Эффективность и проблема применения методов поощрения и наказания на разных возрастных стадиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 17:59, реферат

Описание

Соответственно целью данной работы является изучение методики использования поощрений и наказаний как способов стимулирования деятельности школьников в учебно-воспитательном процессе.
Следовательно, задачами курсовой работы являются:
1. Изучение педагогической, психологической и методической литературы по исследуемой проблеме.
2. Формирование общего понятия о поощрении и наказании как методах педагогического стимулирования деятельности школьников.
3. Рассмотрение использования поощрения и наказания в педагогической деятельности.
4. Подведение общих итогов проведенного анализа по данной теме.

Работа состоит из  1 файл

Реферат психология.doc

— 157.00 Кб (Скачать документ)

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Педагогики, психологии и социологии

институт

Инженерно-педагогическая

кафедра

 

 

РЕФЕРАТ

Эффективность и проблема применения методов поощрения и наказания на разных возрастных стадиях

тема

 

 

 

 

 

Студент                                        15.05.12          Уфимцева О.

        дата             инициалы, фамилия

 

Преподаватель                             15.05.12         Казакова Ю.В

        дата             инициалы, фамилия

 

 

 

 

Красноярск  2012г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

Введение

 

В настоящее время, вопрос о применении поощрения и наказания является очень актуальным, поскольку значение поощрений и наказаний в системе  воспитательных воздействий весьма локально, хотя они и не принадлежат к числу воспитательных средств, которые нужны повседневно и на каждом шагу. Однако большинство педагогов употребляют их, в качестве доминирующих, не учитывая тот факт, что на сегодняшний день теория и практика воспитания располагает богатейшим арсеналом различных методов и приемов. Но, не смотря на такую популярность и очень широкое распространение методов поощрения и наказания, педагоги зачастую или не правильно используют эти методы или недостаточно продуманно и, следовательно, в лучшем случае это не эффективно в педагогическом отношении, а в худшем может привести к неисправимой ошибке, за которую порой ребенок расплачиваться всю жизнь.

Причина такого положения в том, что в нашей педагогической теории нет ясного понимания сущности поощрения  и показания как воспитательных средств. Порой к наказаниям относят лишь воздействие грубым насилием, оскорбление личного достоинства ребенка, а к поощрениям - только награды, подарки, премии. Иногда же, напротив, всякое одобрение считают поощрением, любое осуждение объявляют наказанием. Естественно, наличие таких крайних и взаимоисключающих подходов в теории отрицательно сказывается и на практике использования поощрений и наказаний.

Хотелось бы также отметить, что  в наши дни среди воспитателей и широкой общественности бытуют самые разные взгляды на использование поощрений и наказаний в воспитании детей. Одни считают, что необходимо как можно чаще наказывать и как можно реже поощрять, другие, наоборот, советуют чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка. Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем. А есть и такие, кто убежден, что истинное воспитание - это воспитание вообще без каких бы то ни было поощрений и наказаний. Вполне возможно, например, в течение дня, а иногда и целой недели работать с классом, не используя поощрений и наказаний.

Будучи в целом незначительными "деталями" многосложного воспитательного "механизма", поощрения и наказания  в определенных ситуациях приобретают  решающее значение

Таким образом, исходя из темы, объектом изучения в данной работе являются методы педагогического стимулирования. А предметом исследования: поощрение и наказание как методы педагогического стимулирования.

Соответственно целью данной работы является изучение методики использования  поощрений и наказаний как способов стимулирования деятельности школьников в учебно-воспитательном процессе.

Следовательно, задачами курсовой работы являются:

1. Изучение педагогической, психологической  и методической литературы по  исследуемой проблеме.

2. Формирование общего понятия о поощрении и наказании как методах педагогического стимулирования деятельности школьников.

3. Рассмотрение использования поощрения  и наказания в педагогической  деятельности.

4. Подведение общих итогов проведенного  анализа по данной теме.

Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что  она может быть использована в  качестве методического пособия  студентами высших педагогических учебных  заведений, а также начинающими  педагогами - практиками.

В первой части первой главы  была проанализирована общая характеристика поощрения и наказания как методов педагогического стимулирования деятельности школьников, подробно рассмотрена классификация видов и форм поощрений и наказаний, а также их характерные признаки и особенности. Во второй части первой главы были проанализированы наиболее типичные конкретные формы сначала поощрения, затем наказания, используемых для стимулирования деятельности учащихся, а также механизм их действия и оказываемое влияние на учащихся.

Во второй главе были рассмотрены условия, а так же технология применения поощрений и наказаний, общие правила, которыми следует руководствоваться при решении вопроса о целесообразности использования поощрения и наказания. Проанализирован вопрос о значимости педагогического такта при использовании средств педагогического воздействия в ходе учебно-воспитательного процесса.

 

Глава 1. Общая характеристика поощрения  и наказания как методов педагогического  стимулирования деятельности школьников

1.1 Виды и формы поощрения  и наказания

 

Стимулом в Древней Греции называли деревянную палку с заостренным  наконечником, которой пользовались погонщики быков и мулов для  понукания ленивых животных. Как  видно, стимулирование имеет не очень  приятную для людей этимологию. Но что делать, если человек, как и животное, нуждается в постоянных стимулах, одни из которых он черпает из внутренних источников, находит внутри себя, а другие создаются внешними силами.

В настоящее время, под методами стимулирования деятельности и поведения  понимаются методы воздействия на мотивационную сферу личности, направленные на побуждение воспитанников к улучшению своего поведения, развития у них положительной мотивации поведения. Прямое и непосредственное назначение стимулов - ускорять или, наоборот тормозить определенные действия.

Поощрение и наказание как методы стимулирования человеческой деятельности являются не только самыми известными среди древних методов воспитания, но и наиболее распространенными  и широко употребляемыми в настоящее  время.

Поощрение - это стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания другими усилий и стараний личности. Поощрение закрепляет положительные навыки и привычки. Действие этого метода основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой на работу (пусть даже трудную) повышает ответственность.

Наказание-это метод педагогического  воздействия, который должен предупреждать  нежелательные действия, тормозить их, останавливать негативные проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождения чувства вины, стыда и раскаяния. Содержанием наказания в старой школе было переживание страдания. Даже такой известный во многом педагог прошлого века, как Н.И. Пирогов, будучи попечителем Киевского округа, по учебным заведениям, выдвигал в целях " воспитания законности" систему физических наказаний, в том числе и порку, за что, был, подвергнут уничтожающей критике Н.А. Добролюбовым.

До мельчайших подробностей была продумана  система наказаний в старой прусской школе. Для нее характерно полное игнорирование индивидуальных особенностей ребенка, причин побудивших тот или  иной поступок.

Однако многие выдающиеся педагоги прошлого выдвигали идею о том, что "истинное" воспитание - это воспитание без наказаний и наград, это своего рода идеальна гармония взаимоотношений учителя и ученика, в едином порыве стремящихся к познанию добра и красоты. Такова была точка зрения великого русского педагога К.Д. Ушинского.

Первым советским педагогом, сумевшим не только понять принципиально новое  назначение и содержание поощрения  и наказания, но и раскрыть "механизм" действия этих воспитательных средств  в системе организации воспитательного  процесса, был А.С. Макаренко.

Главный смысл наказания А.С. Макаренко  видел в том, что оно должно "разрешить и уничтожить отдельный  конфликт и не создавать новых  конфликтов".

Говоря в целом, поощрения и  наказания - это совокупность средств  регулирования отношений, составляющих содержание педагогической ситуации, в которой эти отношения должны быть заметно и быстро изменены.

Обычно понятия поощрения и  наказания воспринимаются как антиподы. Между тем смысловая гамма  этих понятий чрезвычайно широка. Если, например, сравнивать коренные значения слов "поощрение" "наказание" лишь в некоторых европейских языках (русском, украинском, немецком, французском, английском), то нетрудно заметить, что одни из этих значений сильно расходятся, другие же, напортив весьма сближаются. Так, например, "поощрение" означает "одобрение", "содействие", "ускорение", "придали храбрости", "стимулирование" и т.п. "Наказание", в свою очередь, означает "наставление", "выговор", "обременение", кару", "требование", "штраф", "стимулирование". В этимологии этих понятий есть и общее значение стимулирования, что помогает, видеть их единство в воспитательном процессе.

Увидеть единство и неразрывность  понятий поощрение и наказание  позволяет так же существующая общая  классификация видов и форм этих методов, несмотря на то что, казалось бы, что общего могут иметь виды и формы этих двух абсолютно разных методов. Главным признаком, по которому дается общая классификация видов и форм поощрения наказания, является способ стимулирования и торможения деятельности детей, способ внесения изменений в их отношения. По этому признаку выделяют следующие виды поощрения и наказания:

1. Поощрения и наказания, связанные  с изменением в правах детей.

2. Поощрения и наказания, связанные  с изменениями в их обязанностях.

3. Поощрения и наказания, связанные с моральными санкциями.

Внутри каждой из этих групп поощрений  и наказаний большое разнообразие форм их использования, однако, их тоже можно подразделить на следующие  основные формы:

а) поощрения и наказания, осуществляемые по логике "естественных последствий";

б) традиционные поощрения и наказания;

в) поощрения и наказания в  форме экспромта.

Так же следует учитывать то, что  данная классификация, как и любая  другая, в значительной мере условна. Как правило, в практике воспитания и обучения детей виды и формы поощрения и наказания не выступают в "чистом виде", а определенным образом сочетаются в тех или иных конкретных педагогических ситуациях. Значение данной классификации в том, что она помогает при анализе сложных ситуаций, позволяет педагогам в каждом конкретном случае выбирать такие виды и формы поощрения и наказания, их сочетания, которые наилучшим образом стимулируют и корректируют деятельность школьников.

Рассмотрим подробнее особенности  каждого из видов поощрения и  наказания: например, положительное значение поощрение путем расширения прав школьника в том, что оно способствует развитию элементов самостимуляции, формирует ответственное поведение, самоконтроль. В качестве поощрения может выступать также и расширение обязанностей, в частности трудовых. Известно, что дошкольники и младшие школьники, как правило, с удовольствием выполняют различные трудовые поручения.

Регулирование прав и обязанностей учеников с успехом может использоваться и в качестве наказания. При этом в зависимости от конкретной ситуации, используется как ограничение прав и обязанностей, так и наложение дополнительных обязанностей.

Полезно сравнить поощрения и наказания  связанные с регулированием прав и обязанностей воспитанников, по степени  возрастания элементов самостимуляции в них: в наименьшей степени требуют от школьников проявления инициативы поощрения и наказания путем назначения дополнительных обязанностей. Ожидаемые педагогами действия и поступки учащихся здесь относительно жестко запрограммированы. Поощрение путем расширения прав уже в большей степени рассчитаны на развитие элементов самостимуляции. То же следует сказать и о наказаниях, связанных с ограничением прав. Наказания, осуществляемые путем ограничения тех или иных прав, в целом отвечают более высокой ступени развития коллектива школьников, нежели наказания, осуществляемые путем наложения дополнительных обязанностей.

Как правило, в определенных ситуациях  одобрение, похвала, закрепляясь в  официальном решении педагогов  или школьного коллектива, становятся поощрением. Обычно это находит выражение в объявлении благодарности, присуждении различного рода грамот, переходящих кубков. В свою очередь, и осуждение, официально выраженное в форме замечания, выговора, является одним из распространенных методом в практике наказаний. Наказание с помощью морального осуждения, будучи правильно используемыми, могут иметь значение весьма эффективных мер стимулирования. Неправы те педагоги, которые видят в подобных наказаниях лишь "нудное морализование", своего рода проявление педагогического бессилия. Здесь дело не в самих наказаниях такого рода, а том, как педагоги и коллектив умеют ими пользоваться.

Применение поощрения и наказания, с посредством моральных санкций, целесообразно главным образом  в развитом школьном коллективе, обладающем определенными традициями и сильным общественным мнением, по отношению к таким ученикам, уровень сознательности которых достаточно высок, чтобы правильно реагировать на поощрение и наказание такого рода.

Проанализировав основные виды поощрения  и наказания, рассмотрим теперь основные формы использования этих средств педагогического стимулирования.

Простейшей логикой установления связи между деятельностью школьников, их отношением к своим правам и  обязанностям и использованием поощрений  и наказаний является логика "естественных последствий". Поощрение и наказание по логике "естественных последствий" диктует необходимость применения поощрений и наказаний сразу же вслед за обусловившими их действиями ученика. Это простейшая форма использования средств педагогического стимулирования в тех немногочисленных случаях, когда вязь между поведением ребенка, его отношением к своим обязанностям и той или иной мерой поощрения или наказания является действительно естественной, а справедливость самой меры очевидна, то такие меры могут приносить ожидаемый эффект.

Информация о работе Эффективность и проблема применения методов поощрения и наказания на разных возрастных стадиях