Гендерный аспект управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 02:23, реферат

Описание

Необходимость исследования гендерных аспектов управления обусловлена активным проникновением женщин в управление экономикой и появлением новой социальной категории «деловых женщин». Для России гендерные проблемы в экономике, в частности, участие женщин в управлении, достаточно актуальны. В первую очередь, это обусловлено демографическими факторами: на протяжении многих десятилетий отмечается преобладание женского населения, в настоящее время доля женщин составляет примерно 55%, и по ряду причин она будет расти и в будущем.
Объектом моего исследования является сфера управления, а предметом – гендерные отношения в управлении. Задачи работы состоят в определении гендерных стереотипов и взаимодействий, стратегий участников гендерных отношений и конкретного содержания гендерных различий в управленческой деятельности. Цель работы заключается во всестороннем рассмотрении и оценке гендерных аспектов управления, а также их характеристика.

Работа состоит из  1 файл

Реферат 1.docx

— 37.08 Кб (Скачать документ)

Российский  государственный педагогический университет

имени А. И. Герцена 

Факультет социальных наук 

Кафедра теории и истории социологии 
 
 
 
 
 
 

Реферат

     на  тему: «Гендерный аспект управления» 
 
 
 
 
 
 
 

     Работа  студентки

     I курса магистратуры

     магистерской  программы-

     социология  управления

     Герасименко А.И. 
 
 
 

Санкт-Петербург

2011

    Введение

     Необходимость исследования гендерных аспектов управления обусловлена активным проникновением женщин в управление экономикой и  появлением новой социальной категории  «деловых женщин». Для России гендерные  проблемы в экономике, в частности, участие женщин в управлении, достаточно актуальны. В первую очередь, это  обусловлено демографическими факторами: на протяжении многих десятилетий отмечается преобладание женского населения, в  настоящее время доля женщин составляет примерно 55%, и по ряду причин она  будет расти и в будущем.

     В ходе профессиональной адаптации у  женщин на первый план выходит социально-психологический  аспект, тогда как у мужчин –  профессионально-деятельностный. Даже осуществляя одинаковую профессиональную деятельность, мужчины и женщины по-разному к ней относятся. В планировании собственной карьеры женщины чаще ориентированы на текущее положение дел, нежели на перспективу развития. Управление – одна из сфер, в которой так называемый патриархат просматривается наиболее зримо и выпукло. Монополизация мужчинами власти – в семье, в организациях, учреждениях и на предприятиях, в обществе – автоматически влекла за собой монополизацию ими функций управления. Тем не менее, в условиях становления рыночной экономики в России значительно расширяется мелкий и средний бизнес, в котором руководителями становятся женщины, стремящиеся всесторонне себя реализовать. Эта тенденция соответствует процессам, происходящим в странах с развитой рыночной экономикой, где женщины возглавляют около 30% малых и средних компаний.

     Объектом  моего исследования является сфера  управления, а предметом – гендерные  отношения в управлении. Задачи работы состоят в определении гендерных  стереотипов и взаимодействий, стратегий  участников гендерных отношений  и конкретного содержания гендерных  различий в управленческой деятельности. Цель работы заключается во всестороннем рассмотрении и оценке гендерных  аспектов управления, а также их характеристика.

    1. Мужчины и женщины  в деловом мире

    1.1 Гендерный стереотип

     Под гендерными стереотипами принято понимать схематизированные, нормативные, обобщённые представления о мужских и женских ролях, образах мужественности и женственности согласно общественным ожиданиям. Сфера изучения гендерных стереотипов довольно обширна.

     Исследователями гендерной проблематики охватываются всё новые социальные институты, группы, классы людей, коллективы, в  которых существование стереотипов  обусловливается взаимодействием  людей, принадлежащих к противоположным  гендерным категориям. Учёные основываются, как правило, на утверждении, что в российском обществе преобладает гендерное неравенство1. Чтобы уравновесить положение мужчин и женщин, необходимо полностью изменить все традиционные стереотипы в общественном сознании, но это произойдёт не скоро, потому что большая часть общества продолжает использовать стереотипы прошлого. Тем не менее, в последние годы наблюдается гибкость гендерных норм, ценностей, установок, особенно в поведении и сознании молодого поколения. В связи с этим изучение гендерных стереотипов будет актуально до тех пор, пока общество полностью не преодолеет традиционалистские взгляды на мужчин, женщин и взаимоотношения между ними.

     Стериотипизация начинается, как выясняется, ещё с начальной школы, о чём свидетельствует работа Котловой Т.Б., в частности, вывод: «…контент-анализ учебников начальной школы показал, что в их содержании имеются гендерные стереотипы, как один из видов социальных стереотипов, основанный на принятых в обществе представлениях о маскулинном и феминном и их иерархии…»2. То же самое наблюдается и в сети Интернет. Исследования 749 объявлений на 428 сайтах3 показали, что гендерные стереотипы в российских ресурсах сети Интернет опираются на концепцию патриархального разделения функций между мужчиной и женщиной в семье, обществе, бизнесе.

     Женщине в качестве «естественных» функций  отводят материнство, ведение домашнего  хозяйства, замужество.

     Мужчине приписана публичная сфера деятельности: политика, управление, профессиональный труд.

     Нельзя  утверждать, что в современном  российском обществе все женщины  порабощены мужской властью и  что все мужчины сильные и  компетентные. Как и во всех социальных группах, здесь существуют исключения из стереотипных норм.

     СМИ демонстрируют немногочисленные примеры  успешности женщин, которые занимают высокое положение в мужских  коллективах и имеют устойчивые карьерные позиции, например женщины-лидеры Т. Голикова, В. Матвиенко, Ю. Тимошенко  и др. Другой вопрос состоит в  том, воспринимаются ли обществом такие  женщины в качестве компетентных специалистов, которые способных  решать вопросы государственной  важности.

     Обычным женщинам примеры успешности других женщин стереотипно представляются чем-то недосягаемым, требующим больших  физических и волевых усилий, либо сопутствующей мужской поддержки.

     Тем не менее, благодаря социальной похожести  можно говорить о том, что мужчины  и женщины под воздействием окружения  или источников массовой информации, имея в себе определённую долю мужественности или женственности, могут приспособиться к той внешней гендерной обстановке и ролевым установкам, которые положительно повлияют на стереотипы в целом и конкретные образы в частности.

    1.2 Гендерные отношения

     Гендерные отношения, которые складываются между  взрослыми мужчинами и женщинами  на работе (как внутри пола, так и  между полами), в деловом мире обусловлены двумя противоположными тенденциями: продолжающейся явной  или скрытой сегрегацией (принудительной изоляцией) и конвергенцией (схождением признаков разных групп). Последняя  тенденция является результатом  серьёзных изменений, происшедших  в обществе, потому что мужчинам и женщинам приходится работать вместе. При этом складываются как враждебные отношения, конкуренция, так и дружеские  отношения, нацеленные на сотрудничество представителей разных полов.

     На  Западе в последнее время появились  многочисленные исследования, посвящённые  препятствиям, которые женщины вынуждены  преодолевать, делая карьеру. Это  работы Дж. Ландау, С. Марлоу и коллег, Т. Меламеда и др. 4

     Важной  проблемой является дифференцированный подход к оценке труда мужчин и  женщин. Независимо от объективных  результатов труда женщины во многих странах получают за свою работу более низкую заработную плату; им предоставляется  меньше информации, а сроки выполнения заданий ставятся более жёсткие.

     Без каких-либо объективных оснований  женщинам приписывается недостаточная  компетентность, отсутствие логики и  притязаний, стремления к продвижению  по службе. Чтобы стать лидером, женщине  приходится преодолевать больше препятствий, нежели мужчине. По выражению американских специалистов для женщины путь к  власти связан с преодолением многочисленных препятствий, а для мужчины –  с реализацией многочисленных возможностей.

     Большее распространение получила теория «стеклянного потолка», под которым понимается невидимая, но реальная преграда, на которую  наталкивается женщина-лидер, пытающаяся достичь успеха. Для мужчин такой  преграды не существует. С ней трудно бороться, потому что она невидима. Как выяснилось в исследованиях, этот феномен действительно имеет  место. Даже в лабораторных условиях женщины-лидеры сталкиваются с трудностями. Группа не признает их в качестве лидеров, а мужчины даже противоборствуют этим женщинам. В реальных условиях женщины-менеджеры сталкиваются с  большими препятствиями для служебного роста, чем мужчины5.

     Третья  гипотеза принадлежит Г. Штайнсу и именуется теорией «звёздной болезни». Под «звёздной болезнью» понимается явление, когда женщины-менеджеры склонны считать ситуацию с женским лидерством благополучной и не помогают другим претенденткам. Такое жёсткое отношение к представителям своего пола сейчас именуют также «реверсивным гендерным стереотипом»: вопреки ожиданиям, предубеждения против женщин демонстрируют не мужчины, а сами женщины.

    1.3 Стратегии женщин  в деловой сфере

     Как ведут себя женщины в ситуациях  дискриминации: в оплате труда, при  найме на работу, при сокращении персонала, при продвижении в  должности, в повышении квалификации, в управлении? Они прибегают к  защитным стратегиям. Вот примеры  такого менеджмента:

     1) «сверхфункционирование на работе», то есть женщины проводят на рабочем месте больше времени, чем мужчины, доказывая, что они хорошие специалисты;

     2) «фемининный стиль»: использование специфически женских способов деловых переговоров с мужчинами, например, кокетство, флирт, лесть, принижение своих способностей, чтобы заставить мужчин работать, скажем, намекают коллегам-мужчинам, что сами не справятся, что только данный мужчина способен решить эту задачу;

     3) «работа за сценой»: женщины  чаше мужчин делают работу, которая  не оплачивается: улаживают конфликты,  занимаются эмоциональными проблемами, проводят дополнительные мероприятия;

     4) «материнские способности»: по отношению  к коллегам-мужчинам (особенно с  высоким должностным статусом) женщина  выступает в роли заботливой  матери, то есть внимательно выслушивает  их проблемы, заботится о них  и в итоге добивается укрепления  своего влияния в организации;

     5) применение «маски»: женщины скрывают  свою эмоциональную и личную  жизнь, избегают говорить о  детях, чтобы не заработать  ярлык менее эффективных сотрудников  (к этой стратегии особенно  часто прибегают женщины, которые  думают о карьере руководителя).

     Такое поведение выгодно для организации, которая эксплуатирует альтруистический потенциал женщин, но может представлять угрозу психическому здоровью женщин.

     Есть  ещё одна стратегия для женщин в трудных условиях делового мира: впечатляющий менеджмент способ повлиять на других людей, сформировать у них впечатление о себе с помощью слов, действий и взглядов.

     Очевидно, что и гендерный менеджмент и инграциация являются приёмами манипулирования окружающими, но это защитные стратегии, которые порождаются неблагоприятными условиями, сложившимися в деловом мире, в том числе для женщин.

     Таким образом, в деловом мире взрослых людей, наряду с конвергенцией полов, продолжает существовать половая сегрегация (в скрытом или явном виде) либо её последствия в виде конфронтации полов. Современная законодательная  база в целом дискриминационна по отношению к женщине. Одна из причин такого положения – низкая представленность женщин во властных структурах всех уровней6. Наибольшее влияние законодательного неравенства мужчин и женщин отмечается в двух сферах: на рынке труда, в сфере политики и управления.

    2. Гендерные аспекты  в управленческой  деятельности

    2.1 Особенности карьерного  роста

     Отечественный психолог А.Е. Чирикова приводит сравнительную характеристику деловых и личных качеств российских мужчин и женщин7.

     У женщин первые позиции (в порядке  убывания по значимости) занимают следующие  качества и умения:

  • умение идти на компромисс, гибко вести переговоры, учитывая позиции других сторон;
  • уверенность в себе и своей миссии;
  • умение действовать в ситуации конфликта и угрозы риска;
  • постоянная готовность к изменениям, нововведениям;
  • способность быстро делать выбор;
  • умение эффективно использовать способности и умения других людей;
  • трезвое отношение к новшествам, здоровый консерватизм;
  • умение противостоять давлению и нажиму, отстаивать свою позицию;
  • умение жить сегодняшним днем, «здесь и сейчас»;

Информация о работе Гендерный аспект управления