Анализ психологических приемов влияния лидера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:50, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение психологических приемов влияния лидера в организации.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд следующих задач:
Изучить теоретические аспекты лидерства в организации
Провести анализ психологических приемов влияния лидера.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I.Теоретические основы лидерства в организации 5
1.1.Понятие лидерства в управлении организацией 5
1.2.Типология лидерства 7
II.Анализ психологических приемов влияния лидера 13
2.1.Эффективное лидерство и лидерские качества 13
2.2.Классификация методов психологического влияния лидера на сотрудников 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38

Работа состоит из  1 файл

переделать!!!.doc

— 196.00 Кб (Скачать документ)

Конечно, в реальной жизни грани между этими типами лидерства подвижны, особенно между  конструктивным и нейтральным лидерством.

Конструктивное  лидерство, как уже  отмечалось, —  один из  важнейших компонентов эффективного руководства. Оптимальным для руководителя является сочетание в себе качеств формального и  неформального  лидера.   Однако совмещение в одном лице этих социальных ролей, особенно роли руководителя и эмоционального лидера,  труднодостижимо. Для  эффективности управления обычно  достаточно,  чтобы  руководитель  одновременно  являлся  и деловым лидером.  Конечно,  уровень  позиции,  занимаемой  руководителем  в  системе эмоциональных отношений, также  влияет на эффективность руководства.  Он  не должен быть чрезмерно низким, переходящим в антипатию.  В  последнем  случае эмоциональная неприязнь может существенно подрывать деловой и  должностной авторитет руководителя и снижать эффективность его деятельности.

 

II.Анализ психологических приемов влияния лидера

2.1. Эффективное лидерство и лидерские качества

Стоит перечислить  лидерские качества, необходимые  ему (лидеру) для эффективного управления. Таблица 1 составлена согласно теории лидерских качеств [7, С.68].

Таблица 1

Лидерские качества

Интеллектуальные способности

Черты характера  личности

Приобретенные умения

Ум и логика

Рассудительность

Проницательность

Оригинальность

Концептуальность

Образованность

Знание дела

Речевая развитость

Любопытство и  познавательность

Интуитивность

Инициативность

Гибкость

Бдительность

Созидательность и творчество

Честность

Личностная  целостность

Смелость

Самоуверенность

Уравновешенность

Независимость

Самостоятельность

Амбициозность

Потребность в  достижениях

Настойчивость и упорство

Энергичность

Властность

Работоспособность

Агрессивность

Стремление  к превосходству

Обязательность

Участливость 

Умение заручаться поддержкой

Умение кооперироваться

Умение завоевать  популярность и престиж

Такт и дипломатичность

Умение брать  на себя риск и ответственность

Умение организовывать

Умение убеждать

Умение менять себя

Умение быть надежным

Умение шутить и понимать юмор

Умение разбираться  в людях 


 

Личность лидера-руководителя можно представить в виде трех групп характеристик, которые составляют биографические характеристики, способности и черты личности.

К биографическим характеристикам относятся:

1. Возраст лидера. Проблема возрастного предела для управленческих работников высокого ранга, а также вопросы возрастного оптимума для иных видов профессиональной деятельности существуют достаточно давно. Проведенные исследования свидетельствуют, что возраст руководителя может оказывать неблагоприятное влияние на удовлетворенность коллектива общей атмосферой и различными аспектами жизни, если он значительно превышает средний возраст членов коллектива.

2. Пол лидера. Данная характеристика привлекает внимание в последнее время все больше внимания со стороны исследователей, которые пытаются объяснить различие между мужским и женским поведением в роли лидера-руководителя. Это объясняется тем, что в жизни современного общества трудно найти область, в которой женщина не играла бы важной роли. Но исследователи отмечают, что в отдельных видах деятельности, требующих от участвующих значительной речевой активности, женщины в присутствии мужчин, ведут себя робко. Поэтому женщины реже становятся лидерами и проявляют меньшую склонность, чем мужчины добиваться этой роли. Это объясняется тем, что мужчины обладают большей компетентностью в решении групповых задач, а так же их стремлением обладать преимуществом в группе. Большое значение имеет наличие определенного стандарта поведения, принятого в обществе. От исполнителя мужской роли ожидают и соответствующего поведения, а женщинам, для того чтобы к ним относились, как к достойным руководителям, приходится доказывать свои способности и присущие им деловые качества.

Имеется еще одно существенное различие между мужчиной и женщиной руководителями, а именно больший  интерес женщин к отношениям между  людьми. Замечено, что женщины превосходят  мужчин в демократичности руководства, а следовательно и в степени ориентации на человеческие отношения.

3. Социально-экономический  статус и образование. Данные характеристики очень важны для руководителя. Эффективный лидер должен обладать разнообразными знаниями в области управления и бизнеса, специальных наук, связанных с деятельностью организации, иностранными языками. В настоящее время руководители стремятся овладевать не только специальными знаниями, но и экономическими, юридическими. В нашей стране повысилась необходимость у руководителей в знании иностранных языков. Этому способствовало сотрудничество многих предприятий с аналогичными иностранными организациями. И руководитель как лицо организации должен в совершенстве обладать хотя бы одним общепринятым английским языком. Повысился интерес у руководителей и к психологическим вопросам управления. Многие из них проходят обучение и стажировку в престижных западных школах бизнеса [9, С.112].

Следующей составляющей личности являются способности. Все способности  можно разделить на общие (к ним относится интеллект) и специфические (знания, умения и т.д.). Наибольшее влияние на эффективность руководства оказывают общие способности, то есть интеллект.

Еще в 60-е годы американский индустриальный психолог Е. Гизели, обследуя группы менеджеров, пришел к выводу, что отношение между интеллектом и эффективностью руководства носит криволинейный характер. Это значит, что наиболее эффективными оказываются менеджеры не с очень высокими или низкими показателями интеллекта, а имеющие средний уровень. Но эти данные не являются каким-то стандартом для интеллектуального потенциала. Какой-то конкретный эффективный руководитель может иметь достаточно низкие результаты по проведенному тесту интеллекта.

Более поздние исследования показали, что на взаимосвязь между интеллектом и эффективностью работы оказывают воздействия и другие факторы. К ним относится мотивация и опыт руководителя, а также его отношения с вышестоящим руководством и подчиненными. Эти факторы, как следствие, имеют снижение влияния интеллекта руководителя на эффективность его деятельности.

К специфическим способностям личности можно отнести специальные  умения, знания, компетентность, информированность, которые очень важны для успешного  выполнения управленческой деятельности.

Следующая характеристика руководителя – черты личности.  Эмпирическое изучение обсуждаемого вопроса, имеет довольно длительную историю, восходящую к началу ХХ столетия. Оно в частности нашло отражение в сформулированной на Западе в 20-е годы «теории черт» лидерства или руководства.

Согласно этой теории руководители являются носителями определенных врожденных качеств, присущих только им и обнаруживающих себя независимо от специфики объективных  условий их деятельности. Причем речь в них идет преимущественно о  чертах личности руководителя.

Попытки составить некий  универсальный реестр личностных черт эффективного лидера-руководителя предпринимались  и в нашей стране. К числу  наиболее часто упоминаемых в  различных исследованиях черт личности относятся: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, ответственность, надежность в выполнении задания, независимость, общительность.

Рассмотрим каждую из этих характеристик в отдельности.

Доминантность или способность влиять на людей. Лидеру-руководителю необходимо обязательно обладать данной характеристикой, так как трудно представить, как можно эффективно управлять людьми, не оказывая на них влияния. Влияние на людей должно быть основано не только на должностных полномочиях, но и психолого-педагогических особенностях общения руководителя с подчиненными. Влияние должно иметь основой справедливый подход руководителя к подчиненному.

Уверенность в себе. Влияние этой характеристики непосредственно отражается на подчиненных, которые в случае уверенности руководителя ощущают спокойствие, поддержку, защиту, надежность, уверенность в завтрашнем дне. Таким образом, определенный психологический комфорт обеспечивает и повышает мотивацию к выполнению задания. Неуверенный в себе руководитель не может вызывать доверие и уважение к себе как со стороны подчиненных, так и со стороны руководителей равного или более высокого ранга.

Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость. Эмоциональная уравновешенность должна проявляться в контроле со стороны руководителя за своими эмоциональными проявлениями. Отношения между менеджером и подчиненными должны быть ровными, деловыми и не зависеть от личной симпатии и собственного настроения. Эмоциональная уравновешенность сказывается на эмоциональном состоянии подчиненных. Негативный всплеск эмоций у руководителя может понизить чувство уверенности у подчиненных, следствием этого будет снижение их деловой активности. Работники будут вынуждены бороться с собственными чувствами, а не с рабочими проблемами. Эмоциональная неуравновешенность может подрывать имидж руководителя в глазах деловых партнеров. Но постоянное подавление негативных эмоциональных реакций, сдерживание их способны обернуться неприятными для личности последствиями - неврозами и развивающимися на их основе психосоматическими заболеваниями типа, например, гипертонической болезни или язвенной болезни желудка. Поэтому руководитель должен обратить особое внимание на средства эмоциональной разрядки. Снятие напряжения может происходить во время занятий физическими упражнениями, общение с друзьями и близкими людьми, увлечение всевозможными хобби.

В Японии для эмоциональной  разрядки разбивают манекены, изображающие вышестоящих руководителей. Поэтому  в последние годы специалисты все чаще говорят о необходимости рациональной организации менеджерского труда, отведение достаточного времени для эмоциональной разрядки руководителей.

Лидер умеет  заботиться о своем здоровье, как  телесном, так и психическом, и  справляется со стрессами. Он понимает, что для этого необходимо вести сбалансированный образ жизни, и управляет своей жизнью и своим временем. Успешно действующий руководитель не позволяет обстоятельствам и времени управлять собой. Он хорошо чувствует себя при таком образе жизни и с удовольствием предвкушает все, что ждет его впереди каждый день. Чувствуя действие стресса, он знает, что предпринять, чтобы избежать урона для здоровья.

Креативность или способность к творческому решению задач. Залогом эффективного руководства является то, способен ли руководитель видеть элементы новизны и творчества в деятельности своих подчиненных, а также поддерживать их начинания.

Стремление к достижению цели и предприимчивость - важнейшие черты современного руководителя. В тесной связи с ними находится склонность личности к риску. Руководитель не должен останавливаться на половине дела, должен быть способен рисковать и просчитывать свой риск. Хороший руководитель занимается бизнесом не столько ради денег, (они являются для него показателем успеха, а не средством обогащения), а, сколько из-за постоянной необходимости концентрации всех умственных способностей для решения бесконечного количества разнообразных проблем. Бизнес для хорошего руководителя является необходимым стимулом и жизненно важной дозой адреналина.  Лидер имеет твердые убеждения и ясную цель. Цель есть у его жизни, цель есть у его работы. Просыпаясь, он не просто ждет, что преподнесет ему новый день. Наличие цели предполагает планирование, и каждый день приближает лидера к достижению поставленной цели. Целью обычно является осуществление мечты: мечты о том, чем станет его корпорация; мечты о том, чем станет вся его жизнь. Лидер любит и умеет - часто философски - говорить о своей мечте. Однако взгляды руководителя не должны быть окостенелыми: мечта должна развиваться, как и связанная с ее осуществлением цель.

Гибкость. Руководителю нет необходимости сосредоточиваться  в каждый данный момент на единственной проблеме: он может решать одновременно несколько задач и, когда это  необходимо, переключаться с одного направления деятельности на другое. Лидер должен быть открыт для восприятия новых идей, новых способов мышления, новых процессов. Стремящийся к успеху руководитель развивает в себе гибкость, понимая, что очень легко оказаться ограниченным своими предпочтениями и увлечениями.

Заинтересованность в  росте организации, а не в собственной  карьере. Настоящий лидер обязательно  заинтересован в том, что он оставит  после себя. Его самое сильное  стремление - не к личной власти; ему  не нужно, чтобы вся организация подгонялась под его вкусы. Уходя, он хочет оставить результат своей работы, а не унести все с собой.

Ответственность и надежность в исполнении заданий. Дефицит этих человеческих качеств мы постоянно ощущаем в повседневной жизни. Руководитель должен предпочитать ситуации, в которых необходимо нести персональную ответственность за принятое решение. Руководитель должен быть ответственным и надежным человеком, так как он является примером и олицетворением идеальной личности у своих подчиненных.

Независимость. Данная характеристика, несомненно, является важной личностной чертой руководителя, обеспечивающей ему успешность действий в различных сферах жизни организации. Какие бы советы ни принимал руководитель от окружающих его людей, конечное решение он принимает всегда сам. Чем самостоятельнее ведет себя руководитель, тем больше проявляется его независимость. Но это не исключает необходимости прислушиваться к мнению коллег или подчиненных. Главное, чтобы руководитель имел свою точку зрения на возникающие проблемы, свое профессиональное и человеческое лицо, а также поддерживал это свойство в подчиненных. Но чрезмерная независимость руководителя может перерасти в самодурство и волюнтаризм. Независимость, реализуемая таким образом, способствует снижению эффективности менеджмента.  Добивающиеся успеха руководители осознают границы своих возможностей, сотрудничают с другими, прислушиваются к ним, но когда дело доходит до принятия окончательного решения, они проявляют независимость. Приняв решение на основе всех имеющихся в их распоряжении фактов, они придерживаются его. Такого лидера нельзя принудить присоединиться к решению, с которым он не согласен: он скорее подаст в отставку, чем станет делать то, что идет в разрез с его взглядами и убеждениями.

Информация о работе Анализ психологических приемов влияния лидера