т.е. мучительное бесчувствие, тягостное эмоциональное опустошение, безвозвратную утрату, способность радоваться и страдать. У больных шизофренией, например, восприятие не отожествляется с реальными образами и не проецируется вовне. Больные «слышат» голоса,   звучащие в голове, видят «внутренним глазом», говорят о запахах, исходящих из головы, но в реальности всего этого  не существует.

Человек нередко  переживает чувство собственной неполноценности, чаще всего это бывает в детстве и накладывает отпечаток на формирование и развитие личности. Преодоление чувства  собственной неполноценности более гармонично протекает в молодом возрасте, когда организм и его нервная  система легче приспосабливаются к переменам. В пожилом же возрасте, особенно в старости попытки перекомпенсирования более болезненны.

Компенсация чувства собственной  неполноценности может быть   полезной  для индивида и для общества, если он активизируется в учебе, каких-то увлечениях, общественной жизни. Но бывает, что человек пытается найти душевный комфорт за счет алкоголя, курения, лекарственных наркотических веществ и др. Этим только обостряются проблемы.

Алексеева Л.В. указывает на то, что влияние эмоций на человека  гораздо значимее потребностей. Человек легко отказывается от  удовлетворения потребности, если это связано у него с отрицательными переживаниями, или стремится получить удовольствие, понимая, что нельзя или вредно.

Человек оказывается во власти эмоции, даже если она и не очень сильна. Он практически беззащитен, когда плачет или смеется.

 

Итак, эмоции могут быть непосредственным сигналом, оценкой, побудителем действия или бездействия, лежать в основе энергетики самого индивида.

 

Основные функции эмоций.

 

Эмоции выполняют целый ряд специфических функций. Важной функцией эмоций является коммуникативная функция. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление.

Регулирующая функция чувств выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды или мешают протеканию деятельности, блокируют ее. Регулятивные механизмы эмоций могут снимать избыток эмоционального возбуждения или способствовать его нарастанию. Так, например, тоска, отчаяние, горе глубоко потрясают все существо человека: они не только причиняют психическую боль, но вызывают и органические изменения, которые могут приобрести характер болезненных расстройств. Сохранять такое психическое состояние крайне опасно, в то же время снять его посредством какой-либо целенаправленной деятельности человек часто бывает бессилен. Также опасны для человека и бурные потрясения радости, ликования, восторга, если бы они не разряжались в форме мышечных движений, смеха, возгласов.

Сигнальная функция чувств выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека. Сигнальная функция эмоций связана с воздействием человека или животного на другой живой объект. Эмоция, как правило, имеет внешнее выражение (экспрессию), с помощью которой человек или животное сообщает другому о своем состоянии. Это помогает взаимопониманию при общении, предупреждению агрессии со стороны другого человека или животного, распознаванию потребностей и состояний, имеющихся в данный момент у другого субъекта. Сигнальная функция эмоций часто соче­тается с ее защитной функцией: устрашающий вид в минуту опасности способствует запугиванию другого человека или животного.

Мотивационная функция состоит в отчетливом переживанием Субъектом возникшие у него эмоциональные побуждения, причем именно ими он реально руководствуется в жизни, если только этому не препятствует другие побуждения (например, желание не причинять зла другим, быть верным чувству долга и т.п.). Этот простой факт и лежит в основе концепций, утверждающих, что эмоции (включая в них и желания) мотивируют поведение. О способности эмоций побуждать действия говорят другие, более специфические их функции. Так, в критических условиях, при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, травмирующих, чаще всего неожиданно сложившихся ситуаций, развивается особый вид эмоциональных процессов - так называемые аффекты. Одно из функциональных проявлений аффекта заключается в том, что он навязывает субъекту стереотипные действия, представляющие собой закрепившиеся в эволюции способ «аварийного» разрешения ситуации: бегство, оцепенение, агрессию и т.п.

Отражательная (оценочная) функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий. Эмоции позволяют определить полезность и вредность воздействующих на человека факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие. Благодаря отражательной функции эмоций человек может ориентироваться в окружающей действительности, оценить предметы и явления с точки зрения их желательности. В этом смысле эмоции выполняют еще и сигнальную роль. Возникающие переживания сигнализируют человеку, как идет у него процесс удовлетворения потребностей, какие препятствия встречает он на своем пути, на что надо обратить внимание в первую очередь.

Оценочная, или отражательная, функция эмоций непосредственно связана с побудительной, или стимулирующей, функцией. Так, в той же дорожной ситуации, человек, испытывая страх перед приближающейся машиной, ускоряет свое движение через дорогу. Эмоции как бы определяют направление поиска, способное удовлетворить решение задачи. Эмоциональное переживание содержит образ предмета удовлетворения потребности и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию.

Информация о работе Эмоции и чувства