Гендерные стериотипы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 02:55, контрольная работа

Описание

Пол – одна из самых сложных и многозначных научных категорий. Прежде всего это понятие обозначает совокупность взаимно контрастирующих генеративных (от лат. genero – рождаю, произвожу) и связанных с ними признаков. Половые признаки неодинаковы у особей разных видов и подразумевают не только репродуктивные свойства, но и весь спектр полового диморфизма (от греч. di- – вдвое, дважды, и morphe – форма), то есть расхождения анатомических, физиологических, психических и поведенческих признаков особей данного вида в зависимости от пола.

Содержание

1. Дайте определение понятиям «пол»- и «гендер» с социологических и психологических позиций.
2. Что означает термин «половой диморфизм"?
3. Дайте определение гендерной психологии как отрасли психологического знания.

Работа состоит из  1 файл

ИДЗ №1Гендерная. Дитаева Н..doc

— 167.00 Кб (Скачать документ)

ИДЗ № 1

 

Тема 1. Предмет, задачи и методы гендерной  психологии

1. Составьте  таблицу, отражающую различия  в трактовке понятий «пол»  и «гендер»

Пол – это…

Гендер  – это…

секс (sex) – пол

Пол – одна из самых сложных и многозначных научных категорий. Прежде всего это понятие обозначает совокупность взаимно контрастирующих генеративных (от лат. genero – рождаю, произвожу) и связанных с ними признаков. Половые признаки неодинаковы у особей разных видов и подразумевают не только репродуктивные свойства, но и весь спектр полового диморфизма (от греч. di- – вдвое, дважды, и morphe – форма), то есть расхождения анатомических, физиологических, психических и поведенческих признаков особей данного вида в зависимости от пола. При этом одни половые различия являются контрастирующими, взаимоисключающими, а другие – количественными, допускающими многочисленные индивидуальные вариации.

пол – это биологическая характеристика человека, включающая отличительные признаки мужчин и женщин на хромосомном, анатомическом, репродуктивном и гормональном уровнях

гендер (gender) - «социопол»

Грамматический  термин «гендер» («родовой признак») в английском языке как раз и отражает контекстуальную, а не онтологическую сущность мужских и женских качеств. Согласно «Новейшему философскому словарю», «гендер (англ. gender - род, чаще всего грамматический) - понятие, используемое в социальных науках для отображения социокультурного аспекта половой принадлежности человека».

 

гендер – это социальное измерение пола, то есть социокультурный феномен, означающий, что такое быть мужчиной или женщиной в том или ином обществе

гендер – это социальная организация половых различий; культурологическая характеристика поведения, которое соответствует полу в данном обществе в данное время

По определению  Энн Оукли «Пол» (sex) является словом, которое соотнесено с биологическими различиями между мужчиной и женщиной: видимая разница в гениталиях, соответствующая разница в воспроизводящей функции.

«Гендер»(gender), между тем, есть предмет культуры: он соотнесен с социальной классификацией на "маскулинное" и "фемининное"...постоянство пола должно быть признано, но также должно быть (признано) разнообразие гендера.


 

2. Составьте  кластер, отражающий методы гендерной  психологии

Методы  гендерной психологии

В начале XX в. в гендерной психологии были приняты пять основных методов исследования:

1. Грубая индукция. В рамках данного метода анализировались расхожие житейские высказывания о мужчинах и женщинах, полученные как правило, от знакомых исследователя.

2. Эксперимент в гендерных исследованиях того времени широко не использовался.

3. Дедукция. Достижения общей психологии и установленные в ней закономерности применялись к испытуемым с учетом их пола. При этом существовала опасность, что не будут учтены те или иные специфические особенности (в частности, женщин), так как заранее предполагалось, что все испытуемые похожи друг на друга, то есть подчиняются общим закономерностям. И в современной гендерной психологии результаты могут искажаться из-за того, что, к примеру, изучая женщин-испытуемых, ученые применяют методики, которые оправдали себя на испытуемых-мужчинах.

4. Биографический метод. Использовался для анализа выдающихся исторических деятелей, однако, возможности его применения к женщинам ограничены, так как:

- среди женщин мало широко известных исторических личностей;

- исторические  роли мужчин и женщин освещены  неравномерно;

- различия между  знаменитыми и незнаменитыми  женщинами и знаменитыми и незнаменитыми мужчинами неодинаковы, потому что женщине труднее добиться известности, чем мужчине.

5. Анкетирование. При проведении анкет необходимо было учитывать некоторые особенности испытуемых – в частности, их эмоциональность.

В настоящее  время в гендерной психологии используется весь арсенал психологических  методов: наблюдение, эксперимент, анкетирование, интервьюирование, тесты, моделирование и т. п.

              6. Метаанализ (был введен в социальные науки в  1976 году Дж. Гласом.) - это метод вторичной математической обработки независимых исследований, посвященных одной проблеме. Подбирается множество однородных работ, после чего составляется база данных, куда включаются различные переменные (пол исследователя, год проведения исследования, возраст испытуемых и т. д.). При этом везде присутствует статистический показатель половых различий. В одних случаях превосходство обнаруживается у мужчин, в других – у женщин, в третьих – различия отсутствуют. Затем эти данные подвергаются новой математической обработке, и в итоге вычисляется величина    d – степень различий. Она может быть малой, средней или большой. В итоге делается заключение о том, имеются ли половые различия и насколько они велики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2. История становления и  развития гендерной психологии как  науки

 

  1. Изобразите в виде блок-схемы историю становления гендерной психологии.

 

 

 

 

 


Тема 3. Биологические и социальные критерии половой дифференциации

1. Разработайте  рекомендации по увеличению продолжительности жизни мужчин и женщин

Рекомендации по увеличению продолжительности жизни для женщин:

- организация  мероприятий, фондов и телефонов  доверия по профилактике домашнего  насилия, поправки в законодательстве  предусматривающие строгое наказание за систематичное насилие в семье и профилактические и терапевтические мероприятия с жертвами насилия и агрессорами.

- информирование, просветительская работа с населением об  изменение стереотипов о «женской» и «мужской» домашней работе, механизация домашнего труда. Телепередачи, публикации освещающие эту проблему, различные конкурсы и акции.

- регулярные  медицинские обследования, просветительская работа. (рак молочной железы, болезни репродуктивной системы)

- пропаганда  здорового образа жизни;

- широкая психологическая  и психотерапевтическая помощь  женщинам в стрессовых ситуациях.

Рекомендации по увеличению продолжительности жизни для мужчин.

- регулярные  медицинские обследования, просветительская работа. (рак простаты, инфаркты и т.д.)

- пропаганда здорового образа жизни;

- необходима  защита мужчин, работающих в трудных  санитарно-гигиенических условиях; льготы для пожарников, шахтеров и т.д.

- внести поправки в законодательстве – в течении 5 лет пересдача на водительские права, ужесточить наказания за нарушения ПДД, лишение водительских прав за вождение в пьяном виде.

-  снижение  возраста выхода на пенсию для мужчин особенно в профессиях с риском для здоровья.

- уменьшение  криминогенной опасности для  мужчин разных возрастов.

 

 

 

 

  1. Пронумеруйте в порядке возникновения стадии половой дифференциации

 

1 истинный, или гонадный, пол

2 гаметный пол

3 гормональный пол

4  внутренний и внешний морфологический пол

 

Тема 4. Особенности процесса формирования гендерной идентичности личности

1. Составьте  глоссарий по теме «Гендерная идентичность личности»

Идентичность (англ. Identity) – свойство человека, связанное с его ощущением собственной принадлежности к определенной группе – политической партии, народу, религиозной конфессии, расе и пр. 

Психофизиологическая идентичность обозначает единство и преемственность физиологических и психических процессов и свойств организма, благодаря которой он отличает свои клетки от чужих, что наглядно проявляется в иммунологии.

Социальная  идентичность это переживание и осознание своей принадлежности к тем или иным социальным группам и общностям.

Личная  идентичность или самоидентичность (self-identity) это единство и преемственность жизнедеятельности, целей, мотивов и смысложизненных установок личности, осознающей себя субъектом деятельности.

Спутанность идентичности - деструктивная альтернативная идентичности, с точки зрения психосоциального подхода.

Феномен негативной идентичности - суть которого заключается в жесткой фиксации индивида на ролях и идентификациях, отвергаемых или осуждаемых обществом.

Диффузная, размытая идентичность – состояние, когда индивид еще не сделал ответственного выбора, например, профессии или мировоззрения, что делает его образ Я расплывчатым и неопределенным.

Неоплаченная  идентичность – состояние, когда юноша принял определенную идентичность, миновав сложный и мучительный процесс самоанализа, он уже включен в систему взрослых отношений, но этот выбор сделан не сознательно, а под влиянием извне или по готовым стандартам.

Отсроченная идентичность, или идентификационный мораторий – состояние, когда индивид находится непосредственно в процессе профессионального и мировоззренческого самоопределения, но откладывает принятие окончательного решения на потом.

Достигнутая идентичность – состояние, когда личность уже нашла себя и вступила в период практической самореализации

Гендерная идентичность – один из пяти компонентов человеческой сексуальности, определяемый как самоидентификация индивида с тем или иным гендером, как внутреннее самоощущение в качестве мужчины, женщины или кого-то промежуточного (бигендерное или кроссгендерное самоощущение).

Биологический уровень – это индивидуальный ресурс и жизненный потенциал человека, начиная от клеток и кончая системой органов. Это возможности функционирования, обусловленные структурными и функциональными способностями организма.

Психологический уровень – это личностный ресурс, который человек использует для конструирования своей идентичности, то есть комплекс психологических особенностей, включающий в себя когнитивные способности, мотивационно-волевой потенциал, доминирующие ориентации, ценности и др.

Социальный  уровень – это доминирующая в обществе идеология и социальные изменения, влияющие на мужчин и женщин как участников общественных отношений.

Психологический пол – комплекс психологических, социокультурных и поведенческих характеристик, обеспечивающих индивиду личный, социальный и правовой статус мужчины и женщины.

Маскулинность и фемининность – полоспецифичные характеристики личности, они выступают как базовые категории при анализе гендерной идентичности и психологического пола.

Эссенциалистский  подход рассматривает маскулинность как производную биологических различий между мужчиной и женщиной, то есть как природную категорию, таким образом, маскулинность тут определяется как совокупность физических качеств, моральных норм и поведенческих особенностей, присущих мужчине от рождения.

Социально-конструктивистский подход определяет маскулинность в терминологии гендерных ожиданий.

Множественность проявляется в наличии в каждом обществе нескольких моделей маскулинности – от доминантных до маргинализированных.

Доминантная модель маскулинности отражает представления о мужской гендерной роли, разделяемые доминирующей – по расовым, социальным и культурным признакам – частью общества.

Маргинализированные модели маскулинности существуют в группах, объединяющих национальные, социальные и сексуальные меньшинства.

Уступчивость – это такой тип подчинения социальным нормам, когда человек не приемлет их, но приводит свое поведение в соответствие с ними, чтобы избежать наказания и получить социальное одобрение.

Идентификация – это повторение действий ролевой модели (мужчины, женщины, отца, матери).

 

  1. Опираясь на изученный материал, выполните тестовые задания 

       1. Единство и преемственность физиологических и психических процессов и свойств организма, благодаря которой он отличает свои клетки от чужих – это (укажите правильный ответ):

а) личная идентичность;

б) психофизиологическая идентичность;

в) социальная идентичность;

г) негативная идентичность;

д) диффузная идентичность.

2. Переживание  и осознание своей принадлежности  к тем или иным социальным группам и общностям – это (выберите правильный ответ):

а) личная идентичность;

б) психофизиологическая идентичность;

в) социальная идентичность;

г) негативная идентичность;

д) диффузная идентичность.

3. Единство и  преемственность жизнедеятельности,  целей, мотивов и смысложизненных установок личности, осознающей себя субъектом деятельности – это (укажите верный ответ):

Информация о работе Гендерные стериотипы