Болевые ощущения и адаптация к ним

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 11:20, контрольная работа

Описание

Ощущение – процесс отражения отдельных свойств предметов объективного мира, как внешней среды, так и собственного организма, возникающий при непосредственном воздействии их на рецепторы (органы чувств). Это процесс первичной обработки информации, свойственный и животным, и человеку. Болевые ощущения — ощущения, характеризующие такие воздействия, которые могут вести к нарушению целостности организма, сопровождаемые отрицательной эмоциональной окраской и вегетативными сдвигами (учащение сердцебиения, расширение зрачков).

Работа состоит из  1 файл

к.р.психология ГС-10.doc

— 125.00 Кб (Скачать документ)

Педагогика прошла многовековой исторический путь. На этом пути педагогика постепенно из суммы идей и концепций превращалась в науку. Позитивные педагогические идеи часто утрачивались, а затем возрождались, но уже в ином облике. Развитие образовательно-воспитательных институтов было многообразным, противоречивым и неоднозначным процессом, уровень, масштабы и результаты которого с течением времени становились все более весомыми.

Часть III

Заполнить таблицу

Основные психологические школы

 

Наименование

Смысл названия, объект и предмет изучения

Период возникновения (популярности)

Основные представители

Основные достижения, открытия

Бихевиоризм

От анг. behaviour-поведение. Объект-поведение, предмет –стимулы и реакции.

ХХ век

Д.Уотсон, Э.Толмен, К.Халл, Б.Скиннер

Внесли существенный вклад в разработку эмпирических и математических методов изучения поведения, в постановку ряда психологических проблем, в особенно касающихся научения -приобретения организмом новых форм поведения.

Психоанализ

От греч. слов душа и разложение, расчленение.

Изучаются неосознаваемые мотивы, обуславливающие особенности переживания и действийчеловека.

Конец Х1Х века

З.Фрейд, А.Адлер, К.Юнг и др.

В психологию введены важные темы: бессознательная мотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней и др.

Гештальт-

психология

От нем.Gestalt – образ, форма.

Объект – психика.

Предмет – целостные структуры (гештальты).

Первая треть ХХ века.

Т.Вертгеймера,

В.Келлера, К.Левина

Полученные знания способствовали развитию знания о психических процессах, разработке понятия психологический образ, утверждение системного подхода к психическим явлениям.

Когнитивная

психология

От лат. cognito – знание. Решающая роль знания в поведении человека.

Конец 50-начало 60-х годов ХХ века.

У.Найссер, А. Пайвио и др.

Были выявлены важнейшие свойства, присущие познавательной деятельности: избирательность, определяемость средой, неполнота познавательных схем.

Гуманистическая психология

Предмет психологических исследований – здоровая творческая личность человека.

ХХ век

Г.Оллпорт, Г.А. Мюррей, Г.Мэрфи, К.Роджерс, А.Маслоу.

Разрабатывает рецепты психического благополучия личности.

Судьбоанализ

Понятие судьба имеет в этой теории своё особое значение. Оно охватывает различные факторы (наследственность, природу влечений, окружающую среду, сферу Я и дух), которые могут оказывать влияние на существование людей как в смысле навязанной судьбы, так и выборе возможностей свободы.

1937 год

Л.Сонди

Судьбоанализ дополняет концепции психоанализа  З.Фрейда (личностное

бессознательное) и К.Юнга (коллективное бессознательное)

концепцией «семейного бессознательного», в которой речь идёт об анализе скорее унаследованных склонностей и связанных с ними паттернов поведения и переживаний, независимо от того, будут ли они мешать или способствовать развитию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть IV

Привести примеры

Взаимосвязь сознательного и бессознательного в психике человека

 

Бессознательное – совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета. Например:

Дежавю́ (фр. déjà vu — уже виденное) — психическое состояние, при котором человек ощущает, что он когда-то уже был в подобной ситуации, однако это чувство не связывается с конкретным моментом прошлого, а относится к прошлому в общем. Поскольку когда происходит дежавю, мы не вспоминаем все прошлое, нам кажется лишь повторение определенного момента.

Противоположный термин жамевю (jamais vu) — никогда не виденное. Состояние, когда человек в привычной обстановке чувствует, что он здесь никогда не был.

Интуиция – знание, возникающее без осознания путей и условий его получения, в силу чего субъект имеет его как результат «непосредственного усмотрения».

Гипноз – временное состояние сознания, характеризующееся сужением его объема и резкой фокусировкой на содержании внушения, что связано с изменением функции индивидуального контроля и самосознания.

Автоматизмы – действия, реализуемые без непосредственного участия сознания.

Сомнамбулизм – форма сложного, внешне выглядящего целенаправленным, но неосознаваемого поведения, которое осуществляется при переходе от сна к гипнозоподобному состоянию.

Изучение бессознательного позволило выделить проявления бессознательного в поведении человека в несколько групп.

Ю.Б. Гиппенрейтер предложила разделить все неосознаваемые психические явления на три больших класса:

1) неосознаваемые механизмы сознательных дей­ствий;

2) неосознаваемые побудители сознательных дей­ствий;

3) надсознательные процессы.

Среди неосознаваемых механизмов сознательных дей­ствий выделяют:

1) неосознаваемые автоматизмы — действия или акты, которые совершаются как бы «сами собой», без участия со­знания. Некоторые из этих процессов никогда не осознава­лись, другие же прошли через сознание и перестали осозна­ваться. Первые называются первичными автоматизмами, или автоматическими действиями. Они либо являются врож­денными, либо сформировались очень рано — в течение первого года жизни: сосательные движения, мигание, схва­тывание, ходьба, конвергенция глаз. Вторые известны как вторичные автоматизмы, или автоматизированные действия, навыки. Благодаря формированию навыка действие начинает осуществляться быстро и точно, а за счет автома­тизации происходит освобождение сознания от необходи­мости постоянного контроля за выполнением действия;

2)  неосознаваемые установки — готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию    в    определенном    направлении.    Фактов, демонстрирующих готовность или предварительную на­стройку организма к действию, чрезвычайно много, и они относятся к разным сферам. В качестве примеров неосозна­ваемых установок можно назвать мышечную преднастройку к осуществлению физического действия — моторную установку, готовность воспринимать и интерпретировать материал, объект, явление определенным образом — перцептивную установку, готовность решать проблемы и задачи определенным способом — умственную установку, и т.д. Установки имеют очень важное функциональное значение: субъект,  подготовленный  к действию,  способен  осуществить его более эффективно и экономично;

3)  неосознаваемые сопровождения сознательных действий. Не все неосознаваемые компоненты несут одинако­вую функциональную нагрузку. Одни реализуют сознательные действия, другие подготавливают действия. Наконец, существуют неосознаваемые процессы, которые просто сопровождают действия. В эту группу входят непроизвольные движения, тонические напряжения, мимика и пантомимика,  а также широкий спектр  вегетативных реакций, сопровождающих действия и состояния человека. Например, ребенок высовывает язык, когда пишет; человек, наблюдающий за кем-то, переносящим боль, имеет горестное выражение лица и не замечает этого. Эти неосознаваемые явления играют важную роль в коммуникативных процес­сах, представляя собой необходимый компонент человеческого общения (мимику, жесты, пантомимику). Они являются     также     объективными     показателями     различных  психологических характеристик и состояний человека — его намерений, отношений, скрытых желаний и мыслей.

Выдающийся отечественный психолог А.Н. Леонтьев  утверждал, что большинство мотивов деятельности человеком не осознаются. Но, по его мнению, мотивы мо­гут проявляться в эмоциональной окраске тех или иных объектов или явлений, в форме отражения их личностного смысла. Человек способен осознать мотивы своего поведе­ния, не прибегая к помощи психолога. Однако это пред­ставляет собой специальную задачу. Нередко осознание мотива подменяется мотивировкой — рациональным обо­снованием поступка, не отражающим действительных по­буждений человека.

Надсознательные процессы — это процессы образова­ния некоего интегрального продукта большой неосознавае­мой работы, который затем «вторгается» в сознательную жизнь человека. Например, человек занят решением какой-то сложной проблемы, о которой думает изо дня в день в течение длительного времени. Размышляя над проблемой, он перебирает и анализирует различные впечатления и со­бытия, высказывает предположения, проверяет их, спорит с собой. И вдруг все проясняется: иногда это возникает не­ожиданно, само собой, иногда после незначительного собы­тия, которое оказывается как бы последней каплей, переполняющей чашу. То, что вошло в его сознание, в действи­тельности является интегральным продуктом предшество­вавшего процесса. Однако человек не имеет представления о ходе последнего. «Надсознательное» — это процессы, происходящие над сознанием в том смысле, что их содержа­ние и временные масштабы крупнее всего того, что может вместить сознание. Проходя через сознание отдельными своими участками, они как целое находятся за его предела­ми.

А. Г. Асмолов предложил объединить разно­образие проявлений бессознательного в поведе­нии человека в следующие группы:

1) Надындивидуальные надсознательные яв­ления — это усвоенные субъектом типичные для данной группы (общности) образцы поведения и познания, влияние которых не осознается че­ловеком. Эти образцы (например, этнические стереотипы), усваиваясь через такие механизмы социализации как подражание, идентификация, определяют социально-типичные особенности поведения человека. Именно в социально-типи­ческих характеристиках поведения человека субъект и группа («Я» и «не Я») выступают как одно целое. В качестве другого примера здесь можно привести понятие менталитет — совокуп­ность принятых и, в основном, одобряемых об­ществом взглядов, мнений, стереотипов, форм и способов поведения, которая отличает данное общество (общность) от других.

2) Неосознаваемые мотивы поведения. О су­ществовании этого класса явлений стало извест­но благодаря исследованиям отсроченного пост­гипнотического внушения, приводящего к вы­полнению действия, импульс которого не известен самому совершившему это действие после выхода из гипнотического состояния че­ловеку. Затем 3. Фрейдом было разработано по­нятие бессознательного — это нереализованные влечения, которые из-за конфликта с соци­альными запросами общества не допускались в сознание или изгонялись, отчуждались из него с помощью такого защитного механизма психи­ки как вытеснение. Будучи вытесненными из сознания личности, эти влечения образуют скрытые аффективные комплексы, предраспо­ложенности к действиям, активно воздейству­ющие на жизнь личности и проявляющиеся в непрямых символических формах (сновидени­ях, юморе, оговорках и т. д.).

3) Неосознаваемые резервы органов чувств. Речь идет о воздействии на поведение таких раздражителей; о которых человек не мог дать отчета, то есть подпороговых раздражителей. Такие явления были описаны еще И. Сеченовым как «шестое чувство» — что-то остановило, что-то заставило вздрогнуть. Психофизические ис­следования «субсенсорной зоны» позволяют говорить о подсознательном восприятии (рань­ше, чем происходит осознание), о «предвнимании» и т. п. Э. Эриксон показал, что человек об­ладает способностью распознавать появление эмоционально-значимых стимулов на бессозна­тельном уровне и изменять чувствительность к ним. Таким образом, мозг защищает сознание — предотвращает проникновение тревоги, беспо­койства. Все анализаторы человека сохраняют, фиксируют в памяти значительно больше ин­формации, чем отражается в сознании.

Наиболее эффективно подпороговые стиму­лы могут выявляться в состоянии расслабления, что широко используется в практических тех­нологиях психологии творчества (подпороговые мысли приводят к интуитивному решению), в активных методах обучения и лечения.

Известно, что подпороговая стимуляция ис­полняет роль внушения. Современная реклама иногда использует приемы типа «25-й кадр», что официально запрещено в цивилизованном мире как «манипулирование сознанием» (какая-то информация подается мельком на доли секунды, а потому не осознается, но потом возникает в со­знании человека как самостоятельное решение).

4) Неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности (операциональные установки и стереотипы). Они возникают в про­цессе решения различных задач — перцептив­ных, мнемических, моторных, мыслительных) и детерминируются неосознанно предвосхищае­мым образом событий и способов действия, опи­рающимся на прошлый опыт поведения в подоб­ных ситуациях.

Выделенные классы неосознаваемых психических явле­ний расширяют наше представление о психике, не ограни­чивая ее только фактами сознательного отражения реально­сти.

 

 

 

 

 

Рецензия

 

 

15

 



Информация о работе Болевые ощущения и адаптация к ним