Эмоции и чувства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:32, реферат

Описание

Все с чем сталкивается человек в своей жизни, вызывает у него то или иное отношение. Определенное отношение человека проявляется даже к отдельным качествам и свойствам окружающих объектов. Сфера чувств включает в себя досаду и патриотизм, радость и страх, восторг и горе.

Работа состоит из  1 файл

психология.docx

— 49.54 Кб (Скачать документ)

 

В дальнейшем, когда ребенок  овладеет речью и научится точно  определять, за что ой получил то или иное поощрение или наказание, одобрение или неодобрение со стороны окружающих людей, решающее влияние на формирование характера  начинает оказывать система поощрений  и наказаний, применяемых в процессе воспитания. В поведении ребенка  закрепляются, превращаясь затем  в соответствующие черты характера, те качества личности, которые получают положительные подкрепления со стороны  окружающих его взрослых людей. Те психологические  качества и свойства, за проявление которых ребёнок наказывается, обычно исчезают вскоре после их первого  проявления.

 

С возрастом расширяется  круг значимых для ребенка людей, в него постепенно включаются новые  взрослые и новые сверстники. Соответственно, расширяется и социальная база поощрений  и наказаний, под влиянием которых  формируется и развивается характер ребенка. Поскольку люди, которые  поощряют или наказывают ребенка, имеют  большие индивидуальные психологические  различия и, соответственно, могут поощрять или наказывать ребенка за разные действия и поступки, в системе  складывающихся у ребенка черт характера  в это время могут проявляться  определенные противоречия.

 

Указанная тенденция сохраняется  и в период обучения в школе. В  начале школьного обучения характер ребенка формируется под авторитетным влиянием родителей и учителей как  наиболее значимых для младшего школьника  людей. Затем, начиная со средних  классов школы, авторитет родителей  и учителей снижается, и на первый план выходят авторитет и мнение значимых для ребенка сверстников. В это время одним из главных  факторов формирования характера ребенка  становится мнение и отношение к  нему со стороны сверстников.

 

В старших классах школы, наряду с сохранением влияния  общения со сверстниками, фактором, воздействующим на характер, вновь  становится мнение и оценка взрослых людей. Однако теперь молодые люди уже  не принимают на веру абсолютно все, что им говорят взрослые. Воздействие  последних на формирование характера  школьников становится опосредствованным, во-первых, личным отношением старшеклассника  к данному человеку, во-вторых, оценкой  этого взрослого человека как  личности, в-третьих, отношением школьника  к себе и его самооценкой.

 

Другими словами, далеко не все  взрослые оказывают на характер старшеклассника  одинаковое влияние: у некоторых  оно более сильное, а у других практически отсутствует. Кроме  того, на развивающийся характер старшего школьника начинают влиять и средства массовой информации: печать, радио, телевидение, Интернет.

 

В дальнейшем на развитие и  изменение характера человека могут  оказывать влияние как названные выше факторы, так и обстоятельства его личной жизни/Общие факторы, влияющие на характер человека, определяют типичные изменения которые с возрастом могут происходить и реально происходят в характерах всех без исключения людей. Специфические жизненные обстоятельства, индивидуальные и своеобразные для данного человека, определяют свойственные лично ему изменения в характере, которые не наблюдаются у большинства других людей.

 

В изменениях характера человека, которые происходят в течение  его жизни (имеется в виду период взрослой жизни, наступающий после  окончания детства, то есть после 15-16 лет), можно отметить общие, типичные, закономерные тенденции и (специфические, индивидуально своеобразные, то есть нетипичные, изменения.

 

К числу общих, типичных относятся возрастные изменения в характере человека. Они сводятся к следующему. С возрастем человек постепенно избавляется от так называемых детских черт характера, которые отличают поведение ребенка от поведения взрослого человека. Это, например, безответственность, капризность, эгоцентричность, плаксивость, детские страхи и многое другое. Напротив, с возрастом человек приобретает новые положительные черты характера, и в его личности закрепляются специфические взрослые черты, такие, например, как умудренность опытом, терпимость, ответственность, разумность, расчетливость и другие.

 

По мере накопления жизненного опыта у человека меняются взгляды  на происходящее и отношение к  нему. Это также влияет на характер человека. Так, например, имеются определенные различия в характерах людей 30-40-летнего, 50-летнего и 60-70-летнего возраста. Эти различия можно обозначить следующим  образом.

 

Люди, которым 30 или 40 лет, еще  живут в основном своим будущим, их активность, мысли и представления  наполнены далеко идущими планами  на будущее и подготовкой к  нему. Люди 50-летнего возраста проходят рубеж, на котором их сознание и реальная жизнь встречаются одновременно и с прошлым, и с будущим. Это  означает, что их характер изменяется таким образом, чтобы в наибольшей степени соответствовать интересам  настоящего времени. К примеру, в  их характере могут отойти на второй план черты, связанные с мечтами  и грезами, но еще не появиться  черты, касающиеся ностальгии по прошлому.

 

Люди, достигшие 60-70 лет, уже  гораздо меньше думают о будущем, чем о настоящем и прошлом. Кроме того, многие люди в это  время начинают испытывать физические недомогания, их работоспособность  падает, возникает необходимость  внимательнее следить за своим здоровьем  и экономить силы. Это также  может привести к изменению характера  человека, к появлению в нем  новых черт, таких, например, как  размеренность, неторопливость, спокойствие, умиротворенность.

 

Что касается специфических  индивидуальных изменений характера, то, кроме того, что они связаны  со своеобразными событиями в  жизни человека, они еще обусловлены  прошлой жизнью этого человека. Если у него со временем появляются какие-то новые черты характера, то их появление  и дальнейшая судьба существенно  зависят от сложившегося у человека характера.

 

Как правило, гораздо чаще появляются и гораздо быстрее  закрепляются в характере человека такие новые черты, которые созвучны уже существующим чертам характера. Что касается совершенно новых, неожиданных  изменений характера, то они после 30-летнего возраста, как правило, уже не происходят, за исключением  случаев, связанных с тяжелыми заболеваниями, жизненными потрясениями и травмами.

 

Темперамент

Темперамент -  это  те  врожденные  особенности  человека, которые обусловливают  динамические характеристики интенсивности  и скорости реагирования, степени  эмоциональной возбудимости  и  уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

 

 Нет лучших  или худших темпераментов - каждый  из них имеет свои положительные  стороны, поэтому главные усилия  должны быть направлены не  на переделку темперамента (что  невозможно вследствие врожденности  темперамента), а на  разумное  использование его достоинств  и нивелирование его отрицательных  граней.

 

Темперамент в переводе с латинского - смесь, соразмерность. Древнейшее описание темпераментов принадлежит "отцу" медицины Гиппократу. Он считал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырех жидкостей  организма преобладает; если преобладает кровь  (сангвис по-латыни), то темперамент будет сангвиника,  т. е. энергичный, быстрый,  жизнерадостный, общительный, легко переносит жизненные трудности и неудачи. Если преобладает желчь ("холе"), то человек будет холериком - желчный,  раздражительный, возбудимый, несдержанный, очень подвижный человек, с быстрой сменой настроения. Если преобладает слизь ("флегма"),  то темперамент флегматика - спокойный,  медлительный, уравновешенный человек, медленно, с трудом переключающийся с одного вида деятельности на другой,  плохо приспосабливающийся к новым условиям. Если преобладает черная желчь ("мелана-холе"),  то получается меланхолик - несколько болезненно застенчивый и впечатлительный человек, склонный к грусти, робости, замкнутости, он быстро утомляется, чрезмерно чувствителен к невзгодам. Академик И.П. Павлов изучил физиологические основы темперамента, обратив внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Он показал, что два основных нервных процесса - возбуждение и торможение - отражают деятельность головного мозга. От рождения они у всех разные: по силе, взаимной уравновешенности, подвижности.

 

 В зависимости  от соотношения этих свойств  нервной системы Павлов выделил  4 основных типа высшей нервной  деятельности:

1) "безудержный" (сильный,  подвижный, неуравновешенный  тип нервной системы (н/с) - соответствует темпераменту холерика);

 2) "живой" (сильный, подвижный, уравновешенный тип н/с, соответствует темпераменту сангвиника);

 3) "спокойный" (сильный, уравновешенный, инертный тип н/с, соответствует темпераменту флегматика);

4) слабый (слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип  н/с, обусловливает темперамент меланхолика).

 

Холерик - это  человек,  нервная система которого определяется преобладанием возбуждения  над торможением,  вследствие чего он реагирует очень быстро, часто  необдуманно, не умеет себя сдержать, проявляет нетерпение, порывистость,  резкость движений, вспыльчивость, необузданность.  Неуравновешенность его нервной  системы предопределяет  цикличность  в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил  ему хватает ненадолго, и, как  только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада,  депрессии, обусловливают неровность поведения и самочувствия, его  повышенную подверженность к появлению  невротических срывов и конфликтов с людьми.

 

Сангвиник - человек с сильной,  уравновешенной, подвижной н/с, обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны, жизнерадостен, его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его н/с обусловливает изменчивость чувств,  привязанностей, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанности. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел,  т.е.  при постоянном возбуждении,  в противном случае он становится скучным,  вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет "реакцию льва", т.е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.

 

Флегматик -  человек с сильной,  уравновешенной,  но инертной н/с, вследствие чего реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляются замедленно; обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, работу, друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям.  Настроение стабильное, ровное. И при серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.

 

Меланхолик - человек со слабой н/с, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать "срыв", растерянность, поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность) могут ухудшиться результаты деятельности меланхолика по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная  чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется более длительный отдых). Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть свои чувства,  хотя очень склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, неуверен в себе, у него могут возникнуть невротические расстройства.  Они часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.

 

 Тип нервной  системы хотя и определяется  наследственностью, но не является  абсолютно неизменным. С возрастом,  а также под действием систематических  тренировок,  воспитания,  жизненных  обстоятельств нервные процессы  могут ослабеть или усилиться,  может ускориться или замедлиться  их переключаемость. Например, среди  детей преобладают холерики и  сангвиники (они энергичны, веселы, легко и сильно возбуждаются: заплакав, через минуту могут  отвлечься и радостно хохотать). Среди пожилых людей, наоборот: много флегматиков и меланхоликов.

 

Темперамент - это внешнее проявление типа высшей нервной  деятельности человека, и  поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит "маскировка" истинного темперамента. Поэтому и редко встречаются "чистые" типы темперамента, но тем не менее преобладание той или иной  тенденции всегда проявляется в поведении человека.

 

 Продуктивность  работы человека тесно связана  с  особенностями его темперамента. Так, особая подвижность сангвиника  может принести дополнительный  эффект, если работа требует от  него частого перехода от одного  рода занятий к другому, оперативности  в принятии решений, а однообразие,  регламентированность деятельности, напротив, приводит его к быстрому  утомлению.  Флегматики и меланхолики,  наоборот,  в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.

 

 Подчеркнем, темперамент определяет лишь  динамические, но не содержательные  характеристики поведения. На  основе одного и того же  темперамента возможна и "великая"  и социально-ничтожная личность.

Информация о работе Эмоции и чувства