Факультатив по психологии "Общее понятие о личности в отечественной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 19:11, курсовая работа

Описание

Цель исследования: разработать и методически обосновать программу факультатива для учащихся старшего школьного возраста

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 173.00 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

    Изучение  педагогической и возрастной психологии имеет практическое значение для  студентов, учителей и родителей, любого взрослого человека. Студенту же любой профессиональной ориентации надо научиться использовать знания в данной области в будущей практической деятельности, чтобы разбираться в психологических особенностях людей разных возрастов и оказывать на них воздействие при организации игровой и учебной деятельности, а также развитии лучших черт личности в деятельности.

    Эти две прикладные отрасли психологии, если их рассматривать вместе как единую учебную дисциплину, представляют собой применение общепсихологической теории для объяснения возрастного развития в детские годы (это наиболее исследованный отрезок жизни человека) и психологических условий эффективности обучения и воспитания человека.

  Цель исследования: разработать и методически обосновать программу факультатива для учащихся старшего школьного возраста

Объект  исследования: процесс преподавания психологии

Предмет исследования: методологические особенности преподавания психологии.

Задачи  исследования:

1)провести теоретический  анализ методологических особенностей  преподавания психологии;

2)разработать  планы лекций и семинарского  занятия по психологии 
 
 
 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ  МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕПОДАВАНИЯ  ПСИХОЛОГИИ 

1.1 Психологические особенности учащихся старшего школьного возраста

      Старший школьный возраст — это пора выработки взглядов и убеждений, формирования мировоззрения. В связи с необходимостью самоопределения возникают потребность разобраться в окружающем и в самом себе, поиски смысла жизни вообще и своей жизни в частности.

      Основной  психологической характеристикой старшего школьного возраста можно считать направленность в будущее. Это касается различных сторон психической жизни. Старший школьник стоит на пороге социальной взрослости. У него появляются конкретные жизненные планы, соответствующие им мотивы [5, с.119].

      Более реальным становятся представления  о требованиях общества к личности. Для школьника становится более  весомым мнение взрослых, в том  числе и учителей, но растут и  требования к личности, профессиональным знаниям и умениям учителя. Поведение  старшего школьника все больше становится целенаправленно-организованным, сознательным, волевым. Все большую роль играют сознательно выработанные или усвоенные критерии, нормы и своего рода жизненные принципы. Появляются элементы мировоззрения, возникает устойчивая система ценностей. Рождается интерес к внутреннему миру — своему, других людей, появляется умение ставить себя на место другого человека и сопереживать ему.

      С точки зрения протекания отдельных  психологических процессов старший  школьный возраст принципиально не отличается от периода взрослости. Существенная разница имеется лишь в эмоциональной жизни, более импульсивной, менее подчиненной другим мотивам и слабее регулируемой сознательно. Однако старший школьник может быть уже способен к глубоким «взрослым» переживаниям, серьезным и устойчивые чувствам [7, с.120].

      Современный старшеклассник — продукт современной  жизни, он сложен, интересен, противоречив. В старшем школьном возрасте завершается  физическое созревание индивида.

      В плане умственного развития этот возраст не показывает каких-либо качественных новообразований: здесь укрепляются и совершенствуются те процессы развития формального интеллекта, которые начались в подростковом возрасте. Однако определенная специфика здесь имеется и вызывается она своеобразием развития личности старшего школьника.

      Мышление  старшего школьника приобретает  личностный, эмоциональный характер. Как пишет Божович Л.И., интеллектуальная деятельность здесь приобретает  особую аффективную окраску, связанную  с самоопределением старшего школьника и его стремлением к выработке своего мировоззрения. Именно это аффективное стремление создает своеобразие мышления в старшем школьном возрасте [5, с.74].

      Назначение  периода юности в жизни каждого  человека состоит в том, чтобы  расширить горизонты познания реального мира, других людей и себя самого, выработать ко всему этому свое отношение, найти свое место в обществе и определить жизненные задачи. Отсюда интерес юности к самым общим, универсальным законам природы и человеческого бытия, стремление постигнуть теоретические и методологические основы научных дисциплин, острый интерес к познанию человеческих возможностей и внутреннему миру человека, склонность к самоанализу и самооценке.

      Старший школьник миновал эпоху подростковых кризисов и конфликтов. В этом возрасте отмечается улучшение коммуникативности и общего эмоционального самочувствия индивида, большая дифференцированность его эмоциональных реакций и. способов выражения эмоциональных состояний, повышение самоконтроля и саморегуляции [12, с.72].

      Одновременно старший школьный возраст не лишен трудностей и конфликтов. Это касается в первую очередь несоответствия между физической и психической зрелостью учащихся и их социальным статусом. Старшеклассник, достигший физической зрелости и по интеллектуальному развитию иногда превышающий своих наставников, находится на содержании у родителей, он имеет фактически те же права и обязанности что и любой школьник другого возраста, его деятельность жестко регламентирована взрослыми, а возможности проявления инициативы во многом ограничены современными формами школьной жизни. Такое искусственное затягивание детства чревато, как известно, опасными последствиями. Инфантильность, отсутствие чувства ответственности за свои действия, пассивная общественная позиция, потребительское отношение к взрослым, проявление школярства в учебе — нередкие явления наших дней. Кроме того, имеются, к сожалению, у некоторых части старших школьников элементы безверия и цинизма [15, с.122].

      Становление социальноактивой позиции личности старшеклассника осуществляется, конечно, не только в ходе участия в общественной жизни коллектива. Оно происходит в каждый момент их школьной жизни и учебы и определяется, в частности, нормой установленных отношений и характером общения. Это в полной мере касается и уроков иностранного языка. Речь может идти, в частности, о достигаемой здесь степени индивидуализации общения, способов его регламентации и регулирования, тематики и направленности диалогов, прорабатываемых на его основе позиций участников коммуникаций. 
 
 
 
 
 

    1.2 Внеклассная работа по психологии в школе 

     Внеклассная работа по психологии может носить как учебный, так и внеучебный характер. Она может быть направлена на расширение знаний в области научной  и практической психологии, а также  являться психологическим сопровождением личностного развития учащихся и студентов.

     Целью внеклассной работы учебного характера  является расширение и углубление знаний школьников по определённым областям психологических знаний, которым  не уделяется достаточного внимания в рамках учебного курса.

     Внеклассная работа осуществляется в индивидуальной, групповой или массовой форме. Индивидуальная работа – это работа с отдельными учащимися с целью руководства их самостоятельным психологическим образованием или научными занятиями. Проводится обычно в виде   индивидуальных учебных консультаций. Главное их достоинство заключается в том, что студенты и учащиеся получают возможность неформального делового общения с преподавателем [5, с.76].

     Групповая работа – Это систематическая работа, проводимая с небольшим постоянным коллективом учащихся, направленная на углубление их знаний и практических умений. Проводится обычно в форме кружков, творческих научных групп, молодёжных секций психологических обществ. Такая работа подразумевает гибкие организационные формы, даёт возможность варьировать содержание занятий и осуществлять индивидуальный подход к учащимся. Содержание занятий кружка может быть образовательным или учебно-исследовательским [5, с.77].

     Темами  изучения психологических кружков  образовательного характера могут стать, например, «Психология личности», «Психология межличностных отношении», «Психология общения»,  «Таинственные явления психики», «Психология животных» или какие-то более частные и более проблемные вопросы. При организации кружка необходимо заинтересовать учащихся, показать им, что эта работа не является дублированием классных занятий.

     Для кружка исследовательского типа руководитель выбирает увлекательную тему и, разрабатывая её, строит работу таким образом, что  учащиеся, сталкиваясь с цепочкой трудностей, проблем и решая их (теоретически или практически), осуществляют творческую деятельность.

     Занятия кружка проводятся один или два раза в неделю и продолжаются 45 минут (для старшеклассников и студентов  целесообразно организовывать еженедельные двухчасовые занятия). Количество членов каждого кружка не должно превышать 12-15 человек. Практическая работа организуется в творческих группах по 2-3 человека. Значительная часть времени на занятиях посвящается индивидуальной работе учащихся, меньшая – выступлениям преподавателя или учащихся.

     К организационной работе кружка следует  привлекать самих учащихся и студентов: необходимо выбрать старосту или  председателя, его заместителей, секретаря  и т. д. На занятиях желательно создавать  атмосферу свободного обмена мнениями и активной дискуссии. Можно сделать посещение кружка открытым.

     В ВУЗах групповая внеаудиторная  работа чаще связана с научно-исследовательской  деятельностью. Под научным руководством преподавателя работают творческие проблемные группы, которые разрабатывают актуальные исследовательские темы. Традиционными формами организации научной студенческой жизни являются студенческие научные общества, молодёжные секции психологических обществ, которые проводят ежегодные студенческие научные конференции [11, с.129].

     В качестве внеклассной работы могут  также рекомендоваться занятия, ориентированные на личные проблемы школьников: диспуты, вечера вопросов и ответов, уроки психологии личностно-ориентированного типа. Главная их особенность заключается  в том, что они нацелены прежде всего на  психологическую помощь школьникам в решении их личностных проблем, на психологическое сопровождение их личностного развития. Как отмечалось в предыдущих разделах, задача обучения теоретическим психологическим знаниям в данном случае не ставиться. Основной задачей таких занятий является формирование практических психологических умений и личностное развитие учащихся. Содержание и виды деятельности в значительной степени ориентированы на интересы учащихся, стадию психического развития, на которой они в данный момент находятся, а также ситуацию, которая складывается в группе на данный момент. Используются практические методы обучения: обсуждение, практические упражнения и игры. Психологические тренинги – одна из распространённых форм проведения таких внеклассных занятий.

     Массовая  работа – это эпизодическая работа в рамках  большой аудитории. Может проводится в форме лекций, бесед, вечеров и конференций, конкурсов, олимпиад, экскурсий. Главной целью таких мероприятий является привлечение  интереса учащихся и студентов к психологическим знаниям, стимулирование их к более глубокому и всестороннему изучению психологии. [10, с.98].

     Особый  интерес представляют лекции и беседы, на которые приглашаются для выступления авторитетные специалисты, работающие в определённой области науки или практической психологии.

     Вечер, как всякое массовое мероприятие, требует чёткой организации. Цель вечера – раскрыть в строгой последовательности и интересной форме целую тему. Поэтому порядок выступлений должен быть хорошо продуман, а сами выступления должны быть краткими и чёткими. Если этого не сделать, то вечер может затянуться и вместо пробуждения интереса вызовет обратную реакцию. Продолжительность вечера не должна превышать 1,5-2 часов. Методика подготовки и форма проведения вечера могут быть различными в зависимости от темы и поставленной цели. Чаще всего они организуются в традиционной форме чередующихся сообщений учащихся с широким использованием демонстрационных психологических опытов и экспериментов.

     Конференции обычно проводятся как итог определённой учебно-исследовательской работы группы учащихся или студентов. Главное их отличие от вечеров – более серьёзная психологическая тематика. В школах традиционно организуются ученические научные конференции, на которых ученики докладывают  о результатах своей научной работы. Типичной формой их проведения являются устные выступления учащихся, которые они делают на соответствующих секциях. На выступление обычно отводится 10-15 минут, после чего докладчику задаются вопросы. Традиционными методическими проблемами проведения таких конференций являются:

  • недостаточная возможность для обсуждения доклада и диалога с выступающим (в силу дефицита времени);
  • чрезмерная длительность научного заседания в целом.

     Для решения этих проблем может быть создано несколько тематических секций, что приведёт к сокращению количества выступающих в рамках каждой из них. Интересным вариантом  проведения таких конференций может  быть также организация преимущественно  стендовых сообщений. В этом случае информационная функция конференции выполняется более эффективно. Акцент работы научной конференции смещается на интерактивное общение и обсуждение результатов и проблем.

Информация о работе Факультатив по психологии "Общее понятие о личности в отечественной психологии"