Экспериментальный метод в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 23:44, реферат

Описание

Экспериментальная психология представляет собой знания, приобретенные в психологии посредством применения экспериментального метода. Последний после столетия плодотворного применения его в физических, естественных и гуманитарных науках не нуждается больше в рекомендации. Впрочем, трудно было бы прибавить что-либо к труду Клода Бернара.

Содержание

Введение.
1. Фазы экспериментального исследования.
2. Наблюдение и эксперимент.
3. Формирование гипотез.
4. Индуктивные гипотезы.
5. Дедуктивные гипотезы.
6. Основные признаки правильной гипотезы.
7. Независимая и зависимая переменная
8. Спровоцированный эксперимент и эксперимент, на который ссылаются.
9. Эксперимент и лаборатория.
10. Эксперимент и оборудование.
11. Изоляция и контроль независимых переменных.
12. Вариации ситуаций.
13. Создание равноценных групп.
14. Вариации личности.
15. Вариации ответа.
16. Планирование эксперимента.
17. Обработка и обобщение результатов.
18. Обработка результатов.
19. Объяснения.
20. Обобщение.
21. Вывод.
22. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Экспериментальный метод в психологии.docx

— 61.15 Кб (Скачать документ)

а) порог узнавания слова (или  минимальное время экспозиции, необходимое  для идентификации) тем меньше, чем  больше частота слова в языке;

б) порог узнавания любого стимула  меньше, если у испытуемого есть адекватная доперцептивная установка, то есть если он имеет какую-либо информацию о природе того, что будет ему вскоре предъявлено.

Исходя из этих двух законов, можно  вывести следующую гипотезу: порог  узнавания слова при равной частоте  снижается благодаря адекватной доперцептивной установке, то есть к эффекту частоты прибавляется эффект установки(Фресс и Бланшто, неопубликованное исследование). Мы видим, что эта гипотеза ничем не обязана наблюдению, а выведена, исходя из уже добытых знаний.

В дедукции можно пойти еще дальше. На достаточно развитой стадии науки  можно выработать ряд постулатов, из которых выводятся доступные  проверке следствия, причем основа теории будет подтверждаться путем последовательного  приближения. Халл (1951) дал этому методу, которым он не безуспешно пользовался в области обучения, название гипотетико-дедуктивного метода.

 

Основные признаки правильной гипотезы.

Хорошая гипотеза — это, разумеется, такая гипотеза, которая окажется плодотворной и позволит сделать  в науке (часто совсем маленький) шаг вперед. Исходя из этого и  думая главным образом о начинающих психологах, можно определить некоторые  формальные признаки всякой хорошей  гипотезы.

А) Гипотеза должна быть адекватным ответом на поставленный вопрос. Прописная истина, которую трудно объяснить. Однако “адекватная” не значит исчерпывающая. Гипотеза чаще всего объясняет только часть фактов, но в науке не следует бояться длинных путей.

Б) Гипотеза должна учитывать уже  приобретенные знания и быть, с  этой точки зрения, правдоподобной. Конечно, лучшие гипотезы открывают новые пути, но они никогда не противоречат полученным научным образом результатам.

В) Гипотеза должна быть доступна проверке. Этот критерий является самым важным из всех и наиболее чреватым последствиями.

а) операциональный характер гипотез: гипотеза формулирует зависимость между двумя классами фактов. Другими словами, гипотеза является концептуализацией, которая как таковая имеет всеобщее значение. Так обстоит дело с зависимостью, установленной нами между адаптацией к ожиданию и эмоциональной; устойчивостью. Однако подобная зависимость не может быть проверена на этом уровне обобщения. Эксперимент изучает частные ситуации и частные ответы. Он устанавливает зависимость между поведением, наблюдаемым в одной или, в лучшем случае, в нескольких ситуациях ожидания, и результатами испытуемого в одном или нескольких опытах, позволяющих получить приблизительное определение его эмоциональной устойчивости. Так, в одном из наших экспериментов мы изучали: a — какое влияние оказывает ожидание на скорость реакции и b — результаты испытаний прожективной природы, при которых испытуемый должен был истолковывать образы и заканчивать историю, воспроизводящую ситуации ожидания. В отношении эмоциональной устойчивости мы также пользовались двумя совершенно различными критериями: во-первых, возрастными различиями, поскольку известно, что в среднем эмоциональная устойчивость возрастает по мере развития ребенка; а во-вторых, критерием, установленным в испытаниях на достижение, например: ухудшение результатов при выполнении задачи на ловкость движений в условиях, когда ошибки вызываются сильным шумом.

Гипотеза, имеющая общее значение, проверяется только на частных типичных случаях. Только новые эксперименты позволяют доказать типичность случаев и общий характер данной зависимости. Мы снова встретимся с этой проблемой на стадии обработки результатов. Практически повторение экспериментов, разнообразие ситуаций дают возможность постепенно проверять общий характер какого-либо закона: вот почему наука развивается только благодаря усилиям многочисленных исследователей, осуществляющих очень многие и часто очень близкие друг другу эксперименты. В каждом эксперименте проверяется лишь одна какая-то зависимость между частными ситуациями, даже если вначале гипотеза была более многообещающей. Между мыслью исследователя и его экспериментами, идущими от общего к частному, существует, следовательно, диалектическое движение. Гипотеза никогда полностью не проверяется, но приближение становится все большим и большим. Это скорее относится к гуманитарным наукам, нежели к наукам биологическим или физическим, где легче выделить типичный случай.

б) Проверка может быть прямой или  косвенной: проверка является прямой, когда оба члена гипотетического  отношения могут стать объектом прямого наблюдения. Таким был  вышеприведенный пример, когда эффект установки прибавлялся к эффекту  частоты при определении порога узнавания. Но очень часто гипотеза является более сложной и предполагает существование промежуточной переменной, которая не может стать объектом прямой проверки.

Так, гипотезы о природе колбочек, связанных с цветным зрением, до сих пор могут быть только объектом косвенных проверок. Самая правдоподобная гипотеза должна исходить из всех известных  фактов. По мере развития наших знаний поле нашего выбора постепенно сужается. В примере с цветным зрением  прямая проверка станет возможной тогда, когда это позволят успехи гистологии и биохимии.

Другие гипотезы, в частности  те, которые вводят факторы или  черты личности, мотивации, общие  признаки какого-либо поведения, например силу навыка у Халла, всегда будут в принципе доступны лишь косвенной проверке, то есть проверке, основанной на тех следствиях, которые можно из них вывести. Теоретическая гипотеза становится все более и более правдоподобной по мере того, как увеличивается число предсказанных ею фактов.

в) Проверка практически всегда частична. Мы уже дважды подчеркивали этот аспект, но нужно еще раз к нему вернуться. В физиологии возможно доказательство. Удаление, рассечение, повреждение  органов позволяют определить точную функциональную роль какой-либо части  организма. В психофизиологии животных можно приблизиться к этому идеалу. В психологии он недостижим. Поведение  зависит, как мы видели, от двух типов  переменных: ситуации и личности. Но в каждом этом типе число переменных очень велико, и, несмотря на все  предосторожности (о которых мы будем  говорить в следующем параграфе), наблюдаемое поведение зависит  только с одной стороны от данной переменной. Проверка прогноза выражается чаще всего посредством статистического критерия: гипотеза проверена, например, на уровне 0,05, — это означает, что есть только пять шансов из 100, что установленное различие (или корреляция) не относится к частным признакам используемой выборки наблюдений. Это означает, что данная переменная играет какую-то роль, но в связи с другими переменными, усиливающими или ослабляющими ее действие.

Частичная проверка какой-либо гипотезы исключает противоположную гипотезу, но не роль других переменных, которые  могут играть дополнительную роль. Так, в теории научения одни авторы смогли проверить значение ассоциаций, возникающих между различными сигналами какой-нибудь ситуации, и создали основу гипотез, обозначаемых S — S. Другие исследователи доказали важность связей, устанавливающихся между сигналами ситуации и ответом посредством так называемого процесса подкрепления. Эти гипотезы, обозначаемые S — R, конечно, не исключают первых. Процессы научения включают, по нашему мнению, эти сложные аспекты, причем главную роль играют то одна, то другая система в зависимости от ситуаций.

Часто именно благодаря сопоставлению  гипотез и попыткам синтеза их наука достигает своих самых  замечательных успехов. Об этом свидетельствует  как физическая, так и психологическая  теории.

 

Независимая и  зависимая переменная.

Экспериментирование имеет своей  целью проверить существование  какой-либо связи между двумя  рядами фактов. Основной принцип остается всегда одним и тем же. Изменение  данного, и наблюдение за тем, как  сказывается это изменение на поведении.

Фактор, изменяемый экспериментатором, называется независимой переменной; фактор, изменение которого вызывает независимая переменная, называется зависимой переменной. Мы будем постоянно  пользоваться этой терминологией.

 

 

 

Спровоцированный  эксперимент и эксперимент, на который  ссылаются.

Это различие, введенное Клодом Бернаром, очень полезно в психологии. Спровоцированный эксперимент является самым частым и самым классическим. Исследователь  воздействует на независимую переменную и наблюдает результаты. Эксперимент  называется экспериментом, на который ссылаются, когда изменение независимой переменной осуществляется без вмешательства экспериментатора. Так обстоит дело с мозговыми повреждениями, вызванными ранениями или болезнями, с различиями в культурном уровне, связанными с неравенством условий жизни, или с биологическим тождеством однояйцевых близнецов. К этим случаям нужно отнести и все те случаи, когда в той или иной форме проис ходит изменение в личности и когда оно может быть использовано как независимая переменная. Эти случаи очень ценны, так как экспериментатор не может вводить переменные, действие которых было бы медленным (система воспитания), и не имеет права экспериментировать на человеке, если его эксперимент может вызвать серьезные или необратимые физиологические или психологические нарушения. Эксперимент может быть одновременно экспериментом, на который ссылаются, для одной переменной и спровоцированным — для другой.

 

Эксперимент и  лаборатория.

Эксперимент должен доказать какую-либо гипотезу. Поэтому он сопровождается стремлением проверить как можно  большее число переменных и как  можно точнее зарегистрировать ответы-действия испытуемых. Вполне очевидно, что этот идеал легче достигается в  лаборатории, где оборудование и  помещение специально приспособлены  для этой цели. Лаборатория не предполагает, однако, сложного оборудования, помещающегося  в особых зданиях. Роль лаборатории  часто может выполнить спокойная  комната в школе, госпитале или  казарме. Существуют даже грузовики-лаборатории. Лаборатория разными способами  создает искусственную среду. Ее целью не является, впрочем,— за исключением особых случаев —  создание или воссоздание естественных условий и миниатюрных жизненных  ситуаций. Подход экспериментатора —  аналитический, он старается создать  ситуации, как можно больше выявляющие влияние изучаемой им переменной. Он действует так же, как физик  или биолог. Если на стадии наблюдения он часто должен прибегать к естественному  наблюдению, чтобы доискаться до первопричины, то, напротив, в эксперименте он должен установить какую-либо зависимость, стараясь устранить все влияния, ее маскирующие. Лаборатория полезна только тогда, когда удается привести в действие средства, изолирующие какое-либо явление.

На этой стадии научной работы такой  аналитический подход не таит в себе никакой опасности. Она, видимо, появляется только тогда, когда экспериментатор  неосмотрительно захотел бы перенести  свои лабораторные результаты в повседневную жизнь, в которой действуют те самые переменные, влияние которых  нейтрализовал эксперимент. Не следует  забывать, что эксперимент предназначен для создания науки и что практические выводы не вытекают из него механически.

Однако не всякий эксперимент может  быть проведен в лаборатории, в частности  в социальной психологии или в  прикладной психологии. В этих случаях  экспериментатор может изменять какую-либо переменную, но должен сохранять  нормальными все остальные условия  жизни людей. Так, можно применять  в одном или нескольких классах  новые педагогические методы и спустя какое-то время определять их эффективность, сравнивая эти классы с другими, где это изменение не было введено. Можно также изменять в некоторых  конторах отношение руководителей  к персоналу и путем сравнения  оценивать результаты и т. д.

Но сразу же обнаруживается, что  подобные эксперименты — а они  вполне заслуживают этого названия — оставляют множество неконтролируемых переменных. Так, в наших примерах не контролируется та или иная переменная: личность учителей или руководителей, характер классов или групп, установки, которые продолжительные эксперименты создают в изучаемых группах. Напомним о превратностях и злоключениях экспериментов на заводе Хаузорн. Однако увеличение числа экспериментов, проведенных на основе одной и той же гипотезы, может повысить ценность реализуемых проверок.

 

Эксперимент и  оборудование.

Классическим признаком психологической  лаборатории является оснащенность ее оборудованием. Какую же роль играет оно в лаборатории? Оборудование является средством контроля за изменениями  независимых переменных и определения  значений или свойств зависимой  переменной, то есть ответов испытуемого.

Оборудование может быть очень  сложным, но может быть и очень  простым. Особенно в области речи можно провести много исследований с помощью бумаги, карандашей и  хронометра. Напомним, однако, три переменные психологического отношения, чтобы  указать кратко природу и роль оборудования при изучении психологии человека.

А) Ситуация. Цель — максимальное уточнение ситуации и ее переменных. Сюда относятся все приборы, предназначенные для измерения или создания контролируемых физических переменных среды: люксметр, децибелметр, аудиометр, а также ольфактометр, ареометр и т. д.

Исследования по восприятию применяют  разные типы аппаратов предъявления. Приведем в качестве примера тахистоскопы, предназначенные для контроля продолжительности времени экспозиции.

Для изучения памяти также необходимы аппараты с целью контроля времени  предъявления и интервалов следования: цилиндры с нанесенными на них  стимулами, движущимися перед окошком; проекционные аппараты и т. д.

Сенсомоторные исследования и исследования проблем обучения также пользуются оборудованием, которое даже определяет задание.

Мы уже говорили, что при изучении речи и символического мышления оборудование сводится к минимуму. Иногда лаборатория  оборудуется таким образом, чтобы  создать искусственные условия  обитания: “поворачивающиеся комнаты” Уиткина, лаборатории для изучения сна Клейтмана, а ныне—помещения, воспроизводящие условия жизни астронавтов, где одновременно с физиологическими исследованиями проводятся некоторые психологические исследования.

Б) Личность. Когда нужно контролировать переменные личности, самым распространенным экспериментальным материалом являются всякого рода тесты (Пишо, 1949).

Когда изучаются физиологические  изменения, лаборатория превращается в клинику, так же как при исследовании фармакодинамики.

В) Ответ. В данном случае основная роль оборудования состоит в регистрации ответов.

Когда пользуются физиологическими показателями, прибегают к существующим регистрирующим аппаратам ЕЕG, ЕDG, ЕMG. Кино фиксирует  мимику и сложные действия, магнитофон — вербальные ответы. Целый ряд  аппаратов служит для измерения  длительности феноменов: обычные хронометры, хроноскопы (Гиппа, Д'Арсонваля), ныне электронные. Очень часто пользуются полиграфом с синхронным мотором, позволяющим регистрировать время стимуляции (или стимуляций) и ответа (или ответов) и т. д.

Информация о работе Экспериментальный метод в психологии