Факультатив по психологии "Общее понятие о личности в отечественной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 19:11, курсовая работа

Описание

Цель исследования: разработать и методически обосновать программу факультатива для учащихся старшего школьного возраста

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 173.00 Кб (Скачать документ)

Отечественная деятельностная теория развития личности

       Социализация

     В отечественной же психологии принято  считать, что развитие личности происходит в процессе ее социализации и воспитания. Что подразумевается под социализацией? Поскольку человек — существо социальное, то неудивительно, что с первых дней своего существования он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Являясь частью социума, человек постоянно приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью его личности. Этот процесс, а также последующее активное воспроизводство индивидом социального опыта и называется социализацией.

Индивидуализация

       Приобретение  данного социального опыта, в  результате которого человек и становится, в рамках понимания отечественной  психологической школы, личностью, не является механическим, а напротив – субъективным: восприятие одних и тех же социальных ситуаций может быть различным, разные люди могут выносить из них разный социальный опыт, и это является основой другого процесса — индивидуализации. На основании индивидуализации социализации и происходит формирование человеческой личности, в соответствии с пониманием отечественных психологов.

       Здесь необходимо отметить еще один важный момент. Социализация, очевидно, может  носить как нерегулируемый, стихийный  характер, так и регулируемый, целенаправленный. Акцентируя внимание на возможности именно одновременного существования социализации и как целенаправленного и как нерегулируемого процесса, А. А. Реан поясняет это с помощью следующего примера. Все мы прекрасно знаем, что на уроке в школе приобретаются важные знания, многие из которых (особенно по гуманитарным дисциплинам) имеют непосредственное социальное значение. Однако ученик усваивает не только материал урока и не только социальные правила, но и обогащает свой социальный опыт за счет того, что с точки зрения учителя может показаться сопутствующим, «случайным». Происходит присвоение реально испытываемого или наблюдаемого опыта социального взаимодействия учителей и учеников. И этот опыт может быть как позитивным, так и негативным.

       Как следует из приведенного выше примера, регулируемая социализация в большинстве случаев связана с процессом воспитания, когда родителями или педагогом ставится определенная задача по формированию поведения ребенка и предпринимаются определенные шаги для ее выполнения.

       Инкультурация

       Также, отметим, одновременно с социализацией и ее индивидуализацией протекает еще один процесс — инкультурация. Если социализация — это усвоение социального опыта, то инкультурация — это процесс освоения индивидом общечеловеческой культуры и исторически сложившихся способов действий, в которых ассимилированы духовные и материальные продукты деятельности человека в различных эпохах. Следует отметить, что между данными понятиями нет тождества. Часто мы можем наблюдать отставание одного процесса от другого. Так, успешное усвоение человеком общечеловеческой культуры не означает наличие у него достаточного социального опыта, и наоборот, успешная социализация не всегда свидетельствует о достаточном уровне инкультурации.

       Таким образом, основными процессами, обусловливающими формирование личности, являются согласно отечественной психологической школе, ее социализация, индивидуализация и инкультурация.

       В заключение данной лекции отметим, что, рассматривая проблему развития личности, авторы различных теорий, как правило, стремятся определить причины, обусловливающие развитие человека. Большинство исследователей считает движущей силой личностного развития комплекс разнообразных потребностей. Среди этих потребностей важное место занимает потребность в саморазвитии. Стремление к саморазвитию не означает стремление к какому-то недостижимому идеалу. Наиболее важно стремление личности добиться конкретной цели или определенного социального статуса.

       Таким образом, в ходе данной лекции нам  удалось установить, каким образом, согласно наиболее принятым в научном мире концепциям, происходит формирование личности, и благодаря чему оно происходит.

Информация о работе Факультатив по психологии "Общее понятие о личности в отечественной психологии"