Факультатив по психологии "Общее понятие о личности в отечественной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 19:11, курсовая работа

Описание

Цель исследования: разработать и методически обосновать программу факультатива для учащихся старшего школьного возраста

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 173.00 Кб (Скачать документ)

     Важной  формой внеаудиторной учебной работы может быть участие студентов в работе научных и практических психологических конференций «взрослых» психологов. Они получают возможность приобщиться к профессиональной жизни мира научной и практической психологии, слушая выступления опытных психологов или выступая на молодёжных секциях.

     Интерес учащихся и студентов обычно вызывают конкурсы и вечера-турниры в силу их соревновательного характера. В школах и ВУЗах проводятся психологические игры «Что? Где? Когда?», КВН. Такой вечер проводится обычно в форме соревнований двух-трёх команд. Он является одновременно соревнованием, игрой и весёлым представлением. Команды обычно включают 10-12 человек. В ходе вечера участники команд соревнуются в ответах на вопросы, в постановке психологических опытов, разыгрывании инсценировок и ролевых игр, выполнении психологических заданий. В определённые конкурсы могут быть включены и болельщики команд. Программа такого вечера должна быть хорошо продумана, чтобы предложенные  вопросы и задания не носили беспорядочного, случайного характера, а были связаны единым сценарием. Основной принцип отбора материала – его содержательность. Успех вечера в немалой степени зависит от оформления помещения, в котором он проходит. Нужно стремиться сделать его ярким и интересным: яркие плакаты с высказываниями психологов, газеты, стенды, хорошо оформленная сцена. Необходимо подвести итоги вечера, наградить победителей, выпустить газету с освещением итогов вечера [8, с.22].

     Одной из интересных форм внеклассной работы по психологии является психологическая  олимпиада школьников. В качестве заданий на такой олимпиаде может предлагаться защита творческих работ, психологический анализ текста, разгадывание психологических кроссвордов и др. Безусловно, такая олимпиада даёт школьникам возможность для продуктивного общения по психологической тематике, повышает активность учащихся, интересующихся психологией.

     Традиционно проводятся экскурсии в музеи, на природу или на предприятия. Поскольку психологические музеи пока встречаются редко, а доступ к месту работы психологов и психологическому процессу (научному исследованию или практической психологической работе) часто ограничен, то экскурсии не являются распространённой формой внеклассной работы. 
 
 
 

ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ  ФАКУЛЬТАТИВА ПО ПСИХОЛОГИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ 

2.1 Факультатив по  психологии "Общее понятие о личности в отечественной психологии"  

Пояснительная записка  

Факультатив по психологии "Общее понятие  о личности в отечественной психологии" предназначен для старшего школьного  возраста (15-17 лет). 

Организация занятий:

Группа  25 человек.

Занятия проводятся психологом один раз в неделю в течение полугода. Продолжительность занятия – 45 минут.

Данный  факультатив имеет важное значение для сообщение новых знаний учащимся, закрепление их в памяти, применение знаний, а также развитие познавательной сферы старших школьников.

Предлагаемый  факультатив направлен на преобразование познавательной сферы старших школьников в области психологии, овладение старшими школьниками полученными знаниями по данной дисциплине.

Цель  курса:

а) педагогическая: развитие у обучаемых интереса к научной психологии личности;

б) дидактическая: ознакомление обучаемых с основными теориями и категориями психологии личности.

Задачи  курса:

1) создание у учащихся  ориентировки в  основных теориях  и категориях психологии  личности;

2) создание у учащихся  осознания необходимости  усвоения получаемых знаний с помощью демонстрации их практической значимости;

3) организация контроля  усвоения учащимися  полученных знаний. 

Требования  к уровню освоения факультатива. старшие школьники должны

знать:

  • предлагаемый материал;

уметь:

  • понять место личности в отечественной психологии ;
  • реализовать психологические знания в своем поведении, отношениях;
  • применять полученные знания на практике.
 

В соответствие с учебным  планом на изучение дисциплины отводится  30 часов.

Примерное распределение времени  следующее:

  • Лекционные занятия- 30 часов

Форма работы со старшими школьниками:

  • опрос;
  • чтение лекции .
 

Контроль  усвоения полученных знаний:

  • устный опрос;
  • написание эссе.

      УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

№ п/п Темы Кол-во часов
1 Личность 3
2 Темперамент 3
3 Характер 4
4 Воля 3
5 Эмоции 3
6 Мативы 3
7 Способности 3
8 Интеллект 3
9 Самосознание 3
10 Самопознание 2
Итого   30ч.

      содержание  курса

      Тема 1.Личность. (3 ч.).

      Общее представление о личности. Философский  клинический и экспериментальный  этапы изучения личности. Психологическая структура личности. Развитие и устойчивость личностных свойств. Психологическая структура личности в отечественной и зарубежной психологии.

      Тема 2.Темперамент. (3 ч.).

      Психологическая сущность и теория темперамента. Темперамент  как свойство личности. Определение темперамента. Психологический подход к темпераменту. Психологические портреты лиц с различными типами темперамента.

      Тема 3. Характер. (4 ч.).

      Общее сведение о характере. Определение  характера, его структуры и свойства. Психологическая сущность характера. Черты личности. Классификация характеров. Взаимосвязь характера с темпераментом. Взгляды на соотношение характера с темпераментом. Типология характеров. Условия формирования, развитие характера и признаки его проявления. Роль темперамента в формировании и развитии характера

      Тема 4. Эмоции. (3 ч.).

      Понятие эмоций, эмоционального реагирования и эмоциональных состояний. Сущность эмоций. Субъективность и непроизвольность эмоций. Знак эмоций. Психологические аспекты эмоционального реагирования и эмоционального состояния. Влияние переживаний на активность человека. Краткая характеристика видов эмоций и эмоциональных состояний. Понятие и свойства эмоциональной сферы личности. Физиологические и психофизиологические основы эмоций. Функции и свойства эмоций. Нарушения эмоциональной сферы.

      Тема 5.Мотивы. (3 ч.).

      Проблема  мотивов психологии. Взгляды на сущность мотивов (потребностная физиологическая  психоаналитическая, деятельностная концепции  мотивов; концепции тревожности  достижения успехов реактивности личностных диспозиций). Самостоятельность мотива. Мотивационная сфера, мотивация и мотировка. Понятие мотивационной сферы личности, виды мотивов. Интересы, желания, установки в мотивационной сфере. Направленность личности. Развитие и нарушения мотивационной сферы личности.

      Тема 6. Воля. (3 ч.).

      Общая характеристика воли. Воля как форма  активности личности. Психологическая  сущность воли. Роль воли в жизни  деятельности человека. Воля как характеристика сознания. Понятие волевого действия. Признаки волевых действий. Понятие и условия проявления волевого усилия. Сущность тормозной и побудительной функции воли. Психологическая структура волевого действия. Этапы волевого действия. Волевые качества личности. Проблема воли в научных теориях. Современное состояние проблемы воли в психологии. Подходы к проблемам воли. Развитие, условия воспитания и нарушения воли.

      Тема 7.Способности. (3 ч.).

      Деятельностный  и функциональный подходы к понятию  способности и их структуре. Понятие  склонность и качества личности и их связи с понятием способностей. Природные и социальные предпосылки способностей. Деятельностный и функциональный подходы к решению вопроса об источниках способностей. Основания для классификации способностей и виды способностей. Одаренность, талант и гениальность. Проявления и условия развития способностей. Роль методики обучения и воспитания в развитии способностей. Мотивация и способности.

      Тема 8. Интеллект. (3 ч.).

      Понятие и структура интеллекта. Разнообразие взглядов на интеллект. Структура интеллекта. Интеллект в жизненных процессах человека. Оценка уровня развития интеллекта. Нарушения интеллекта. Факторы, обеспечивающие развитие креативности.

      Тема 9. Самосознание. (2 ч.).

         Проблема принятия себя. Компоненты структуры «Я-концепции». Понятие и функции самосознания. Развитие самосознания как многоуровневый процесс. Соотношение самосознания с сознанием. Когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты самосознания. Взгляды на механизм генезиса самосознания.

         Тема 10. Самопознание. (2ч.).

         Самопознание личности. Самопознание как сложный процесс в сознании индивида континуума собственных характеристик. Содержание двухуровневой системы развития самопознания. Процессы идентификации, рефлексии и атрибутирования как механизмы самопознания. Понятие каузальной атрибуции. 

Список  литературы для подготовки преподавателя  по данной теме:

  1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М., 1980.
  2. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологичсекого анализа. – М., 1990.
  3. Бернс Р.В. Я-концепция и воспитание. – М., 1986.
  4. Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. – Киев, 1978.
  5. Бодалев А.А. Психология о личности. – М., 1988.
  6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
  7. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. – М., 1982.
  8. История зарубежной психологии. 30-60-е годы ХХ века. Тексты. – М., 1986.
  9. Кон И.С. Постоянство и изменчивость личности// Психологический журнал. – 1987. - № 4. – С.126-137.
  10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982.
  11. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. – М., 1985.
  12. Мерлин В.М. Личность как предмет психологического исследования. – Пермь, 1988.
  13. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. – М., 1964.
  14. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание: Учебное пособие к спецкурсу. – Пермь, 1990.
  15. Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. – М., 1981.
  16. Норакидзе В.Г. Методы исследования характера личности. – Тбилиси, 1989.
  17. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М., 1982.
  18. Психология индивидуальных различий. Тексты. – М., 1982.
  19. Психология личности. Тексты. – М., 1982.
  20. Психология формирования и развития личности. – М., 1982.
  21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – М., 1989.
  22. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. – Тбилиси, 1989.
  23. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. – М., 1989.
  24. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М., 1987.
  25. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1989.
  26. Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. Теоретические проблемы развития психологической науки. – М., 1974.

Информация о работе Факультатив по психологии "Общее понятие о личности в отечественной психологии"