Болевые ощущения и адаптация к ним

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 11:20, контрольная работа

Описание

Ощущение – процесс отражения отдельных свойств предметов объективного мира, как внешней среды, так и собственного организма, возникающий при непосредственном воздействии их на рецепторы (органы чувств). Это процесс первичной обработки информации, свойственный и животным, и человеку. Болевые ощущения — ощущения, характеризующие такие воздействия, которые могут вести к нарушению целостности организма, сопровождаемые отрицательной эмоциональной окраской и вегетативными сдвигами (учащение сердцебиения, расширение зрачков).

Работа состоит из  1 файл

к.р.психология ГС-10.doc

— 125.00 Кб (Скачать документ)

Решить эту проблему можно, если попытаться соединить и учесть все точки зрения, т.е. увидеть во внимании и сторону процессов и явлений, и нечто самостоятельное, независимое от них. Т.е. встать на точку зрения, согласно которой внимание как отдельный психический процесс не существует, но представляет собой вполне особенное состояние, характеризующее все эти процессы в целом. У. Джемс считал функцию отбора основой внимания: «Это когда разум охватывает в ясной и отчетливой форме нечто, в чем видится одновременно несколько возможных объектов или ходов мысли. Сосредоточение, концентрация сознания — вот его суть. Оно означает отвлечение от одних вещей ради того, чтобы эффективно работать с другими». Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи. В межчеловеческих отношениях внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов».

Онтогенез психики

Житейские наблюдения о развитии психики ребенка заключены, например, в такой пословице «Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается», т.е. народная мудрость говорит о том, что существует процесс развития ребенка и нужно вовремя учить его, передавать знания, опыт. Если будет упущен момент, то его сложно восполнить – для образности сравнение с деревом, которое пока молодое гнется, но потом оно вырастает, и его не согнешь.

В психологии онтогенез психики – это индивидуальное развитие формы активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию. В основе развития человеческой психики лежит овладение индивидом исторически сформировавшимися общественными потребностями, необходимыми ему для включения в трудовую и общественную жизнь. На начальном этапе психического развития (в младенческом возрасте) ребенок с помощью взрослых активно усваивает потребность и определенный навык общения с ними. Следующий этап развития психики ребенка (ранний возраст) связан с овладением основами предметно-манипулятивной деятельности, позволяющей ему освоить общественно выработанные способы использования простейших предметов. На следующем этапе в процессе от 3 до 6-7 лет формируются способность к воображению и к употреблению различных символов. В школьном возрасте  ребенок на основе учебной деятельности приобщается к таким формам культуры, как наука, искусство, этика, право. Психическое развитие ребенка в этот период связано с формированием у него основ логического мышления, потребности в труде и навыков трудовой деятельности. На всех этапах развитие психики человеческого индивида подчиняется закону, сформулированному Выготским: «Всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды: сперва как деятельность коллективная, социальная, второй раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребенка».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 4.

Психологический практикум

«Личностный опросник

А.Т. Джерсайлд» (Немов Р.С. Психология, в 3-х тт. – М.: ВЛАДПС, 1998. – Т.3. – С.455-464).

Автор методики: Немов Р.С.

Цель: Оценить такие качества личности человека, которые в жизни представлены в виде более или менее стойких внутренних эмоциональных состояний, влияющих на отношение человека к окружающим людям и к своей работе.

Описание методики

Приведенные в методике высказывания отобраны из типичных, по­вседневных суждений людей, которым свойственны личностные эмо­циональные проблемы и которым показана групповая психокоррек­ция или психотерапия. Они выражают собой то, в чем люди хотели бы разобраться в своей собственной жизни и глубже понять самих себя. В опроснике необходимо отметить, выражает ли приведенное суждение именно ту проблему, с которой испытуемому лично в жизни приходится постоянно иметь дело.

Количественная оценка

Ответы на вопросы в данной методике сгруппированы во­круг девяти состояний личности, которые вместе с относящи­мися к ним суждениями представлены ниже. Каждому состоянию личности в опроснике соответствует 4 суждения, а всего их — 36. Максимальная оценка степени выра­женности того или иного качества или состояния личности по данной методике равна 8, а минимальная — 0 баллов. Эти оцен­ки, соответственно, получаются таким образом. Если испытуе­мый, реагируя на то или иное суждение опросника, выбирает пер­вый ответ, то он получает 2 балла; если он выбирает второй от­вет — 1 балл; если третий — 0 баллов. Выбор четвертого вариан­та ответа — «я не знаю» — никак не оценивается в баллах. В за­ключение для каждого из девяти состояний личности определя­ется сумма баллов, полученных испытуемым по четырем сужде­ниям, связанным с данным состоянием личности. Она и пред­ставляет собой оценку данного состояния.

Качественный анализ. Результаты диагностики показывают, сильно или слабо выражено то или иное состояние личности.

Индивидуальные результаты

У меня нет сильно развитых отрицательных состояний личности. Нет таких отрицательных эмоциональных состояний как одиночество, бессмысленность существования, чувство неприкаянности, враждебного настроя к кому или чему либо, полового конфликта.  Умеренно выражены состояния свободы выбора и безнадежности, т.е. они могут проявляться в какие-то моменты моей жизни. Остальные состояния личности: свобода воли, расхождения между реальным и идеальным «Я» выражены слабо.

 

Задание 5. Проблемное решение

Следует ли считать изучение психики человека вторжением в его внутренний мир? Если да, то каковы значение и последствия подобного вторжения? Какими этическими принципами должен руководствоваться познающий?

 

Изучение психики человека можно считать вторжением в его внутренний мир, потому что в ходе исследования личности психолог узнает многое из того, что человек пытается скрыть от других или даже сам  может о себе не знать. Психолог выявляет проблемы взаимоотношений в семье, с ребенком, что является неприкосновенной тайной личной жизни пациента. Кроме того, неправильные действия психологов могут усугубить состояние и положение консультируемого человека. Уровень профессионализма психолога определяется не только его теоретическими знаниями, методологической и методической подготовкой, но и способностью строить свою деятельность с учетом этических норм.

В нашей стране этика работы практического психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях, на положениях Конституции Российской Федерации, защищающих права человека. Предпосылки свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания гуманного общества являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы и правила работы психолога формируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает.

В своей работе практический психолог должен руководствоваться следующими принципами и правилами:

1. Принцип конфиденциальности. Материал, полученный психологом в процессе его работы с испытуемым на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению и должен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни испытуемого, ни заказчика, ни психолога, ни психологическую науку.

2. Принцип компетентности психолога. Психолог имеет право браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и наделен соответствующими правами и полномочиями выполнения психокоррекционных или других воздействий.

3. Принцип ненанесения ущерба испытуемому. Организация работы психолога должна быть такой, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили ущерба его здоровью, состоянию или социальному положению.

4. Принцип беспристрастности психолога. Недопустимо предвзятое отношение к испытуемому, какое бы субъективное впечатление он ни производил своим видом, юридическим и социальным положением.

5. Принцип осведомленного согласия. Необходимо извещать испытуемого об этических принципах и правилах психологической деятельности.

Так же в Кодексе оговорены правила касающиеся таких тем, как посягательства на честь и достоинство клиентов, отношение к личным проблемам; ненанесения вреда; неправильное использование психологических знаний; неправильное использование психологами-консультантами результатов их работы; вопросы денежного вознаграждения в качестве оплаты труда психологов-консультантов; вопросы публичного выступления и публикаций и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть II

Реферативное изложение вопроса

«Педагогика как наука и практика человечества»

 

Педагогика — это наука, изучающая закономерности и целенаправленную практику обучения и воспитания человека, приобщение человеческих существ к жизни общества, связанные с этим педагогические процессы и педагогическую деятельность. Иначе говоря, наука, обеспечивающая изучение и реализацию педагогиче­ских закономерностей, выявление которых — цель и резуль­тат исследования ее объекта и предмета.

Педагогика - ровесница человечества, которое, еще формируясь, стало задумываться о воспитании и обуче­нии новых поколений, а для этого — о необходимости пере­дачи им своего опыта и организации собственного опыта потомства. Народ тонко, точно, образно подме­чал и так или иначе обобщал, практику «выращивания» преемников в общине, в семьях. Про­веряя ее вековым опытом жизни многих поколений, к тому же в различных климатических, социальных и экономиче­ских условиях, люди создавали подлинную сокровищницу народ­ной педагогики. Научные представления — всегда обобщения характер­ного, типичного, проверенного специальными исследования­ми. Бытовое знание порой сопряжено с предрассудками, субъективизмом, ориентацией на известный образец или просто житейский пример. Научное стремится быть объек­тивным. Они могут оказаться противоречивыми в частно­стях, в конкретных ситуациях (практика всегда богаче нау­ки), но в принципе ошибочно противопоставлять их друг другу, ибо они находятся, как правило, в отношениях взаи­модополнения, а не альтернативы, потому что восходят к об­щим истокам и служат общему делу. Область внимания и влияния научной педагогики также связана и с изучением, и с реализацией педагогических явле­ний и процессов.

Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи. Во-первых, освоить опыт предыдущих поколений, во-вторых, обогатить и приумно­жить этот опыт, и, в-третьих, — передать его следующему поколению. Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение овладевало опытом предков, обогащало его и передавало сво­им потомкам. Наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и ак­тивного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходи­мого для жизни и труда, называется педагогикой.

Во взглядах ученых на педагогику как в прошлом, так и в настоящем времени существуют три концепции. Представители первой из них считают, что педагогика - междисциплинарная область человеческого знания. Однако такой подход фактически отрицает педагогику как самостоятельную теоретическую науку, т.е. как область отражения педагогических явлений. В педагогике в этом случае оказываются представленными самые разные сложные объекты действительности (космос, культура, политика и др.).

Другие ученые отводят педагогике роль прикладной дисциплины, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук (психологии, естествознания, социологии и др.) и адаптированных к решению задач, возникающих в сфере образования или воспитания. При таком подходе не может быть разработана целостная фундаментальная основа для функционирования и преобразования педагогической практики.  Содержание такой педагогики составляет совокупность фрагментарных представлений об отдельных сторонах педагогических явлений.

Продуктивной для науки и практики, по мнению В. В. Краевского, является только третья концепция, согласно которой педагогика - это относительно самостоятельная дисциплина,  имеющая свой объект и предмет изучения.

А. С. Макаренко - ученый и практик, которого трудно обвинить в пропаганде "бездетной" педагогики, в 1922 г. сформулировал мысль о специфике объекта педагогической науки. Он писал, что многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является "педагогический факт (явление)". При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.

Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика. Главными задачами педагогики как науки являются выявление, формирование, накопление и систематизация знаний о воспитании и образовании человека.

Информация о работе Болевые ощущения и адаптация к ним