Эмоции и чувства. Воля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2011 в 20:19, реферат

Описание

Чувства и эмоции – взаимосвязанные, но различные явления эмоциональной сферы личности. Эмоциями считают более простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Проявляясь как реакции на предметы окружающей обстановки, эмоции связаны с первоначальными впечатлениями. Первое впечатление от чего-либо носит чисто эмоциональный характер, является непосредственной реакцией (страх, гнев, радость) на какие-то внешние особенности.

Содержание

1) Понятие и функции чувств
2) Виды эмоционального состояния (настроение, эмоции, фрустрация)
3) Высшие чувства
4) Понятие о воли. Структура волевого акта.
5) Волевые качества личности
6) Понятие локуса-контроля (экстернальность, интернальность)
7) Заключение

Работа состоит из  1 файл

Эмоции и чусвтва.Воля.doc

— 101.00 Кб (Скачать документ)

Содержание:

  1. Понятие и функции чувств
  2. Виды эмоционального состояния (настроение, эмоции, фрустрация)
  3. Высшие чувства
  4. Понятие о воли. Структура волевого акта.
  5. Волевые качества личности
  6. Понятие локуса-контроля (экстернальность, интернальность)
  7. Заключение
 

 

 
  1. Понятие и функции чувств

  Переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе, называют чувствами и эмоциями.

 Чувства и  эмоции – взаимосвязанные, но различные  явления эмоциональной сферы  личности. Эмоциями считают более простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Проявляясь как реакции на предметы окружающей обстановки, эмоции связаны с первоначальными впечатлениями. Первое впечатление от чего-либо носит чисто эмоциональный характер, является непосредственной реакцией (страх, гнев, радость) на какие-то внешние особенности.

 Чувство –  это наиболее сложной, чем эмоции, постоянное, устоявшееся отношение  личности к тому, что она познает  и делает, к объекту своих потребностей. Чувство характеризуется устойчивостью и длительностью, измеряемой месяцами и годами жизни их субъекта.

 Чувства обычно классифицируются по содержанию. Принято  выделять следующие виды чувств: моральные, интеллектуальные и эстетические.

 Моральные, или  нравственные, чувства – это чувства, в которых проявляется отношение человека в поведении людей и своему собственному. Они переживаются людьми в связи с выполнением или нарушением принятых в данном обществе принципов морали, которые определяют, что нудно считать во взаимоотношениях людей хорошим и дурным, справедливым и несправедливым.

 Интеллектуальные  чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны  с познавательными процессами. Они  отражают и выражают отношение человека к своим мыслям, к процессу познания, его успешности и неуспешности, к результатам интеллектуальной деятельности. К интеллектуальным чувствам относят любопытство, любознательность, удивление, уверенность, неуверенность, сомнение, недоумение, чувство нового.

   Эстетические чувства переживаются в связи с восприятием предметов, явлений и отношений окружающего мира и отражают отношение субъекта к различным фактам жизни и их отображению в искусстве. В эстетических чувствах человеком переживаются красота и гармония (либо, наоборот, дисгармония) в природе, в произведениях искусства, в отношениях между людьми.

 Чувства выполняют две функции: сигнальную и регулирующую.

   Сигнальная функция чувств выражается  в том, что переживания возникают  и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека.

   Регулирующая функция чувств  выражается в том, что стойкие  переживания направляют наше  поведение, поддерживают его,  заставляют преодолевать встречающиеся  на пути преграды или мешают протеканию деятельности, блокируют ее. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2) Виды эмоционального состояния (настроение, эмоции, фрустрация)

      Эмоциональное отношение к жизненно важным воздействиям передается по наследству. Это позволяет уже при первой встрече организма с вредоносным объектом отреагировать на него. Эмоциональный тон различных воздействий, закрепляясь в памяти, включается затем в различные восприятия и представления.

 Эмоциональная память, эмоциональный опыт человека играют существенную роль в тех случаях, когда надо действовать в условиях дефицита понятийной информации.

 Эмоциональный отклик - оперативная эмоциональная  реакция на текущие изменения  в предметной среде. (Вы увидели красивый пейзаж -возникает эмоциональный  отклик). Эмоциональный отклик определяется эмоциональной возбудимостью человека, его эмоциональным тонусом. Одним из видов эмоционального оклика является синтония - сопереживание эмоционального состояния других людей - важнейшее социальное качество человека.

 Способность к эмоциональному созвучию зависит  от условий воспитания.

 Люди, воспитывавшиеся  в условиях недостаточного эмоционального контакта либо пресыщения эмоциональными контактами, становятся малоспособными к эмоциональному сопереживанию.

 Настроение - ситуативно обусловленное устойчивое эмоциональное состояние, усиливающее или ослабляющее психическую деятельность. Настроение - эмоциональная интеграция жизнеощущений человека, определяющая общий тонус (строй) его жизнедеятельности.

 Оно вызывается теми влияниями, которые затрагивают  личностные стороны индивида, его основные ценности, успехом или неудачей в работе, комфортной или дискомфортной обстановкой, уровнем культуры в отношениях между людьми, самочувствием и т. д. Настроение всегда причинно обусловлено, хотя причина его иногда и не осознается.

 В настроении проявляется стимулирующая функция эмоций и чувств, их влияние на деятельность человека. Настроение, как и все другие эмоциональные состояния, может быть положительным или отрицательным, иметь определенную интенсивность, выраженность, напряженность и устойчивость.

 Фрустрация (от лат. frustratio - неудача, обман) - конфликтное  отрицательно-эмоциональное состояние, возникающее в связи с крахом надежд, неожиданно возникшими непреодолимыми препятствиями на пути достижения высокозначимых целей.

 Фрустрация часто связана с агрессивным поведением, направленным против фрустратора - источника фрустрации. В случае неустранимости причин фрустрации (невозвратимости потерь) может возникнуть глубокое депрессивное состояние, связанное со значительной и продолжительной дезорганизацией психики (ослабление памяти, способности к логическому мышлению и т. п.).

  Трудноопределимость фрустрации связана с тем, что человек не может устранить причины такого состояния. Поэтому в состоянии фрустрации человек ищет какие-либо компенсирующие выходы, уходит в мир грез, иногда возвращается к более ранним стадиям психического развития (регрессирует). 
 
 
 
 
 

  1. Высшие  чувства 

 Чувства - эмоциональная  форма отражения социально значимых явлений.

 Они вызываются соответствием или отклонением  тех или иных обстоятельств от параметров жизнедеятельности данного человека как личности.

  Если низшие, ситуативные эмоции связаны с удовлетворением биологических потребностей, то высшие эмоции - чувства связаны с личностными, социально значимыми ценностями.

  Чувства - базовые эмоционально-смысловые компоненты личности. От биологически обусловленных эмоций они отличаются происхождением - формируются по мере интернализации индивидом социальных ценностей.

 "Значение  для меня" в чувствах трансформируется  в "значение для нас".

 Социализация  личности и состоит в переводе социально значимых явлений в  эмоциональную сферу индивида. Дефекты  социализации - несформированность базовых  чувств индивида, его ситуативная  зависимость от стихии низших эмоций.

  Чувства человека иерархически организованы - у каждого индивида есть доминирующие чувства, определяющие его личностную направленность. Они регулируют различные сферы взаимодействия человека с действительностью.

 Иерархия  чувств определяет мотивационную сферу  личности.

  Различаются праксические, нравственные, эстетические и познавательные чувства. 

 Праксические  чувства (от греч. praxis - опыт, практика) - чувства, возникающие в практической деятельности. Еще Аристотель говорил, что видов чувств столько, сколько  видов деятельности.

 Всякая деятельность связана с определенным отношением к ее цели и средствам достижения. В процессе антропогенеза у человека сформировалась потребность в труде, эмоциональное отношение не только к результатам, но и к процессу труда, ибо в нем, преодолевая препятствия, он утверждает и совершенствует себя, свои психические и физические возможности.

 Особенно  эмоциональны те виды труда, которые  связаны с творчеством, поиском  нового. Эмоционально переживается умственное и физическое напряжение трудового  процесса. В труде человек удовлетворяет свои потребности; в труде сформировалось его чувство радости в связи с достижением цели: Устремленность человека к значимым для него целям неизбежно сопряжена с его соответствующим эмоциональным состоянием.

 Нравственные  чувства - эмоциональное отношение личности к своему поведению и поведению других людей в зависимости от его соответствия или несоответствия социальным нормам. Нравственные чувства основаны на принятом в данном обществе понимания добра и зла, долга и чести, справедливости и несправедливости.

 Совокупность  выработанных данным обществом правил и норм поведения называется моралью. Теория этих норм и правил - этикой, а практическая их реализация - нравственностью.

 Нравственные  чувства образуют высший механизм человеческой саморегуляции - "нравственный закон внутри нас". Поведение человека формируется и модифицируется через формирование его доминирующих нравственных чувств, его сверхсознания.

 Регуляционная роль нравственных чувств первична - они  могут подстраивать под себя и доводы разума. 

 Между сознанием  и поведением индивида нет прямой связи. Нельзя обучить нравственности - моральные правила могут быть привиты лишь к "дереву чувств". Нравственный человек - не человек, боящийся плохого поступка, а человек, испытывающий высокое наслаждение от хорошего поступка.

 Нравственность  не следует трактовать как внутреннюю полицию духа.

 Нравственность  свободна по своей сущности. Тоталитаризм, пытавшийся принудить всех к соблюдению единого кодекса поведения, оставил  после себя лишь массовые социальные отклонения.

 Человек должен добровольно и с радостью брать  на себя свои человеческие обязанности. Нравственное поведение не может  быть основано только на системе внешних  запретов, оно порождается гаммой положительных нравственных установок личности. Человек может стать ангелом только в свободном полете. В условиях принуждения он может стать дьяволом.

 Не угрозы и запрета формируют нравственную личность; она формируется в гуманных условиях социального бытия, в условиях повышенной социальной ответственности окружающих людей, неизменно исполняющих свой социальный долг.

 Чувство долга - это осознание и принятие человеком  социальных обязанностей. Чувство долга  соотносится с чувством совести  и чести.

 Совесть - способность  личности к нравственному самоконтролю, критерий ее нравственного самосознания.

 Чувство чести - повышенная эмоциональная чувствительность по отношению к тем сторонам поведения, которые наиболее значимы для  данного общества в целом, для  отдельной социальной группы и для  самой личности.

 Чувства долга, социальной ответственности, совести  и чести составляют основу социально  адаптированного поведения. Все  эти нравственные чувства связаны  с повышенным самоконтролем личности, ее духовным самопостроением.

 Нравственные  решения, принимаемые в трудных ситуациях, - это утверждение индивидом своей человеческой сущности.

 Эстетические  чувства (от греч. aisthetikos - чувствующий) - восприимчивость к прекрасному  в окружающей предметной и социальной среде, придание прекрасному ценностного  значения.

 Способность воспринимать и оценивать красоту, изящество предметов и явлений, художественное достоинство произведений искусства -один из основных показателей  психической развитости индивида, его  способности дифференцировать прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное.

 Сущностная  особенность человека состоит, в  частности, и в его способности  созидать и воспринимать мир в  соответствии с эталоном прекрасного. Прекрасное как эстетическая ценность отличается от нравственных и теоретических  ценностей (от добра и истины) тем, что оно связано с непосредственно чувственным отражением соответствия действительности ее высшим эталонам.

 Прекрасно, по определению Н.Г. Чернышевского, то существо, в котором мы видим жизнь  такою, какой она должна быть по нашим  понятиям. Человек способен отражать меру совершенства вещей - правильность, гармоничность, целесообразность их формы, изящество в звуковых, цвето-световых и пластических отношениях, наслаждаться этой гармонией.

Информация о работе Эмоции и чувства. Воля