Экспериментальный метод в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 23:44, реферат

Описание

Экспериментальная психология представляет собой знания, приобретенные в психологии посредством применения экспериментального метода. Последний после столетия плодотворного применения его в физических, естественных и гуманитарных науках не нуждается больше в рекомендации. Впрочем, трудно было бы прибавить что-либо к труду Клода Бернара.

Содержание

Введение.
1. Фазы экспериментального исследования.
2. Наблюдение и эксперимент.
3. Формирование гипотез.
4. Индуктивные гипотезы.
5. Дедуктивные гипотезы.
6. Основные признаки правильной гипотезы.
7. Независимая и зависимая переменная
8. Спровоцированный эксперимент и эксперимент, на который ссылаются.
9. Эксперимент и лаборатория.
10. Эксперимент и оборудование.
11. Изоляция и контроль независимых переменных.
12. Вариации ситуаций.
13. Создание равноценных групп.
14. Вариации личности.
15. Вариации ответа.
16. Планирование эксперимента.
17. Обработка и обобщение результатов.
18. Обработка результатов.
19. Объяснения.
20. Обобщение.
21. Вывод.
22. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Экспериментальный метод в психологии.docx

— 61.15 Кб (Скачать документ)

Экспериментальный метод в психологии

 

Содержание.

Введение.

  1. Фазы экспериментального исследования.
  2. Наблюдение и эксперимент.
  3. Формирование гипотез.
  4. Индуктивные гипотезы.
  5. Дедуктивные гипотезы.
  6. Основные признаки правильной гипотезы.
  7. Независимая и зависимая переменная
  8. Спровоцированный эксперимент и эксперимент, на который ссылаются.
  9. Эксперимент и лаборатория.
  10. Эксперимент и оборудование.
  11. Изоляция и контроль независимых переменных.
  12. Вариации ситуаций.
  13. Создание равноценных групп.
  14. Вариации личности.
  15. Вариации ответа.
  16. Планирование эксперимента.
  17. Обработка и обобщение результатов.
  18. Обработка результатов.
  19. Объяснения.
  20. Обобщение.
  21. Вывод.
  22. Список литературы

 

Введение.

Экспериментальная психология представляет собой знания, приобретенные в  психологии посредством применения экспериментального метода. Последний  после столетия плодотворного применения его в физических, естественных и  гуманитарных науках не нуждается больше в рекомендации. Впрочем, трудно было бы прибавить что-либо к труду  Клода Бернара. Однако в каждой науке  экспериментальный метод обладает своими приемами и правилами, результатом  трудностей, которые встречали и  преодолевали исследователи прошлого. Нашей целью является попытка  изложить специфические проблемы экспериментального подхода в психологии.

Какова бы ни была частная цель каждой экспериментальной процедуры, сам метод остается в принципе одним и тем же. Хотя первым порывом  экспериментатора является подчинение факту, он, однако, не довольствуется этим. Идеалом ученого является воспроизведение  факта, а это удается только при  знании всех условий, его вызывающих. В таком случае ученый способен на предсказание. Но для достижения этого  экспериментатор должен нарисовать картину отношений между всеми  основными фактами, причем чем сложнее  объект, тем труднее задача и тем  больше времени требуется для  ее решения.

Предстоит распутать сложную сеть отношений, а чтобы сделать это, нужно действовать поэтапно. Каждый этап характеризуется, в сущности, установлением отношения между двумя или несколькими фактами. Иерархизированная сеть этих отношений образует тело науки.

Экспериментальный метод в действительности является лишь одним из способов познания. Его основным признаком является стремление установить связную систему  отношений, проверяемых экспериментом. Этот метод познания существенно отличается от метода философии, который основывается на очевидности положений и требованиях рефлективного мышления, чтобы достичь как можно более стройной системы знаний. Рассуждение в философии подчиняется законам мышления, тогда как в науке этот контроль обеспечивается эмпирической проверкой. Тем не менее, задачей экспериментатора не является только регистрация фактов или даже отношений. Научная деятельность — это в такой же степени дело мышления, и, как показал Клод Бернар, нужно говорить не столько о методе, сколько об экспериментальном рассуждении. На факт ссылаются или вызывают его в основном в целях проверки гипотезы, сформулированной экспериментатором. “Факт сам по себе ничто, он имеет значение лишь благодаря идее, с которой он связан, или доказательству, которое он дает”. Но что такое факт в психологии? Сама история психологии является в каком-то смысле историей ответов на этот вопрос. Мы исходим здесь из того, что можно считать общепризнанным, даже если несколько различны формулировки.

Предметом психологии является человеческая психика или, лучше сказать,—  чтобы избежать термина “психика”, всегда сохраняющего свой таинственный и даже эзотерический аспект,—  человеческая личность, рассматриваемая  как единая система всех ее инстанций.

Трудности психологии возникают из двойственности способов восприятия этой личности. Каждый человек способен к двоякому познанию: во-первых, познанию, посредством которого он постигает  свои ощущения, чувства или мысли, и, во-вторых, познанию, с помощью  которого он сознает, как живет и  действует он сам, а также как  живут и действуют другие, и  под этим углом он познает самого себя таким же способом, каким он познает других.

Философ придает первостепенное значение этому внутреннему постижению субъектом  самого себя либо потому, что он сохраняет  тайную надежду постичь таким  образом принцип всякой психологической  активности, либо потому, что думает открыть таким образом существенные интенциональности. Психолог занимает другую позицию. Поскольку это внутреннее постижение обладает невыразимым характером, психолог считает, что этот аспект не может быть научным фактом. То, что есть невыразимого в нашем восприятии природы, действий другого или произведений искусства, фактически ускользает от науки, однако нужно признать, что есть люди, которые больше ценят собственные впечатления, нежели науку.

Заметим, впрочем, что это внутреннее постижение субъектом самого себя не устанавливает границы между  психологией и другими естественными  науками. В самом деле, это внутреннее постижение, если оставить в стороне  его невыразимый характер, может  быть обозначено с помощью речи таким  же образом, как она служит нам  для передачи информации, полученной о нашей среде. Это вербальное поведение следует рассматривать  как акты субъекта наравне со всеми  другими его актами. И это справедливо  не только в отношении его природы, но также и его значения. По укоренившемуся предрассудку — впрочем, вполне понятному — каждый считает, что он знает себя лучше, чем другие, благодаря своей собственной интуиции, но народная мудрость издавна гласит, что мы лучше видим соринку в глазу другого, нежели бревно в собственном глазу. Психоанализ убедительно доказал, что так называемые непосредственные данные сознания являются конструкциями, защитными механизмами, то есть реактивными системами, а не постижением какого-то творения, где “я” было бы бьющим ключом источником. Поэтому они имеют большое значение, но ускользают, как мы увидим, от эксперимента.

В конечном счете, личность познает  себя через свои действия, если воспользоваться  выражением Пьера Жане. И это справедливо  как в отношении познания другого, так и нас самих. Мы познаем  себя через свои реакции на ситуации, в которых мы оказываемся, причем такими реакциями являются не только наши жесты или слова, но и то, как мы интерпретируем эти ситуации и эти ответы.

Если во всех случаях человек  познается путем наблюдения за его  действиями, то экспериментальный подход, по необходимости относящийся к  действиям другого, вполне закономерен, причем эти действия включают в себя как выражение внутренних реакций, так и интерпретацию субъектом  своих собственных актов.

 

Фазы экспериментального исследования.

Хотя случай или гений ученого  опрокидывает самые рациональные приемы, однако, как правило, экспериментальный  подход предполагает четыре фазы:

А) наблюдение, которое позволяет  обнаруживать важные факты и узнавать их со всей определенностью;

Б) формулирование гипотез о зависимостях, которые могут существовать между  фактами;

В) экспериментирование в собственном  смысле слова, целью которого является проверка гипотез;

Г) обработку результатов и их интерпретацию.

Мы последовательно рассмотрим эти этапы экспериментального рассуждения, но сразу же уточним, что их значение заметно меняется в зависимости  от фазы развития науки. В молодых  науках и новых проблемах главную  роль играет наблюдение. В психологии, например, большинство исследований является еще только систематическими наблюдениями. В более развитых науках один эксперимент влечет за собой  другой, способный дать более точную проверку или обобщение результатов.

 

Наблюдение  и эксперимент.

Есть ли существенное различие между  этими двумя фазами исследования? Вслед за Клодом Бернаром мы скажем нет, уточняя, однако, при этом, что  же их все-таки различает.

Уже в XIII веке Роджер Бэкон отличал  пассивное, обычное наблюдение от активного, научного наблюдения. При всяком наблюдении, как и во всяком эксперименте, исследователь  констатирует какой-то факт. Последний  всегда является в какой-то степени  ответом на вопрос. Мы находим лишь то, что ищем. Эта прописная истина, однако, многими забывается. В консультациях и лабораториях ломятся шкафы от протоколов наблюдений, ни на что не пригодных ни в настоящем, ни в будущем только потому, что они были собраны без ясно поставленных вопросов. Исходя из этого, понятно, что различие между наблюдением и экспериментом зависит от природы вопроса. В наблюдении вопрос остается, так сказать, открытым. Исследователь не знает ответа или имеет о нем весьма смутное представление. Напротив, в эксперименте вопрос становится гипотезой, то есть предполагает существование какой-то зависимости между фактами, и эксперимент ставит своей целью проверить ее.

Но существуют также так называемые “эксперименты для разведки”, когда  экспериментатор не имеет ответа па свой вопрос и ставит перед собой  цель наблюдать действия испытуемого  в ответ на ситуации, созданные  экспериментатором. В этом случае отличия, которые можно установить между  наблюдением и экспериментом, являются лишь различием в степени между  двумя этими процедурами. В наблюдении ситуации определяются менее строго, чем в эксперименте, но, как мы вскоре увидим, с этой точки зрения, существуют разные переходные ступени  между естественным наблюдением  и спровоцированным наблюдением.

Третье отличие, также в степени, между наблюдением и экспериментом  зависит не от контроля ситуаций, а  от точности, с которой можно регистрировать действия испытуемого. Наблюдение часто  вынуждено довольствоваться менее  строгой процедурой. чем эксперимент, и наши методологические соображения  о наблюдении будут посвящены  главным образом тому, как обеспечить точность наблюдения, не прибегая к  стандартизованным ситуациям эксперимента, где число предвиденных ответов  ограничено.

Однако совершенно очевидно, что  все, что мы говорим о наблюдении, применимо и к эксперименту, особенно если он характеризуется какой-то степенью сложности.

 

Формирование  гипотез.

Эта фаза исследования является самой  важной, но также и самой трудной  для определения и еще больше для нормализации. Гипотеза — это  творческая фаза экспериментального рассуждения, фаза, на которой исследователь представляет себе зависимость, которая могла  бы существовать между двумя фактами. Выработка гипотезы — это результат  мышления. В отличие от фазы активного  наблюдения или экспериментирования  исследователь на данном этапе, по видимости, ничего не делает, но именно этот этап придает его труду новаторское  значение.

К выработке гипотез можно отнести  все соображения, приходящие обычно на ум в связи с изобретением, результатом интуиции, но также и  многочисленных проб. Каждое открытие, большое или малое, имеет свою особую историю. Изобретение — это  дело воображения, но воображение было бы бессильно, если бы оно не опиралось  на огромную научную культуру. Последняя  полезна всегда, а в развитых науках необходима, и психология входит отныне в эту категорию. Только эта культура позволяет замечать плодотворные сопоставления  и избегать повторения уже пройденных дорог.

Попытаемся установить некоторые  черты и указать некоторые  общепринятые принципы. Мы будем различать  две большие категории гипотез: индуктивные гипотезы и дедуктивные  гипотезы.

 

Индуктивные гипотезы.

Они рождаются из наблюдения за фактами  — наблюдения, которое может осуществляться во всех вышеописанных условиях. Гипотеза в таком случае представляет собой  возможный ответ на вопрос, который  поставил перед собой исследователь, и состоит в предположении  существования какой-либо зависимости  между фактами, например такой зависимости, когда наличие или изменение  одного из них влечет за собой появление  или изменение другого и в  некотором роде служит его объяснением.

Возьмем пример, на который мы будем  многократно ссылаться. На основании  многочисленных наблюдений в разнообразных  условиях мы могли заметить, что  поведение людей в ситуации ожидания весьма различно. Почему? Вот вопрос, который лежал в основе наших  систематических наблюдений. Очевидно, поведение в ситуации ожидания во многом зависит от обстоятельств, условий, цели ожидания, то есть от ситуации (S), но нас в этом случае будут интересовать связи, существующие между этим поведением и характерными чертами личности (Р).

Недостаточно, конечно, сказать, что  различия в поведении (от невозмутимости до агрессивности, от спокойствия до волнения) зависят от различия личностей. Гипотеза возникает только тогда, когда  устанавливается связь между  наблюдаемыми фактами. Так, в ряде исследований (Фресс и Орсини, 1955 и 1957) мы попытались установить связь между поведением в ситуации ожидания и эмоциональной устойчивостью. Исходя из наших наблюдений, мы пришли к следующей гипотезе: чем больше эмоциональная устойчивость субъекта, тем реже ожидание является источником неадекватных ситуации реакций.

 

Дедуктивные гипотезы.

На более поздней стадии исследования гипотеза может быть выведена из уже  известных отношений или теорий, которые она обобщает. Приведем еще  один пример, заимствованный из наших  исследований. Разработка теоретического синтеза о роли установок в  восприятии привела нас к сопоставлению  двух следующих законов:

Информация о работе Экспериментальный метод в психологии